MODERN PRACTICE OF INTERNAL CONTROL OVER OBSERVANCE OF THE ANTIMONOPOLY LEGISLATION IN THE ORGANIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problem of the need to respect the organization of the Antimonopoly legislation and of the procedures of internal control of the organization’s activities in the area of Antimonopoly policy, in particular antitrust compliance. This definition of the essence of this concept, describes the prerequisites of implementation, described the current tax base. A comparative analysis of the foreign experience is given. The characteristic elements of the system of internal control, responsible for enforcing the antitrust laws, are considered. Information for integrating antitrust compliance into the overall system of internal control is reviewed and systematized.

Keywords:
antitrust, antitrust compliance, antitrust risks.
Text

Антимонопольное регулирование – одна из важнейших составляющих внутренней экономической политики всех стран с развитой рыночной экономикой. Фактически, это государственная деятельность, направленная на установление и реализацию правил ведения предпринимательской деятельности на рынках товаров и услуг с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

На сегодняшний день каждая экономически развитая страна имеет определенную систему антимонопольного регулирования, созданную на основе опыта других государств, а также использующую информацию о собственных монополиях. Особенно актуальна эта проблема для России, где после развала СССР появился целый комплекс гигантов-монополистов. Конечно, с того времени ситуация изменилась в лучшую сторону, но все же монополизация до сих пор остается одной из самых важных проблем российской экономики. Во многом, ситуация усугубляется также огромной властью естественных монополий, функционирующих в базовых сферах экономики – электроэнергетике, добыче полезных ископаемых и транспорте [1].

Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции» и иных федеральных законов, которые предусматривают серьезные наказания за нарушения антимонопольного законодательства.

В настоящее время многие российские компании и филиалы транснациональных компаний в РФ начинают понимать важность соблюдения антимонопольного законодательства на внутрифирменном уровне. В крупных организациях система внутреннего контроля с недавних пор стала выделять в себе такое понятие, как антимонопольный комплаенс. Первый раз термин «антимонопольный ком­плаенс» появился в 2013 г. в долгосрочной стратегии Федеральной ан­тимонопольной службы.

Антимонопольный компла­енс – это система внутрикор­поративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, направленная на снижение риска произ­вола исполнителя и наложения антимонопольных санкций [2].

Нарушение антимонопольного законодательства может повлечь за собой множество негативных последствий для компании, создающих опас­ность для бизнеса. Именно поэтому практика внедрения антимонопольного комплаенса, который может стать одним из ин­струментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний, становится все более частым явлением.

В этих условиях существенно возрастает роль аудита внутренней среды предприятия, для принятия решений в условиях внешней неопределенности значение высококачественной внутренней информации повышается (в частности, для оценки возможностей адаптации к изменениям в рыночной среде) [3].

А предпосылками внедрения комплаенса являются следующие факты.

Во-первых, введение оборотных штра­фов и уголовной ответствен­ности за антиконкурентное поведение, а также рост числа антимонопольных разбирательств вынуждают компании внимательнее от­носиться к соблюдению ан­тимонопольного законода­тельства. Например, сейчас в России за наиболее се­рьезные нарушения Закона о конкуренции предусмотрен штраф в размере до 15% от оборота компании [7].

Во-вторых, существует опасность частных исков, когда по­страдавшая компания, имея на руках решение антимо­нопольного органа, пойдет в суд и будет добиваться возмещения убытков, упу­щенной выгоды или любых других материальных благ, которые были потеряны из-за зловредных действий монополиста на рынке.

В-третьих, с 2014 г. активно зара­ботала 178 ст. Уголов­ного кодекса Российской Федерации, которая предполагает до 7 лет тюрьмы за участие в картеле. Нарушение снача­ла доказывается антимоно­польным органом, а затем материалы дела в обяза­тельном порядке переда­ются в правоохранительные органы для решения вопро­са о возбуждении уголовно­го дела.

