Lugansk, Ukraine
The article deals with the most important issues arising in the development of accounting and audit of inventories, particularly in the context of the crisis situation in the country, as well as the effects of the global crisis, with the further development of accounting and auditing of inventories.
The development of accounting and auditing, the crisis, the effects of the global crisis, inventories.
Бухгалтерский учет и аудит материальных запасов является неотъемлемой частью экономического учета, наряду с технической, оперативной и статистической отчетностью. Самым важным фактором в обеспечении их единства, является основной запас в качестве источника данных для последующего накопления, систематизации и обобщения информации в соответствии с целями, требованиями и методологией каждого вида учета.
В этой статье мы рассмотрим основы бухгалтерского учета и аудита производственных запасов в условиях глобального кризиса, для выявления соответствующих последствий в деятельности предприятий и организаций всех форм собственности.
В условиях мирового кризиса, ведения бухгалтерского учёта, в особенности производственных запасов усугубилось. Бухгалтерский учёт обеспечивает непрерывный поток информации обо всех хозяйственных операциях.
Общепринято, что владение информацией в наше время открывает новые возможности, как для производителей, так и для потребителей. Информация на данном этапе развития мировой экономики представляет собой специфический товар, который представляет собой огромную ценность для его пользователей. С помощью информации мы можем видеть общую картину, сложившуюся на предприятии, в отрасли, в регионе и в стране в целом. Бухгалтерская информация дает полное представление о деятельности организации на всех этапах ее развития, начиная от открытия компании, и заканчивая его ликвидацией. Учитывая специфику бухгалтерской информации можно сделать вывод о том, что владелец этой информации не только видит все происходящие события на предприятии, но и может сделать вывод о том, на какие статьи необходимо обратить внимание, чтобы не допустить снижения прибыли, спад производства или же пути к получению статуса банкрот.
Для того, чтобы правильно видеть картину происходящих событий на предприятии, принять правильные решения и сделать правильный вывод можно заключить, что аудит является важной процедурой на предприятии. Для того, чтобы оценить состояние компании, недостаточно только предоставить достоверную отчетность. К вопросу аудита предприятия руководство должно отнестись с особым вниманием, так как правильные и достоверные аудиторские выводы, которые используют полную информацию, предоставленную предприятием, дадут правильную оценку общего финансового состояния предприятия и помогут руководству определить дальнейший курс развития организации.
Все факты о хозяйственных операциях создают общий поток экономической информации для дальнейшего управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности. Указанная информация формируется в бухгалтерском учёте, а также используется для составления управленческих и статистических отчётностей [1]. Также немаловажным остаётся тот факт, что на основе вышеуказанной информации, которая формируется в бухгалтерском учёте путем корректировки, составляются налоговые отчёты, в соответствии с налоговым законодательством (предназначенные для фиксируемых целей и являющимися обязательными для субъектов хозяйствования).
Термин «производственные запасы» подразумевает различные вещественные элементы, которые используются в качестве сырья в производственном обороте [2]. Они полностью используются в производственном обороте и в полной мере переносят свою стоимость на себестоимость продукции. Но, к сожалению, на сегодняшний день это понятие немного изменилось, с чем это связанно, мы попытаемся объяснить. Так как во многих странах увеличился подоходный налог, а также государственный сбор на перевозку товаров через таможенные границы, многим отечественным предприятиям и организациям, которые закупают производственные запасы за пределами своего государства, приходится оплачивать практически половину стоимости производственных товаров, только лишь за доставку их к месту назначения. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что закупка производственных товаров, отечественными предприятиями и организациями, в период мирового кризиса, крайне не выгодна для них.
Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и пр.) являются субъектами, над которыми трудится человек для получения готовой продукции. В отличие от инструментов, которые сохраняют свой производственный процесс в его форме и передаче ценности продукта постепенно, производственные запасы используются в целом и переносят свою себестоимость в стоимость изготовляемого продукта, а также заменяются после каждого производственного цикла. В промышленности постепенно увеличивается потребление запасов в производстве [3]. Это связанно с расширением производств, значительной доле материальных затрат, себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. В условиях перехода к рыночной экономике, в особенности в условиях мирового кризиса, мы можем уделить внимание такому немаловажному вопросу, как улучшение качества использования производственных запасов. Однако, в связи с повышением себестоимости производственных товаров, повысился процент изготовления некачественной продукции, что связанно с умыслом предпринимателей закупать более некачественные производственные запасы по более низкой цене.
