Moskva, Moscow, Russian Federation
Actual aspects of modern higher professional training, such as the ways of competent approach realization while preparing of experts, requirements to organization and maintenance of students' independent work, problems of high school graduates’ methodological preparation are considered in the article.
Bologna process; competent approach; education quality; education methodology.
Общеизвестные процессы развития человеческой цивилизации на рубеже XX—XXI вв. — интернационализация, плавно перешедшая в глобализацию, безутешные поиски «устойчивого равновесия», попытки осмысления нового понятия «глокализация», затяжной кризис, весьма условно именуемый «экономическим», — все это находит отражение в перманентных попытках адаптации системы образования к трансформациям в стране и мировом сообществе.
Это важно и оправданно. На современном витке научно-технической революции интеллектуальный потенциал страны — составляющая экономического и социального развития страны — определяется качеством образования в стране в целом и высшего образования в частности. Тревожная тенденция снижения качества образования и его фундаментальности, неумолимо ведущая в условиях рыночной экономики к утрате конкурентных преимуществ, не оставлена без внимания. На протяжении десятилетий мы перманентно реформируем, разрабатываем, проектируем…
В 2003 г. Россия присоединилась к так называемому Болонскому процессу. Суть его заключается в формировании Зоны европейского высшего образования, основанной на общности фундаментальных принципов его функционирования. Это предполагало скоротечную (3—5 лет) переориентацию отечественной системы на построение новой модели двухуровневого профессионального образования. Скоротечную, по сравнению с процессом формирования общеевропейской системы высшего образования, уже прошедшей три периода в развитии общеевропейских тенденций в высшей школе во второй половине XX века (с Римского договора 1957 г.). С сожалением приходится констатировать, что на первый взгляд мы продолжаем удерживать за собой характеристики «догоняющей» и «мобилизационной» цивилизации, руководящая элита которой стремится подражать форме, запаздывая в понимании содержания. С другой стороны, мы не можем не нести ответственности за подготовку той самой «элиты».
Проблемы направленности университетского образования «в долгой истории европейских университетов» проанализировал в 1993 г. Н.С. Розов в своей книге «Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и онцепция базового гуманитарного образования в высшей школе». Он пишет: «…несмотря на многократные колебания, постоянно восстанавливался баланс ориентации на общество (социоцентризм образовательных ценностей — обеспечение потребностей общества в специалистах требуемой квалификации), культуру (культуроцентризм — воспроизводство и развитие интеллектуальных и духовных традиций) и человека (антропоцентризм — предоставление образовательных услуг индивиду).
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5. - S. 34-42.
2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. URL: http://old.vvsu.ru/dap/development_program/files/zimnyaya.pdf
3. Lappo-Danilevskiy A.S. Metodologiya istorii. - M.: Izd. dom «Territoriya budushchego», 2006.
4. Landsheer V. Kontseptsiya «minimal'noy kompetentnosti». Perspektivy. Voprosy obrazovaniya. - 1988. - № 3.
5. Materialy diskussii o kompetentnostnom podkhode. URL: http://www.eidos.ru/journal/(2002-2009 gg.).
6. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. - M.: Egves, 2006.
7. Rozov N.S. O modelyakh universiteta v sovremennoy Rossii. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2007. - № 10. - S. 71-75.
8. Shishov S.E. Kontseptual'nye problemy monitoringa kachestva obshchego obrazovaniya. - M.: Izd-vo NTsSiMO, 2008.