The article justifies the personal-activity approach to the problems of education of college students. The article presents organization of students self-government for the realization of personal-activity approach. The article describes the problem of acquirement by the students of self-government activity as the main for professional and personal formation. The author also gives the conditions of realization in the process of educational work in the terms of educational association.
education of students, the educational process, the educational system works, the system of vocational education, student-activity approach.
Личностный подход, возникший в конце 50-х –начале 60-х годов ХХ в. в США как воплощение идей гуманистической психологии А. Маслоу, Р. Нея, К. Роджерса, В. Франкля и др., является одним из методологических принципов педагогики и психологии, так как объектом своего исследования данные научные отрасли имеют личность. Именно к ней адресована система гражданских, правовых, моральных норм и меры педагогического процесса [6–9,11,13–14,16–17 и др.].
Однако личность развивается в деятельности, поэтому особо значимой в нашей работе стала теория деятельности. По мысли С.Л. Рубинштейна, «деятельность – это процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру» [15, с. 256]. Согласно С.Л. Рубинштейну, человек сознательно преобразует мир. Сознание, в свою очередь, проявляется и формируется в деятельности. Можно утверждать, таким образом, что активность человека проявляется в его сознательной деятельности. Сознание и деятельность «так взаимосвязаны, что открывается подлинная возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается» [там же, с. 30]. Иными словами, «в деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность» [там же, с. 177] .
На характер обусловленности становления личности многосторонней деятельностью и общественной жизнью указывает в своих трудах Б.Т. Лихачев. Он подчеркивает, что личность должна быть готовой к решению задач, выдвигаемых жизнью [10, с. 164].Ведущая роль деятельности в процессе образования личности определяется следующими факторами:
– деятельность выражает уровень активности личности, определяет ее способность реализовать отношения с окружающим миром;
– эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений.
Это возможно только посредством активной деятельности – А.Н. Леонтьев [5], С.Л. Рубинштейн [15], Д.Б. Эльконин [21] и др. Актуальность деятельностного подхода определяется исходя из закона психологии о единстве деятельности и развития личности, который носит всеобщий характер.
Существует целый ряд российских и западных философско-аксиологических теорий, рассматривающих человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности. Источником исследования выступают фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения, в частности, идеи:
– в первую очередь, идеи отечественных дореволюционных педагогов: Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского [19,20], очень интересны в этом плане педагогические воззрения К.Д. Кавелина, на которые обратила внимание исследователь Е.Н. Титова [4,18].
–касающиеся интегрального подхода к личности как к индивиду и субъекту деятельности, о единстве личности, сознания и деятельности, разработанные К.А. Абульхановой-Славской, В.Г. Афанасьевым, А.Н. Леонтьевым и др. [1, 2–3, 5 и др.];
– о развитии личности в деятельности и общении.
В связи с этим А.В. Мудрик отмечает, что участие в деятельности с общественной направленностью создает практику общественного поведения, где юноши и девушки не на словах, а на деле учатся подчинять личные интересы общественным [12]. Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана, способы и средства достижения цели, ради которых человек стремится к достижению определенной цели, и, наконец, результат самой деятельности. Личность характеризуется основными, кардинальными целями, которые являются движущими силами деятельности человека, его поведения. Основные цели интегрируют личность. Она реально существует лишь в процессе достижения целей, выработки планов деятельности, поисков способов их осуществления, оценки результатов и т.п.
В целом, личностно-деятельностный подход к воспитанию означает, что, прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача воспитания – создание условий развития гармоничной, нравственной, совестливой, социально активной, профессионально компетентной личности гражданина России.
Личностно-деятельностный подход к воспитательной работе в колледже выражается:
– в признании деятельности духовно-практического освоения личностью своих отношений с обществом и государством и определении своего места в системе этих отношений;
– в осуществлении целостности воздействий на интеллектуальный, ценностно-нормативный, эмоциональный и действенно-практический компоненты мировоззрения личности;
– в индивидуализации процесса воспитания;
– в комплексном анализе педагогического процесса.
