LEGAL ASPECTS OF TURNOVER OF AGRICULTURAL LANDS IN POST-SOVIET RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is considering the development of the legislation regulating the turnover of agricultural lands in post-Soviet Russia. Such legislation is very peculiar, taking into account the complete ban of the civil turnover of land plots in the Soviet period and the lack of legal regulation of this problem in the active phase of the land reform (the middle and the second of the half 1990 years). The author used abstract-logical, comparative-legal, formal-legal and historical methods. The article highlights the stages in the development of legislation, their peculiarities, as well as the main tasks at these stages. Also the different sectors of modern domestic agricultural land use were revealed and the main differences in their legal regime were investigated. The main attention is paid to the Federal law “On turnover of agricultural lands” (2002), the conditions in which it was enacted, and its subsequent adjustments. The general conclusion is that the legislation which is regulating the turnover of agricultural lands, despite the its high dynamism and excessive politicization, turned out to be more stable than the other parts in the land policy of the state and the laws which define of such policy. The nearest prospect of the development of the legal mechanism for regulating the turnover of agricultural lands was reviewed. Also this article analyzes key factors which are affecting on this prospect.

Keywords:
Agricultural lands, turnover of lands, property, land shares.
Text

Одним из ключевых направлений земельной реформы 1990-х гг. стали массовая приватизация земли и разрешение ее рыночного оборота. Земельный рынок (как позитивная мотивация) наряду с введением в тот же период платы за землю (негативная мотивация) должны были обеспечить экономически обоснованное перераспределение земли — побудить хозяев неэффективно используемых участков отказаться от ненужной им земли.

В начальный период земельная реформа была очень тесно переплетена с аграрными преобразованиями. Именно решение продовольственной проблемы страны было главной задачей земельной реформы. 

Реформа осуществлялась в несколько этапов, затрагивая различные сектора аграрного землепользования. В связи с этим целесообразно осуществить определенную периодизацию в развитии федерального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также выделить в нем различные по своему правовому режиму сегменты. 

Такие сегменты в аграрном землепользовании (со свойственными им особенностями в правовом режиме земель) существовали и в советский период — это товарный и нетоварный сектора агропромышленного комплекса (АПК). Законодательное урегулирование вопросов, связанных с оборотом земельных участков, предоставленных (предоставляемых) населению, было осуществлено в достаточной степени уже в начальный период земельной реформы.

На первом этапе земельной реформы (1990—1991 гг.) даже с учетом новаций и спорности некоторых ее положений задачи и способы осуществления преобразований практически не вызывали отторжения. А ведь именно в тот период у колхозов и совхозов была изъята примерно десятая часть используемых ими земель, которая затем была предоставлена гражданам.

Разногласия, различные коллизии и сомнения в достаточности юридической силы принимаемых решений начались в конце 1991 г., когда был издан Указ Президента РФ, согласно которому начались сплошная реорганизация сельскохозяйственных предприятий и наделение практически всего сельского населения земельными долями (в счет земель колхозов и совхозов). Данный Указ стал началом качественно нового этапа в развитии аграрной и земельной реформ (и соответствующего законодательства). 

Во-первых, это выражалось в переходе от декларативного допущения частной земельной собственности к ее реальному появлению. При этом сектор товарного аграрного производства в части землепользования оказался разделен на три существенно отличающихся сектора:

1) земли реорганизованных колхозов и совхозов, переданные в общую долевую собственность их работников (и некоторых других групп сельского населения), — это примерно пятая часть общей площади категории земель сельскохозяйственного назначения и более 60% сельскохозяйственных угодий в ее составе. В данном секторе, где предполагалась максимальная мобильность земли (как результат раздела на доли), на долгий период возникли трудности с ее перераспределением;

2) несельскохозяйственные угодья указанных предприятий — тогда они не были приватизированы (а в большинстве случаев они и в настоящее время остаются в государственной собственности);

3) земли нереорганизованных хозяйств или таких, где приватизация земли не проводилась или проводилась по особым условиям, — в дальнейшем именно эти земли значительно раньше других, используемых в товарном производстве, оказались вовлеченными в сделки гражданско-правового характера.

