Abstract and keywords
Abstract (English):
Adapted educational programs for people with disabilities are currently being actively implemented in Russian universities. Legislation provides for special conditions for the implementation of such educational programs: admission of students to the university; issuing documents on education; special conditions for the implementation of the educational program. Some peculiarities have been established for the procedures of state regulation of educational activities for the implementation of adapted programs. This article considers the procedure for licensing educational activities and state accreditation of adapted educational programs in educational institutions of higher education.

Keywords:
educational activity, licensing, state accreditation, adapted educational program, higher education
Text

Понятие адаптированной образовательной программы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее – Закон об образовании) не содержит таких классифицирующих признаков образовательной программы, как специальные (коррекционные) и/или указание численного вида образовательной программы. В терминологии Закона об образовании используется понятие «адаптированная образовательная программа».

Согласно п. 28 ст. 2 Закона об образовании адаптированная образовательная программа представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Законодательством предусматриваются особые условия реализации образовательных программ, в частности:

•        особый порядок приема обучающихся в образовательную организацию;

•        особый порядок выдачи документов об образовании;

•        специальные условия реализации образовательной программы.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Закона об образовании в целях реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты образования специальные требования. Утвержденные до вступления в силу Закона об образовании федеральные государственные образовательные стандарты также учитывали образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированные образовательные программы разрабатываются образовательной организацией с учетом особенностей развития обучающихся на основе федерального государственного образовательного стандарта.

 

Лицензирование образовательной деятельности по реализации адаптированных образовательных программ

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Законом об образовании.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Предметом и содержанием лицензионной экспертизы образовательных организаций является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательной организацией, требованиям нормативных правовых актов в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса. Предметом лицензионной экспертизы является также образовательный ценз научно-педагогических работников и укомплектованность штатов в образовательной организации высшего образования.

Вопрос о целях лицензирования непосредственно связан с вопросом о критериях, которыми руководствуется законодатель при отнесении того или иного вида деятельности к лицензируемым видам деятельности. Критерии определения данных видов деятельности обозначены в ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2]: во-первых, возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; во-вторых, регулирование этих видов деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

Лицензирование включает проверку соответствия юридических документов, имущественные отношения, учебно-методическое обеспечение, проверку соответствия материально-технической базы, нормативное обучение контингента обучающихся в соответствии с проектной нагрузкой, уровень образования научно-педагогических кадров, соблюдение санитарных норм и охраны труда.

При лицензировании адаптированных образовательных программ высшего образования образовательные организации обязаны предоставить в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у образовательной организации высшего образования специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

К сведениям, подтверждаемым образовательной организацией документально, можно отнести следующие:

1) сведения о наличии адаптированных образовательных программ и способах их реализации (инклюзивно в общих группах; в специализированных группах; частично в общих группах, частично в специализированных; по индивидуальному учебному плану; с применением дистанционных образовательных технологий);

2) сведения о наличии педагогических работников, уровень квалификации и опыта которых позволяет осуществлять педагогическую деятельность по реализации адаптированных образовательных программ;

3) сведения о наличии специальных учебников, учебно-методических пособий и иных средств обучения и воспитания, адаптированных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 В соответствии с Законом об образовании адаптированные образовательные программы реализуются в рамках соответствующих уровней образования.

Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 [5], определен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию. Адаптированные образовательные программы в данном перечне отсутствуют, в связи с чем данные программы в лицензии на осуществление образовательной деятельности не указываются.

Адаптированные образовательные программы высшего образования разрабатываются на базе основных образовательных программ высшего образования для конкретной категории обучающихся и реализуются в рамках основных общеобразовательных программ.

Таким образом, если в лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательной организации высшего образования указаны основные образовательные программы высшего образования, то при наличии условий в соответствии со ст. 79 Закона об образовании образовательная организация высшего образования вправе осуществлять образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам высшего образования без их дополнительного лицензирования.

Тем не менее на практике возможны ситуации, когда деятельность образовательной организации высшего образования по реализации основных образовательных программ высшего образования не была ранее лицензирована. В данном случае при «открытии» университетом образовательной организации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа высшего образования должна пройти процедуру лицензирования.

 

Государственная аккредитация адаптированных образовательных программ

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Закона об образовании целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки студентов в образовательной организации высшего образования по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

Особенности аккредитационной процедуры предусмотрены Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 [6].

Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

В соответствии положениями Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам.

Как известно, федеральные государственные образовательные стандарты разрабатываются по уровням образования, учитывая потребности студентов с ограниченными возможностями. Таким образом, адаптированные образовательные программы представляют собой образовательные программы высшего образования, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующему направлению подготовки с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 92 Закона об образовании государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с подп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона об образовании образовательные программы высшего образования относятся к основным профессиональным образовательным программам, следовательно, основным образовательным программам.

Исходя из изложенного, адаптированные образовательные программы высшего образования являются предметом государственной аккредитации.

Отметим, что в соответствии с ч. 7 ст. 92 Закона об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы.

Таким образом, образовательная организация получает свидетельство о государственной аккредитации в отношении всех образовательных программ высшего образования (и адаптированных, и неадаптированных).

 

Финансово-правовые аспекты лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных программ высшего образования

Прохождение образовательной организацией высшего образования процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных программ высшего образования сопровождается уплатой государственной пошлины.

Государственная пошлина в соответствии с п. 10 ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) [3]относится к федеральным налогам, однако по своей правовой природе является сбором.

