ECOLOGICAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the modern aspects of ecological education of children and youth, the essential characteristics of this process. The draft of the program of ecological education of children and youth of the Russian Federation is presented. Indicated actual forms and methods of ecological education. Revealed indicators for ecological education of schoolchildren.

Keywords:
environmental education, education of ecological culture, educational system, socialization, education technology, the indicators of environmental education.
Text

Теоретическое осмысление проблемы экологического воспитания и анализ практики организации этого процесса в системе образования Российской Федерации показали, что эта проблема, несмотря на ее активное многолетнее исследование, чрезвычайно остра и актуальна в связи с неблагоприятной современной экологической ситуацией, а также новыми требованиями к педагогическому процессу, связанному с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольных учреждениях, начальной, основной и средней школах.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., в числе обозначенных основных направлений развития воспитания выделила экологическое воспитание, которое включает «…развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, умений и навыков разумного природопользования, а также воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, нетерпимого отношения к действиям, которые могут принести вред экологии» [2, с. 10].

На современном этапе экономического и социокультурного развития российского общества идея всеобщего экологического образования и воспитания как проблема общенационального и общемирового значения встает предельно остро и является наиболее современной. В целях привлечения внимания общественности к экологическим проблемам 2017 год, согласно указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г., был провозглашен Годом экологии в России.

В документах, определяющих политику страны как в сфере образования, так и в сфере экологии, подчеркивается важность и значимость реализации системы непрерывного экологического образования и воспитания, а также необходимости формирования экологической культуры детей и молодежи.

Экологическое воспитание представляет собой длительный многоаспектный процесс приобщения обучающихся к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирования экологического сознания, воспитания ценностного отношения к природному миру, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, а также осознанного выполнения экологических норм и правил. Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры как нового качества личности, включающего развитое экологическое сознание, эмоционально-нравственное и деятельностно-практическое отношение к окружающей среде.

Как показал анализ состояния экологического воспитания населения, уровень экологической культуры россиян крайне низок. К основным характеристикам современного состояния экологического сознания относятся экологическое иждивенчество, а также дистанционирование большей части россиян от участия в решении экологических проблем, что актуализирует значимость организации экологического воспитания молодого поколения как растущей смены гражданского общества.

Следует отметить, что в образовательных организациях Российской Федерации реализуется определенная система экологического воспитания, которая включает:

•        экологическое воспитание в дошкольных учреждениях;

•        экологическое воспитание школьников в общеобразовательных организациях;

•        экологическое воспитание детей и молодежи в организациях дополнительного образования;

•        экологическое образование и воспитание в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

•        послевузовское образование (получение второго, экологического образования);

•        повышение квалификации в области экологии специалистов, управленцев и других категорий профессионалов;

•        экологическое воспитание населения средствами массовой информации, библиотек, музеев, образовательных центров заповедников, заказников и т.п.

Экологическое образование и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по программам, в основе которых лежит новая концепция воспитания дошкольников с учетом целостного взгляда на природу и понимания места человека в ней. Для дошкольников наиболее актуальными являются такие формы, методы и средства работы, как наблюдение за природными объектами и явлениями; знакомство с фольклором, народными традициями и обычаями; чтение книг, просмотр фильмов и телепередач на экологические темы; экологическая деятельность на открытых площадках – посадка и уход за растениями; организация живых уголков и уход за их обитателями; разнообразная творческая деятельность – рисование, лепка, аппликация, гербарии, поделки из природного материала и т.п.; участие в дидактических, сюжетно-ролевых и творческих сюжетных играх, экологических праздниках.

В системе школьного образования экологическое воспитание реализуется на всех ступенях в урочной и внеурочной деятельности, а также в процессе занятий в системе дополнительного образования.

Наиболее последовательно и логично система экологического образования представлена в начальной школе, где ее основой служит предмет «Окружающий мир». Что касается основной школы, то здесь нет специального курса «Экология», не выстроен в систему междисциплинарный подход, не используются возможности экологизации других предметов, что не отвечает требованиям процесса экологического образования и воспитания. Для старших школьников курс «Экология» не является обязательным предметом для изучения, хотя отдельные регионы вводят данный предмет в учебный курс.