Немаловажным вопросом при осуществлении бухгалтерского учёта и аудита является инвентаризация материальных запасов при их отправке.
Проведение инвентаризации преследует следующие цели:
– правильное и своевременное документирование всех операций в закупочной деятельности, получение и выдача материалов; выявление и отражение затрат, связанных с их подготовкой; расчет и списание отклонений по направлениям затрат;
– контроль над сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения;
– постоянный контроль над соблюдением стандартов по установке инвентаря;
– систематический контроль над использованием материалов в производстве на основе разумных норм их расходования;
– мониторинг технологических отходов и потерь, их использование;
– своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;
– своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных ресурсов, контроль над значениями, которые находятся в пути, в случае нефактурированных поставок.
Первичные документы на получение производственных запасов являются неотъемлемой основой для организации учёта [4]. Первичные документы являются предварительными, для осуществления текущего и последующего контроля над движением и осуществления безопасности в использовании производственных запасов.
Первичные документы по движению материальных запасов должны быть оформлены тщательно, с обязательным содержанием подписей лиц, совершивших ту или иную операцию, а также с указанием соответствующих кодов объектов учёта [5]. Это делается для того, чтобы следить за соблюдением правил регистрации движения производственных запасов главному бухгалтеру и руководителям соответствующих ведомств.
Контроль над выполнением плана материально-технического обеспечения поддержки контрактов, своевременность поступления запасов для поддержки снабжения. С этой целью были открыты соответствующие операционные счета для исполнения контрактов на поставку, которые отмечают выполнение контракта на поставку различных производственных запасов, их количество, цену, сроки отгрузки и т.д.
Поставщик одновременно с отгрузкой товара отправляет и др. сопроводительные документы – запрос о выплате в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю. Расчетные и иные документы, связанные с оплатой, выписывает ответственный за поставку, который проверяет правильность их регистрации, а затем передает в бухгалтерию [6].
Поставка услуг производится в соответствии с диапазоном, объемом, сроками поставки, ценой и качественными договорными условиями. В результате этой проверки на документе проставляется отметка о полном или частичном принятии.
Кроме того, создается служба снабжения контроля над поступлением товаров и их исследованием [7]. Для этих целей создается журнал всех поступающих товаров, в котором указывают регистрационный номер, дату, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета-фактуры, вид груза, номер и дату получения порядка или акта о принятии запроса на отслеживание груза. Важным остается только лишь сделать отметку о выплате, либо же о непринятии товара.
После проверки запрос на платёж передается от логистов к бухгалтерам, а также поступление транспортных транзакций – экспедитору для получения и доставки товаров.
Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и весу. Если же возникают сомнения по поводу безопасности товаров, экспедитор имеет право требовать сканирования товара от транспортной компании. В случае обнаружения нехватки мест или веса, повреждения контейнера, повреждения материалов составляется коммерческий акт, который является основанием для претензий к транспортной компании или поставщику.
Принятый товар доставляется на склад предприятия и сдается в аренду складскому менеджеру, который проверяет количество и качество материалов в соответствии с учетной записью поставщика.
Если перевозку осуществляют автомобильным транспортом в качестве основного документа, используемый инвентарный коносамент, подготовляется грузоотправителем в 4-х экземплярах. Первый служит основой для списания материалов с грузоотправителя, второй для размещения материалов получателем, а третий предназначен для расчетов с организацией и является приложением к счету для перевозки, четвертый является основой для учета транспортной работы и прилагается к накладной. Накладная используется в качестве документа подтверждающего, без каких-либо расхождений количества полученных товаров и счета-фактуры. Если такое несоответствие до сих пор существует, принятие материалов оформляется актом приема материалов.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, учитываются на основании акта о проводке материальных ценностей, полученных в процессе демонтажа и удаления зданий и сооружений.
Запасы, не принадлежащие организации, но в пределах своей территории, отражаются в пояснительных счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».
