We investigate the banking system in China, the history of its development. In China, the banking sector at the end of the XX century was a predominantly state-bank financial institutions, focused on state-owned enterprises and the needs of companies. Accession to the WTO in 2001 has stepped up reforms in the banking sector. Fearing for the competitiveness of domestic banks in comparison with the foreign, the Chinese authorities have taken serious steps to strengthen the banking system. A major role in this process was assigned to the reform of large state-owned banks: Industrial and Commercial Bank of China, Construction Bank of China, Bank of China and Agricultural Bank.
the banking system, the central bank, commercial banks with state participation, credit cooperatives, money-credit policy
Банковская система КНР состоит из трех уровней. Первый уровень – Народный банк КНР. Однако в Китае к первому уровню банковской системы также относятся крупнейшие банки, которые подконтрольны государству: Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк и «большая четверка» коммерческих банков с государственным участием: Банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Народный строительный банк Китая. На вышеуказанную «большую четверку» банков приходится около 50 % всех выданных кредитов по стране, а также данные банки имеют наибольшее количество филиалов в иностранных государствах. Торгово-промышленный банк Китая, Народный строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Банк Китая соответственно занимают первые четыре места в рейтинге лучших банков мира по общей сумме активов за 2015 г. Правительство Китая стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики, предоставляя льготные кредиты через данные банки развития. Государственный банк развития ответственен за поддержку основных отраслей промышленности, строительство инфраструктуры и поддержку развития отдельных территорий. Экспортно-импортный банк предоставляет кредиты компаниям, которые экспортируют крупногабаритное оборудование, электронику, кроме того в соответствии с международными договоренностями предоставляет кредиты иностранным правительствам. Сельскохозяйственный банк Китая предоставляет государственные кредиты в целях поддержки сельского хозяйства [8].
Второй уровень банковской системы КНР представлен разнообразными кредитными учреждениями. К данному уровню относятся крупные акционерные коммерческие банки; городские коммерческие банки (минимальный размер уставного капитала 100 млн юаней); сельские коммерческие банки; корпорации по управлению активами, трастовые и инвестиционные компании; финансовые и лизинговые компании. В Китае коммерческий банк вправе выполнять следующие функции: сбор денежных вкладов с населения; выдача кредитов; выдача банковских гарантий; обеспечение внутреннего и международного расчетного обслуживания; осуществление валютных операций и оказание агентских услуг в сделках с иностранной валютой; оказание агентских услуг в денежных сборах и другое.
К третьему уровню банковской системы относятся почтовые отделения связи и многочисленные сельскохозяйственные и городские кредитные кооперативы. В целях обеспечения доступности финансовых услуг для граждан страны Правительство Китая образовало данный уровень банковской системы. Кредитные кооперативы являются ключевыми организациями в кредитовании населения.
Главным банком Китайской Народной Республики является Народный банк Китая (сокращенно – НБК). В ст. 2 Закона КНР «О Народном банке Китая» содержится следующее положение: «Народный банк Китая является центральным банком КНР. Народный банк КНР должен формировать и проводить в жизнь монетарную политику и, под руководством Госсовета осуществлять надзор и контроль над финансовой отраслью» [7]. Таким образом, Народный банк Китая в первую очередь подотчетен Госсовету (аналогу Правительства) Китая, и суверенно проводит денежно-кредитную политику государства [3].
Отличие целей Народного банка Китая от целей Банка России в том, что первый несёт ответственность за обеспечение роста экономики. В рамках политики первого стабильность валютного курса считается фундаментом развития экономики, в частности, устойчивого функционирования рынка труда. Промежуточными целями Народного банка Китая выступают величина и структура денежной массы, рост объёмов кредитования внутри страны, стабильность банковского сектора. Некоторые авторы выделяют у него такую неофициальную цель, как поддержание доходности государственных банков на определённом уровне [4, с.395].
Народный банк Китая был образован 1 декабря 1948 г. путем объединения Северного китайского банка, Банка Северного (Желтого) моря и Северо-Западного крестьянского банка. Первоначально центральный аппарат Народного банка находился в г. Шицзяжуан, а в 1949 г. банк переместился в Пекин. Народный банк был создан по аналогии с советской моделью.
В октябре 1949 г., после окончания Китайской народной революции, НБК сосредоточил у себя все контрольные функции в отношении китайских и иностранных банков на территории Китая. НБК выполнял одновременно функции Центрального банка и национального казначейства, управлял всеми коммерческими банками и контролировал их деятельность, а также осуществлял финансовый надзор в отношении небанковских финансовых институтов и страховых компаний.
С 1949 по 1978 гг. Народный банк Китая являлся основным кредитным, расчетным, а также эмиссионным центром страны. За НБК были закреплены следующие функции: эмиссия китайской валюты, обеспечение устойчивости юаня; кассовое обслуживание исполнения государственного бюджета; осуществление расчетных операций между государственными и коммерческими организациями; привлечение сберегательных вкладов населения и даже непосредственное кредитование хозяйственных предприятий на льготных условиях.
