THE APPROACH TO CORRECTIVE DEVELOPING TRAINING OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article gives the analysis of the ideas of the monograph of Professor Strebeleva E.A. “Ways of formation of visual forms of thinking at preschool children with intellectual disabilities", researches methodology and approach to the definition of the content of corrective training.

Keywords:
children with intellectual disabilities, psychological and pedagogical approach, corrective training, thinking, visual-active, visual-figurative, the organization, the game, a problem situation, the choice of method of solutions, techniques, achieving the goal.
Text

Актуальность проблемы, которой посвящена монография Стребелевой Е.А., заключается в том, что дети с нарушением интеллекта составляют самую представительную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья и вопросы их социализации являются ключевыми в области образования. Самые широкие дискуссии касаются условий и содержания коррекционного обучения, методик его реализации в современной практике [1,2,4]. 

В монографии Стребелевой Е.А. раскрыта сущность психолого-педагогического подхода к коррекционно-развивающему  обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта в аспекте исследования мыслительных процессов у детей в дошкольном возрасте. Экспериментальным путем исследователь подтвердил идею о необходимости целенаправленного формирования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников с учетом особенностей их мыслительного процесса и сопровождающих этот процесс трудностей в проблемных ситуациях. Среди основных постулатов авторского подхода к коррекционному обучению умственных отсталых детей выделены следующие:

  1. Коррекционную работу с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста необходимо начинать с формирования наглядно-действенного мышления: с одной стороны, стимулировать  и развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность, а, с другой  – формировать все функции речи. Автором подчеркивается взаимосвязь практического жизненного опыта ребенка с наглядно-чувственными представлениями об окружающем, а также отражение этой взаимосвязи в слове, благодаря которому фиксируется этот опыт и обобщаются его результаты. Именно наглядно-практическая ситуация, в которой оказывается ребенок, обозначая словом свои действия, является своеобразным переходом к этапу появляющегося мыслительного процесса. На основании сформированной связи между словом и действием в дальнейшем выстраиваются полноценные образы-представления. 
  2. В процессе наглядно-практических проблемных ситуаций, в которых ребенок ищет путь их разрешения, происходит изменение характера речи и активизация речевого сопровождения, внутри которого появляются и разные функции – сопровождающая, фиксирующая, а в отдельных случаях и планирующая, что предопределяет возможности дальнейшего развития мышления. Именно практическим способом, за счет осознанного усвоения обозначений действий, направленных на достижение цели, способов ее выполнения и анализа условий деятельности, происходит обогащение словаря и становление грамматического строя речи.
  3. Целенаправленное формирование наглядного мышления в дошкольном возрасте является основным действенным средством коррекции познавательной деятельности умственно отсталых дошкольников, что составляет важное звено в формировании готовности к дальнейшему обучению в школе.
  4. Своевременная диагностика мыслительной деятельности в дошкольном возрасте позволяет определить актуальные возможности познавательного потенциала ребенка в коррекционном обучении, а также своевременно корригировать трудности социальной адаптации в окружающей среде с учетом его возможностей и доступности средств коммуникации в решении проблемных задач ближнего окружения. 
  5. Своевременная ранняя коррекционная работа с умственно отсталыми детьми в аспекте формирования наглядных форм мышления позволяет компенсировать при умственной отсталости кардинальную рассогласованность во взаимодействии двух сигнальных систем, выделяя в этом процессе первостепенный социализирующий фактор – связь действия и слова.

В монографии «Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта» автор анализирует педагогические подходы к содержанию программ коррекционного обучения детей дошкольного возраста [1. 2.4]; раскрывает закономерности и особенности мыслительного процесса у детей в норме и при отклонениях в развитии. По своей научной значимости монография Стребелевой Е.А. фундаментальна, имеет теоретическую и практическую обоснованность. В работе прослеживаются традиции отечественной школы дефектологии, на основе которых представлены оригинальные экспериментальные результаты исследования и авторское видение решения проблемы обучения умственно отсталых детей, что актуально современным потребностям специального образования.

Монография будет полезна исследователям в области  коррекционной педагогики и коррекционной психологии, имеет большую практическую значимость для практиков  педагогов-дефектологов дошкольных общеобразовательных организаций.

References

1. Baryaeva L.B. Programma vospitaniya i obucheniya doshkol´nikov s intellektual´noy nedostatochnost´yu / L.B. Baryaeva, O.P. Gavrilushkina, A.Zarin, N.D. Sokolova. - SPb.: SOYuZ, 2003. - 320 s.

2. Gavrilushkina O.P. Vospitanie i obuchenie umstvenno otstalykh doshkol´nikov. Kn. dlya vospitatelya / O.P. Gavrilushkina, N.D. Sokolova. - M.: Prosveshchenie, 1985. - 72 s.

3. Ekzhanova E.A. Programma doshkol´nykh obrazovatel´nykh uchrezhdeniy kompensiruyushchego vida dlya detey s narusheniem intellekta. Korrektsionno-razvivayushchee obuchenie i vospitanie /E.A. Ekzhanova, E.A. Strebeleva. - 4-e izd. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 272 s.

4. Programma dlya spetsial´nykh doshkol´nykh uchrezhdeniy. Vospitanie umstvenno otstalykh detey doshkol´nogo vozrasta. - M.: Prosveshchenie, 1983. - 128 s.

Login or Create
* Forgot password?