Наконец, репутационный риск, когда имя компании упоминается в СМИ, и происходит ре­альный отказ контраген­тов от сотрудничества, в т.ч. с использовани­ем ссылки на собственные процедуры комплаенса. Таким образом, при нару­шении антимонопольного законодательства компа­ния вычеркивается из спи­ска деловых партнеров.

Не первый год идет широкая дискуссия между корпора­тивными юристами, практи­кующими адвокатами и пред­ставителями Федеральной антимонопольной службы России по поводу правового статуса антимонопольного комплаенса в российском законодательстве. Обсуждается необходимость изменений Федерального зако­на от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции» [5], потребность в разработке ме­тодических рекомендаций и целесообразность правового закрепления возможности сни­жения санкций в случае нали­чия у компании эффективной системы антимонопольного комплаенса.

Одним из факторов повышения эффективности менеджмента является разработка и принятие наиболее экономически целесообразных управленческих решений [4].

Зарубежный опыт стран, где та­кие программы уже работают, показывает, что антимонополь­ные ведомства могут разраба­тывать разъяснения компани­ям о том, что нужно учитывать в корпоративных программах по соблюдению антимонополь­ного законодательства, а также предоставлять ослабление наказания (например, снижение штрафов) за нарушение анти­монопольного законодатель­ства в случае наличия и со­блюдения антимонопольного комплаенса.

Однако практика при­менения антимонопольно­го комплаенса за рубежом существенно разнится. Европейская ко­миссия неоднократно об­ращала внимание на то, что она признает важность таких корпоративных программных документов, однако в рамках антимонопольных разбира­тельств и вынесения решения о наложении штрафа не учи­тывает наличие этих докумен­тов и соблюдение содержа­щихся в них требований. В то же время ряд стран – членов Европейского союза на на­циональном уровне рассма­тривают возможность сни­жения санкций при наличии у компании антимонопольно­го комплаенса и следовании ему. Так, в Великобритании и Франции существует возмож­ность снижения штрафа на 10%, в Италии — на 15%. (табл. 1).

 

Таблица 1

Сравнительный анализ зарубежного опыта

Страна

Документ о комплаенсе

Содержание и условия применения

Размер снижения штрафа

Характер и статус документа

1

2

3

4

5

6

1

Великобри-тания

1. How your business can achieve compliance with competition law (OFT1341)7. 2. Company directors and competition law (OFT1340)

 

Наличие комплаенс-программы называется в числе смягчающих обстоятельств в процедуре определения размера наказания за антимонопольное правонарушение. В рекомендательном документе, описывающем практические шаги по созданию системы комплаенс, ведомство ориентирует компании на четырехэтапный подход

 

Штраф может быть

уменьшен на

величину до 10%

Рекомендательное

руководство,

разработанное

и применяемое

Управлением

по справедливой

торговле (OFT)

2

Италия

Guidelines on the calculation fines for serious breaches of national or EU competition law

 

В антимонопольном законодательстве Италии отсутствуют нормы, напрямую освобождающие от ответственности или смягчающие ответственность компаний-нарушителей вследствие внедрения ими комплаенс-программы. Вместе с тем руководство по определению штрафов за нарушения предусматривает, что наличие эффективной системы комплаенс в организации может быть обстоятельством, смягчающим ответственность компании- нарушителя

 

Уменьшение штрафа на величину до 15%, но с учетом того, что все смягчающие обстоятельства в совокупности не могут давать снижение штрафа более 50%

 

Руководящие принципы по применению количественных критериев при наложении административных штрафов. Разработано антимонопольным ведомством

 

3

Республика Корея

Отсутствуют

Специальные документы по комплаенсу отсутствуют. Вместе с тем предусмотрена процедура сертификации программ в антимонопольное ведомство Республики Корея (Korea Fair Trade Commission, KFTC), которую можно пройти по истечении года внедрения программы. Если компания, имеющая комплаенс-программу рейтинга А и выше, признана виновной в совершении антимонопольного правонарушения, такая компания может претендовать на уменьшение штрафа на величину до 20%

 

 

 

До 20%

-

4

Франция

1. Возможность снижения ответственности компаний по статье L464-2 Коммерческого кодекса Франции.