Для реализации личностно-деятельностного подхода в колледже оптимальным, по нашему мнению, станет организация студенческого самоуправления. В предмете нашего исследования отражена проблема овладения студентами самоуправленческой деятельностью как основой профессионального и личностного становления, а также выявление условий ее реализации в процессе воспитательной работы в условиях образовательного объединения. Особо важное место занимает целостная характеристика самоуправления, так как она определяет активную, целенаправленную и конструктивную позицию человека в профессиональной деятельности и перспективе его развития. В практической жизни подобная позиция характеризует человека как самостоятельного и творческого.
Для субъекта деятельности характерно: наличие личных мотивов, побуждающих к действиям и поступкам; овладение действиями, решающими соответствующие задачи; способность к рефлексии действий, позволяющих субъекту действовать осознанно.
Развитие у студентов колледжей навыков самоуправления может осуществляться, на наш взгляд, с помощью различных форм и способов самоуправления, среди которых можно выделить: работа студенческих общественных организаций; работа студенческих органов самоуправления (студенческих советов, обществ, комиссий и т.п.); проведение студенческих собраний, конференций. В СУЗе может не быть догматических методов воспитания, студентам должна быть предоставлена возможность самореализации исамоуправления. Необходимо создавать в средне-профессиональных учебных заведениях благоприятные условия для существования любой студенческой самоуправляемой организации, если она несет положительный воспитательный эффект. Это могут быть студенческие организации как длительного, так и краткосрочного периода действия, как созданные по инициативе преподавательского коллектива, так и по инициативе самих студентов, как совместные (в организацию, действующую на принципах самоуправления, входят и преподаватели и студенты), так и чисто студенческие.
Мы можем сделать вывод о том, что самоуправленческая деятельность имеет множество организационных форм и студенту необходимо реализовать себя в какой-либо из них или в совокупности. Мы полагаем, что формирование навыков самоуправления необходимо начинать с первых дней обучения в колледже, поскольку максимально раннее вхождение, «включение» студентов в самоуправление позволит им сразу апробировать себя, сравнить имеющиеся у них представления о самостоятельной деятельности с реально существующими требованиями, эталоном, осознать границы своего «незнания» и выработать план дальнейших действий. Далее студент переходит от самоанализа на основе сравнения своих личностных свойств и действий с критериями эталона к самоанализу, основанному на сравнении своего результата с предыдущим, фиксируя как степень продвижения вперед, так и степень соответствия своих достижений в области самоуправления предъявляемым требованиям. Переход от внешней оценочной деятельности самоуправления куратором к самоанализу и самооценке, если у студентов недостаточно сформированы умения и навыки самоуправленческой деятельности, может осуществляться поэтапно:
1. Содержательная развернутая оценка куратора, создающая для студента ориентированную основу действия в области самоуправления.
2. Включение субъектов самоуправления в коллективные, групповые формы анализа и оценки результатов самоуправленческой деятельности (групповая рефлексия).
3. Индивидуальный самоанализ и самооценка самоуправленческих
навыков студента.
Приобретаемые самоуправленческие навыки обеспечивают: становление способности быть независимым (обладать твердой позицией, иметь возможность выбора); осознание взаимозависимости, сопричастности и понимание важности существования других; формирование и развитие собственных ценностей; уважительное отношение к ценностным системам других; образование собственного личностного опыта; овладение способностью работать в группе, приобретение опыта группового взаимодействия.
Развитие рефлексивно-оценочных способностей студентов становится условием не только эффективного осуществления ими своей учебной деятельности, но и творческого развития личности специалиста, готового к постоянному совершенствованию себя и своей профессиональной деятельности. Таким образом, мы видим, что самоуправление студентов является важным условием эффективности воспитательной работы в колледже на основе личностно-деятельного подхода.
Оценочно-регулятивный компонент системы реализации самоуправления студентов позволяет определить критерии, отражающие степень интеграции всех предшествующих компонентов системы, охарактеризовать как связи и отношения между ними, так и их взаимодействие с окружающей средой и подтвердить эффективность воспитательной работы.
1. Al´bukhanova-Slavskaya K.A. Problema lichnosti v psikhologii [Tekst] / K.A. Al´bukhanova-Slavskaya. Psikhologicheskaya nauka v Rossii KhKh stoletiya: problemy teorii i istorii. - M.: IP RAN, 1997. - S. 270-373.
