PSYCHOLOGIZING OF DEVIANT ECONOMIC BEHAVIOR OF MODERN LAW ENFORCEMENT SYSTEM OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the topical problem of psychological image of the employee of law-enforcement system of Russia taking into account various mental disorders, caused by contemporary socio-economic structure of our society. In particular, the authors believe that such widespread phenomena as drug addiction, oniomania, kleptomania, gadget addiction are the result of violations of economic orientations of the modern police officer. The article is replete with views of a wide range of specialists from different areas. The emphasis is on the fact that modern society is the cause of violations of economic behavior of a police officer.

Keywords:
law enforcement system, economic accentuation, deviant economic behavior, money, greed, addictive behavior
Text

В современной России коррупционные преступления, которые совершаются сотрудниками правоохранительных органов, поражают своими масштабами. Так, в 2016 году было возбуждено уголовное дело в отношении действующего полковника полиции Д.Захарченко, обвиняемого в преступлениях коррупционной направленности. В материалах расследования уголовного дела фигурирует сумма около 9 миллиардов рублей. При этом полковник хранил деньги в обычных коробках в жилом помещении, что указывает на некоторую небрежность и неосмотрительность в вопросах накопления денежных средств.[6] Международная антикоррупционная общественная организация Transparency International в своем ежегодном докладе «Индекс восприятия коррупции» отражает положение России в мировом рейтинге по уровню восприятия коррупции. Из 176 стран в 2016 году Россия занимает 131 место, граничащее с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. [15]

Необходимо отметить, что на основании аналитических материалов органов прокуратуры только за первое полугодие 2016 года выявлено 21359 преступлений коррупционной направленности. Прирост по сравнению с аналогичными показателями прошлого года составил 5,1%. Размер причиненного преступлениями коррупционной направленности  материального ущерба составил более 28,4 млрд. руб. [1]

Важно понимать, что состояние эффективности правоохранительной деятельности косвенно отражается не только в показателях статистической отчетности, но и в общественном мнении. Так, в некоторых работах приводятся результаты опросов об эффективности и качестве работы сотрудников полиции. В статье Григорьевой Е. Б. имеются данные ВЦИОМ об уровне доверия к сотрудникам правопорядка. Так, работу полиции четверть опрошенных граждан оценивает «очень хорошо» и «хорошо», причем за десять лет положительные оценки выросли вдвое - с 13% в 2005 году до 25% в 2015 году. Около половины опрошенных оценивают работу полиции как «средне», не видя в действиях сотрудников органов внутренних дел ни особой пользы, ни вреда для сограждан (46%). Пятая часть опрошенных (20%) дает негативные отзывы о работе полицейских. [3]

При этом необходимо отметить, что за 2015 год уровень доверяющих сотрудникам полиции (14%) значительно ниже, чем уровень лиц, относящихся к деятельности полицейских с недоверием (23%). На наш взгляд, существует неблагоприятная тенденция, в соответствии с которой сотрудник полиции, как и общество в целом, не свободно от совершения преступлений экономической направленности, к которым можно отнести и коррупцию. Существуют достаточно много причин, которые вынуждают сотрудника полиции совершать преступления, мотивом которых выступает корысть. Прежде всего, конечно это характер развития современного общества, который заключается в пропаганде потребительского отношения к материальным благам. Современное общество представлено двумя экономическими «кастами» - потребления и производства. Ценность общественных групп, занятых в сфере производства принижается с той целью, чтобы поддерживать «религию потребления». Униженное положение человека производящего (gomo faber) в своих работах характеризует К.Маркс следующим образом: «человек производящий» (homo faber), для которого труд - не счастливая возможность, а тягостная необходимость, который не живет, чтобы «трудиться», а трудится - чтобы «жить», - такой человек, может быть, и воображает себя деятельным, свободным и независимым, однако в действительности он не свободен, не независим и определенно не деятелен. Труд, навязанный ему условиями существования, изнуряет его физически и духовно, ограничивает его самодеятельность и отвлекает от жизни». [7, с.566]

К сожалению, в капиталистическом обществе производящий человек, подвергается социальной, экономической, психологической дискриминации. В таком обществе «homo faber трудится, лишая себя досуга и удовольствия свободного деятельного времяпрепровождения, только чтобы иметь возможность жить; в этом смысле его положение не многим отличается от положения докапиталистического раба». [5, с.8]

Вот где обнаруживаются причины аномального экономического поведения. Стремление к сверхпотреблению и нежеланию в таких условиях что-либо производить, создает идеальные предпосылки для девиантного экономического поведения, в том числе преступного. Сотрудник полиции не является исключением, только поэтому происходит распад моральных ценностей и осуществляться переориентация с «производящей» функции на «потребляющую». Такой тип личности захватывается единственным желанием - приобщать больше материальных средств, находить утешение в пользовании материальными благами. Как отмечается в некоторых исследованиях, «стремительное развитие рыночных отношений ведет к появлению важного артефакта: вплоть до невротического, отношение к товарам. Вещь вместо того чтобы быть фоном, средством для жизни человека, все чаще стала вызывать две крайности в ее восприятии: игнорирование мира вещей и товарный фетишизм как второе рождение первобытной религии, когда человек почитал определенные камни, ракушки, фигурки». [8, с.146 ]

