Every year in the Russian Federation there are a growing number of private sport facilities, whose management have to think about the economic efficiency of the activities under their management.
economic efficiency, profitability, fitness services
С появлением все большего числа коммерческих спортивных сооружений руководителям данных объектов, так или иначе, приходится задумываться о вопросах эффективности их использования. Проблема экономической эффективности является одной из важнейших на современном этапе развития российского рынка. Руководители спортивных сооружений должны постоянно сопоставлять показатели результатов деятельности спортивного сооружения с затратами на ее осуществление. Постоянное отслеживание данных показателей позволит определить наиболее эффективный путь развития.
Как показывает многолетняя практика работы множества спортивных организаций и фирм, успешное ведение бизнеса возможно при выполнении набора определенных условий. Одним из важнейших таких условий является квалифицированное управление спортивной организацией на основе постоянного сбора и анализа информации о целевых рынках и потребителях с последующей корректировкой деятельности спортивной организации в части кадровой, сбытовой, рекламной и прочей политики [7, с.65].
Рыночные успехи российских оздоровительных и фитнес - клубов весьма впечатляющи. В индустрии развлечений вложения в фитнесс считаются одними из самых прибыльных: они окупаются через 5-8 лет, а ежегодная реальная прибыль крупного клуба по некоторым косвенным оценкам достигает 4 - 5 млн. долларов.
Изменяющиеся условия внешней среды, изменение целей и задач требуют поиска эффективных и оригинальных проектных программ [4, с. 135]. Экономическая эффективность деятельности спортивного сооружения - эффективность использования спортивного объекта с точки зрения соотношения результатов финансово-хозяйственной деятельности организации с расходами, произведенными для достижения полученного экономического результата.
Эффективность различных видов хозяйственной деятельности рассчитывается с различными целями. Одной из целей является выявление и оценка уровня использования отдельных видов затрат и ресурсов. Другой целью также может являться экономическое обоснование и отбор наилучших решений, как то: внедрение новой услуги, технологии и т.п. [3-5].
Одним из самых эффективных видов услуг в последние годы становятся услуги фитнес-клубов или просто тренажерных залов. С каждым годом спрос только растет, несмотря на постоянно увеличивающееся число фитнес центров. Чаще всего клиенты выбирают такие залы по близости к дому или работе.
Рассмотрим повышение экономической эффективности от внедрения новой услуги на примере спортивного комплекса «Подмосковье», находящегося в собственности ПАО «Подмосковье».
Одним из самых эффективных вариантов решения проблемы по повышению экономической эффективности стало внедрение новой услуги - тренажерного зала. Это было также обусловлено тем, что в данном микрорайоне города Люберцы, в радиусе нескольких километров от СК «Подмосковье» отсутствуют фитнес-клубы.
Проведение опроса постоянных клиентов теннисного центра позволило выявить определенный интерес к внедрению новой услуги тренажерного зала, что также говорит о целесообразности данного мероприятия.
Стоит отметить, что спортивный комплекс «Подмосковье» находится в небольшом микрорайоне Панки города Люберцы. В этом микрорайоне немало жилых домов, однако, спортивная инфраструктура развита слабо, ближайший фитнес-клуб находится в 2,5 километрах от исследуемого объекта. Кроме того, немаловажным является тот факт, что СК «Подмосковье» расположен в непосредственной близости от железной дороги, в шаговой доступности от станции «Панки» Казанского направления. Таким образом, кроме ближайшего микрорайона можно также рассчитывать на жителей, живущих в непосредственной близости от соседних станций железной дороги. Это надо принимать во внимание в дальнейшем при рекламных кампаниях спортивного комплекса.
Для расчета показателей экономической эффективности стоит провести классификацию результатов и затрат. Под результатами в экономике понимается итог использования ресурсов по их прямому назначению. К ресурсам организации относятся основные производственные фонды, оборотные средства и другие, которые необходимы и достаточны для нормального процесса функционирования организации.
