Russian Federation
Present paper focuses on signs of the population legal culture and investigates forms and methods of law information support for legal literacy.
legal literacy, legal consciousness, Right-to-Know, legal mention
В условиях продолжающегося процесса формирования рыночного общества и построения демократического государства особую значимость приобретает вопрос о роли правовых законов и их знание населением, а также умение правильно применять положения законодательства к определенным ситуациям в жизни. Достижение правовой грамотности населения предполагает получение каждым человеком доступа к тексту любого закона, наличие навыков и умения понимать содержание и последствия исполнения или неисполнения предписаний и запретов законов, уяснение степени ответственности за неисполнение положений законов. Важно также понимание роли органов власти, обязанных осуществлять контроль и надзор за исполнением законов и имеющих право применять предусмотренные законом санкции. Рост правовой грамотности и правосознания граждан является многогранной задачей, выполнение которой способствует повышению действенности Законодательства.
Правовая грамотность – это общее знание правовых основ государства, видов права и норм, регулирующих отношения людей на основе Закона. Правовая грамотность становится действенной силой лишь тогда, когда органически взаимодействует с гражданским и правовым сознанием. Гражданская сознательность помогает понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы; оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки [6, с. 247]. Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. утверждены (Пр-1168) «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Этот документ определяет принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики нашей страны в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В нем сказано, что правовое просвещение и правовое информирование граждан – основные направления государственной политики. Государство создаёт условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьёзной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права [4].
В Федеральном законе от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан определено как одним из основных направлений профилактики правонарушений[2].
Таким образом, можно сделать вывод, что сложно переоценить значение правовой грамотности населения, которая является вопросом государственной важности. Рассмотрим вопрос обеспечения населения правовой информацией, что является необходимым аспектом в решении вопроса правовой грамотности.
Право на информацию закреплено в п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Это право принадлежит каждому от рождения и относится к категории основных прав согласно ст. 17 Конституции РФ. В содержание данного права входит возможность доступа к информации, реализуемая через право каждого искать и получать определенные сведения, в том числе и правовую информацию [1].
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 1) определяет доступ к информации через возможность её получения и использования [3]. Отмечу несколько принципов обеспечения права на доступ к информации, которые определены в Модельном информационном кодексе для государств – участников СНГ[5]:
- Доступность и открытость информации;
- Достоверность и полнота информации;
- Своевременность предоставления информации.
Доступ к правовой информации осуществляется путем опубликования официальных документов в специальных изданиях, размещения их в базах данных, таких как система ГАРАНТ и КонсультантПлюс. Например, местом официального опубликования Федеральных законов является ежедневная «Российская газета», еженедельная «Парламентская газета», ежемесячный журнал «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Портал также является местом официального опубликования актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, как зарегистрированных в Минюсте, так и тех, что признаны не нуждающимися в государственной регистрации, Конституционного Суда РФ, органов государственной власти субъектов РФ, международных договоров РФ. Кроме этого, многие федеральные органы имеют свои порталы, которые тоже являются местом официального опубликования их документов. Это – Министерства финансов, юстиции, культуры, спорта, сельского хозяйства и др. Публикация документов на сайтах – оперативная и малозатратная операция, и, что особенно важно, сайты доступны для всех желающих.
В структуре органов государственной власти есть специализированные службы, на которые возлагаются полномочия по обеспечению доступа к правовой информации. Эти органы обязаны соблюдать установленные сроки.
К концу 1998 г. при поддержке Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правового управления Государственной Думы Министерством культуры Российской Федерации, ФАПСИ и РФПР была разработана и принята межведомственная Программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек». Благодаря ещё одному проекту Российского фонда правовых реформ – «Правовое образование в школе» – были сделаны шаги по подключению библиотек, не только взрослых, но и детских и юношеских, к созданию правовых центров. Публичные центры правовой информации (ПЦПИ) в силу своей общедоступности стали тем местом, где граждане имеют доступ к правовой информации и могут использовать эту информацию для защиты своих гражданских интересов. Кроме этого, у них есть возможность высказать свои предложения и претензии к местным законам и иным нормативным актам. ПЦПИ стали местом, где всё это может быть услышано, обсуждено, систематизировано и донесено до органов власти. В Центрах регулярно проводятся практические занятия для повышения правовой грамотности пользователей и обучение самостоятельному поиску правовой информации в Интернете. Узнать, есть ли рядом с вашим домом или учебным заведением такой центр, можно по адресу: http://www.pcpi.ru, на котором обозначены все существующие центры. Этапы создания ПЦПИ, проблемы, цели, решеные задачи описаны в [7].
О Центре правовой информации Российской государственной библиотеки (РГБ) в своей статье пишет Верхоланцева Т.Ю. (сотрудник РГБ). Особенности поиска правовых документов в ЦПИ РГБ зависят от носителя (бумажного или электронного) информации. Центр стремится поддержать оба формата, так как при обращении к конкретному документу пользователи предпочитают использовать печатные издания, а на этапе поиска удобнее пользоваться электронными изданиями. Электронные ресурсы Центра представлены программными продуктами ФАПСИ, Министерства юстиции, а также справочно-правовыми системами ведущих фирм страны: «Гарант», «Интралекс», «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Равновесие Медиа», «Референт-Сервис» и т.д. Они позволяют хранить и распространять большой объем самой разнообразной правовой информации, предоставляют новые инструменты поиска нормативно-правовых актов, облегчают труд библиографа. На базе ЦПИ РГБ создана модель ресурсного центра по праву на основе сочетания традиционных и электронных ресурсов [8].
Трудно переоценить значение справочных правовых систем (СПС) в обеспечении правовой грамотности населения, причем не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности. Рассмотрим вклад СПС в информационно-правовое обеспечение правовой грамотности на примере системы ГАРАНТ.
