Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Belgorod, Russian Federation
Cel'yu issledovaniya yavlyaetsya teoreticheskoe obobschenie i vyyavlenie informativnoy sostavlyayuschey i celevogo naznacheniya kongressno-vystavochnogo turizma v social'no-ekonomicheskom razvitii regiona. Dlya resheniya zayavlennoy celi ispol'zovalas' obschenauchnye i special'nye metody issledovaniya. V stat'e obsuzhdaetsya problema effektivnoy podderzhki razvitiya kongressno-vystavochnogo turizma v interesah kompaniy kak rezul'tat i sostavlyayuschaya progressivnogo razvitiya ekonomiki regiona. S etoy cel'yu avtorami rassmatrivaetsya sostoyanie kongressno-vystavochnoy deyatel'nosti, akcentiruya vnimanie na vystavkah kak effektivnom instrumente vnedreniya innovacionnyh resheniy, i kongressnoy deyatel'nosti kak odnogo iz deystvennyh mehanizmov delovogo i informacionnogo vzaimodeystviya i perspektivnoy dinamichno razvivayuscheysya otrasli ekonomiki. Obraschaetsya vnimanie na znachimost' i vostrebovannost' kongressno-vystavochnogo servisa kak deyatel'nosti, svyazannoy s industriey delovyh meropriyatiy, od-nogo iz samyh perspektivnyh napravleniy razvitiya ekonomiki, kotoroe neizmenno demonstriruet miru polozhitel'nuyu dinamiku rosta. Dano opredelenie ponyatiyu «autsorsing v kongressno-vystavochnom turizme» i rassmotrena struktura vzaimootnosheniy turisticheskih partnerov v sisteme autsorsinga. Predlozhen raschet koefficienta potenciala regiona kak territorii, blagopriyatnoy dlya osuschestvleniya kongressno-vystavochnoy deyatel'nosti. Vyyavlena sistema pokazateley, ot kotoryh zavisit razvitie kongressno-vystavochnogo potenciala regiona, otdel'nye iz nih rassmotreny v stat'e. Predlozhen algoritm formirovaniya regional'noy Programmy razvitiya kongressno-vystavochnogo turizma. Ukazyvaetsya, chto dlya dostizheniya polozhitel'nyh rezul'tatov ot formirovaniya etoy Programmy ee uchastniki dolzhny vypolnyat' opredelennye funkcii. Opredeleno, chto kongressno-vystavochnaya deyatel'nost' daet predstavlenie o razvitii sfery turizma, pozvolyaet pravil'no sorientirovat'sya v cenovoy politike pri sozdanii turistskogo produkta (uslugi), poluchit' ekonomicheskiy effekt ot uchastiya v meropriyatiyah. Primenenie predlozhennyh podhodov budet sposobstvovat' razvitiyu kongressno-vystavochnogo turizma v regione.
vystavki, kongressno-vystavochnaya deyatel'nost', kongressnaya deyatel'nost', kongressno-vystavochnyy servis, autsorsing, kongressno-vystavochnyy turizm
Введение. Рост экономики в современных динамично развивающихся условиях невозможен без развития конгрессно-выставочной деятельности, способствующей формированию спроса на продукцию прежде всего местных производителей, содействию развития экспортных производств и созданию новых малых бизнесов и рабочих мест, увеличению потока бизнес-туристов, формированию положительного инвестиционного имиджа территориального пространства и стимулированию развития отраслей деятельности.
Одним из наиболее эффективных инструментов решения коммерческих задачостаются выставки, то есть демонстрация продуктов (услуг) на выставках – самый быстрый способ доведения продукта до потребителя [8, с.42]. На выставочных площадках совершаются сделки, имеющие большое значение для реализации отраслевой, промышленной, инвестиционной и социально-экономической региональной политики.
Вопросы развитиявыставочной индустрии исследованы в работахА.А. Алексеева, Л.А. Агеева, С.Н. Бердышева, В.Н. Выходцева, Б.В. Гагарина, Э.Б. Гусева, Е.В. Ефимовой, Ю.Д. Ильина, Ю.В. Кузнецова, М.П. Мотиной, К.А. Павлова, А.Ю. Поповой, В.А. Прокудина, А.Г. Салащенко, А.И. Серегина, Д.Ю. Титова,С.Н.Трофимова, И.К. Филоненко, Л.П. Усмановой, С.И.Шиленко и др.