Расчет всех необходимых затрат на внедрение новой услуги, а также оценка приблизительного числа возможных проданных абонементов согласно планово-расчетным показателям количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, показали, что внедрение данной услуги может быть произведено с помощью собственных средств, с минимальными затратами, и данная деятельность сможет принести прибыль организации.
Весомым преимуществом открытия тренажерного зала на базе СК «Подмосковье» является то, что это не повлечет за собой увеличение арендной платы, так как используются уже имеющиеся площади. Таким образом, у данной услуги уже на этом этапе появляется небольшое преимущество относительно отдельно стоящих фитнес-клубов, у которых одной из самых больших составляющих постоянных затрат является арендная плата. Кроме того, статья расходов по коммунальным услугам также не будет составлять весомую долю в сумме общих расходов на предоставление данной услуги. Эта статья повлечет за собой лишь небольшое увеличение относительно нынешнего состояния.
Основные расходы на внедрение новой услуги будут связаны в первую очередь с закупкой и установкой тренажеров и небольшого ремонта помещения (установка дополнительных перегородок для отделения зоны для игры в настольный теннис). Кроме того, среди расходов будут также заработная плата инструкторам и маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение этой услуги для привлечения новых клиентов СК «Подмосковье».
Теперь необходимо рассмотреть все расходы по отдельным группам. В первую очередь - затраты на закупку тренажеров, необходимых для нормального функционирования зала площадью в 200 квадратных метров. Необходимо приобрести тренажеры для работы над всеми группами мышц. Для оснащения тренажерного зала в СК «Подмосковье» площадью в 200 квадратных метров, необходимо 1 548 000 рублей для приобретения всех требуемых тренажеров и комплектующих к ним.
Кроме описанных выше затрат, также единовременными будут затраты на рекламную кампанию, которая будет включать в себя несколько видов реклам. Здесь необходимо чуть подробнее рассмотреть каждый пункт. В рамках самого спортивного комплекса: плакаты, информирующие об открытии тренажерного зала, размещенные в раздевалках, возле стоек рецепции, на стенах теннисных кортов, а также на заборе, огораживающем территорию теннисного центра.
Следующим этапом рекламной кампании будет раздача листовок, приглашающих посетить тренажерный зал. Листовки должны раздаваться на таком месте, где проходит большое количество человек, к тому же, не так далеко от спортивного комплекса, что позволит охватить аудиторию, проживающую в шаговой 15-минутной доступности. Кроме того, так как спортивный комплекс находится совсем рядом с железнодорожной станцией, можно также использовать как места для раздачи листовок площади соседних железнодорожных станций, пытаясь таким образом охватить жителей тех районов, которые живут в непосредственной близости от них. В сумме рекламную кампанию в части раздачи листовок в течение одной недели будут потрачены 153 200 рублей.
Кроме того, в 400 метрах от спортивного комплекса проходит главная улица города Люберцы - Октябрьский проспект. В рамках рекламной кампании там необходимо разместить информацию об открытии тренажерного зала на крупных рекламных щитах (3X6 метро), расположенных по обочинам дороги. В сумме, на размещение в течение месяца информации об открывшемся тренажерном зале на рекламном щите, потребуется 89 400 рублей.
Таким образом, на всю рекламную кампанию необходимо потратить 242 600 рублей.
Следующим шагом будет расчет затрат, которые будут осуществляться в течение работы тренажерного зала. В первую очередь, это заработная плата сотрудников (фитнес-инструкторов). Кроме того, небольшое увеличение произойдет статьи «Коммунальные услуги», а также в расчет будут приниматься амортизационные отчисления, зависящие от суммы единовременных затрат рассчитанных выше.
Заработная плата фитнес-инструктора в тренажерном зале СК «Подмосковье» будет формироваться из двух частей: оклада и процентов от индивидуальных тренировок. Оклад будет фиксированным, с ежегодной индексацией, и будет составлять - 27 000 рублей в месяц. К тому же, каждый тренер имеет право проводить индивидуальные тренировки стоимостью 1 000 рублей в час, из которых 50% идут на их заработную плату.