Все документы в системе ГАРАНТ проходят юридическую обработку, в процессе которой расставляются гиперссылки; добавляются юридические комментарии, облегчающие изучение документа; составляется краткий обзор документа (аннотация); документы со сложной внутренней структурой снабжаются оглавлением; материалы сопровождаются исчерпывающей справочной информацией. Читать обработанный документ значительно проще, можно сразу найти ответы на возникающие вопросы. Материалы Энциклопедии судебных решений позволяют быстро познакомиться с мнением судов по наиболее распространенным вопросам. Обновляемые Энциклопедии решений позволяют без труда разобраться в незнакомом вопросе. Причем вопрос освещается комплексно в современной интерактивной форме: приводятся необходимые формы документов, дается описание похожей практической ситуации. Работая с системой ГАРАНТ, даже не специалист способен разобраться в сложных правовых вопросах.
Наши законодатели чаще всего вносят изменения в действующее законодательство, новые законы составляют не более 15% всех принятых законов. Например, в Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.95 более пятидесяти Федеральных законов внесли изменения. Однако все документы в системе ГАРАНТ открываются в действующей редакции, все изменения туда уже внесены. Причем аналитический инструмент системы – Машина времени – позволяет посмотреть текст документа на любую заданную дату, как в прошлом, так и в будущем, т.е. обратиться к любой редакции. Так, в Законе «Об акционерных обществах» уже приняты изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г. Эту редакцию можно посмотреть, задав в Машине времени дату «01.01.2017». Кроме этого, система позволяет сравнить любые две редакции.
Правовые документы в систему ГАРАНТ поступают прямо от эмитентов на основе договоров об информационном обмене. Так, закон появляется в системе ГАРАНТ буквально через сутки после опубликования, причем за эти сутки он проходит юридическую обработку. На информационно-правовом портале ГАРАНТ (www.garant.ru) в разделе «Горячие документы» правовые акты появляются в день официального опубликования, правда, без юридической обработки. На портале также есть доступ к интернет-версии системы ГАРАНТ. Важное её достоинство – ежедневное обновление. В нерабочее время (вечером и в выходные дни) открыт доступ практически ко всему Федеральному законодательству. Но надо отметить, что доступ к аналитическим материалам в общедоступной интернет-версии закрыт.
Компания «Гарант» в рамках программы обеспечения прав граждан на правовую информацию предоставляет полную версию системы ГАРАНТ на безвозмездной основе в
ПЦПИ; в библиотеки, где нет правовых центров, но есть техническая возможность установить систему; в юридические и экономические вузы для обеспечения учебного процесса.
Несмотря на простую и логичную организацию доступа к правовой информации, нельзя сказать о высокой правовой грамотности населения. Основная проблема – человеческий фактор.
Во-первых, гражданин должен сам проявить инициативу для изучения правовых актов. Несмотря на то, что незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение, принцип активного изучения Законодательства работает слабо. На мой взгляд, помощь в решении данной проблемы в основном должны оказать средства массовой информации, а именно телевидение и радио, т.к. печатные СМИ читают немногие. Человек должен увидеть и услышать то, что его заинтересует и побудит изучить вопрос более детально. А при желании, найти необходимую правовую информацию можно. Такие передачи должны идти в удобное время и длиться 15-20 мин. Каждую передачу можно посвятить одному вопросу, например, регистрации недвижимости. За отведенное время человек должен получить всю необходимую информацию по его практической реализации: куда обратиться, что заполнить, сколько заплатить и т.п.
Во-вторых, несмотря на обязательность официального опубликования, нередко нормативные акты не публикуются вовсе, а просто передаются для размещения в справочную правовую систему. Например, текст «официально опубликован не был, но в системе ГАРАНТ присутствует». Однако надо отметить, что после появления «Официального интернет-портала правовой информации» (www.pravo.gov.ru) подобные нарушения стали редкостью, т.к.публикация принятого документа на портале – несложная операция.
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii.
2. Federal´nyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. N 182-FZ "Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Rossiyskoy Federatsii".
3. Federal´nyy zakon ot 27 iyulya 2006 g. N 149-FZ «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii».
4. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom RF 28 aprelya 2011 g. Pr-1168).
5. Model´nyy informatsionnyy Kodeks gosudarstv - uchastnikov SNG. Prinyat Mezhparlamentskoy Assambleey gosudarstv 3 aprelya 2008 g.
6. Vishnyakova S.M. Professional´noe obrazovanie: slovar´, klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual´naya leksika / S. M. Vishnyakova. - M.: NMTs SPO, 1999. - 538 s.
7. Aleksey Demidov rukovoditel´ MOO VPP YuNESKO «Informatsiya dlya vsekh», Marks Usachev, nachal´nik otdela bibliotek Federal´nogo agentstva po kul´ture i kinematografii, Vyacheslav Yudin, zamestitel´ nachal´nika upravleniya Spetssvyazi FSO Rossii. Publichnye tsentry pravovoy informatsii/ Zhurnal «Narodnoe obrazovanie» № 2 (1355) za 2006 god.
8. Verkholantseva T.Yu. Formy organizatsii dostupa k pravovoy informatsii v Tsentre pravovoy informatsii Rossiyskoy gosudarstvennoy biblioteki. Deyatel´nost´ Tsentrov pravovoy informatsii po obespecheniyu dostupa naseleniya k normativnoy dokumentatsii mestnykh organov vlasti. Sbornik materialov respublikanskogo seminara (Syktyvkar, 17-18 oktyabrya 2005 g.). - Syktyvkar, 2005. - S. 38-44.