Конгресснаядеятельность, развивающаяся во всем мирев активном формате,по своей природе относящаяся к инновационной сфере, представляет сложный процесс, в котором осуществляется взаимодействие государственных органов, общественных организаций, учреждений и предприятий различных формсобственности, применяющая новейшие технологии, инновационные проекты, способствующая повышению деловой активности, а также улучшению инвестиционного климата в регионах, является одним из наиболее эффективныхинструментов маркетинга по продвижению на внутренний и внешний рынки продукции региональныхтоваропроизводителей.
По данным Международной ассоциации конгрессов и съездов (ICCA)на 2014 г. Россия занимает 42-е место среди стран-организаторов конгрессных мероприятий, способствующих расширению межотраслевого диалога и расширения межгосударственных отношений[1].С 2011 г. в России действует национальный стандарт РФ ГОСТ 53524-2009 «Конгрессная деятельность. Термины и определения», который утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 775-ст.[2] 500 млн.евро в год по оценкам международных специалистов составляет российский сектор конгрессов, конференций и деловых встреч[3].
Различные аспекты развитияконгрессной индустрии, которая стала одной из перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики, представлены в зарубежной и отечественной научной литературе. Это работы таких исследователей, какР. Гандапас, А. Коваленко, Д. Голдблат,А. Джуди, Э. Йеттингер, Б. Кнаус, Р. Мозер, Р. Ньютон, Л.П. Педыч,П. Санджив,У. Хальцбаур, М. Целлери и др.
Конгрессы представляют крупномасштабные официальные встречи представителей организаций, учреждений, обществ, объединений, союзов или ассоциаций – это мероприятия со сложной структурой организации работы, обширной географией участников, широким деловым, научно-практическим иобщественным значением[6, с.7].
В качестве основных конгрессных мероприятий выступают(рис.1.):конгресс, съезд, форум, саммит, ассамблея, конференция, симпозиум, совещание, семинар, семинар-презентация, коллоквиум, круглый стол, биржа деловых контактов, деловой завтрак3.
В России 165 городов располагают возможностями для проведения конгрессных мероприятий[4].
Всвязи с обозначенной актуальностью и значимостью этих проблем, своевременным является разработка научных подходов к развитию конгрессно-выставочного туризма в новой реальности развития региона, что позволит выработать современные и инновационные технологии для осуществления этого вида деятельности [9, с. 17].
Целью исследования является теоретическое обобщение и выявлениеинформативной составляющей и целевого назначения конгрессно-выставочного туризма в социально-экономическом развитии региона.
Постановка содержательных задачинформативно-целевого назначенияконгрессно-выставочного туризма в новой реальности развития регионавключает: систематизацию информациио конгрессно-выставочном туризме как одного из инструментов стимулирования развития региональной деловой инфраструктуры и продвижения отечественных товаров на рынке;рассмотрение активности развития индустрии встреч; изучение востребованностиконгрессно-выставочного сервиса какдеятельности, связанной с индустриейделовых мероприятий;возможность применения аутсорсингав исследуемой сфере; разработку предложений по формированию региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма; обобщение рекомендаций в области маркетинга с целью разнообразия и социально-экономической значимости разработки и потребления услуг конгрессно-выставочного туризмаи др.
Объект и предмет исследования.В качестве предмета выступает информативно-целевое назначениеконгрессно-выставочного туризма, объектом исследования выступает Белгородская область.
Гипотеза исследования.Мы исходили из гипотезы о том, что активизация развития конгрессно-выставочного туризма способствует выходурегиона на новый рынок с высоким потребительским потенциалом, налаживанию связей с новыми выгодными партнёрами, продвижению продукта компаний на новом рынке, что оказывает позитивное влияние на экономику региона как участника мирового экономического пространства.
Методы исследования. В процессе исследования авторами использовались методы научного познания:эмпирический анализ, анализ статистического материала, метод сравнения, обобщение полученных данных.