До 1979 г. Народный банк Китая являлся единственным банком в стране. К данному периоду пришло понимание, что надо создавать разноуровневую банковскую систему. Из НБК были выделены три специализированных банка: Банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Строительный банк Китая. На Банк Китая (Bank of China) было возложено осуществление валютных операций. Два других уполномоченных банка были озадачены кредитной поддержкой приоритетных отраслей экономики: сельского хозяйства и строительства. В 1984 г. возник четвертый специализированный банк – Промышленно-торговый банк Китая. В 1983 г. было принято решение Госсовета КНР, согласно которому за Народным банком Китая были закреплены исключительно функции Центробанка. Народный банк Китая перестал осуществлять прямые расчетно-платежные и кредитные операции с организациями и населением КНР. Банковская система стала включать централизованный регулятор (Центральный банк) и специализированные кредитные учреждения. С тех пор Центральный банк осуществляет макроэкономические функции и не взаимодействует напрямую с конечными заемщиками в лице предприятий и населения [5, с.104].
18 марта 1995 г. состоялся III пленум Всекитайского конгресса народных представителей, на котором окончательно за Народным банком Китая закрепили статус Центрального банка страны по аналогии с российским Центробанком.
В подтверждении состоявшегося решения был принят «Закон о Народном банке Китая» от 10.05.1995 г., согласно которому капиталы банка являются государственной собственностью и соответственно полностью финансируются государством. Госсовет КНР своими нормативными актами регламентировал структуру подразделений Народного Банка Китая, их функции, состав и порядок работы.
В 1998 г. была проведена большая структурная реформа, в результате которой все провинциальные и местные отделения НБК были упразднены. Филиалы Народного банка были открыты в девяти регионах, при этом границы их полномочий не соответствовали административно-территориальному делению.
В марте 2003 г. состоялась первая сессия Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва, на этой сессии было принято решение о двойственном статусе Народного банка, т.е. он является одновременно подразделением Госсовета КНР и Центральным банком.
Руководство НБК осуществляется управляющим и его заместителями, которые назначаются и снимаются с должности Председателем Китайской Народной Республики. Их кандидатуры утверждаются Всекитайским собранием народных представителей или постоянным комитетом, который действует между сессиями.
Главные функции Центробанка: обеспечивает финансовую стабильность, проводит денежно-кредитную политику; обеспечивает устойчивость валюты КНР (юаня), осуществляет денежную эмиссию; регулирует финансовые рынки, в том числе рынок межбанковского кредитования, межбанковский рынок облигаций, валютный рынок, рынок золота; осуществляет хранение и использование государственных золотовалютных резервов.
Кроме того главный банк создает правила расчётов, мониторинга отмывания денег, финансовой статистики, проводит экономический анализ и прогнозирование, участвует в международной финансовой деятельности.
За соблюдением различных требований, норм, стандартов ведения банковского дела, а также выявлением рисков следит действующий при Госсовете КНР Комитет по управлению и контролю банковской деятельности (China Banking Regularity Commission), в функции которого входит:
- наблюдение за банковскими институтами и регулирование сделок в банковской сфере;
- защита справедливой конкуренции в банковском секторе;
- увеличение конкурентоспособности национальных банков;
- поддержание общественного доверия в банковском секторе;
- защита интересов вкладчиков и клиентов;
- выдача разрешений на учреждение иностранных банков в Китае и т.д.
Интересным в Законодательстве Китая является требование о тщательном отборе кандидатов на руководящие должности в банковской сфере. Согласно закону КНР «О коммерческих банках» лицо, имеющее в своей биографии один из нижеперечисленных фактов, не имеет права претендовать на высшие позиции в банке: 1) приговоренное к тюремному заключению или лишенное политических прав по статьям о даче или получении взяток, нелегального завладения имуществом или хищение народной собственности; 2) служившее в качестве директора в совете директоров, являвшееся директором или менеджером компании, которая затем обанкротилась из-за плохого управления, и несущее личную ответственность за это банкротство; 3) бывшее юридическим представителем компании, чья лицензия на осуществление деловых операций была отозвана из-за нарушений закона, и несущее личную ответственность за эти нарушения; 4) не сумевшее выплатить крупный долг [9].
В банковской практике страны предусмотрены такие инструменты, как штрафные санкции в отношении банковских работников и организаций, уличённых в неправильном выполнении нормативных документов НБК. Помимо использования штрафных санкций, могут использоваться также: отзыв лицензий, дающих право привлекать депозиты, приостановка расчётов, проходящих через данную банковскую организацию [1, с. 243].
