TO THE QUESTION OF FISCAL SOVEREIGNTY OF THE STATE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Тhe article examines the notion of «fiscal sovereignty», the essence of fiscal sovereignty of the state, its internal and external components, and also discusses a practical approach to the theoretical concept of «state sovereignty» on its manifestation in the budget law and in the field of taxation. We study the forms of manifestation of state sovereignty, fiscal sovereignty. Various industry revealed the contents of state sovereignty, the conclusion about the key role of positive obliging in the implementation of fiscal sovereignty.

Keywords:
state, tax, fiscal sovereignty, state sovereighty, rights and obligations, subjects of financial law.
Text

Сведения о руководителе студента при написании статьи:

Бобкова Л.Л.

Канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового права, Воронежский государственный университет

 

Понятие суверенитета – важнейшее, кардинальное понятие государственного и международного права. Если рассматривать в классическом значении, то под суверенитетом государства понимают его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах, т.е. на своей территории (в рамках своей юрисдикции), и независимость в международных отношениях [1, c. 65].

В юридической литературе суверенитет государства имеет различное отраслевое содержание. Так, из государственного суверенитета можно выделить экономический суверенитет. Его составной частью является фискальный суверенитет государства в области налогообложения, который основывается на том, что у государства есть право устанавливать, а также вводить и взимать налоги и сборы с юридических и физических лиц в пределах своей территории [2, c. 56]. Вместе с тем, когда мы формулируем определение фискального суверенитета, нельзя переносить содержание понятия «суверенитет» в сферу фискальной политики государства, потому что фискальный суверенитет – это что-то большее, чем просто верховенство государственной власти в вопросах определения источников собственных финансовых ресурсов. Слово «фиск» (от лат. fiscus – казна) обозначает властные, т.е. не требующие согласования с иными участниками отношений, имущественные права государства как субъекта права налогообложения. Например, А.И. Погорлецкий говорит о том, что налоговый (или фискальный) суверенитет – это право государства действовать как субъект публичного права по введению на своей фискальной территории любых налогов и контролировать их сбор [3, c. 13]. Существует суверенитет и в бюджетном праве.

Так, с позиции Л.Л. Бобковой необходимо различать проявление государственного суверенитета в области бюджета. Например, суверенными правами Российской Федерации являются право на утверждение бюджета, взимание и взыскание налогов и сборов. Данные права не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества [4, c. 10, 13].

Однако фискальный суверенитет – это атрибут государственной власти и является проявлением единого суверенитета, назначением которого является формирование материальной базы государства [5, c. 67]. Фискальный суверенитет можно подразделить на de jure и de facto. Первый можно рассмотреть в юридической литературе как ничем не ограниченное право государства устанавливать налоги; второй – как способность эффективного достижения целей налоговой политики.

Когда элементы социально-экономической системы выходят за пределы государственных границ, то тогда государство не может в полном объеме определять все аспекты налоговой политики, и для достижения налогового суверенитета de facto они могут быть заинтересованы либо в объединении или в ограничении de jure суверенитетов [6, c. 35].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фискальный суверенитет – это обладание верховной государственной властью, полномочиями по определению доходных источников государства, реализация которых не зависит ни от иных государств, ни от проживающего на территории государства населения. Можно сказать, что реализация принципа «фискальный суверенитет» означает, что у государства есть абсолютная власть определять доходный источник казны.

Фискальный суверенитет государства может проявляться в:

• определении источников государственных доходов;

• осуществлении государственного контроля, который обеспечивает своевременное выявление нарушений имущественных интересов государства;

• определении мер принуждения для обеспечения защиты имущественных интересов государства.

Фискальный суверенитет государства реализуется в правах государства самостоятельно и в полном объеме принимать решение о взимании налогов, определять объекты налогообложения, круг налогоплательщиков, размеры налоговых отчислений, способы взимания налогов и т.п.

Итак, основная форма реализации фискального суверенитета – это право государства определять источники финансовых ресурсов. Государство – это некая политическая организация, которая обладает монопольным правом на применение силы и всегда находила способы централизации финансовых ресурсов. На самых ранних этапах развития государства централизация финансовых средств не отличалась системностью, да и процедура по сбору средств напоминала военную кампанию, когда имущество собиралось с подвластного населения, мнение которого о размере и порядке уплаты дани почти не интересовало победителя [7, c. 17].

Сегодняшний интерес к фискальному суверенитету государства вызван реализацией государством своих прав по формированию системы налогообложения на своей территории, а основным элементом системы является налог.