Рис. 1 – Типология конгрессных мероприятий
Результаты исследования. Следует заметить, что в мировой практике одним из основных показателей деловой активности является именно конгрессно-выставочная деятельность, которая представляет наиболее динамичный сегмент рынка делового туризма.В структуре отечественного рынка деловых встреч по-прежнему преобладают корпоративные мероприятия и поездки[1](рис.2).
В связи с этим важно подчеркнуть значимость конгрессно-выставочного туризма, отличающегося всесезонностью, массовостью поездок, прогнозируемостью, высокой доходностью, доля которого в общем объёме деловых поездок,по статистике ЮНВТО, составляет 10-12%.Представленные данные убеждают и ещё более актуализируют исследование данной сферы и определение её роли на туристическом рынке как катализатора развития экономики страны [10, с.7].
Существенный вклад в развитие проблематики конгрессно-выставочного туризма внесли научные труды Г.А. Гомилевской, Г.А. Кар-повой, И.Ю. Кушнаревой, И.Н. Левченко, А.А.Маст, Э.А. Медведевой, Т.Н. Поповой, И.М. Романовой, Е.В. Федоровой, Л.В. Хоревой и др.
Происходящие глобализационные процессы стимулируют популярность разнообразных форумов, конференций, симпозиумов, выставок, ярмарок и других профессиональных событий. Поэтому, анализируя исследуемую проблематику, следует заметить, что за последние годы в условиях российской действительности возрос спрос потребителей на услуги конгрессно-выставочного туризма, сущностное содержание которого нами определяется как вид туризма, направленный на совершение путешествий представителями (сотрудниками) организаций с коммерческими целями: проведение конференций, заседаний, переговоров, участие в выставках и презентациях и др.
В связи с активным развитием индустрии встреч (MICE-индустрии), включающей такие предприятия, как event-агенства, конгресс-отели, конгрессно-выставочные центры,конгрессно-выставочные объединения, деловые центры, выставочные объединения, выставочные отделы государственных и коммерческих организаций, музеи, арт-галереи, выставочные залы, фирмы-организаторы мероприятий, фирмы делового туризма, фирмы интенсив-туризмаи др., увеличивается число проводимых бизнес-семинаров, научных конференций,туристических ярмарок, растёт количество их участников и гостей. При этом важно отметить расширение географии стран-организаторов.
Обозначенные обстоятельства подчёркивают значимость и востребованность конгрессно-выставочного сервиса какдеятельности, связанной с индустриейделовых мероприятий, то есть деятельности, ориентированной на организацию, проведение и обслуживание конгрессов, симпозиумов, ярмарок, выставок, показов, бирж, саммитов, конференций, совещаний, семинаров и встреч. Конгрессно-выставочный сервис осуществляется для становления и развития отношений торгово-экономического, культурного и инвестиционного сотрудничества российских и зарубежных партнёров[11, с.322], являющегося важнейшим инструментом формирования государственной экономической политики и соответственно региональной политики. Данные вопросы возможно успешно решать при помощи специалистов нового поколения – MICE-менеджеров,еvent-менеджеров,организаторов бизнес-конференций и встреч,менеджеров рекламно-выставочной деятельности, специалистов по выставочно-экспозиционной деятельности, дизайнеров выставочных стендов, менеджеров по интенсив-туризму, трэвел-агентов, консультантов в области конгрессно-выставочной деятельности,которые успешно владели бысовременными технологиями выставочно-ярмарочного и конгрессного обслуживания.