В соответствии с Законом «О Народном Банке КНР» Народный банк формулирует и проводит в жизнь государственную монетарную политику, целью которой является поддержание стабильности денежного обращения, и таким образом, содействие экономическому росту. Следует подытожить, что в Китае действует хорошо скоординированная, устойчивая и конкурентоспособная банковская система. Проводимая денежно-кредитная политика Народного банка Китая сыграла немалую роль в преодолении последствий мирового финансового кризиса [13, с.113].
В КНР «плотное» регулирование деятельности банковских структур, с одной стороны, во многих случаях сыграло роль защитного механизма и «спасательного круга» не только для финансовой системы, но и экономики в целом. Данное обстоятельство отчетливо проявилось в наиболее сложный период мирового финансово-экономического кризиса. Начиная с 2008 г., в условиях сокращения объемов иностранных инвестиций и экспортных заказов, в стране решалась задача поддержания устойчивых темпов макроэкономического роста на основе активизации внутреннего потребления. Для этого активно задействовались меры кредитной и финансовой экспансии, направленные на стимулирование платежеспособного инвестиционного и потребительского спроса. В результате в 2009 г. сумма вновь выданных китайскими банками КНР кредитов выросла в сравнении с предыдущим годом вдвое, достигнув 9,6 трлн юаней. Послужив действенным катализатором хозяйственной деятельности, активная кредитная политика позволила в короткие сроки в основном компенсировать негативное влияние внешних факторов на национальную экономику и тем самым помогла Китаю быстрее других стран справиться с первой, наиболее разрушительной волной мирового экономического кризиса [6, с. 60].
С середины 2013 г. в банковской системе Китая начался новый этап реформирования, выразившийся в том, что Народный банк Китая окончательно либерализовал процентные ставки, официально отменив нижнюю границу ставок по банковским кредитам [10, с.73].
В мае 2015 г. в Китае была введена система страхования банковских вкладов [11, с. 26].
30 ноября 2015 г. Международный валютный фонд (МВФ) принял решение о включении китайского юаня в корзину резервных валют SDR (специальных прав заимствования) [2]. Уже 1 октября 2016 г. юань стал пятой валютой в корзине, тем самым доказывая, что экономика Китая является одной из наиболее устойчивых и развитых экономик мира.
Включение юаня в корзину валют МВФ, безусловно, стало крупной победой китайской экономической дипломатии. Вхождение юаня в корзину валют не дает сиюминутных выгод и даже наоборот накладывает новые обязательства. Однако Китай действовал из расчетов на перспективу [12, с.52].
1. Bogolepov L.A. Ispol´zovanie opyta razvitiya sovremennoy bankovskoy sistemy Kitayskoy Narodnoy Respubliki. Biznes v zakone. - 2012. - №1. -S.242-244.
2. Kitay prodolzhaet ponizhat´ kurs yuanya [Elektronnyy resurs]. EKD: ezhedn. internet-izd. - 2015. - 10 dek. - URL:. http://ekd.me/2015/12/yuan-falling (data obrashcheniya 09.11.2016).
3. Katasonov V.Yu. Internatsionalizatsiya yuanya [Elektronnyy resurs]. RussiaPost.su - URL:. http://www.russiapost.su/archives/36336 (data obrashcheniya 09.11.2016).
4. Lin O.V. Monetarnye metody Narodnogo banka Kitaya v bor´be s inflyatsiey. Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae. - 2014. - №44-1. - S.395-401.
5. Lin O.V. Tsentralizovannoe regulirovanie denezhno-kreditnoy sistemy Kitaya v svete opyta SShA i Velikobritanii. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2016. - №1. - S.103-110.
6. Novoselova L.V. Novyy etap ekonomicheskoy reformy v KNR: finansovye aspekty. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. - 2014. - №2. - S.58-69.
7. O Narodnom banke Kitaya [Elektronnyy resurs]: zakon KNR (prinyat na 3-y sessii 8-go s´´ezda VSNP 18.03.1995 g.). Rezhim dostupa: http://law.uglc.ru/bank.htm/4.
8. Ofitsial´nyy sayt finansovoy kompanii «Interfin treyd» [Elektronnyy resurs] URL: http://www.iftr.ru/main/china/business/banks
9. Ofitsial´nyy sayt «UGLCorporation» [Elektronnyy resurs] URL: http://law.uglc.ru/capital.htm/4
10. Tszya Sun. Finansovo-denezhnye mekhanizmy i rol´ bankovskoy marzhi v Kitayskoy ekonomicheskoy reforme. Problemy Dal´nego Vostoka.- 2016. - №2. - S.73-80.
11. Tsyplakov S.S. Deval´vatsiya yuanya: prichiny i posledstviya. Problemy Dal´nego Vostoka. - 2015. - №5. -S.25-31.
12. Tsyplakov S.S. Eshche raz o deval´vatsii yuanya. Problemy Dal´nego Vostoka. - 2016. - №2. - S.50-58.
13. Chebanenko E.N. Denezhno-kreditnaya politika Narodnogo banka Kitaya v period mirovogo finansovogo krizisa. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya. - 2013. - №1. - S.113-118.