Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Russian Federation
GRNTI 67.07 Архитектура
BBK 38 Строительство
In this article, we consider the volume-planning composition of Orthodox churches, proportional systems of stone and wooden churches, irrational relations, Old Russian measures, used in the breakdown of plans and height dimensions in the construction of churches.
orthodox architecture, volumetric-planning composition, proportional systems, wooden frame, stone chamber, tent temple
Введение. Пропорционирование в древности и средние века было рабочим методом архитектора, способом построения органичной архитектурной формы.
В 1791 г. во Франции метр был признан унифицированной единицей измерения, покончив с многообразием и субъективизмом в системе измерения.
В основу единицы измерения была положена практически неизменная величина – десятимиллионная часть четверти парижского меридиана. С 1/I 1955 г. был введен для обязательного применения кодекс в области строительства – Строительные нормы и правила. Одна из глав этого строительного закона излагала «Основные положения единой модульной системы». В качестве исходной единицы для координации размеров в строительстве был принят модуль, равный 100 мм. Кубик с стороной 10 см, достаточно хорошо укладывающийся в габариты основных строительных конструкций, лег в основу многих модульных систем.[1]
Перед строителями далекого прошлого стояла задача найти способы взаимосвязи архитектурно – строительных деталей, которые не только бы обеспечили утилитарные потребности, но и предали бы художественную законченность их произведениям. [2]
Храм, рассматриваемый в аспекте профессиональной деятельности архитектора, является архитектурным сооружением, в создании художественного образа которого важнейшее место занимает композиция, одним из основных понятий которой является пропорция. Композиционной значимостью обладают именно пропорции, в которых раскрываются внутренние закономерности связи форм.
Основная часть. Особенности русской системы мер оказали определенное влияние на специфику методов пропорционирования древнерусских мастеров. Квадрат и его производные лежали в основе как соотношение архитектурных форм, так и мер длины.
Деревянный сруб и каменная палата делились в плане, как правило, квадратами. Основание клетских церквей и шатровых храмов вписывались в квадрат. Основной тип крестовокупольной церкви строился на основе квадратов. Стороны и диагонали квадрата – альфа и омега древнерусского зодчего. Он начинал разбивку здания обычно с построения квадрата, отложив его стороны, проверял правильность прямых углов равенством диагоналей. Пересечение диагоналей определяло положение центра окружности барабана или купола. Отложив с помощью веревки половину диагонали на каждую из сторон квадрата, можно было построить восьмиугольник [3]
Диагональ квадрата обладала еще одним замечательным свойством, превращенная в сторону нового квадрата, описанного вокруг меньшего, она позволяла получить без математических вычислений удвоенную площадь. Сторона вписанного квадрата была равна половине диагонали вписанного [4].
Взаимосвязь стороны и диагонали квадрата легла и в основу сопряженных русских мер: маховая сажень (176,4 см) – это его диагональ. Об этом говорит и ее название «касая» (рис.2).
Древних деревянных построек сохранилось очень мало. Они особенно ценны для изучения приемов пропорционирования. Для примера рассмотрим одну из древнейших клетских церквей – Воскрешение Лазаря в Кижи, она построена в XIV в. Мурмомском монастыре. Она состояла из клетки для молящихся, алтарного прируба и притвора. Выполнение оклада храма и определение всех основных размеров, можно предполагать, осуществлять следующим образом. Исходя из назначения церкви и количества «братии» была размечена центральная квадратная клеть (рис.3) [2, 15.]
Сторона квадрата была, принята равной двум простым саженям. Этот квадрат послужил масштабным эталоном для определения других размеров. Вынос притвора равен стороне квадрата. Местоположение бревна, ограничивающего в окладе алтарь, могло быть определено засечкой веревкой, равной половине дмагонали разбивочого квадрата, или откладывая косую сажень. Высота прямоугольной части основного и алтарного срубов принята равной стороне квадрата их основания.
Рис. 1. Отношения и пропорции
Рис. 2. Древнерусские меры длины
Рис. 3. Аксонометрическое изображение пропорций церкви Лазаря в Мурмомском монастыре, XIV в.