Рис. 2 – Сегментация рынка делового туризма
Важным аспектом развития индустрии встреч является обучение специалистов, профессионализм которых обеспечивается за счёт изучения в вузах (в частности в Балтийской академии туризма и предпринимательства, Санкт-Петербургском государственном университете и др.) уникальных курсов: «История выставочной деятельности», «Выставочно-ярмарочные мероприятия», «Организация и технология рекламно-выставочного бизнеса», «Информационное сопровождение выставочной деятельности», «Выставочный коммуникационный менеджмент», «Конгрессно-выставочная деятельность», «Основы выставочной экспозиции», «Мероприятия, сопутствующие ярмарке/выставке», «Виды выставочной недвижимости, площадей, стендов», «Индустрия встреч», «Инновации в MICE-индустрии», «Маркетинговые технологии в конгрессно-выставочной деятельности», «Событийный менеджмент» и др. Приобретённые знания позволяют специалистам, отмеченным выше, разрабатывать программы деловых поездок и интенсив-туров; исследовать и анализировать рынок делового туризма, поведение потребителей, конкурентов, и, основываясь на этих данных, создавать современные конгрессно-выставочные услуги; полностью спланировать и организовать конгрессно-выставочные мероприятия, а именно: подобрать подходящую площадку и техническое оборудование для предстоящего мероприятия, организовать его оформление и декорирование, встретить, зарегистрировать, разместить гостей (в том числе спонсоров и VIP-гостей) и скоординировать их дальнейшие действия, подготовить выставочные стенды и экспозиции, организовать экскурсионную и культурно-развлекательную программу в рамках деловой поездки; организовать рекламную и PR-компанию будущего мероприятия; организовывать зарубежные проекты: разработка программы для участия в зарубежных научных и бизнес-мероприятиях, организация встреч и визитов с зарубежными партнёрами и пр.[1]
Белгородская область представляет собой регион с высоким ресурсным, производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом. Белгород – город с развитой инфраструктурой, научный, культурный, экономический и духовный центр Центрально-Чернозёмного района и России. Город носит почётное звание «Город первого салюта», а в 2007 г. городу присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы»[2, с.322].
В ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 16-18 июня 2016 г. представлен топ-20 регионов рейтингасостояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2016 г. Рейтинг составлялся Агентствомстратегических инициатив исходя из оценок по 45 показателям в рамках 4 направлений: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы» и «Поддержка малого предпринимательства». Белгородская область в рейтингезаняла второе место.
Белгородская область заняла второе место в Рейтинге субъектов РФ по уровню защищённости интересов потребителей органами государственной власти в 2016 г., набрав 422,3 балла. В «Рейтинге регионов по качеству жизни – 2015», составленному РИА «Рейтинг», Белгородская область заняла шестое место.
Областной центр занял 13-е место в интегральном рейтинге соотношения стоимости и качества жизни в 100 крупнейших российских городах по итогам 2014 г. При оценке городов исследователи учитывали такие основные факторы, как обеспеченность жильём, его доступность, ситуация с транспортом, уровень городского благоустройства, экологическое состояние среды, преступность, жилищно-коммунальные расходы и покупательская способность.
Белгородская область обладает значительным туристским потенциалом, перспективными возможностями использования природных и антропогенных ландшафтов, культурно-исторического и природного наследия для развития различных видов отдыха и туризма[1, с.95].В области функционирует 124 коллективных средства размещения, в том числе 91 гостиница, 18 гостевых усадеб сельского туризма, 15 придорожных комплексов [3, с.47]. Общий номерной фонд составляет 5062 койко-места. На территории области действуют 32 туристических оператора по внутреннему туризму и 77 туристических агентств.Кроме того, осуществляют свою деятельность 2420 предприятий общественного питания, входящие в инфраструктуру туризма, в том числе 122 ресторана, 153 бара, 595 кафе, 203 закусочные.
Наличие потенциальных ресурсов позволяет развивать такие виды туризма, как сельский, военно-исторический, деловой, культурно-познавательный, событийный.
Общий объем туристических услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, за 2015 г. составил 1896.7 млн руб., что на 214.7 млн руб. больше, чем в 2014 г.
Область имеет конгрессные площадки разного уровня: специализированный выставочно-конгрессный комплекс «Белэкспоцентр» Белгородской Торгово-промышленной палаты, гостиницы с конференц-залами, музеи, театр, филармонию, библиотеки, усадьбы, санатории, базы отдыха и другие места. Это город богатейшей истории, культуры и духовной жизни, музеев, галерей, кафе и ресторанов, современных центров шопинга и развлечений, что может служить отличным местом для проведения конференций и отдыха. Очевиден факт, что на развитие конгрессно-выставочного туризма большое влияние оказывает гостиничная отрасль. Крупным сетевым отелем в городе Белгороде, поддерживающим самые высокие стандарты сервиса (пять конференц-залов, персональный сервис «под ключ» для каждого заказчика, мобильность конгресс-услуг сети «AMAKS Hotels&Resorts», квалифицированный персонал, профессиональные конференц-менеджеры, перманентная система обучения, в том числе и по программам MBA, регулярный обмен опытом), выступает «АМАКС Конгресс отель».
