The article considers the complex of the existing legal acts regulating the innovative activity. The analysis of the dynamics and structure of innovative activity of the Russian enterprises is given. The attention is focused on solving the problem of increasing the effectiveness of innovation.
state science and technology policy, national innovation systems, innovation policy, innovative environment, innovative infrastructure, innovative activity.
В условиях современной российской экономики государство играет важнейшую роль в поддержании и развитии инновационной активности. Государственная поддержка инновационной деятельности в широком значении представляет собой целенаправленный комплекс мер, принимаемых органами государственной власти для создания должных правовых, экономических и организационных условий и стимулов для организаций, осуществляющих инновационную деятельность. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 198-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» государственная поддержка инновационной сферы должна опираться на следующие принципы:
•• программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
•• доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности;
•• опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
•• публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности;
•• приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
•• защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
•• приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
•• обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития;
•• целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности [1].
1. Federal’nyy zakon ot 23.08.1996 N 127-FZ “O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politike” [Federal Law of 23.08.1996 N 127-FZ “On Science and State Scientific and Technical Policy”].
2. Pis’mo Prezidenta RF ot 30.03.2002 N Pr-576 «Osnovy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti razvitiya nauki i tekhnologiy na period do 2010 goda i dal’neyshuyu perspektivu» [Letter from the President of the Russian Federation 30.03.2002 N Pr-576 “Fundamentals of Russian policy in the field of science and technology for the period up to 2010 and beyond”].
3. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r [Russian Federation Innovative Development Strategy for the period until 2020, approved by the Federal Government of 8 December 2011 № 2227-p].
4. Ivashchenko N.P. Ekonomika innovatsiy [Economics of Innovation]. Moscow, MAKS Press Publ., 2014. 351 p.
5. Ivanov V.V., Ivanova N.I., Rozebum Y., Khaysbers Kh. Natsional’nye innovatsionnye sistemy v Rossii i ES [National innovation system in Russia and the European Union]. Moscow, TsIPRAN RAN Publ., 2006. 280 p.
6. Bystrov A.V., Yusim V.N., Svirchevskiy V.D. Politika dinamicheskoy optimizatsii razvitiya vysokotekhnologichnykh otrasley promyshlennosti [Policy dynamic optimization of high-tech industries]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy [Research and development. Economy firmy]. 2014, I. 4, p. 7.
7. Ivanov V.V. Innovatsionnaya politika Rossii: varianty i perspektivy [Russian Innovation Policy: Options and Perspectives]. Innovatsii [Innovations]. 2011, I. 2, p. 148.
8. Ignatova L.N. Trudovye resursy i modernizatsiya natsional’noy ekonomiki [Human resources and modernization of the national economy]. Trud i sotsial’nye otnosheniya [The labor and social relations]. 2011, I. 6, pp. 14-15.
9. Ofitsial’nyy sayt Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki RF [The official site of the Federal Service of State Statistics]. Available at: http://www.gks.ru/ (accessed 15 May 2016).