Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is dedicated to actual issues of development of human capital, investment to intangible assets and competences development of new generation of professionals. Authors examine this approach using the example of the «Competence platform» project for creating formation of developing environment which allows to create atmosphere of the competence development, identification of professional «self-position» and conditions for disclosure of human potential and talents along with providing opportunities for personal and professional growth.

Keywords:
formating environment, professional development, competences, human capital
Text

Самые успешные современные практики указывают на то, что именно те,

кто собирают вокруг себя команды людей, готовых расти вместе с компанией и

вкладывают в этот рост ресурсы, добиваются наилучших результатов. В

современной реальности конкуренция компаний происходит уже в области

выстраивания систем управления талантами, создания лучших условий для

реализации потенциала людей. «Облачные технологии» уже применимы к

человеческому капиталу - коммуникации, нетворкинг, идеи и мозговые штурмы,

ментальные и дорожные карты, все, что относится к неосязаемым активам,

образует, создает и увеличивает мощность лидера, бизнеса, некоммерческой

компании или государства.

Развитие компетенций как руководителя, так и персонала имеют характер

долгосрочных вложений. Не зря именно во время кризисов отмечается

повышенный спрос на бизнес-образование и личные коучинговые программы.

Когда становится понятна нестабильность вложений в материальные вещи,

человеку свойственно обращаться к собственной личности, профессионализму,

талантам. И в ход уже идет другая логика - для достижения целей более высокого

порядка нам необходимо доращивать компетенции как свои, так и людей в своей

команде. Причем в современном мире быстро стирается грань между

личностными и профессиональными компетенциями. Когнитивная гибкость,

творческие способности, эмоциональный интеллект, решение комплексных задач

- те составляющие, над развитием которых работают лучшие в своем деле, и это

ежедневный труд, дающий самую большую отдачу. Long-life-learning (обучение в

течение  всей  жизни)  становится,  скорее  уже  правилом.  «Человек

совершенствующийся» приходит и лидирует в разных областях. В этом свете

развитие компетенций очень логично выглядит в одном из своих английских

аналогов перевода - «capacity building» - наращивание потенциала или мощностей.

А именно в человеческом капитале и неосязаемых активах кроются безграничные

16

возможности как бизнеса, так и государства. Развивая и доращивая компетенции

себя и своей команды, мы вкладываем в будущее. И какой быть новой реальности

- решать нам.

В данном случае важнейшую роль играет формирование развивающей

среды в качестве одного из ключевых факторов развития человека как

профессионала и его личностных и узко профессиональных компетенций в

частности. В частности, выделяя основные качества человека-лидера нового

времени, в качестве поддерживаемых им процессов выделяют реагирование на

вызовы, сопровождение и развитие внутренней среды, конструирование проектов

развития с людьми и сообществами из внешней среды, обеспечение среды

внедрения таких проектов [6].

В свете практического подхода к формированию среды развития и

применения компетенций мы можем рассмотреть проект «Компетентностная

платформа»,  реализуемого  в  качестве  площадки  для  объединения

заинтересованных сторон (работодатели, образовательные учреждения, эксперты

и соискатели) в деле оценки, развития и применения компетенций. В основе

данного подхода лежат принципы человека в качестве субъекта собственного

развития, обучения в течение всей жизни long-life-learning и принцип обучения на

практике - worked-based learning. Среда, объединяющая профессионалов, включая

их в разнонаправленную деятельность, формирующую общую атмосферу, в

которой становится возможным повышение осознанности, рефлексии, обмен

опытом, создание конструктивного диалога и включенность в совместную

деятельность, позволяющую сторонам добиваться синергии действий.

Формирование среды предполагает комбинацию разноуровневых аспектов:

в  том  числе,  исследователями  выделяется  моделирование  среды  с

проектированием образа результата [5], к техникам, применяемым для

проектирования такого образа мы можем отнести совместную работу над

видением, разработку стратегических карт и форсайт-сессии.

Еще один из выделяемых аспектов - постепенность перехода к

профессионализму [4]. В данном случае выделяется именно постепенность

перехода  к  профессионализму  в  отличии  от  поэтапного  перехода  к

профессиональной деятельности. К примеру, если мы рассмотрим развитие

профессионала в лонгитюде, при поэтапном подходе переход к трудовой

деятельности будет обусловлен окончанием образовательного учреждения,

предполагающего  необходимостью  трудоустройства  после  окончания

образовательного  учреждения.  В  случае  перехода  к  профессиональной

деятельности в связке «вуз - работа» мы можем говорить о потенциальных

трудностях адаптации и возможности возникновения внутриличностных и

межличностных конфликтов при переходе из позиции «объекта», получающего

знания, ожидающего ресурсов «извне» к вынужденной позиции субъекта, от

которого зависит будущее карьерное развитие и становление в качестве

профессионала. В случае постепенного перехода к профессионализму мы говорим

об осознанном выстраивании карьерного пути и постоянного наращивания

компетенций, в том числе, и за счет включения в различные формирующие среды

(сообщества).