Белгород вошёл во вторую группу городов по туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов; в составе 20 городов в рейтинге региональных столиц России для экономичных путешествий на осенние каникулы. В 2016 г. Белгородская область приняла участие в конкурсе на соискание Национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards, заняв 6-ю строчку в рейтинге.
Туристский потенциал области был представлен на международных-всероссий- ских и межрегиональных мероприятиях в сфере туризма: «ИНТУРМАРКЕТ-2015» (Москва), «МШ-2015» (Москва), межрегиональной выставке «Отдых. Туризм. Спорт. Охота. Рыбалка» (г. Белгород) и др.Всё это способствует благоприятному развитию конгрессно-выставочного туризма.
Конгрессно-выставочный туризм напрямую связан с корпоративным обслуживанием, поскольку данный вид обслуживания подразумевает предоставление определённогонабора услуг сотрудникам организаций во время деловых встреч (аренда конференц-залов, специального оборудования для проведения переговоров / презентаций и др.).
Необходимой составляющей деятельности компаний в сфере конгрессно-выставоч- ного туризма является применение аутсорсинга [7, с.7]. Аутсорсинговое сопровождение проявляется в передаче определённых функций по созданию услуг сторонним организациям, участвующим в формировании данного вида продукта (ивент-организации, авиа/ж/д компании, отели и др.) (рис. 3).
Рис. 3 – Взаимоотношения туристических партнёров в системе аутсорсинга
К функциям организаций по созданию туристских услуг можно отнести: бронирование билетов; организация встреч/проводов в аэропорту;визовое сопровождение; предоставление конференц-залов, специального оборудования; организация корпоративного обслуживания (проведение развлекательной программы, тимбилдинга и т.д.
Тенденции рынка предпринимательской деятельности таковы, что в настоящее время активно поддерживается малый и средний бизнес, к которому также следует отнести услуги конгрессно-выставочного туризма.
Развитие рынка конгрессно-выставоч- ного-туризма, а также факторы, оказывающие влияние на него, должны учитывать непосредственные участники рынка и региональные органы управления [5, с.32].
Они в первую очередь заинтересованы в максимальном использовании потенциала рынка конгрессно-выставочного туризма на территории Белгородской области, который обеспечивает социально-экономическое развитие региона.
В целях повышения конкурентных территориальных преимуществ целесообразно определять привлекательность региона с позиций конгрессно-выставочной составляющей по следующей формуле:
, (1)
где D – количество посещений туристами с конгрессно-выставочными целями данного региона (чел.) за определенный период времени, M – количество посещений туристами с конгрессно-выставочными целями в целом по России за тот же период времени.
Основные цели органов управления по продвижению конгрессно-выставочного туризма на территории региона проявляются в продвижении имеющихся достопримечательностей, привлечении туристов и формировании лояльности гостей в посещении региона с деловыми целями.Развитие конгрессно-выставочного потенциала региона зависит от многих показателей, отдельные из них представлены на рис. 4.
Рис. 4 – Показатели развития конгрессно-выставочного потенциала региона
Сущностное пространство конгрессно-выставочного туризма представляет комплекс взаимодействующих организаций, который определяет возможности, предметы и объекты интереса субъектов данного вида туризма [4, с.207].
Ресурсное пространство конгрессно-выставочноготуризма состоит из комплексавзаимодействующих между собой организаций, направленных на обеспечение удовлетворения потребностей субъектов (организации и потребители туристских услуг) конгрессно-выставочного туризма.
Сущностное и ресурсное пространство даёт представление о конгрессно-выставоч- ной полноценности региона и данных, подлежащих корректировке для закрепления положительного имиджа региона как территории благоприятной для конгрессно-выставоч-ной деятельности.Основные задачи развития конгрессно-выставочной деятельности на региональном уровне представлены на рис. 5.
Учитывая вышеизложенное, нами предложен алгоритм формирования региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма (табл. 1).
Рис. 5 – Основные задачи развития конгрессно-выставочной деятельности на региональном уровне
Таблица 1 – Этапы формирования региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма
Для достижения положительных результатов от формирования региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма, её участники должны выполнять определённые функции(рис.6).