Такое же закономерное построение наблюдается в Петропавловской церкви Пучуги далекого Верхнетоемского района Архангельской области. Разметка плана храма на земле начинается с оклада основания главного столпообразного объема – четверика, на котором рубился восьмерик, квенчанный динамическим абрисом с маковкой. Ширина четверика в свету была приняла в четыре косые сажени. Десятиметровые бревна, врубленные с остатком, образовали квадрат, котоый в дальнейшем служил отправной точкой для определения других размеров. Алтарный прируб также вписывается в квадрат, его ширина в свету равна полудиагонали основного квадрата. Размер трапезной равен стороне описанного квадрата. Длина трапезной равна восьми косым саженям. [1, 5]
Образовавшийся простой ряд величин – 4 простые сажени, 4 косые сажени, 8 простых саженей, 8 косых саженей (рис.4).
Рис. 4. Схема пропорций Петропавловской церкви села Пучуги Архангельской области, 1698 г.
А – сторона вписанного квадрата; А1 – сторона разбивочного квадрата; А2 – сторона первого описанного квадрата; А3 – сторона второго описанного квадрата.
Из поколения в поколение, менялись приемы, создавались храмы, но методы пропорционирования в своей основе оставались общими. Допустим, Смоленский собор Новодевичьего монастыря ( - 1524 – 1525 г.) и Ярославские церкви Иоанна Златоусова в Кровниках (1649 – 1654 гг.) и Иоанна .предтечи в Толчкове (1671 – 1687 гг.), и храм Введенского монастыря в далеком Сольвычегодске (1689 – 1693 гг.), разбросанный на сотки километров друг от друга, построенные в разное время и разными архитекторами, имеют однотипную разбивочную схему плана [3, 6].
Исходной величиной для измерения основания этих храмов служит все тот же квадрат. Он ограничивал внутреннее пространство храма.Разбив квадрат и наметив его центр, мастера определяли габариты храма с галереями и приделами. [7]
Для разметки наружных внутренних контуров галереи зодчий из центра квадрата очерчивал веревкою круг радиусом, равным стороне разбивочного квадрата. Описанный вокуг полученной окружности квадрат использовался вокруг полученной окружности квадрат использовался для разметки трех стен галереи. При этом западная стена для расширения галереи нередко ставилась внутренней гранью по линии квадрата, а северная и южная – внешними гранями (рис. 5).
Рис. 5. Схема пропорционального построения: а – плана церкви Иоанна Златоуста в Кровниках, 1649 – 1654 гг.; б – плана храма Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689 – 1693 гг.
После того как была отложена толщина стен засечкою диагонали разбивочного квадрата с толщиною стен устанавливали вынос алтарных полукружий. Положение внутренних столбов и ширина центральной апсиды определять засечкой полудиагональю разбивочного квадрата.
Рассматривая ярусные храмы: Покровский в Филях (1693 г.), Спасский в селе Уборах (1694 – 1697 гг.) и Троицкий в селе Троицком – Лыкове (1698- 1703 гг.) видно, что в основу пропорций лег извечный квадрат [4, 8, 13].
Исходной величиной для всей конструктивно – пространственной структуры столпообразных церквей – колоколен служил размер нижнего четверика. Его пролет в свету и толщина стен определяли устойчивость всего высотного сооружения. Пространственная жесткость церкви в Филях и в Уборах усиливалась примыканием апсид со всех четырех сторон. Средство их объемного построения сказалось и на общности ряда размеров. Внешняя сторона четверика в обоих храмах равна 8 простым саженям, одинакова и их ширина вместе с апсидами, и высота. Обобщенные пропорции основных габаритов: сторона четверика, ширина и высота выражаются отношением 1:2:3. Эти соотношения, обеспечивавшие устойчивость и конструктивную прочность здания, сохранены и в церкви Троицы в селе Троицком – Лыкове,несмотря на типологические отличия ее пространственного построения [9, 12].
Мастер церкви Покрова в Филях, очевидно, под влиянием традиционных схем отступил от центрической композиции и немного удлинил восточную и западную апсиды, и их обходные галереи. Разметив разбивочный квадрат, он принял толщину стен четверика в простую сажень (рис. 6).
