The article is devoted to questions of strategic management at the enterprises of the mining and chemical complex of Russia. The basic problems of modern strategic management of mining and chemical plants. The features of the strategic management of mining and chemical companies in crisis.
strategic management, mining and chemical companies, the problems of the crisis conditions
Объектом стратегического управления являются экономические системы различных уровней – крупные корпорации, малые и средние компании, различные учреждения, коммерческие и некоммерческие организации, а также отрасли промышленности, промышленные комплексы, регионы, народное хозяйство и государство в целом.
В наши дни стратегическое управление является ключевым фактором, позволяющим компаниям успешно выживать в усложняющихся экономических и рыночных условиях, но, несмотря на это, зачастую можно наблюдать отсутствие стратегичности в действиях многих компаний, что часто ведет к их поражению в конкурентной борьбе[1].
Более ярко отсутствие стратегического управления проявляется в следующих двух формах. Первая их них – когда организации, осуществляющие стратегическое управление, исходят из того факта, что внешние окружение не будет претерпевать каких-либо изменений. Попытки составления долгосрочных стратегических планов, не учитывающих изменения внешней среды, без их своевременной актуализации –признаки нестратегического управления. Вторая форма нестратегического управления – разработка программы действий с анализа внутренних возможностей и ресурсов компании. При таком подходе компания зачастую не может достичь желаемых целей, так как их достижение во многом зависит от потребностей потребителей, поведения конкурентов, рыночных и отраслевых тенденций [3].
Кроме того, стратегия динамична. Необходимо постоянно актуализировать и пересматривать стратегию, успевая за изменениями, происходящими в деловом мире и в самой компании. Источником конкурентного преимущества в современных условиях становится гибкая стратегия, которая будет сложна для воспроизведения конкурентами.
При этом необходимо не просто копирование методов и инструментов стратегического управления, которые описаны в отечественной и зарубежной литературе, а также их адаптация и соотношение с реальными условиями работы конкретной компании[5].
Конечно, само по себе стратегическое управление не может гарантировать успех в деятельности компании, однако систематическое использование инструментов и методов планирования и управления может создать целый ряд важнейших преимуществ для компании. В современных условиях ведения бизнеса актуальность стратегического управления возрастает с каждым годом.
На настоящий момент на уровне промышленных предприятий довольно часто применяются современные инструменты стратегического управления, например, такие как SWOT-анализ, PEST-анализ, построение стратегических матриц, экспертные методы и др. [2].
Вопросы стратегического управления также крайне актуальны для компаний горно-химического комплекса. Необходимо отметить, что ввиду особенностей развития рыночных отношений, первыми горно-химическими компаниями, уделившими особое значение стратегическому управлению, стали зарубежные крупные корпорации, особенно американские. Это связано, в первую очередь, с эффективным развитием практики стратегического управления.
Сегодня стратегическое управление играет огромную роль в деятельности горно-химических компаний России, хотя не все компании придерживаются принципа прозрачности, что затрудняет проведение анализа аспектов стратегического управления.
Кроме того, в рамках стратегического управления в условиях кризиса необходимо объективно оценивать сложившуюся ситуацию и определить уже существующие проблемы стратегического управления и вероятность появления новых. [6]
Одним из основных акцентов стратегического управления горно-химическими компаниями в условиях кризиса должна стать частичная переориентация на внутренний рынок, что позволит в какой-то мере сгладить колебания в состоянии внешней среды на мировых рынках. Кроме того, подобная ориентация позволит горно-химическому комплексу соответствовать стратегии имортозамещения, элементы которой постепенно внедряются в экономическое развитие страны.
В рамках такой стратегии необходимо решить следующие задачи: во-первых, необходимо создание высокоэффективных сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих производство конкурентоспособной по цене и качеству продукции, а, во-вторых, необходимо создание правового поля для обеспечения эффективной конкуренции отечественных производителей на мировом и национальном рынках.
1. Astapov K. Usloviya stabil´nogo razvitiya ekonomicheskikh sistem v sovremennom mire [Tekst] /K. Astapov// Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2005.- №2.-C.90-94.
2. Gendon A.L. Problemy razvitiya gorno-khimicheskikh kompaniy Rossii [Tekst] /A.L. Gendon. Federalizm. -2015.- №3(79).-C. 85-94.
3. Efremova E.I. Moshennichestvo v organizatsii - metody bor´by [Tekst] /E.I Efremova //Lizing. - 2014.- № 9. -S. 60-66.
4. Komarevtseva O.O. Razrabotka kompleksnoy programmy po privlecheniyu investitsiy v region agropromyshlennogo tipa na osnove modernizatsii investitsionnoy politiki (na primere Orlovskoy oblasti) [Tekst] /O.O. Komarevtseva// Ekonomicheskie issledovaniya. - 2013. - № 3(13).-C.6-7.
5. Rudenko G.G. Povyshenie effektivnosti trudovoy deyatel´nosti personala na osnove ego otsenki [Tekst] / G.G. Rudenko, V.V. Pavlova. Normirovanie i oplata truda v promyshlennosti. - 2013.- № 2. -C. 23-24.
6. Savitskiy D.V. Otsenka sinergicheskogo effekta v strategicheskom upravlenii organizatsiey [Tekst] /D.V. Savitskiy// Analiz i sovremennye informatsionnye tekhnologii v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti biznesa i gosudarstva: sb. tr. nauch.-praktich. konf.-M.: Auditor, 2016. - S. 348-352.
7. Titova E.N. Osnovnye printsipy «staroobryadcheskogo menedzhmenta» XIX veka [Elektronnyy resurs] / E.N. Titova. URL: http://naukaru.ru/journal/article/view/18909
8. Trifonova E.Yu. Model´ vybora strategii promyshlennykh predpriyatiy v usloviyakh krizisa [Tekst] / E.Yu. Trifonova, Yu.A Konovalov. Rossiyskoe predprinimatel´stvo. - 2010. - № 4 (1-156). - C. 52-57.
9. Tulaeva V.A. Metodicheskie aspekty otsenki ekonomicheskoy ustoychivosti predpriyatiya pod vliyaniem vnutrennikh i vneshnikh faktorov [Tekst] /V.A. Tulaeva. Ekonomicheskie issledovaniya. - 2014. - №4 (14).- S.10-11.