В итоге ежемесячно на оклад фитнес-инструкторам уходит 108 000 рублей, а затраты будут равняться 140 400 рублей ежемесячно (108 000 * 130%) с учетом социальных отчислений.
Помимо заработной платы в числе ежемесячных расходов будет увеличение статьи коммунальных платежей. В связи с тем, что время работы спортивного комплекса увеличится приблизительно на 20%, можно предположить, принимая во внимание подход пессимистического прогнозирования, что и коммунальные платежи увеличатся на 15-20%. Это произойдет вследствие увеличения количества людей, пользующихся душевыми, что повлечет за собой увеличение расходов на водоснабжение, а также вследствие увеличения потребляемой электроэнергии.
Таким образом, так как годовые расходы на коммунальные платежи в 2015 году составляли 2 421 400 рублей, то в 2016 году, в связи с открытием тренажерного зала, они увеличатся на 20% и составят - 2 905 680 рублей, или, в среднем, 242 140 рубля в месяц.
Следующим шагом необходимо рассчитать стоимость абонемента для занятий в тренажерном зале. Для данных расчетов необходимо принимать во внимание все затраты, в частности, амортизационные отчисления, затраты на заработную плату инструкторам, маркетинговые мероприятия и другие, а также норму прибыли, которую организация хочет установить.
Абонемент в тренажерный зал в СК «Подмосковье» будет продаваться на минимальный срок в 8 недель (два месяца), ввиду того, что полезный эффект от занятий может быть достигнут минимум за такой срок, поэтому продавать абонементы сроком менее двух месяцев не имеет смысла.
Для того чтобы рассчитать стоимость абонемента на одного занимающегося, необходимо рассчитать число клиентов, занимающихся в зале за рассматриваемый период. Для этого необходимо обратиться к Приказу от 4 февраля 1998 г. N 44 «Об утверждении планово-расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений». В данном документе есть информация о количестве квадратных метров тренажерного зала на одного человека, что позволит рассчитать количество единовременно занимающихся. Также в этом документе обозначено минимальное количество часов эксплуатации зала в сутки.
Согласно приказу, на одного человека полагается 4 квадратных метра. Это означает, что в тренировочном зале СК «Подмосковье» площадью 200 квадратных метров, одновременно может заниматься до 50 человек.- 10 часов.
Эти показатели необходимы для расчета мощности тренажерного зала - нормативной численности занимающихся в сутки.
,
где M - мощность тренажерного зала,
T - время работы зала по прямому назначению в сутки,
n - количество залов,
t - время одного тренировочного занятия.
Таким образом, в тренажерном зале СК «Подмосковье» нормативная численность занимающихся людей в сутки составляет 334 человека.
Чтобы вычислить количество абонементов, которые будет возможно продать, необходимо найти обслуживающую способность тренажерного зала. Обслуживающая способность - это количество регулярно занимающихся людей в данном тренажерном зале.
где O - обслуживающая способность зала,
M - мощность зала,
6 - число дней работы тренажерного зала (согласно планово-расчетным показателям),
K - количество тренировок в неделю (в среднем 3).