В соответствии с этим результаты, отражающие состояние системы экологического воспитания детей разного возраста, таковы: 90% школьников младших классов получают экологические знания, эти показатели значительно выше, чем у учащихся средних и старших классов. Только 42% обучающихся основной школы получают экологическое образование. На этой ступени основная его доля реализуется через интегрированное обучение. Следует также отметить, что усвоение школьниками научных основ экологического образования происходит в процессе изучения таких предметов, как биология, география, история, литература. В старших, 10–11 классах реализация экологического образования происходит в двух формах. Экология как самостоятельный предмет изучается в профильных классах и в классах с углубленным изучением предметов. В остальных, общеобразовательных классах происходит интеграция экологических знаний в курсы естественнонаучной направленности. Экологические знания учащиеся также могут получить в рамках предпрофильной подготовки: в отдельных элективных курсах и спецкурсах в географо-биологическом, химико-биологическом, медицинском профилях. Особое внимание в организации экологического образования и воспитания уделено практической и творческой экологической деятельности, которая включает элементы исследовательской работы, а также реализацию экологических проектов.

В сложившийся системе экологического образования и воспитания в общеобразовательной школе можно отметить ряд недостатков и проблем:

•        образовательная деятельность в школе ориентирована на подготовку к единому государственному экзамену, который не включает показатели, включающие предметную область «Экология»;

•        структура внеурочной деятельности, особенно в старшей школе, включает в себя, в основном, факультативы, которые готовят школьников к сдаче ЕГЭ;

•        в школьном учебном плане не предусмотрен как обязательный предмет «Экология»;

•        образовательную деятельность начальной и основной школы регламентируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые экологическому образованию и воспитанию уделяют недостаточное внимание.

Согласно исследованию, проведенному по вопросам экологической грамотности школьников старших классов г. Москвы, лишь незначительная часть обучающихся охвачена неформальным экологическим образованием. Работой в кружках экологического профиля охвачена весьма малая доля старшеклассников: 3,6 % – в школе, 8,5% – в учреждениях дополнительного образования, 3,3% – в других организациях (колледжах, вузах, научно-исследовательских институтах, музеях, зоопарках, ботанических садах, заповедниках и заказниках и пр.). Общественные экологические организации охватывают своей деятельностью также небольшую часть детей и молодежи – около 3%. Если вспомнить период становления российского экологического образования в 1970–1980-е гг., практически сто процентов школьников были членами Всероссийского общества охраны природы. Более популярным среди обучающихся (6,8%) становится виртуальное общение в экологических группах в интернет-пространстве.

Следует отметить снижение доли участия юношей и девушек выпускных 11-х классов во всех формах экологического образования и воспитания. Видимо, это связано с усиленной учебной нагрузкой старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ, в которые предмет «Экология» не включен.

В России существует богатый опыт экологического воспитания в организациях дополнительного образования, в которых, помимо традиционных форм работы – практических занятий, экскурсий, природоохранных акций, массовых мероприятий, реализуются и новаторские, инновационные – экологические практикумы с использованием современного лабораторного оборудования; психологические тренинги экологической направленности; деятельность детских и молодежных экологических отрядов; экологический мониторинг состояния окружающей среды; исследовательские экспедиции совместно со специалистами особо охраняемых природных территорий и множество других форм работ. В организациях дополнительного образования реализуются дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучного и туристко-краеведческого профиля.

Таким образом, организация экологического воспитания, которое является обязательным элементом формирования экологической культуры детей и молодежи на всех ступенях образования, важна, актуальна и требует внесения значительных изменений в образовательный процесс учреждений разного типа. Это довольно длительный и сложный процесс, для реализации которого необходимы как теоретико-методологическое обоснование, так и практико-ориентированные исследования.

В 2011 г. учеными Российской академии образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы был разработан документ «Концепция экологического воспитания и модель реализации этой концепции в условиях школы полного дня с целью обеспечения воспитания и успешной социализации обучающихся». В концепции обозначена необходимость формирования и развития системы экологического воспитания детей и молодежи, эффективно формирующей экологическую культуру личности. Акцент в концепции экологического воспитания сделан на развитие у ребенка ценностного отношения к природе, окружающему миру. Основополагающим в концепции является аксиологический подход, и в модели ее реализации представлены именно такие формы и методы, такие технологии, которые формируют у ребенка эмоционально-ценностное отношение к социоприродной среде, а также к себе самому как части природы.