Стимулирование развития рынка конгрессно-выставочного туризма следует рассматривать в качестве катализатора социально-экономического развития как регионов, так и страны в целом, повышенное внимание к конгрессно-выставочной деятельности будет способствовать созданию новых рабочих мест, повышению доходов населения и т.д.
Разнообразие и социально-экономичес- кая значимость разработки и потребления услуг конгрессно-выставочного туризма подчёркивает значимость маркетинга в данной сфере.Маркетинг в конгрессно-выставочном туризме нами понимается как деятельность по формированию, изучению и удовлетворению запросов и потребностей в туристских услугах лиц, путешествующих с профессиональными целями.
В настоящий момент конгрессно-выставочный потенциал регионов, в том числе и в Белгородской области, используется недостаточно активно. Данное обстоятельство характеризуется отсутствием необходимых взаимосвязей между субъектами рынка конгрессно-выставочного туризма: органами регионального управления, туристскими организациями и организациями полностью или частично вовлечёнными в конгрессно-выставочную деятельность, а также необходимых маркетинговых мероприятий, направленных на исследование и развитие рынка конгрессно-выставочного туризма.
Рис. 6 – Функции участников региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма
Важно обратить внимание на функционирование на рынке туризма различных субъектов конгрессно-выставочной активности. К субъектам, занимающим доминирующее положение на рыке конгрессно-выставочного туризма, следует отнести: туристические агентства и поставщиков услуг (транспортные компании, средства размещения, ивент-организации, экскурсионные бюро и т.д.). Каждый из рассмотренных субъектов рынка ставит свои цели, эффективнореализуя интересы и потребности.
Маркетинговая направленностьконгрессно-выставочного туризма проявляется в осуществлении каждым из субъектов данного вида туризма маркетинговой деятельности, придерживаясь выбранной концепции и разработанной на её основе стратегии, адекватной поставленным целям.
В условиях объективной взаимозависимости между субъектами конгрессно-выставочной деятельности основой продуктивной маркетинговой стратегии этих субъектов является взаимодействие сторон, учитывая их общие интересы.
Принимая во внимание необходимость взаимодействия и согласования интересов субъектов рынка конгрессно-выставочного туризма, их продуктивная деятельность зависит, в первую очередь, от применения разработанной эффективной концепции маркетинга.
Бесспорно, важность информационного сопровождения является одним из основных факторов развития любой отрасли.Особое место в туристском маркетинге занимаютвыставочные мероприятия, предоставляя туристским организациям возможность с одной стороны распространять, а с другой – получать необходимую для соответствующей деятельности информацию. Конгрессно-выставочная деятельность даёт представление о развитии сферы туризма; возможность правильно сориентироваться в ценовой политике при создании туристского продукта (услуги); получить экономический эффект от участия в мероприятиях, выражаемый в дополнительной прибыли, а также в расширении клиентской базы туристской организации и приобретении выгодных связей в качестве поставщиков услуг.
Усовершенствовать коммуникационную составляющую маркетинга конгрессно-выставочного туризма возможно, используясистемы продвижения объектов туризма посредством заинтересованности органов власти региона, различных образовательных программ, возможностей сети Интернет и др. Доминирующим маркетинговым комплексом при продвижении региона как территории конгрессно-выставочной деятельности является разработка межрегиональных целевых программ, позволяющих максимально задействовать потенциал объектов конгрессно-выставочной активности.
Заключение. Совершенно очевидно, что важным условием в целях привлечения участников конгрессно-выставочных мероприятий в регионах является степень их экономического развития. При этом следует особенное внимание обратить на уровень развития новых технологий, средств связи, транспортной инфраструктуры, гостиничной базы и пр. Поэтому развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры в регионах – это строительство новых выставочных и конгресс-центров, работа с транспортной логистикой, оборудование залов современными мультимедийными конгрессными системами, обучение профессионального персонала. Кроме того, это разработка специальных экскурсионных, туристических маршрутов для гостей такого рода мероприятий. Для эффективного продвижения своего туристического и конгрессно-выставочного потенциала, российские регионы, в частности Белгородская область, имеет потенциальные возможности для проведения значимых мероприятий в области конгрессно-выставочного туризма федерального и регионального уровня и перспективы для создания новых рабочих мест в сфере делового туризма и сервиса, но при этом ей необходима поддержка на федеральном уровне, а также профессиональное осуществление менеджмента мероприятий, используя современные технологии подготовки и проведения, туристической логистики. Необходимо осуществлять маркетинговые мероприятия и проводить развёрнутую PR-деятельность по информированию потенциальных клиентов о конгрессно-выставочном потенциале города.