Результат показывает количество абонементов, которые СК «Подмосковье» может продать, исходя из расчетов согласно планово-расчетным показателям количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
Теперь необходимо рассчитать непосредственно стоимость двухмесячного абонемента в тренажерный зал, принимая во внимание следующие затраты (все принимаются в срок 2 месяца):
амортизация тренажеров (82 223 рубля);
заработная плата фитнес-инструкторам (280 800 рублей);
коммунальные платежи (из увеличившихся на 20% годовых расходов 2 905 680 рублей необходимо вычесть расходы на обслуживание спортивного комплекса без тренажерного зала - 2 421 400 рублей и разделить на 6 периодов (по два месяца), получается сумма - 80 713 рублей);
также в сумму затрат необходимо включить стоимость спортивного инвентаря, не учитываемого в амортизации - зажимы для штанг, ремни и пояса для тяжелых весов, пояса с креплением дополнительного веса, резиновое покрытие для смягчения падения груза, коврики для упражнений на растяжение. А также стоимость гипсокартона с крепежными материалами (2 100 + 10 000 + 4 500 + 48 000 + 4 000 + 3 500 = 72 100 рублей, с учетом шести абонентных периода - 12 017 рублей);
рекламная кампания (в течение первого месяца работы тренажерного зала - 242 600 рублей);
накладные расходы (10% от заработной платы - 28 080 рублей);
также в стоимость абонемента можно перенести 20% от общей аренды земли и налога на имущество (20% от 1 180 000 рублей - 236 000 рублей в год, по 39 334 рубля на 6 абонементных периодов);
Суммарные расходы = 82 223 + 280 800 + 80 713 + 12 017 + 242 600 + 28 080 + 39 334 = 765 777* 1,15 = 880 643 * 1,18 = 1 039 158 рублей.
в стоимость абонемента также необходимо заложить норму прибыли - 15%;
также в эту сумму добавится налог на добавленную стоимость - 18%.
Как было рассчитано ранее, СК «Подмосковье» может продать 668 абонементов согласно планово-расчетным показателям, однако при расчете стоимости одного двухмесячного абонемента необходимо взять 75% от данного числа (501 человек), так как это число будет в большей степени отражать реальные условия.
Таким образом, стоимость одного абонемента в тренажерный зал СК «Подмосковье» будет составлять в месяц:
2 074 рубля
При данной стоимости абонемента СК «Подмосковье» сможет покрыть все необходимые затраты на его содержание, а также получить прибыль от этой деятельности в размере 15% от вкладываемых средств.
Теперь необходимо сравнить показатели экономической эффективности деятельности спортивного комплекса до внедрения новой услуги - тренажерного зала - и после её внедрения. Для этого необходимо рассчитать рентабельность в 2015 году, а также предполагаемую рентабельность в следующем периоде, основываясь на том, что доходы по остальным услугам остались на прежнем уровне (несмотря на то, что они показывали стабильный рост).
Рентабельность затрат теннисного центра за 2015 год составит:
Данный показатель означает, что рентабельность спортивного комплекса «Подмосковье» в 2015 году установилась на отметке в 7,9%, что является относительно неплохим показателем для спортивного сооружения в России. Однако, как показал анализ деятельности СК «Подмосковье», этот показатель не является максимальным ввиду неэффективного использования основных фондов. После мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности спортивного сооружения, предложенных в данной выпускной квалификационной работе, показатели доходов и расходов претерпят изменения:
Таблица 1
Расходы СК «Подмосковье» в 2015-2016 гг.
Расходы |
||
Статья расходов |
2015г.(руб.) |
2016г. (прогноз) (руб.) |
Заработная плата |
6 370 000 |
8 054 800 |
Коммунальные платежи |
2 421 400 |
2 905 680 |
Аренда земли |
600 000 |
600 000 |
Налог на имущество |
580 000 |
580 000 |
ЧОП |
2 400 000 |
2 400 000 |
Оснащение тренажерного зала |
0 |
1 548 000 |
Маркетинговые мероприятия |
0 |
242 600 |
Итого |
12 371 400 |
16 331 080 |
Как видно из таблицы, в расходах серьезные изменения претерпела статья «Заработная плата» за счет привлечения четырех новых сотрудников, а также появились еще две статьи расходов: «Оснащение тренажерного зала» и «Маркетинговые мероприятия». Кроме того, на 20% увеличились коммунальные платежи за счет открытия тренажерного зала. Ввиду того, что данная таблица является прогнозом на основе анализа показателей, проведенного выше, данные по другим статьям были оставлены на прежнем уровне, чтобы в более явном виде прослеживалось влияние внедрения новой услуги на экономическую эффективность спортивного комплекса.