Во-вторых, на определенный период указы Президента РФ стали определять вектор дальнейшего развития земельной реформы, по существу именно они тогда оказались основными источниками земельного права (нарушив тем самым принцип соподчиненности правовых актов по их юридической силе). Последующие два года посредством подзаконных актов (как указов Президента, так и постановлений Правительства) шло расширение прав собственников земельных участков и земельных долей. 

References

1. Bogolyubov S. A. Zemel´noe zakonodatel´stvo i Kontseptsiya razvitiya grazhdanskogo zakonodatel´stva. Zhurnal rossiyskogo prava. 2010. № 1.

2. Bogolyubov S. A. Ekologicheskoe pravo: uchebnik dlya vuzov. M., 1998.

3. Volkov S. N. Zemleustroitel´noe obespechenie oborota i ispol´zovaniya zemel´ sel´skokhozyaystvennogo naznacheniya. Agroprodovol´stvennaya politika Rossii. 2012. № 1.

4. Zharikov Yu. G. Normy grazhdanskogo prava v sfere zemel´nykh otnosheniy. Zhurnal rossiyskogo prava. 2011. № 11.

5. Lipski S. A. Aktual´nye problemy gosudarstvennogo regulirovaniya rynochnogo oborota zemel´ sel´skokhozyaystvennogo naznacheniya. Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel´. 2006. № 8.

6. Lipski S. A. Gosudarstvennoe regulirovanie oborota zemel´ sel´skokhozyaystvennogo naznacheniya v usloviyakh razvitiya rynochnykh otnosheniy (teoriya, metody, praktika: rossiyskaya model´ kontsa KhKh - nachala KhKhI veka): monografiya. M., 2005.

7. Lipski S. A. Zadachi zemleustroystva v agrarnom sektore na sovremennom etape. APK: ekonomika, upravlenie. 2013. № 11.

8. Lipski S. A. Zemel´nye doli: sovremennye problemy i perspektivy. Nedvizhimost´ i investitsii. Pravovoe regulirovanie. 2005. № 4.

9. Lipski S. A. O razvitii federal´nogo zakonodatel´stva, reguliruyushchego oborot zemel´ sel´skokhozyaystvennogo naznacheniya. Agrarnoe i zemel´noe pravo. 2013. № 2.

10. Lipski S. A. Pravovoy mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniya rynochnogo oborota zemel´ sel´skokhozyaystvennogo naznacheniya v sovremennoy Rossii: osobennosti formirovaniya, tendentsii i perspektivy. Pravo i ekonomika. 2011. № 12.

11. Nauchno-prakticheskiy kommentariy Federal´nogo zakona «Ob oborote zemel´ sel´skokhozyaystvennogo naznacheniya» / pod red. A. A. Yalbulganova. Dostup iz SPS «Konsul´tantPlyus».

12. Pasikova T. A. Osobennosti grazhdanskogo oborota zemel´nykh uchastkov sel´skokhozyaystvennogo naznacheniya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2008.

13. Rumyantsev V. P. Osobennosti dogovora kupli-prodazhi zemel´nykh uchastkov sel´skokhozyaystvennogo naznacheniya. Zhurnal rossiyskogo prava. 2013. № 8.

14. Ustyukova V. V. Federal´noe i regional´noe zakonodatel´stvo ob oborote zemel´ sel´skokhozyaystvennogo naznacheniya: problemy sootnosheniya. Agrarnoe i zemel´noe pravo. 2005. № 4.

15. Khlystun V. N. Zemel´nye otnosheniya v rossiyskom agrosektore. Otechestvennye zapiski. 2012. № 6.

Login or Create
* Forgot password?