2. Framework-Document of 10 February 2012 on Antitrust Compliance Programmes. Autorité de la Concurrence. 2012.

 3. Antitrust compliance and compliance programmes. Autorité de la Concurrence. 2012

 

Если благодаря комплаенс-программе в компании обнаружено и устранено нарушение, это может рассматриваться как смягчающее обстоятельство. Смягчающим ответственность фактором может быть также принятие компанией на себя обязательства по внедрению комплаенс-программы после обнаруженного ведомством нарушения

 

Штраф может быть уменьшен на величину до 10%

 

Рамочный документ антимонопольного ведомства описывает подходы к оценке эффективности комплаенс-программ и возможные преимущества для компаний, внедривших такие программы

 

 

Внедрение комплаенс-про­цедур – это не принуждение, это «мягкий» инструмент ре­ализации государственной конкурентной политики. В этой связи возникает до­статочно много вопросов. Первый и самый главный во­прос на данный момент: нуж­ны ли какие-то дополнитель­ные стимулы, например в виде смягчения санкций за нару­шение антимонопольного за­конодательства, для того что­бы компании внедряли у себя процедуры антимонопольного комплаенса, или тех внутрен­них стимулов, которые у ком­пании есть, достаточно?

Ведь, с одной стороны, получается, что при наличии процедуры внутреннего контроля, аудита возможных рисков наруше­ний антимонопольного зако­нодательства компания имеет преимущества на рынке. Она может не допустить наруше­ния и тем самым избежать последствий. Или первой при­бежать в антимонопольный орган, сдаться и также избе­жать ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. С другой стороны, может быть, и сле­дует дать какой-нибудь сти­мул, чтобы компании начали внедрять у себя комплаенс-процедуры, учитывая, что все находятся в самом начале процесса.

На сегодня ФАС активно по­ощряет внедрение антимоно­польного комплаенса, призы­вая к этому представителей бизнеса и демонстрируя свою позитивную реакцию. То есть используется позиция, что вмешиваться и требовать не надо, но надо способствовать продвижению этого процесса.

Однако, рискованно придерживать­ся той точки зрения, что само по себе наличие у компании процедур комплаенса долж­но быть основанием для того, чтобы смягчить наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Возмож­на ситуация, когда компла­енс компании внедряют уже в процессе рассмотрения анти­монопольным органом дел.

Поэтому при любых обстоя­тельствах процедура корпо­ративного антимонопольного комплаенса должна проходить определенный тест на реаль­ную эффективность и рабо­тоспособность. Необходимо оценить, действительно ли приняты исчерпывающие меры по предупреждению нарушения антимонопольного законода­тельства. От этого зависит ре­шение вопроса не только о ве­личине санкции за нарушение, но и в целом об ответственно­сти за нарушение закона [8, 9].

Система внутреннего контроля, контролирующая именно соблюдение антимонопольного законодательства, может включать (в различном сочетании) следующие эле­менты:

  1. публичная (в форме пу­бличных обязательств ком­пании) или непубличная политика по соблюдению требований антимоно­польного законодательства (как правило, оформляет­ся в виде руководства или разъяснений для сотрудни­ков компании о возможных рисках и последствиях для компании и (или) ее сотруд­ников в результате нарушений законодательства);
  2. торгово-сбытовая полити­ка компании, предусматри­вающая недискриминаци­онные условия и критерии отбора контрагентов для заключения договоров (маркетинговая политика);
  3. программы и планы-гра­фики по антимонопольно­му тренингу сотрудников (включая аттестацию клю­чевых сотрудников);
  4. документы с установлени­ем дисциплинарных и иных санкций за нарушение со­трудниками внутренних порядков и процедур (за поведение, связанное с по­вышенным риском антимо­нопольных нарушений или фактические нарушения);
  5. внутренние порядки и про­цедуры (алгоритмы) при­нятия решения в случа­ях повышенного риска нарушения антимонополь­ного законодательства;
  6. введение в компании от­ветственного сотрудника за антимонопольный компла­енс, например, в должности антитраст-менеджера;
  7. процедуры мониторинга и ау­дита соблюдения внутрикор­поративных процедур и др.