Материалы, релизируемые со склада организации для промышленного потребления, хозяйственные нужды на сторону, для переработки и в порядке осуществления чрезмерных и неликвидных запасов.
Для обеспечения контроля над расходованием материалов и правильной документальной организацией осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Пределы рассчитываются отделами закупок на основе данных Департамента планирования об объеме производства и норм расхода материалов на единицу продукции.
Все предприятия сферы обслуживания должны иметь список должностных лиц, уполномоченных подписывать документы о получении фондовых материалов, а также выдавать разрешения на вывоз своих производственных запасов. Поставленные материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.
Порядок документального оформления отпуска материалов зависит, прежде всего, от организации производства, направления потока, частоту их отпуска.
Расход материалов, которые идут в производство и на др. нужды ежедневно насчитывают лимит-заборные карты. Их получает представитель предприятия в Департаменте планирования или отделе снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, в течение 1 мес. Могут использоваться ежеквартальные и полугодовые лимит-заборные карты с ежемесячными отрывными купонами на фактический отпуск. Они указывают: тип транзакции, номер склада, выпускающие материалы, магазин-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпущенных материалов, единица измерения, а предел месячного расхода материалов, который рассчитывается в соответствии с производственным планом в течение месяца и текущих стандартов потребления.
Один экземпляр лимит-заборной карты присуждается магазину-получателя, другой - на склад. Кладовщик записывает количество выпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха получателя. Представитель магазина расписывается в получении материалов в карте, хранящейся на складе.
Выпуск материалов со складов продукции в пределах установленного лимита. Чрезмерный выпуск материалов и замена одного материала на другой (при отсутствии материала на складе) оформляют заявлением о замене (дополнительном отпуске) материалов. При изменении ограничения потребления карты материала делают запись «Замена см. требование №._» и уменьшают оставшийся лимит. Не используется в производстве и вернулся на склад материалов, записанных в лимит-забор карты без внесения каких-либо дополнительных документов.
Использование предельных карт ресурсов значительно сокращает количество единичных документов [8]. Расчеты лимитов и проверка лимита ресурсов карт на современных компьютерах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить сложность отображения.
Выпуск материалов другим организациям или хозяйствам своей организации, расположенных за пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, выданного Департаментом закупок в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и др. документов: один экземпляр остается на складе, и является основой для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается к материалу-получателя. Если материалы будут освобождены от дальнейшей оплаты, первый экземпляр служит также для выполнения бухгалтерских, платежных и расчетных документов.
При перевозке материалов автомобильным транспортом используется накладная [9].
Вместо первичных документов для материального потребления, вы можете использовать карту учета материалов. С этой целью представители магазинов-получателей расписываются при получении материалов в самих карточках, которые взаимодействуют со вспомогательными документами. В карточках проставляется шифр издержек производства с целью группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое сочетание расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль над соблюдением норм складских запасов.
В небольших организациях выпуск материалов для производства и обслуживания осуществляется без оформления специальных документов [10]. На самом деле, проведенные материалы по видам отражаются в актах или отчетах производства и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, каждые десять дней работником, ответственным за прием, хранение и реализацию продукции [11]. После утверждения руководителем организации, акт является основанием для списания соответствующих материалов.
В установленные дни документы по прибытии и потребления материалов сдаются в бухгалтерию организации для реестра принятия документов, составленных в двух экземплярах: один сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, и второй остается на складе. Несмотря на то, что в настоящее время тенденцией является ускорение оборота товарно-материальных запасов на предприятии, и, как следствие, уменьшение размеров их запасов, вплоть до работы с колес, материальные блага по-прежнему занимают главное место в обеспечении нормальных ритмических условий в предприятия [12].