Сегодня роль «камней, ракушек» заменяют дорогостоящие автомобили, фешенебельные дома и яхты, праздные поездки на дорогие курорты и т.д. И единственным эквивалентом этого всего выступают, безусловно, денежные средства. Они, являясь «товаром всех товаров в мире, становятся не только воплощением богатства, но и знаком господства над социальными отношениями, символом власти одних людей над другими». [8, с.147 ]

В этой системе координат одной из закономерных форм аномального экономического поведения является «товарный фетишизм», проявляющийся в расстройстве поведения покупателя. «Товарный фетишизм» - это форма рыночной религии со своими идолами…». [8, с.153] 

В условиях разрастания политических, экономических и социальных кризисов можно говорить о нарастании делинквентных форм поведения. Аномальные экономические паттерны поведения сотрудника полиции сегодня можно выразить двумя формами: «экономическим анаболизмом» и «экономическим катаболизмом». Первый тип поведения характеризуется наращиванием материальных активов, аккумуляцией капитала и соответствует анально-сдерживающей фиксации (З.Фрейд). В рамках психодинамической парадигмы к такому типу поведения может привести слишком усиленное приучение ребенка к туалету, при котором он вырастает строгим, жёстким, упрямым и педантичным.

«Экономический катаболизм» - бесконечная трата капитала, соответствует анально-выталкивающей фиксации. Как полагал З.Фрейд, отрицательные родительские реакции могут привести к негативным последствиям. Если родители применяют слишком мягкий подход, может сформироваться анально-выталкивающий тип личности, при котором развиваются расточительность или разрушительные черты характера. [10] Если при анально-сдерживающей ориентации отмечается «психологическая скупость» на эмоции, то во втором случае, напротив, можно наблюдать чрезмерную «эмоциональную расточительность».

Психологизация экономического поведения находит отражение и в нормах языка. Так, «богатого скупца» назовут грязным, о богатых говорится «грязные» или «вонючие» богачи. В Германии существует выражение: он «настолько богат, что смердит». В одной из работ приводится исторический пример, связанный с отношением к деньгам. Римский император Тиберий опасался того факта, что он сделан из фекалий и многие об этом знают. По этой причине он вынужден был запретить римлянам входить в общественные туалеты с монетами или другими предметами с его изображением на них. [13]

В этом отношении в современном обществе формируется иерархия, «отражающая духовное неравенство между чистыми и нечистыми, при котором приземленному, трудящемуся в поте лица рабочему классу противостоит чистая аристократия, вовсе не замаранная трудом. Правящий класс, таким образом, олицетворяет все чистое - чистых людей, которые часто моются, не едят пищу, которая считается нечистой, носят хорошую, чистую одежду, одним словом, людей, которым нет необходимости пачкать себя тяжким трудом». [11, с.148]

Современные представления об успешном человеке переполнены мыслями стяжательства, личной материальной выгоде, культе потребления. Вместе с тем, большинство тех, кто действительно создает высокоинтеллектуальные продукты, отрицают такую диалектику отношения к материальным ценностям. Так, создатель социальной сети «В контакте» П.Дуров признается: «Те, кто ищет в моей жизни замки, стоянки спортивных автомобилей и флотилию боингов, будут жестоко разочарованы. У меня нет самолетов, автомобилей и домов. Мой мир - это передвижение пешком и на метро, а также сон в съемной комнате размером 18-20 м²». И далее: «… я не устаю повторять: «деньги переоценены, потому что созидание намного интереснее потребления, а внутреннее состояние несоизмеримо важнее внешнего. Как только вы делаете из денег культ и обмениваете «быть» на «казаться», вы отправляете себя в добровольное рабство. Оставаясь рабом денег, невозможно стать истинным хозяином собственной жизни». [14]

Один из основателей, председатель совета директоров и CEO корпорации Apple Стивен Джобс также дезавуирует весьма сомнительные представления об экономическом успехе. «Быть самым богатым человеком, говорит С. Джобс… на кладбище для меня не важно... Ложась спать, говорить себе о том, что сделал что-то прекрасное, - вот что действительно важно. Я отношусь к деньгам с юмором. Едва ли появление больших денег - это то, что я мог бы назвать в числе важных или вдохновляющих вещей, случившихся со мной за последние лет десять». [2]

Генри Форд в своей книге «Моя жизнь» постулирует, что «капитал, который не создает постоянно новой и лучшей работы, бесполезнее, чем песок. Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни. Капиталисты, ставшие таковыми благодаря торговле деньгами, являются временным, неизбежным злом». [12, с.265]