Таблица 2
Доходы СК «Подмосковье» 2015-2016 гг.
Доходы |
||
2015г. (руб.) |
2016г. (прогноз) (руб.) |
|
Школа тенниса |
1 500 000 |
1 500 000 |
Спортивная аренда |
8 258 800 |
8 258 800 |
Коммерческая аренда |
500 000 |
500 000 |
Собственные средства |
2 800 000 |
2 800 000 |
Инфракрасная сауна |
290 160 |
290 160 |
Тренажерный зал |
0 |
6 234 948 |
Итого |
13 348 960 |
19 583 908 |
В таблице по той же причине, что и в расходах, изменения в статьях не были произведены, только появилась новая статья - «Тренажерный зал», который по проведенным ранее расчетам может принести 6 069 228 рублей за один год. Таким образом, на основе этих данных, можно рассчитать рентабельность затрат спортивного комплекса «Подмосковье» в прогнозируемом 2016 году.
Данные расчеты показывают, что в 2016 году при внедрении новой услуги - тренажерного зала - СК «Подмосковье» улучшит свою экономическую эффективность. Если в 2015 году рентабельность составляла всего 7,9%, то в 2016 году при внедрении данных мероприятий, рентабельность затрат спортивного сооружения составит уже 19,9%, что является достаточно хорошим показателем, отражающим экономическую эффективность деятельности организации.
Таким образом, в результате осуществления предложенных мероприятий, СК «Подмосковье» может улучшить рентабельность затрат с 7,9% до 19,9%, что говорит о хорошей экономической эффективности. Данный показатель, приближающийся к 20%, может характеризовать организацию как уверенного игрока на рынке спортивных услуг, особенно принимая во внимание, что большинство спортивных сооружений в Российской Федерации остаются в муниципальной собственности, где вопросы экономической эффективности практически не поднимаются.
1. Postanovlenie Gosstandarta Rossii ot 06.11.2001 № 454-st «O prinyatii i vvedenii v deystvie OKVED».
2. Prikaz ot 04.12.1998 № 44 «Ob utverzhdenii planovo-raschetnykh pokazateley kolichestva zanimayushchikhsya i rezhimov ekspluatatsii fizkul´turno-ozdorovitel´nykh i sportivnykh sooruzheniy»
3. Aleshin A.V. Menedzhment sportivnogo sooruzheniya[Tekst]: ucheb. posobie/A.V. Aleshin. - M.:RGAFK ISM, 2012. - 61 s.
4. Borisova O.V. Investitsii. Investitsionnyy analiz[Tekst]: uchebnik i praktikum / O.V. Borisova, N.I. Malykh, L.V. Oveshnikova. -M.: Yurayt, 2016.-T.1.- 218 s.
5. Borisova O.V. Vnutrifirmennyy menedzhment kak mekhanizm upravleniya organizatsiey [Tekst] / O.V. Borisova//Problemy ekonomiki, upravleniya i statistiki: sb. tr. nauch.-praktich. konf. - Volgograd: Nauchnoe obozrenie, 2016. - S. 60-67.
6. Kuzovleva I.Yu. Algoritm proektirovaniya sbalansirovannoy innovatsionnoy infrastruktury predprinimatel´skoy deyatel´nosti [Tekst] / I.Yu. Kuzovleva. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. - 2015. - № 1 (37). - S. 131-137.
7. Malykh N.I. Predprinimatel´stvo v sfere fizicheskoy kul´tury i sporta [Tekst] /N.I. Malykh// Teoreticheskie i prikladnye voprosy ekonomiki i sfery uslug.- 2012.- №8.-C. 60-76.
8. Pereverzin I.I. Menedzhment sportivnoy organizatsii[Tekst]:ucheb. posobie / I.I. Pereverzin- M.: FiS. -2013. -463s.