PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE IN TERMS OF SOCIAL AND ECONOMIC INNOVATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Stat'ya posvyaschena teoreticheskim voprosam pedagogiki vysshego obrazovaniya. Avtor obosnoval problemu podgotovki pedagogicheskih kadrov v usloviyah social'no-ekonomicheskih innovaciy, kotorye dik- tuyut novye podhody k professional'noy podgotovke buduschih specialistov. V stat'e rassmatrivayutsya kachestva sovremennogo individa, kotorye mogut stat' fundamentom uspeshnogo formirovaniya kompetentnosti buduschego specialista v ego professional'noy sfere. Vyvody avtora podtverzhdayutsya statisticheskim issledovaniem, napravlennym na vyyavlenie problem professional'noy pod- gotovki buduschih specialistov sfery obrazovaniya. Iz poluchennyh dannyh sleduet, chto vypuskniki vuza i specialisty sfery obrazovaniya ispytyvayut zatrudneniya v sfere professional'nogo obscheniya, postroeniya svoey pedagogicheskoy sistemy, ocenivaniya svoey roli v obrazovatel'nom processe i t. d. V predstavlennom materiale integrativnye svoystva professional'no-pedagogicheskoy kompetentnosti rascenivayutsya, po mneniyu avtora, kak celostnaya sistema v strukture lichnosti, s oporoy na sovremennye psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. V sootvetstvii s rezul'tatami teoreticheskogo analiza v stat'e ukazany prichiny slozhivshegosya polozheniya v obrazovatel'noy praktike vysshey shkoly i opredeleny napravleniya preodoleniya oznachennyh trudnostey. Na osnove analiza ryada issledovaniy v rabote razdeleny ponyatiya kompetentnosti, professional'noy kompetentnosti, pedagogicheskoy kompetentnosti, psihologo-pedagogicheskoy kompetentnosti i professional'no-pedagogicheskoy kompetentnosti. Ustanovleno, chto professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' yavlyaetsya mnogoaspektnym yavleniem sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya i predstavleno ego avtorskoe opredelenie, v kotorom otrazhena specifika podgotovki buduschih specialistov pedagogicheskogo truda s uchetom sovremennyh social'no-ekonomicheskih innovaciy. Krome togo, vyyavleny osnovnye funkcii izuchaemogo fenomena, kotorye naibolee polno otrazhayut suschnost' i specifiku professional'no-pedagogicheskoy kompetentnosti, i predstavlena ih ierarhiya. V predstavlennoy stat'e predlozheny perspektivnye napravleniya dal'neyshih issledovaniy v oblasti podgotovki pedagogicheskih kadrov, formirovaniya professional'no-pedagogicheskoy kompetentnosti.

Keywords:
pedagogika vysshey shkoly, podgotovka uchitelya (pedagoga), professional'naya kompetentnost', professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost', funkcii, sistemoobrazuyuschaya funkciya, ierarhiya funkciy
Text

В последние десятилетия общество претерпевает всевозможные трансформации в различ- ных сферах своей жизнедеятельности, процессы глобализации охватывают все больше сфер жизни, в том числе и сферу образования. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования должно быть направлено на создание условий для самоопределения личности, качественной самореализации. Современное образование представляет собой общественно значимое благо, а образовательное учреждение призвано развивать у подрастающего поколения ценностные установки, опыт продуктивной деятельности, с целью удовлетворения образовательных интересов. В связи с этим Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков и др. высказывают мнение о том, что профессиональная компетентность педагога, готового соответствовать меняющимся требова- ниям к личности, является условием эффективности образования [9, 10, 18]

References

1. Adol'f V.A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'noy kompetentnosti uchitelya: dis. … d-ra ped. nauk. M., 1998. 357 s.

2. Belov S.N., Vetrov Yu.P. Sovremennye trebovaniya k podgotovke pedagogov professional'nogo obucheniya // Global'nyy nauchnyy potencial. 2013. № 9 (30). S. 20-23.

3. Galustov R.A. Formirovanie proektnoy kul'tury buduschego uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2012. Vyp. 1. S. 41-45.

4. Glebov A.A. Cennostnye pedagogicheskie sistemy: istoriko-teoreticheskoe issledovanie. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2010. 90 s.

5. Godnik S.M., Kozberg G.A. Stanovlenie professional'noy kompetencii uchitelya: ucheb. posobie. Voronezh: Voronezh. gos. un-t, 2004. 346 s.

6. Gorb V.G. Pedagogicheskiy monitoring obrazovatel'nogo processa kak faktor povysheniya ego urovnya i rezul'tativnosti // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2000. № 5. S. 33-37.

7. Krylov D.A., Lavrent'ev S.Yu. Formirovanie konkurentosposobnosti buduschego specialista v processe professional'noy podgotovki v vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1. URL: www. science-education.ru/ 121-18305 (data obrascheniya: 04.07.2015).

8. Kuz'min V.K. Formirovanie professional'nogo interesa u buduschih uchiteley tehnologii i predprinimatel'stva: dis. … kand. ped. nauk. Yoshkar-Ola, 2003. 152 s.

9. Kuz'mina N.V. Metody issledovaniya pedagogicheskoy deyatel'nosti. L., 1970.

10. Markova A.K. Psihologicheskiy analiz professional'noy kompetentnosti uchitelya // Sov. pedagogika. 1990. № 8. S. 82-88.

11. Mironenko I.V. Problema podgotovki buduschego uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva v usloviyah modernizacii sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii. Ch. II: materialy mezhdunar. zaoch. nauch. - prakt. konf. Novosibirsk: Izd-vo «Sibirskaya associaciya konsul'tantov», 2011. 136 s.

12. Mironenko I.V. Sistemoobrazuyuschie komponenty professional'no-pedagogicheskoy kompetentnosti buduschego uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2014. № 1. S. 144-147.

13. Mironenko I.V. Usloviya i sredstva formirovaniya professional'no-pedagogicheskoy kompetentnosti buduschego uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva // Innovacii i investicii. 2015. № 6. S. 174-176.

14. Mironenko I.V. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy kompetentnosti buduschego uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva v usloviyah social'no-ekonomicheskih innovaciy: dis. … kand. ped. nauk. Volgograd, 2016. 249 s.

15. Novikov A.M. Rossiyskoe obrazovanie v novoy epohe. Paradoksy naslediya, vektory razvitiya. M.: Egves, 2000. 272 s.

16. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. M.: Kogito-Centr, 2002. 396 s.

17. Selevko G. Pedagogicheskie kompetencii i kompetentnost' // Sel'skaya shkola. 2004. № 3. S. 102-116.

18. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: fenomen, koncepciya, tehnologii: monografiya. Volgograd: Peremena, 2000. 342 s.

19. Tel'tevskaya N.V. Znachenie kompetentnostnogo podhoda v povyshenii kachestva professional'noy podgotovki studentov // Izvestiya Volgogradskogo tehnicheskogo universiteta. Ser.: Problemy social'no-gumanitarnogo znaniya». 2013. Vyp. 14. № 3 (119). S. 74-78.

Login or Create
* Forgot password?