Проблема аномального (противоправного) экономического поведения сотрудника полиции связана с социально-финансовыми фетишами, господствующими в нашем обществе. Неспособность рассматривать под углом критики пропагандистские клише многочисленных журналов таких как, например, Forbes или популярных ток-шоу, которые навязывают культ «золотого тельца», приводит к устойчивому формированию у сотрудников полиции «экономической акцентуации», при которой разрушаются морально-нравственные ценности, представления о служебном долге, дружбе, любви, чести и достоинстве [4]. К тому же инфляционное давление на денежное довольствие сотрудника полиции в условиях чрезмерной философии потребления, способствует росту экономических девиаций, которые могут выражаться в зависимом поведении (алкоголизм, курение, наркомания, игромания), некой форме эскапизма, вплоть до совершения корыстных преступлений. В общих чертах, «девиантное экономическое поведение» с психологической точки зрения представляет собой различные формы отклонения в процессе взаимодействия человека с окружающей средой по поводу производства, распределение и потребления благ и услуг. Формы отклонения носят сугубо психическую природу происхождения и могут быть «легальными» и «нелегальными». Легальные формы – это те формы девиантного поведения, которые не запрещены законом, но опосредованно могут приводить к его нарушению. Например, к легальным формам можно отнести различные виды зависимого поведения (алкоголизм, игроманию, гаджет-аддикцию, кредитоманию, ониоманию и т.д.). К типичным «легальным» формам девиантного экономического поведения сотрудников полиции мужского пола относятся, например, алкоголизм, кредитомания, гаджет-аддикция и другие. Для сотрудников женского пола более характерны такие формы как ониомания, сексуальные расстройства, клептомания и другие. Нелегальные формы проявляют себя в виде совершения преступлений экономического характера. [4] 

Таким образом, содержание девиантного экономического поведения сотрудника правоохранительной системы достаточно объемно по своей структуре и формам выражения. Косвенно мы можем ранжировать такой тип поведения в зависимости от ряда переменных: пола, возраста и др. Бесспорный факт заключается в том, что решение проблемы девиантного поведения сотрудника правоохранительной системы зависит от социальных, экономических, психологических и иных механизмов. По нашему мнению, среди основных механизмов решения проблемы аномального экономического поведения сотрудников полиции можно выделить такие как: разработка справедливых и экономически приемлемых критериев достойного материального стимулирования профессиональной деятельности сотрудника полиции; снижение излишнего бюрократического давления; смещение акцентов с отрицательного стимулирования на положительное; повышение привлекательности труда сотрудников полиции; пропаганда в средствах массовой информации «пуританского» образа жизни.

References

1. Analytical report "The state of work on revealing corruption crimes, investigation and prosecutorial supervision of the criminal procedure activity of law enforcement bodies in the sphere of fight against corruption for the first half of 2016" [the access code] http://genproc.gov.ru

2. Aforizmy Stiva Dzhobsa [kod dostupa] https://www.adme.ru/

3. Grigorieva E. B. Corruption in the police: a socio-political aspect // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific-methodical electronic journal "Concept"]. - 2016. - T. 11. - pp. 1821-1825 (in Russian) - [code access] URL: http://e-koncept.ru/2016/86391.htm.

4. Deulin D. V. Economic accentuation of the individual as the problem of forming of self-serving motivation of crimes // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia]. 2014. No. 6. pp. 274-280 - (in Russian).

5. Jokhadze I. D. Homo faber i budushchee truda [Homo faber and the future of labor] // Logos Publ., 2004. No. 6 (45). pp. 3-17 - [code available] http://www.ruthenia.ru6.

6. Merkacheva E. Colonel Dmitry Zakharchenko: "I will call names!" // Moskovskiy komsomolets [Moskovsky Komsomolets] No. 27208 dated 20 September 2016 [access code] http://www.mk.ru

7. Marx K. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda [Economic and philosophical manuscripts of 1844] // K. Marx and F. Engels. From the early works. Moscow, 1956. - 690 p.

8. Posypanova O. S. Ekonomicheskaya psikhologiya: psikhologicheskie aspekty povedeniya potrebiteley. Monografiya. [Economic psychology: psychological aspects of consumer behavior. Monograph]. - Kaluga, Publishing house of KSU. K. E. Tsiolkovsky 2012. - 296 p.

9. Svyadosch A. M. Zhenskaya seksopatologiya [Women's sexual pathology]. - 3rd ed. Rev. and DOP. - Moscow: Medicine Publ., 1988.- 176 p.

10. Freud Z. Psikhologiya bessoznatel'nogo: Sb. proizvedeniy [Psychology of the unconscious: the Sat. works] / Comp. scientific. ed. ed. introd. article M. G. Yaroshevsky.- M.: Education Publ. - 1990. - 448 p.

11. Frankl D. Neizvedannoe ya [Unknown] // TRANS. from English. - M.: Publishing group "Progress". - 1998. -246 p.

12. Ford G. Moya zhizn' [Is My life].- Moscow: AST Publ.,.- 2014.- 352 p.

13. Ernest Bornemann. Psikhoanaliz deneg [The psychoanalysis of money]. Urizen Books Publ., - 1976. - 364 p.

14. EchoMSK: blog «Pavel Durov o den'gakh» [blog "Pavel Durov about money" [the access code]] http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1898938-echo/

15. Rossiyskoe agentstvo pravovoy i sudebnoy informatsii [Russian Agency legal and judicial information [access code]] http://rapsinews.ru


Login or Create
* Forgot password?