The author in the research devoted to justice concerning minors, considers it as part of social policy of the state. State approaches on realization of social policy, by means of the analysis of the federal legislation and other bylaws are for this purpose investigated. Also the analysis of the international documents concerning juvenile justice and their introduction in the national legislation is provided. The author provides the short analysis of features of mentality in teenage age and its influence on behavior of the minor, his ability of an assessment and perception of in society. Such analysis allows the author to draw a conclusion on importance of knowledge of the specified features at investigation of criminal cases concerning minors and administration of justice on such affairs. For interest of readers historical information on justice development concerning minors is given in Russia where existence of specialization of judges on affairs in the relation of minors is noted. The current state of judicial system of Russia concerning administration of justice concerning minors, and also court role is analyzed. Result of research is the conclusion about need of creation for Russia juvenile justice.
Juvenile justice, juvenile policy, juvenile court.
Вопрос введения ювенальной юстиции все больше волнует людей в России. У ювенальной юстиции есть как сторонники, так и противники. Основным аргументом «против» является боязнь изъятия ребенка из семьи.
Статья 7 Конституции РФ определила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики Российской Федерации, особый вид социальной деятельности, урегулированной нормами международного и национального права, направленной на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.
На законодательном уровне ювенальная политика закреплена в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в соответствии с которым были установлены цели и основные направления указанной политики. Государственная ювенальная политика претворяется в жизнь через систему всех учреждений и организаций, деятельность которых направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних.
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, в Российской Федерации определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также ориентированные на создание дружественного к ребенку правосудия. Под дружественным к ребенку правосудием Национальная стратегия подразумевает систему гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующую уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств уголовного дела.
Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях по Второму периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия.
Между тем в Третьем периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка был дан обширный анализ активной законотворческой деятельности (включая как принятие нового законодательства, так и реформирование существующего), направленной на защиту прав несовершеннолетних, в том числе в судах.
Так, рассмотрев российский доклад, Комитетом ООН по правам ребенка было отмечено, что ряд рекомендаций, сделанных после изучения Второго периодического доклада России, не был учтен в достаточной мере, в том числе по вопросам, связанным с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних. Относительно информации, представленной Россией в Третьем периодическом докладе, Комитет выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не учреждены суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно. В частности, в качестве первоочередных мер необходимо ускорить работу по реформированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы уголовные дела лиц, не достигших 18 лет, рассматривались в системе правосудия в отношении несовершеннолетних, а не в системе обычного правосудия.
1. Bozhovich L. I. Lichnost´ i ee formirovanie v detskom vozraste. M., 1968.
2. Gravina A. A. Kontseptsiya razvitiya zakonodatel´stva o sudoustroystve. Kontseptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel´stva. M., 2010.
3. Kon I. S. Sotsiologiya lichnosti. M., 1967.
4. Kontseptsiya sudebnoy reformy v Rossiyskoy Federatsii / sost. S. A. Pashin. M., 1992.
5. Mezhdunarodno-pravovye standarty v ugolovnoy yustitsii Rossiyskoy Federatsii: nauch.-prakt. posobie / otv. red. V. P. Kashepov. M., 2012.
6. Opyt i perspektivy vvedeniya elementov yuvenal´noy yustitsii v Rossii: mater. seminara / otv. za vypusk R. R. Maksudov. M., 2003.
7. Rabets A. M. Yuvenal´noe pravo Rossiyskoy Federatsii. M., 2013.
8. Rudnev V. I. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-protsessual´nogo zakonodatel´stva. Kontseptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel´stva. M., 2010.
9. Sitkovskaya O. D. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: psikhologicheskiy kommentariy (postateynyy). M., 2009.