Таким образом, антимонопольный комплаенс так или иначе должен быть связан с другими элементами СВК организации (рис. 1).


Рис. 1. Интеграция антимонопольного комплаенса в общую систему внутреннего контроля организации [1]

 

Итак, на текущей стадии эксперт­ного обсуждения выделяется ряд ключевых вопросов анти­монопольного комплаенса:

  1. целесообразно ли закре­плять в российском законо­дательстве характеристики института антимонополь­ного комплаенса как на текущем этапе развития антимонопольного законо­дательства, так и в даль­нейшем;
  2. в случае решения о необ­ходимости закрепления ин­ститута антимонопольного комплаенса требует ли это изменения Федерального закона от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ «О защите кон­куренции», либо это возмож­но сделать в рамках разъ­яснений антимонопольного ведомства и разработки ме­тодических рекомендаций;
  3. если для текущей ситуации достаточно методических рекомендаций, то кто дол­жен их разрабатывать;
  4. целесообразно ли право­вое закрепление возмож­ности снижения санкций (штрафов) за нарушение антимонопольного законо­дательства в случае нали­чия (соблюдения) у компа­нии эффективной системы антимонопольного компла­енса.

В результате всего вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, в ФАС все еще наблюдаются разногласия относительно понятия «системы внутреннего пред­упреждения нарушений антимонопольного законо­дательства» и возможной практики его применения.

Во-вторых, с текущим соотношени­ем потенциальных выгод и рисков решение о вне­дрении такой системы, как антимонопольный комплаенс каждая компания должна принимать само­стоятельно на основе соот­несения издержек внедре­ния программы и выгод от снижения рисков наруше­ния антимонопольного за­конодательства в результа­те ее применения.

Наконец, возможным вариантом развития антимонопольно­го комплаенса в России на данном этапе может стать аналог саморегулирования: когда деловые ассоциации и объединения юри­стов с учетом лучших прак­тик самостоятельно разра­батывают и популяризируют рекомендации по соблюдению антимонопольного за­конодательства, а организации, уже по своему собственному усмотрению, внедряют такую систему контроля в действие.

References

1. Avdasheva S.B., Shastistko A.E., Kalmychkova E.N. Ekonomicheskie osnovy antimonopol'noy politiki: rossiyskaya praktika v kontekste mirovogo opyta. // Ekonomicheskiy zhurnal Vysshey shkoly Ekonomiki. №1. 2011.

2. Doncova L.V. Metodologicheskie problemy vnutrennego kontrolya v sisteme mezhdunarodnyh standartov. // Doncova L.V., Sharamko M.M. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. №3 (26) (2015): Ekonomika. Bryansk: RIO BGU, 2015. S. 285-289.

3. Omel'chenko E.Yu. Rol' vnutrennego audita v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti predpriyatiya / Omel'chenko E.Yu., Polyakova S.A. [Elektronnyy resurs] // Materialy 1 Evropeyskoy zarubezhnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Oksford, Angliya: NIC Otkrytoe znanie, Nizhniy Novgorod. 2017, 31 yanvarya. S.120-127. URL: http://scipress.ru/category/last-conferences/

4. Prodanova N.A., Sumkova N.G. Kachestvo upravleniya kompaniey kak faktor, opredelyayuschiy dostovernost' finansovoy otchetnosti // Biznes i dizayn revyu. - 2016. - T. 1. - № 2. - S. 1.

5. Federal'nyy zakon ot 26.07.2006 №135-FZ «O zaschite konkurencii».

6. Federal'nyy zakon ot 17.08.1995 №147-FZ (red. ot 05.10.2015) «O estestvennyh monopoliyah».

7. Federal'nyy zakon ot 25.12.2008 №273-FZ «O protivodeystvii korrupcii».

Login or Create
* Forgot password?