С учетом положения ч. 2 ст. 8 НК РФ государственную пошлину можно определить как сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления уполномочены совершать в отношении заявителей юридически значимые действия, предусмотренные гл. 25.3 НК РФ [4].

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) периодически издает разъяснения о порядке уплаты государственной пошлины при осуществлении процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных программ.

В соответствии с Письмом Рособрнадзора от 4 марта 2013 г. № 06-94 [7] при осуществлении процедур лицензирования образовательной деятельности уплате подлежат государственные пошлины за:

•        предоставление лицензии на осуществление образовательной деятельности;

•        переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности;

•        переоформление приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности;

•        выдачу дубликата лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вступили в силу изменения, касающиеся размера государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, осуществляемых при проведении процедуры лицензирования образовательной деятельности.

Согласно подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина, связанная с лицензированием образовательной деятельности, устанавливается в следующих размерах:

•        предоставление лицензии – 6000 рублей;

•        переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, – 2600 рублей;

•        переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – 600 рублей;

•        предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности – 600 рублей;

•        предоставление (выдача) дубликата лицензии – 600 рублей;

•        продление срока действия лицензии – 600 рублей.

По вопросу порядка и размеров взимания государственной пошлины за предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательных программ высшего образования следует руководствоваться положениями подп. 127-131 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Государственная пошлина, связанная с государственной аккредитацией образовательных программ высшего образования, в настоящее время составляет:

•        за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной организации высшего образования – 130 000 рублей плюс 70 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу направлений подготовки и специальностей высшего образования в образовательной организации высшего образования и каждом его филиале;

•        за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной организации высшего образования в связи с установлением иного государственного статуса – 70 000 рублей;

•        за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной организации высшего образования в связи с государственной аккредитацией образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей высшего образования – 70 000 рублей;

•        за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной организации высшего образования в других случаях – 2000 рублей;

•        за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной организации высшего образования – 2000 рублей.

Как следует из Письма Рособрнадзора от 9 сентября 2014 г. № 11-200 «О направлении методических материалов о государственной аккредитации образовательной деятельности» [8], если у заявителя на момент подачи заявления о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения (приложений) к нему имеются несколько оснований для переоформления свидетельства о государственной аккредитации, то государственная пошлина уплачивается как за одно совершенное в отношении заявителя юридически значимое действие.

При этом размер государственной пошлины исчисляется в следующем размере:

•        в случае если Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины в одинаковом размере, государственная пошлина взимается в однократном размере;

•        в случае если Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины в различных размерах, государственная пошлина взимается в максимально установленном размере.

Рособрнадзор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерации полномочия в сфере образования и реализующие полномочия лицензирующих и аккредитационных органов, являются администраторами доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Оплата государственной пошлины в связи с лицензированием образовательной деятельности и государственной аккредитацией образовательных программ высшего образования осуществляется путем перечисления средств по реквизитам органа государственной власти с указанием соответствующего кода бюджетной классификации. 

 

Заключение

Правовое регулирование процедур лицензирования образовательной деятельности по реализации адаптированных образовательных программ высшего образования и государственной аккредитации данных образовательных программ нуждается в дальнейшей детализации. Сложности осуществления государственного регулирования адаптированных образовательных программ продиктованы различным пониманием образовательными организациями содержания и целей адаптированных образовательных программ, а также разнородной правоприменительной практикой в субъектах Российской Федерации. На подзаконном уровне, в частности, предстоит определить критерии, предъявляемые при государственной аккредитации адаптированных образовательных программ, а также порядок проведения экспертизы в целях подтверждения соответствия адаптированных образовательных программ высшего образования федеральным государственным образовательным стандартам.

 

References

1. Federal'nyjzakonot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v RossijskojFederacii» // Sobraniezakonodatel'stva RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.

2. Federal'nyjzakonot 4 maya 2011 goda № 99-FZ «O licenzirovaniiotdel'nyhvidovdeyatel'nosti» // Sobraniezakonodatel'stva RF. 2011. № 19. St. 2716.

3. NalogovyjkodeksRossijskojFederacii (chast' pervaya) ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ // Sobraniezakonodatel'stva RF. 1998. № 31. St. 3824.

4. NalogovyjkodeksRossijskojFederacii (chast' vtoraya) ot 5 avgusta 2000 g. № 117-FZ // Sobraniezakonodatel'stva RF. 1998. № 32. St. 3340.

5. PostanovleniePravitel'stvaRossijskojFederaciiot 28 oktyabrya 2013 goda № 966 «Ob utverzhdeniiPolozheniya o licenzirovaniiobrazovatel'nojdeyatel'nosti» // Sobraniezakonodatel'stva RF. 2013. № 44. St. 5764.

6. PostanovleniePravitel'stvaRossijskojFederaciiot 18 noyabrya 2013 goda № 1039 «Ob utverzhdeniiPolozheniya o gosudarstvennojakkreditaciiobrazovatel'nojdeyatel'nosti» Sobraniezakonodatel'stva RF. 2013. № 47. St. 6118.

7. Pis'moFederal'nojsluzhbyponadzoru v sfereobrazovaniyainaukiot 4 marta 2013 goda № 06-94 // Dostupiz SPS «Konsul'tantPlyus».

8. Pis'moFederal'nojsluzhbyponadzoru v sfereobrazovaniyainaukiot 9 sentyabrya 2014 goda № 11-200 «O napravleniimetodicheskihmaterialov o gosudarstvennojakkreditaciiobrazovatel'nojdeyatel'nosti» // Dostupiz SPS «Konsul'tantPlyus».

Login or Create
* Forgot password?