Данная концепция легла в основу проекта Программы экологического воспитания детей и молодежи в системе образования Российской Федерации на 2017–2020 гг. (авторы В.А. Самкова, Е.М. Клемяшова, С.Н. Николаева, Л.Ю. Иванова и др.). В Программе отражена специфика деятельности по экологическому воспитанию в образовательных организациях разного типа, раскрыты задачи, содержание, методическое обеспечение и особенности организации воспитательного процесса, нацеленного на формирование и развитие экологической культуры детей и молодежи.

К основным содержательным линиям программы, которые соответствуют ведущим компонентам экологической культуры и обеспечивают непрерывность и преемственность всех этапов процесса экологического воспитания, относятся:

•        осознание универсальной ценности и целостности природы;

•        освоение норм и правил экологической этики;

•        постижение опыта ценностного отношения к природному миру в культуре народов России;

•        осознанное выполнение норм и правил экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;

•        освоение разнообразных видов практико-ориентированной экологической деятельности по наблюдению, изучению и оценке состояния природной среды, ее охране;

•        осознание социальной значимости экологической деятельности, разработанных и реализуемых проектов.

На отбор содержания в соответствии с целями и задачами непрерывного экологического образования и воспитания и разработку структуры программы повлиял ряд объективных и субъективных факторов, к которым можно отнести возрастные психофизиологические особенности учащихся, ведущий тип деятельности, характеризующий каждую возрастную группу (начальная, основная, старшая ступени); специфика их восприятия и отношения к природной и социальной среде.

В программе обозначены основные направления экологического воспитания: научно-экологическое (биоэкологическое, экологический мониторинг); эколого-этическое воспитание, эколого-правовое, эколого-экономическое, этно-экологическое; эколого-патриотическое; экологическое краеведение и туризм; эколого-эстетическое. Интеграция экологического воспитания с формированием культуры здорового образа жизни предусматривает развитие эколого-валеологического направления.

Акценты и соотношение направлений экологического воспитания меняется на различных возрастных этапах. Следует принять во внимание и то, что экологическое воспитание в образовательных организациях не должно сводиться лишь к нескольким направлениям, а должно быть сбалансированным.

Разработка программы экологического воспитания образовательной организации предусматривала анализ содержания программ различных учебных предметов и курсов и специальных программ, таких как программа духовно-нравственного воспитания, здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности и др. Данный анализ позволил раскрыть потенциал этих программ для развития экологической культуры школьников, а также подчеркнуть системообразующую роль экологического воспитания в целостной системе воспитания образовательной организации.

Программа экологического воспитания состоит из нескольких модулей, охватывающих различные ступени образования.

К основным направлениям экологического воспитания в модуле экологического воспитания дошкольной образовательной организации относятся:

•        формирование ценностного отношения к природе: осознания самоценности и многообразия значений природы, а также ценности общения с природой; осознание взаимосвязи человека и природы, восприятие себя как части природы;

•        развитие чуткости восприятия природы, чувства эмпатии к природным объектам;

•        формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;

•        развитие познавательного интереса к природному миру, осознание зависимости благополучия и красоты объектов живой природы (животных и растений) от здоровой и полноценной среды обитания;

•        осознание того, что чистота и порядок в окружающем предметно-природном мире является критерием его красоты; развитие желания и способности поддерживать порядок и чистоту в окружающей среде;

•        формирование желания сохранять природное окружение, помогать ему, умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

•        развитие умения детей замечать проявления красоты природных объектов и явлений в оформлении окружающего предметного мира, в котором живет человек; знакомство с изделиями народных промыслов (гжель, хохлома, дымковская игрушка и др.), отражающими красоту природы;

•        знакомство детей с разнообразными видами искусства (живопись, скульптура, музыка, литература), отражающими красоту природы, развитие эстетического вкуса;

•        развитие детского творчества, желания воплотить впечатления от красоты природы в собственной творческой деятельности (создание рисунков, поделок, композиций, литературное творчество и др.).

Модуль программы для начальной школы предназначен для организации внеурочной деятельности экологического содержания в 1–4 классах, а также для организации занятий в учреждениях дополнительного образования экологического профиля. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий на природе – на пришкольном участке, в ближайшем парке, у водоема, в лесу и т.п.