[1]Редкие профили. Конгрессно-выставочный сервис. URL: http://moeobrazovanie.ru/kongressno_vystavoch nyi_servis.html(Дата обращения: 27.10.2016).
[1]Тенденции развития индустрии встреч в России. URL: http://pressa.ru/files/issue/private/congresstime/2015/01/raw_issue/congresstime-2015-01.pdf (Дата обращения: 17.11.2016).
[1] International Congress and Convention Association. URL: http://iccaworld.com(Дата обращения: 09.11.2016).
[2]ГОСТ Р 53524 – 2009. Конгрессная деятельность. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2010.
[3]Перспективы развития конгрессной индустрии в России. URL: http://rnc-consult.ru/publications/publications-1_15.html (Дата обращения: 12.10.2016).
[4]Нужны ли конгрессы России? Интервью с С.Н. Катыриным. URL: http://pressa.ru/files/issue/private/congresstime/2015/01/raw_issue/congresstime-2015-01.pdf (Датаобращения: 14.11.2016).
1. MakrinovaE.I.,PodzolkovaI.S., KaplunovaI.V.Monitoring effektivnosti razvitiya vnutrennego i v'ezdnogo turizma v g. Belgorode //Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2014. №2(50). S. 93-97.
2. Mozgovaya Yu.A., SemenchenkoE.N.Ponyatie brenda i ego vliyanie na innovacionnuyu ak-tivnost' predpriyatiya// Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2014.№1(49). S. 321-326.
3. Nemykin D.N., Besedina Yu.A.Marketing v social'no-kul'turnom servise i turiz-me.Belgorod: Izd-vo «Kooperativnoe obrazovanie», 2007. 489s.
4. NemykinD.N., ZaikinaK.V.Formirovanie sistemy marketingovoy informacii v orga-nizacii// Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2012.№ 3. S. 207-211.
5. Nemykin D.N., LagunovaI.I., Besedina Yu.A. Marketing turizma i gostepriimst-va.Belgorod: Kooperativnoe obrazovanie, 2007.376 s.
6. Simonov K.V. Kongressno-vystavochnye meropriyatiya kak sochetaniya dvuh delovyh formatov//Ekonomika, upravlenie, finansy: mat. IV mezhdunar. nauch. konf. Perm': Zebra, 2015. S. 7-10.
7. Shilenko S.I. Effektivnost' autsorsinga v upravlenii biznes-processami vystavochnoy kompanii// Sredstva massovoy informacii v kontekste integrirovannyh marketingovyh kommunikaciy. Sovremennye problemy i tendencii v dizayne: mat. mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Belgorod: Belgorodskiy un-t kooperacii, ekonomiki i prava, 2014. S. 5-11.
8. ShilenkoS.I. Ispol'zovanie instrumentov reinzhiniringa biznes-processov v vysta-vochno-yarmarochnoy deyatel'nosti// Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. №6. S. 540.
9. Shilenko S.I. Vystavochno-yarmarochnaya deyatel'nost' kak element innovacionnogo raz-vitiya regiona // Sovremennye podhody k modernizacii ekonomiki, obrazovaniya i kooperacii: mat. mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Belgorod: Belgorodskiy un-t kooperacii, ekonomiki i prava,2012. S. 16-22.
10. Chicherin Yu.A.,Turdzhan Yu.R.Evolyuciya podhodov k nauchnomu poznaniyu povedeniya po-trebiteley i ego funkcional'noe znachenie v marketinge // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2015. №2(54). S. 277-282.
11. Makrinova E.I.,GrigorievaV.V. Motivation mechanism of work behavior enhancement of hospitality industry employees // Journal of Environmental Management and Tourism. 2015. Pp. 320-330.