Налог – это основная категория налогового права и налогового законодательства. Специфика правовой природы названной категории во многом предопределяет особенности возникновения налоговых отношений и правового регулирования этих отношений. Французский ученый П.М. Годме хорошо подметил, когда говорил о том, что налог – это одно из проявлений суверенитета государства [8, c. 371]. Налоги могут существовать только в государствах. В иных социальных образованиях налогов быть не может, даже если какие-либо платежи являются обязательными для членов этих образований. Право устанавливать налоги было, есть и будет исключительным правом только государства. Тургенев считал налоги средством «…к достижению цели общества и государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства» [9, c. 129]. В России понятие фискального суверенитета получило свое нормативно-правовое закрепление в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. № 20-П [10, c. 67]. В этом постановлении понятие «фискальный суверенитет» полностью не раскрывается. Конституционный суд указал на то, что с фискальным суверенитетом государства в первую очередь связаны законодательная форма учреждения налога, а также принудительность и обязанность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. В указанном Постановлении есть некая попытка установления содержания фискального суверенитета с его внутренней стороны, а Конституционный суд оставил без внимания содержание его внешнего проявления.

Полагаем, что внешнее проявление фискального суверенитета можно определять как независимость государств в участии в международных отношениях и заключении международных договоров, объектом которых служат отношения, складывающиеся по разграничению налоговой компетенции государств, а также по поводу сотрудничества государств в фискальной сфере и других вопросах, которые регулируются международным налоговым правом.

В заключение отметим, что для существования государства и общества и для их развития необходимо наличие экономического базиса, который формируется посредством реализации государством своего фискального суверенитета. Последний представляет собой юридически не ограниченное право государства требовать от своих подданных активных действий по участию в деле формирования необходимых ресурсов. Этому праву противопоставляются соответствующие обязанности фискально-обязанных лиц. Реализация фискального суверенитета преимущественно связывается с такими формами позитивного обязывания, которые предусматривают в качестве необходимого и должного – отбытие различного рода публичных повинностей, сопровождаемое издержками личного неимущественного и имущественного характера фискально-обязанных лиц.

Позитивное обязывание в финансовой сфере изначально является одним из средств реализации фискального суверенитета государства.

В финансовом праве государственный суверенитет проявляется в двух ипостасях:

во-первых, в бюджетном праве, когда говорим о внутренних суверенных правах Российской Федерации, к числу которых относят право на собственный бюджет, право на получение бюджетных доходов и осуществление расходов, а также включение их в данный бюджет, право на использование бюджетных средств, право на распределение бюджетных доходов между бюджетами различных уровней, право на образование и использование в рамках бюджета целевых резервных фондов, право на установление федеральных налогов и сборов, а также взимание и взыскание федеральных налогов и сборов;

во-вторых, фискального суверенитета в области налогообложения.

Существование такой классификации государственного суверенитета в области финансов предопределено практикой, в том числе практикой Конституционного Суда Российской Федерации.

References

1. Lukashuk I.I. International law. General part: the Textbook. M.: Volters Kluver, 2007. With. 51; International law / Under the editorship of A.A. Kovalev, S.V. Chernichenko. M.: Omega-L, 2008. With. Р. 65.

2. Kucherov I.I. International tax law. M: Jurinfor, 2007. 25 р.

3. Pogorletskiy A. Tax planning of foreign activities. SPb., 2006. 13 р.

4. Bobkova L.L. Formation of financial and legal categories during the budget reforms // Public finances and tax law: Yearbook.Vol. 2:Budget and tax reforms in countries of Central and Eastern Europe / ed. by M.V. Karasev (Sentsova). Voronezh: Publishing house Voronezh state University, 2011. Pр. 23-28; Bobkova L.L. the Theoretical problem of determining the state budget law. Financial law. 2013. № 6. With. 10, 13 c.

5. Optimal conservatism and the independence of the Central Bank in terms of the interaction between fiscal and monetary policies / Logacheva E.N. [and others]. M., 2007. 67 р.

6. Lukashuk I.I. Interaction of international and domestic law in the conditions of globalization // Journal of Russian law. 2002. № 3. Р. 35.

7. Tolkushin А.V. History of taxes in Russia. M.: Yurist, 2001. H. 17.

8. Godmе P.M. Finance law. Рer. FR. M., 1978. 371 р.

9. Turgenev N. Experience of the theory of taxation; ed. Kozyrin // Тhe origins of financial law. M.: Statute .1998. Р. 129.

10. In the case of check of constitutionality of paragraphs 2 and 3 of article 11 of the Law of the Russian Federation of 24 June 1993 «On Federal bodies of tax police». Garant.

Login or Create
* Forgot password?