Рис. 6. Схема пропорционального построения Покровской церкви в Филях, 1693 – 1604 гг.
Заключение. Важнейшим инструментом при пропорционировании является применение основных геометрических фигур: квадрата, круга и треугольника как носителей совершенства, порядка и гармонии, которым в древних трактатах придавалось сакральное значение выражения закономерностей построения вселенной. Конкретные разработки строятся на таких пропорциональных системах, как квадрирование и триангулирование на основе сеток квадратов и треугольников (рис. 14). Геометрические методы установления размерности элементов здания были для зодчих Древней Руси необходимым условием строительства храмов [10, 11].
В проектировании современных храмов, также применяются пропорциональные системы, в пример приведен храм студента Белгородского технологического университета В.Г. Шухова Рыбалкиной Н.А. «Православный храмовый комплекс на 400 молящихся», рук. Коврижкина О.В. (рис 7).
Рис 7. Фрагмент учебного проекта «Православный храмовый комплекс на 400 молящихся», 2017г.
1. Kovrizhkina O.V. Kompoziciya. Pro-stranstvo. Arhitektura: v 1 ch. Ucheb. naglyadnoe posobie. Belgorod: Izd-vo BGTU. 2015. Ch.1. S. 148.
2. Kovrizhkina O.V. Kompoziciya. Pro-stranstvo. Arhitektura: v 2 ch. Ucheb. naglyadnoe posobie. Belgorod: Izd-vo BGTU. 2015. Ch.1. S. 34.
3. Per'kova M.V., Kovrizhkina O.V. Arhi-tekturnoe konkursnoe proektirovanie v ucheb-nom processe. Belgorod: Izd-vo BGTU. 2014. S. 126.
4. Stepanov A.F. Ob'emno-prostranstvennaya kompoziciya. M: Stroyizdat, 2007. S. 256 .
5. Melodinskiy D.L. Shkola arhitekturno-dizaynerskogo formoobrazovaniya. M.: Izd-vo «Arhitektura-S», 2004. S. 312.
6. Tic A. A. Arhitektura, standart, krasota. Ucheb. posobie: Kiev. 1972. S. 49-59.
7. Bad'in G.M. Tehnologiya rekonstrukcii zdaniy i sooruzheniy. Ucheb. posobie. M.: Izd-vo SPb GASU . 2002. S.139.
8. Kocherzhenko V.V., Lebedev V.M. Tehnologiya rekonstrukcii zdaniy i sooruzheniy. Ucheb. posobie. M.: Izd-vo: ASV, 2007. S.198.
9. Stasyuk N.G., Kiseleva T.Yu., Orlova I.G. Osnovy arhitekturnoy kompozicii. Ucheb. posobie. M.: Izd-vo «Arhitektura - S», 2003. S. 10, 19.
10. SNiP 2.02.01-83 «Osnovaniya zdaniy i sooruzheniy.
11. Kozlyuk E.A. Proekt restavracii hrama v chest' zachat'ya Ioanna Predtechi // Arhitekton Ural'skaya gosudarstvennaya arhitekturno-hudozhestvennaya akademiya. 2012. №38. S. 1-3.
12. Kolesnikova L.I. Morgun B.G, Bozhko A.T., Chernysh N.D. Ucheb. posobie. M.: Izd-vo Pravoslavnyy sobor ( na 200 molyaschihsya). 1997. S. 4-15.
13. SNiP 31-103-99 «Zdaniya, sooruzheniya i kompleksy pravoslavnyh hramov».
14. Kesler M.Yu. Pravoslavnye hramy. Tom 2. Ucheb. naglyadnoe posobie: M.: Izd-vo Arhitekturno - hudozhestvennyy centr Moskovskoy Patriarhii AHC «Arhhram». 2003. Ch.2. S. 148.
15. Ierey G.E. Stroitel'stvo i osvyaschenie vtorogo hrama. Ucheb. posobie. M.: Izd-vo PSTGU. 2005. Ch 1. S. 3-14.