Основные задачи, которые позволяет решать данный модуль:

•        формирование и развитие у школьников начальных классов эколого-эстетического восприятия социо-природного мира;

•        формирование понятий и представлений об окружающем природном мире как целостной экологической системе;

•        изучение традиций разных народов, которые отражают отношение человека к природному миру;

•        формирование устойчивого познавательного интереса к окружающему природному миру;

•        развитие у детей представлений о разнообразных способах (формах) познания природы (наука, искусство, религия);

•        формирование элементарных навыков и умений, которые связаны с выполнением учебного исследования;

•        вовлечение воспитанников в социально значимую экологическую деятельность по изучению и сохранению природного мира.

В соответствии с содержательными линиями программы экологического воспитания основное содержание модуля для начальной школы может быть представлено в виде четырех блоков: осознание универсальной ценности и целостности природы; освоение норм и правил экологической этики, культурного опыта восприятия природы и отношения к ней в культуре народов России; осознанное выполнение норм и правил экологически грамотного поведения и образа жизни; освоение разнообразных видов социально значимой практической экологической деятельности по изучению, сохранению и улучшению состояния и социоприродной среды.

Созданию условий для эффективного экологического воспитания младших школьников способствует интеграция социально-педагогического потенциала организаций общего и дополнительного образования, вузов, научно-исследовательских институтов и лабораторий экологического профиля, учреждений культуры (биологические, краеведческие, художественные музеи и выставки, зоопарки), отделов экологического просвещения при особо охраняемых природных территориях (заповедники, заказники, национальные парки), общественных экологических организаций и семьи.

Социально значимый практический опыт учащихся начальной школы формируется посредством реализации разнообразных экологических проектов. К ним относятся исследовательские, творческие, игровые проекты, коллективные творческие дела, сюжетно-ролевые и деловые игры, посещение культурных центров, встречи с представителями различных профессий, имеющих отношение к экологии. Результат такого социального партнерства в процессе экологического воспитания школьников младших классов – совместные просветительские, воспитательные, социально-педагогические, практико-ориентированные программы и мероприятия.

Целесообразно взаимодействие образовательных учреждений с общественными, детско-юношескими и молодежными объединениями, а также с движениями экологической направленности.

Интегрированный, междисциплинарный характер модуля обладает большим воспитательным потенциалом. Его основная воспитывающая функция направлена на формирование у школьников начальных классов осознанной потребности познания окружающего природного мира и своих связей с ним; а также экологически целесообразных интересов, потребностей, норм и правил (гуманного отношения к окружающему природному миру, ко всем живым существам). Воспитание в процессе занятий в рамках данного модуля будет способствовать развитию интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности учащегося начальной школы, эколого-эстетического восприятия, способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию живым существам.

Процесс экологического воспитания в основной и средней школе осуществляется на основе базовых российских ценностей – патриотизма, гражданственности, семьи, здоровья, труда и творчества, науки, искусства, природы. Содержание модуля программы экологического воспитания в основной и средней школе нацелено на воспитание общей культуры гражданина России, ответственного за настоящее и будущее страны, вносящего свой вклад в сохранение ее природных богатств, уважающего народные традиции.

Реализация данного модуля программы способствует освоению школьниками опыта взаимодействия с природным миром и социокультурным окружением, формированию экологической культуры. Цель модуля программы – формирование экологической культуры как культуры ценностного отношения к природному миру, развитого экологического сознания, разумного потребления, деятельности, в основе которой лежит экологический императив, здорового образа жизни.

К основным направлениям реализации модуля программы относятся:

•        формирование у обучающихся мотивационной сферы, основанной на осознании самоценности природы и взаимосвязей в социо-природном мире;

•        овладение обучающимися опытом экологически грамотного и целесообразного взаимодействия с природным миром, в том числе и умением принимать решения в ситуациях морального выбора;

•        формирование у школьников культуры здорового образа жизни, культуры разумного потребления и экологически грамотного поведения в городской или сельской среде;

•        стимулирование у обучающихся процессов самопознания и саморазвития, личностного самоопределения, проектирования индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, помощь в укреплении осознания социальной значимости собственной экологической деятельности, соотнесении собственных возможностей и способностей с запросами и требованиями социального окружения, общества, государства;

•        освоение разнообразных видов социально значимой практической экологической деятельности по изучению, сохранению, улучшению состояния социо-природной среды.