Таким образом, бухгалтерский учет и аудит производственных запасов являются жизненно важными для компаний, ведущих свою деятельность. В данной ст. было рассмотрено развитие бухгалтерского учета и аудита материально-производственных запасов в условиях мирового кризиса. Необходимое внимание получило понимание информации и достоверности аудита на предприятии, значение которых многие авторы недооценивают. Важно понимать, что предоставление только лишь достоверной информации может помочь руководству предприятия видеть полную и правильную ситуации внутри предприятия. Был проанализирован ход учета товарно-материальных запасов и процесс аудита материально-производственных запасов. В системе современных предприятий при проведении инвентаризации часто встречаются нарушения и отклонения от существующих правил. Общепринятыми является процедура с момента прибытия производственных запасов на склад предприятия до момента погрузки на транспортные средства для последующей отправки или непосредственной передачи потребителям. Непрерывность производства требует поддержания на складах достаточного количества сырья для удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Тем не менее, в условиях кризиса, многие промышленные склады, которые сотрудничают с мировыми брендами, а также с отечественными производителями, испытывают трудности в процессах транспортировки и доставки производственных запасов. Это, в свою очередь, замедляет работу некоторых организаций. Исходя из вышесказанного, необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и ограничения поставок, приводит к созданию неблагоприятных условий для производства продукции. Наряду с актуальностью темы развития бухгалтерского учёта и аудита производственных запасов в период мирового кризиса следует отметить недостающее освещение проблемы в литературе. Несмотря на это, достаточно изучить имеющуюся литературу и следить за новостями мирового рынка и сопутствующих кризисов, что даст многим предприятиям и организациям предугадать заранее состояние мирового рынка, что в особенности может сказаться на деятельности промышленных предприятий.
1. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossiyskoy Federacii ot 08.03.2015 № 21-FZ (red. ot 15.02.2016) // spravochno pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194036 (data obrascheniya 12.04.2016);
2. Federal'nyy zakon ot 15.08.1996 № 114-FZ «O poryadke vyezda iz Rossiyskoy Federacii i v'ezda v Rossiyskuyu Federaciyu» (red. ot 30.12.2015) // spravochno pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191870 (data obrascheniya 12.04.2016);
3. Federal'nyy zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossiyskoy Federacii» (red. ot 30.12.2015) // spravochno pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191888 (data obrascheniya 12.04.2016);
4. Federal'nyy zakon ot 02.10.2007 № 229-FZ «Ob ispolnitel'nom proizvodstve» (red. ot 30.03.2016) // spravochno pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=195960 (data obrascheniya 12.04.2016);
5. Federal'nyy zakon ot 25.07.1998 № 128-FZ «O gosudarstvennoy daktiloskopicheskoy registracii v Rossiyskoy Federacii» (red. ot 24.11.2014) // spravochno pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171252 (data obrascheniya 12.04.2016);
6. Federal'nyy zakon ot 19.02.1993 № 4528-1 «O bezhencah» (red. ot 22.12.2014) // spravochno pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172546 (data obrascheniya 12.04.2016);
7. Federal'nyy zakon ot 31.05.2002 № 62-FZ «O grazhdanstve Rossiyskoy Federacii» (red. ot 31.12.2014) // spravochno pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173612 (data obrascheniya 12.04.2016);
8. Ukaz Prezidenta RF ot 05.04.2016 N 156 «O sovershenstvovanii gosudarstvennogo upravleniya v sfere kontrolya za oborotom narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veschestv i ih prekursorov i v sfere migracii» // spravochno pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=196285 (data obrascheniya 17.04.2016);
9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.01.2015 № 12 «O poryadke prinyatiya resheniya o nerazreshenii v'ezda v Rossiyskuyu Federaciyu v otnoshenii inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva» (vmeste s «Pravilami prinyatiya resheniya o nerazreshenii v'ezda v Rossiyskuyu Federaciyu v otnoshenii inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva») // spravochno pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=174204 (data obrascheniya 12.04.2016);
10. Voloh V.A. Trudovaya migraciya: politiko-pravovye i social'no-ekonomicheskie aspekty privlecheniya i ispol'zovaniya inostrannoy rabochey sily. M: Sputnik+, 2010.
11. Dmitriev A.V., Zhukov V.I., Pyaduhov G.A. Migraciya: konflikt, bezopasnost', sotrudnichestvo. M.: Izdatel'stvo RGSU, 2009.
12. Kazhaeva O.S. Stanovlenie instituta readmissii v ramkah Evropeyskogo soyuza // Vestnik RUDN, seriya Yuridicheskie nauki. 2013. № 2. S. 265-274.