Kemerovo, Kemerovo, Russian Federation
Kemerovo, Kemerovo, Russian Federation
Aspects of psychological and pedagogical follow-up in the course of competence-based approach implementing are considered given the necessity to transfer to the second-generation Federal state educational standards. The issue of core competences diagnostics among the school learners is also concerned. The authors have elaborated criteria, measures and diagnostic-test toolkit for monitoring the learners’ core competences.
competence-based approach, psychological and pedagogical follow-up, core competences (communicative, social, personality selfimprovement).
Реализация компетентностного подхода в профильном обучении определяет новые требования к содержанию и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
В условиях реализации компетентностного подхода и введения ФГОС психолого-педагогическое сопровождение, на наш взгляд, необходимо рассматривать как систему взаимодействия обучающегося, педагога-психолога, учителя предметника, классного руководителя, администрации, родителей и других субъектов образовательного процесса, обеспечивающую создание условий для успешного обучения и психологического развития, а также формирования ключевых компетенций обучающегося.
При этом необходимо отметить, что ФГОС предлагают обязательный учет возрастных особенностей обучающихся при организации образовательного процесса. Согласно деятельностному подходу, наибольший вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, присущий каждому возрастному периоду. Это соответствует современному социальному заказу, нашедшему отражение в концепции Государственного стандарта среднего и общего образования. В ней приоритетом общества и системы образования является формирование у вступающих в жизнь молодых людей способности «самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи» [3, с. 7], это возможно при условии, что образовательный процесс будет ориентирован на изменение ученика, выражающегося в личностном, социальном, коммуникативном и познавательном развитии. Отсюда следует, что всестороннее развитие личности обучающегося невозможно без (наличия) обладания коммуникативной, социальной и личностного самосовершенствования компетенциями. Как мы видим, эти компетенции нашли свое отражение во всех междисциплинарных и предметных образовательных программах.
1. Delor Zh. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche: doklad mezhdunarodnoy komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka, predstavlennyy YuNESKO [Learning: The Treasure: report of the International Commission on Education for the XXI Century , submitted to UNESCO] Paris, UNESCO Publ., 1996. 53 p. (in Russian)
2. Kogan E. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul´tat obshchego obrazovaniya: podkhody k otsenke [Key competencies as a result of general education: approaches to evaluation]. Aktivnaya shkola: teoriya, praktika, perspektivy [Active School: theory, practice , and prospects]. Moscow, Amerikanskie sovety po mezhdunar. obrazovaniyu ASPRYaL, AKSELS Publ., 2005, pp. 108-111, 125-128.
3. Kondakova A.M., Kuznetsova A.A. Kontseptsiya federal´nykh gosudarstvennykh obrazovatel´nykh standartov obshchego obrazovaniya: proekt [The concept of the federal state educational standards for general education: project]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008. 39 p., p. 7.
4. Savinov E.S. Primernaya osnovnaya obrazovatel´naya programma obrazovatel´nogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola. (Standarty vtorogo pokoleniya) [Approximate basic educational program of an educational institution. Basic school. ( Standards of the second generation)]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 342 p., pp. 123, 131-132.
5. Romek V.G. Ponyatie uverennosti kak sotsial´no-psikhologicheskaya kharakteristika lichnosti. Cand. Diss. [Concept of confidence as a socio-psychological characteristics of personality. Cand. Diss.]. Rostov-On-Don, RGU Publ., 1997. 24 p.
6. Doc. DECS, SC, Sec. (96) 43 Council of Europe: Symposium on "Key competences for Europe”. Bern, 1996. p. 109. (in Russian)
7. Zhurkova V.N., Manicheva S.A. Sotsial´naya kompetentnost´ [Social competence]. Moscow, AST Publ., St. Petersburg, Praym-Evroznak Publ., 2008. 351 p.
8. Asmolova A.G. Formirovanie universal´nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy [Formation of universal educational activities in the primary school: from action to thought. Task System]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 159 p.
9. Obrazovatel´nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya po russkomu yazyku [Educational standard of secondary (complete) general education in the Russian language]. Available at: http:/ school.edu.ru/attach/8/171.DOC., http://do.gendocs.ru/docs/index-91229.html