Модули программы экологического воспитания для основной школы (5–9 классы) и средней школы (10–11 классы) реализуются в процессе внеурочной деятельности экологической и естественнонаучной направленностей; в деятельности организаций детских объединений в рамках дополнительного образования детей; в процессе специально организованных мероприятий – экскурсий, практических и лабораторных занятий; полевых экологических практикумов; летних экологических лагерей; праздников, конкурсов, проектов экологической направленности и др.

Для старших школьников в воспитательный процесс включены современные активные технологии – проектные, игровые, кейсовые, тренинговые и т.п. Такие технологии включают комплексные эколого-экономические игры – «Цивилизация», «Голубая планета», деловые игры – «Строим Экоград», «Экологический баланс», практикум решения кейсов «Экологический бумеранг», социально-экологический проект «Шаг за шагом», технология «кейс-study», экологические тренинги, этюды, арт-технологии, современные интернет-технологии и другие формы работы [1].

В организации экологического воспитания учащихся основной и средней школы эффективна практика сетевого взаимодействия общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования и других организаций и учреждений, в арсенале которой широкий спектр информационно-коммуникационных методов, приемов, средств и технологий (например, школьники могут обмениваться файлами с помощью ультрапортативных персональных ноутбуков в сети WiFi или участвовать в дистанционных коммуникационных связях нескольких школ, которые участвуют в глобальном проекте).

Одна из наиболее перспективных и интересных форм сетевого взаимодействия – реализация инновационного проекта «Детская Экологическая Карта России», основой которого является сетевое взаимодействие в интернет-пространстве школьников из различных регионов России. На электронную карту учащиеся из разных городов наносят сведения экологического характера. Это могут быть сведения об экологической обстановке региона, «тревожные сигналы» о неблагополучном состоянии определенной местности. На такой карте могут быть также отмечены и наиболее чистые, экологически безопасные зоны, «экологические ниши», благоприятные для обитания живых существ. Естественно, такая карта – плод серьезной научно-исследовательской деятельности ее составителей – участников сетевого взаимодействия.

Современный образовательный процесс должен быть направлен на познание красоты природы, осознание ее детьми как высшей ценности, развитие способностей воспринимать и чувствовать природу, беречь ее, дорожить ею. Реализации этих задач будут содействовать создание в школе специальной эколого-развивающей среды, наполнение образовательной деятельности нравственно-экологическими идеями, смыслами, насыщение учебно-воспитательного процесса школы специальными методиками, технологиями, разнообразными формами организации деятельности, методами и методическими приемами развития экологической культуры учащихся.

Актуальные формы и методы воспитания экологической культуры позволяют расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, создавать ощущение присутствия в «большом» мире, чувство связи с тем, что находится за пределами школы, ближайшего окружения ребенка. Достижение этой цели возможно благодаря экологизации всех компонентов образовательного процесса школы – целей, принципов, содержания, методов, средств, форм организации.

Целью и результатом процесса экологического воспитания выступает экологическая воспитанность личности. Экологическую воспитанность можно представить как интегральное личностное качество, включающее систему мировоззренческих представлений и взглядов, эмоционально-нравственного отношение к социо-природному окружению и себе самому как части природы, а также опыт творческой экологической деятельности. К основным показателям экологической воспитанности относятся развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности обучающихся.

Научное осмысление сущности процесса экологического воспитания детей и молодежи, реализация системы мер по экологизации образовательного процесса школы – насыщению экологической составляющей учебных предметов, созданию эколого-развивающей среды, внедрению инновационных методов и технологий воспитания, новых форм социализации детей, расширению поля проектной деятельности экологической направленности будут способствовать эффективности научно-педагогической деятельности по экологическому воспитанию детей и молодежи, их успешной социализации, включенности в реальную социокультурную практику.

References

1. Ecological education and education of youth: the teaching method. Manual for teachers of secondary schools and teachers of additional education / V.A. Samkova, E.М. Klemyashova аnd others. Moscow: IAEP, 2016. 416 p. (in Russian)

2. Electronic resource: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (in Russian)

Login or Create
* Forgot password?