2. Afanas´ev V.G. Mir zhivogo: sistemnost´, evolyutsiya i upravlenie [Tekst] / V.G. Afanas´ev. - M., 1986. - 333 s.
3. Afanas´ev V.G. Obshchestvo: sistemnost´, poznanie i upravlenie [Tekst] / V.G. Afanas´ev. - M.: Politizdat, 1981. - 432 s.
4. Kavelin K.D. Svoboda prepodavaniya i ucheniya v Germanii [Tekst] / K.D. Kavelin //Sobr.soch. v 4-kh t. - SPb., 1897-1900. T.3. S. 5-91
5. Leont´ev A.A. Deyatel´nost´. Soznanie. Lichnost´ [Tekst] / A.A. Leont´ev. - M., 1975. - 304 s.
6. Likhachev B.T. Vvedenie v teoriyu vospitatel´nykh tsennostey [Tekst] / B.T. Likhachev. - Samara, 1998. - 85 s.
7. Likhachev B.T. Vospitanie: neobkhodimost´ i svoboda [Tekst] / B.T. Likhachev. Pedagogika. - 1994. - № 2. - S. 35 - 40.
8. Likhachev B.T. Pedagogika [Tekst]: kurs lektsiy / B.T. Likhachev. - M.: «Yurait», 1999. - 522 s.
9. Likhachev B.T. Sotsiologiya vospitaniya i obrazovaniya [Tekst]: kurs lektsiy po sotsial´noy pedagogike / B.T. Likhachev. - Ryazan´: RGPU, 1999. - 288 s.
10. Likhachev B.T. Filosofiya vospitaniya [Tekst] / B.T. Likhachev. - M.: Prometey, 1995. - 282 s.
11. Makarenko A.S. Sochineniya v semi tomakh [Tekst] / A.S.Makarenko. - M.: APN RSFSR, 1959-1960.
12. Mudrik A.V. Sotsial´naya pedagogika [Tekst]: uchebnik dlya vuzov / A.V. Mudrik; pod red. V.A. Slastenina. - M.: Akademiya, 2002. - 200 s.
13. Muronov A.A. Vospitanie kak deyatel´nost´. Opyt sots.-filosof. analiza [Tekst] / A.A. Muronov. - Barnaul: Izd-vo AGIIK, 2003. - 159 s.
14. Novikova L.I. Vospitatel´naya sistema: Iskhodnye pozitsii [Tekst] / L.I.Novikova. Sovetskaya pedagogika. - 1996. - № 11. - S. 61-64.
15. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Tekst] / Rubinshteyn. - SPb.: Piter, 2007. - 720 s.
16. Selivanova N.L. Vospitatel´naya sistema i vospitatel´noe prostranstvo - effektivnye mekhanizmy vospitaniya lichnosti [Tekst] / N.L. Selivanova. Vospitat´ cheloveka: sb. mater. po probl. Vospitaniya / pod. red. V.A Berezinoy, I.A. Zimney i dr. - M.: Venta-na-Graf, 2002. - S. 174-189.
17. Selivanova N.L. Sinergeticheskiy podkhod k upravleniyu vospitatel´noy sistemoy shkoly [Tekst] / N.L. Selivanova //Sovremennye gumanitarnye podkhody v teorii i praktike vospitaniya: sb. nauch. statey / sost. i otv. red. D.V. Grigor´ev, red. E.I. Sokolova. - Perm´: POIPKRO, 2001. - 128 s.
18. Titova E.N. Pedagogicheskie vozzreniya K.D. Kavelina: printsipy didaktiki i vospitaniya [Tekst] / E.N. Titova. Vestnik sovremennoy nauki. 2015. № 6 (6). S. 16-18.
19. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Tekst] / K.D. Ushinskiy. - M.: Pedagogika,1974. - 584 s.
20. Ushinskiy K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya: Opyt pedagogicheskoy antropologii [Tekst] / K.D. Ushinskiy. - T. 1 - M. - L.,1950. - 775 s.
21. El´konin D.B. Psikhologiya igry [Tekst] / D.B. El´konin. - M.: Vlados, 1999. - 360 s.