17

Выделяют следующие аспекты формирующей среды: организационная,

формирующаяся, преобразующе- созидательная, рефлексивная [7]. Обращаясь к

примеру «Компетентностной платформы» мы можем говорить об обоснованности

каждого из аспектов: организационный - структура проекта предполагает

создание определенной системы взаимодействия, организующий взаимодействие

участников между собой, основу данной структуры составляет формат

консорциума,  позволяющего  сторонам  действовать  сонаправленно.  К

формирующейся среде мы можем отнести процессы, возникающие спонтанно -

участники находят новые контакты, образуют между собой сети взаимодействия,

совместно решают проблемы и создают новые проекты. К преобразующе-

созидательному  аспекту  мы  можем  отнести  специальные  мероприятия

(стратегические и экспертные сессии, мастер-классы, образовательные модули,

профессиально-моделирующие игры, практикумы), в рамках которых происходит

получение новых знаний и развитие компетенций участников. Последний, но не

по важности аспект - рефлексивный. Профессиональная рефлексия сопровождает

каждый этап взаимодействия, является ключевым аспектом осознанности и

саморазвития. В качестве примера формирующей среды можно привести одну из

стратегических сессий «Компетентностной платформы», в рамках которой

участникам было предложено разделиться на 4 группы в соответствии с

принадлежностью  к  социальному  институту  (стажеры,  работодатели,

образовательные организации и эксперты) и попробовать поменяться местами,

почувствовав себя в роли друг друга, осознать проблемные зоны другой группы и

предложить решения данных проблем. Задания оказалось действительно

сложным, даже опытные люди очень долго не могли избавиться от осознания себя

в собственной, уже годами осознанной роли. Интересен тот факт, что наиболее

легко с данной задачей справилась самая молодая возрастная группа - стажеры,

что может быть объяснено гибкостью их мышления, возможности пластично

встраиваться и адаптировать собственную «я-позицию» под потребности среды

или внешние задачи.

В данном случае мы применяем термин «я-позиции» профессионала [1] «Я-

позиция» отражает 3 фактора - «я-концепция», применительно к «я-позиции»

профессионала - восприятие собственной роли в качестве профессионала (к

примеру, я - руководитель, я - эксперт, я - методолог и пр.), выбираемые им

стратегии - применительно, к примеру, к бизнес-сфере мы можем выбирать

стратегию избегания или стратегию управления рисками, что будет обуславливать

как наши дальнейшие шаги, так и самовосприятие и восприятие внешним

окружением, и чувственный, эмоциональный аспект - то, как мы ощущаем себя в

данной «я-позиции».

В формирующей среде наиболее активно реализуются наши «я-позиции» в

качестве личности и профессионала, через призму других мы видим себя, через

внутренний  диалог  и  рефлексию  анализируем,  формируем  осознание

собственного профессионального «я». Таким образом «я-позиция» всегда

включает в себя способ интерпретации реальности, к примеру, произошедшего

события, способов влияния на ситуацию, эмоционального восприятия данной

ситуации [2]. я-позицию профессионала - уникальная группа концепций,

18

стратегий и чувств/ощущений, выражающихся через голос в диалоге с другими

голосами [3].

Включаясь во внешние диалоги (здесь - одной форм для профессионалов в

различных областях может служить дискуссионная площадка), либо включаясь в

игровое моделирование ситуации студент примеряет на себя роль будущего

специалиста, расширяет границы восприятия, видит модели и слышит опыт

старших, а опытный профессионал - учится гибко реагировать на изменения

внешней среды, менять собственные «я-позиции» в соответствии с требованиями

внешней среды и для решения проблемных ситуаций, что позволяет в условиях

совместной  деятельности  формировать  сообщества  и  аккумулировать

интеллектуальный капитал.

Именно формирующая среда в данном аспекте создает соответствующую

атмосферу развития компетенций и условия для раскрытия потенциала и таланта

человека, предоставляя возможности для личностного и профессионального

роста.

References

1. Germans Kh M Ya kak obshchestvo i-pozitsii: dialogicheskom podkhod k konsul´tirovaniyu. Zhurnal gumanisticheskoy konsul´tirovaniya. 2015

2. Monereo C Kompleksnyy dialogichnym metod issledovaniya lichnosti uchitelya stroitel´stvo. Analiz professional´nogo rosta. Universitat de Barselona. 2014

3. Monereo, K., Vays, C. Al´vares Izmenenie universitetskikh prepodavateley identichnost´: Obuchenie na osnove teatralizovannykh intsidentov. 2013

4. Derkach, A.A. Psikhologo-akmeologicheskie osnovy i sredstva optimizatsii lichnostno-professional´nogo razvitiya budushchikh spetsialistov. M.: Izd-vo RAGS, 2010.

5. Kuz´mina, N.V. Predmet akmeologii. Izd. 2-e, ispr. i dop. / N.V.Kuz´mina. SPb.: Politekhnika, 2002. 189 s.

6. Lepskiy, V. E. Refleksivno-aktivnye sredy innovatsionnogo razvitiya. -M.: 2010.

7. Solov´ev, O. I. Razvitie professionala v akmeologicheskoy srede. M.: 2011.

Login or Create
* Forgot password?