ECONOMIC ENTITIES WITH STATE SHARE PARTICIPATION: PECULIARITIES AND CHALLENGES IN THE IMPLEMENTATION OF PERFORMANCE AUDIT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Th e article is devoted to the peculiarities of the audit of the eff ectiveness of economic entities with a share of state participation, the problems of regulatory and legal support, organization, methodology, and duplication of control functions in this type of audit.

Keywords:
economic entities with a share of state participation, effi ciency, effi ciency audit, business continuity.
Text

Важное условие распределения государственных средств — их эффективное использование. В управлении же общественными финансовыми средствами обязательной функцией является контроль, одним из видов которого является аудит. Но, несмотря на то, что аудит эффективности занимает одно из основных мест в ряду контрольных мероприятий Счетной палаты, вопросы аудита эффективности в настоящее время недостаточно хорошо изучены применительно к оценке использования государственных средств (с методической точки зрения) как при осуществлении государственного аудита, так и при определении системы ключевых показателей эффективности для экономических субъектов с долей государственного участия.

Не менее важным является также тот факт, что все имеющиеся сегодня норма- тивные правовые акты по аудиту эффективности не содержат методики расчета и оценки показателей эффективности, которые к тому же зачастую являются некорректными.

При определении места экономических субъектов с долей государственного участия среди объектов аудита эффективности выявляется несколько проблем:

1) проблема идентификации экономических субъектов с долей государственного участия;

2) проблема определения доли государственного участия;

3) проблема определения организационно-правовой формы таких субъектов;

4) проблема идентификации видов аудита экономических субъектов с долей государственного участия в различных нормативных правовых актах и выделение в них аудита эффективности как самостоятельного направления контроля;

5) проблема идентификации понятия «эффективность» в различных нормативных правовых актах.

При рассмотрении первой из обозначенных проблем необходимо отметить, что в настоящее время существует путаница в определении таких понятий, как «экономические субъекты государственного сектора» и «экономические субъекты с долей государственного участия», причем единой законодательно определенной трактовки данных понятий нет. В этой связи идентификация понятий «экономические субъекты с долей государственного участия» и «экономические субъекты государственного сектора» приведена в табл. 1.

Вторая проблема связана с необходимостью определения доли участия государства в экономических субъектах с долей государственного участия (табл. 2).

Не менее важной является проблема идентификации организационно-правовой формы экономических субъектов с долей государственного участия, представленная в табл. 3.

Четвертая проблема связана с тем, что при проведении аудита эффективности экономических субъектов с долей государственного участия особое внимание необходимо, по нашему мнению, обратить на различные виды аудита, которым подвержены данные субъекты. Причем каждый из видов аудита так или иначе затрагивает при проверке вопросы эффективности, но трактует их по-разному. Идентификация видов внешнего аудита экономических субъектов с долей государственного участия представлена в табл. 4.

В приложении 7а к Методическим рекомендациям по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности [4] приведена таблица, которая содержит показатели, в соответствии с которыми аудиторы проводят анализ финансовохозяйственной деятельности аудируемых лиц.

При этом в ней наряду с показателями эффективности (рентабельности и оборачиваемости) присутствуют и показатели платежеспособности и финансовой устойчивости. Представляется, что их расчет очень важен в рамках аудита эффективности, так как позволяет проводить оценку эффективности с учетом рисков неплатежеспособности аудируемых лиц с долей государственного участия, помогает прогнозировать риски неплатежеспособности и анализировать логическую цепочку: «неплатежеспособен — нерентабелен — неэффективен».

Заметим, что в «Методических рекомендациях…» [4] отсутствует методика расчета и анализа показателей, рекомендованных для оценки финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.

References

1. Federal'nyy zakon ot 30.12.2008 № 307-FZ «Ob auditorskoy deyatel'nosti» // SPS «Konsul'tant Plyus»

2. Federal'nyy zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ «O buhgalterskom uchete» // SPS «Konsul'tant Plyus»

3. Federal'nyy zakon ot 23.11.2009 № 261-FZ «Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoy effektivnosti i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tant Plyus»

4. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu obyazatel'nogo audita finansovoy (buhgalterskoy) otchetnosti». Utverzhdeny prikazom Rosimuschestva ot 21.01.2016 g. № 12 // SPS «Konsul'tant Plyus»

5. SGA 104. Standart vneshnego gosudarstvennogo audita (kontrolya). Audit effektivnosti (utv. postanovleniem Kollegii Schetnoy palaty RF ot 30.11.2016 № 4PK) // SPS «Konsul'tant Plyus»

6. Metodicheskie ukazaniya po primeneniyu klyuchevyh pokazateley effektivnosti gosudarstvennymi korporaciyami, gosudarstvennymi kompaniyami, gosudarstvennymi unitarnymi predpriyatiyami, a takzhe hozyaystvennymi obschestvami, v ustavnom kapitale kotoryh dolya uchastiya Rossiyskoy Federacii, sub'ekta Rossiyskoy Federacii v sovokupnosti prevyshaet pyat'desyat procentov. Odobreny porucheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 27 marta 2014 g. № ISh-P13-2043

7. Egorova I.S. Osobennosti ocenki effektivnosti vnutrennego finansovogo audita // Auditor. - 2018. - № 4. - S. 29-35.

8. Egorova I.S. Osobennosti audita effektivnosti: problemy identifikacii i osuschestvleniya // Auditor. - 2017. - № 1. - S. 29-36.

Login or Create
* Forgot password?