Belgorod, Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Belgorod, Russian Federation
GRNTI 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
BBK 659 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана
In this article we consider the actual problem of increasing the level of innovative development of the region of Belgorod . The object of the research is the innovative system and innovative infrastructure of the region of Belgorod . The conducted qualitative analysis made it possible to identify the strengths and weaknesses parts of the region of Belgorod , determine the degree of intensity of the innovation process, and evaluate and give a forecast for the development and use of the innovative potential of the region of Belgorod
Innovative activity, innovative development, innovative potential of the region, regional innovation system
Введение : На сегодняшний день, стратегии развития всех регионов объединяет одна общая цель – стремление к созданию надежной инновационной экономико-социальной системы, которая бы обеспечивала высокий уровень и достойное качество жизни населения региона и гарантировала решение проблемы нехватки ресурсов, энергии, повышала бы уровень технологической и демографической безопасности Российской Федерации в целом и отдельного региона в частности, а также способствовала реализации стратегических интересов страны на мировом поприще. По мнению Гуриевой Л.К. [7], наступающая новая длинная волна экономического роста приведет к росту технологического уровня и возникновению совершенно иной системы общественных отношений.
Основная часть. Основным фактором роста конкурентоспособности любого региона на внутригосударственном и международном рынках и достижения стремительного экономического роста является развитие инноваций. В рамках стратегии программы Белгородской интеллектуально-инновационной системы, которая нацелена на становление Белгородского региона одним из основных центров инновационной структуры Российской Федерации, утвержден План первостепенных мероприятий по созданию и реализации программы Белгородской интеллектуально-инновационной системы. Основными направлениями данной программы служат развитие инновационной среды области в целом, городских агломераций и сельских территорий в частности, модернизация и совершенствование дорожной инфраструктуры, освоение биологического земледелия.
Далее более подробно рассмотрим сам процесс регулирования инновационной деятельности в рамках структуры. Инновационная деятельность осуществляется на базе различных административно-территориальных образований, которые отличны друг от друга по многим признакам, таким как: уровень экономического и социального развития, степень обеспеченности ресурсами, климат, площадь территории, численность и состав населения, культура быта населения, а также другим параметрам и, следовательно, различные условия реализации обеспечивают совершенно различные возможности реализации инновационного развития.
О.Н. Владимирова в своей работе считает, что любая региональная инновационная
система – это ничем не заменимая часть общей национальной инновационной системы, которая создается и развивается согласно приоритетам государственной инновационной политики [6].
Процесс формирования региональных инновационных систем в России активизировался по большей части в последние годы и, как показывает наш анализ научных публикаций различных авторов, написанных по данной проблеме, одним из самых важнейших и необходимых факторов данной ситуации является наличие экономических отношений, которые бы требовали повышения инновационной активности.
Мы солидарны с Т.Н. Похилько, считающим, что процесс инновационного развития состоит из двух главных частей – реализации инновационных проектов и развития инновационного потенциала [13]. Е.В. Борисова в своей работе указывает, что всю сущность инновационной системы можно описать, как целую и неразрывную совокупность взаимодействующих социальных институтов и организаций, которые воплощают научные знания в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг с целью обеспечения социально-экономического роста [5]. Следовательно, для проведения качественного анализа процесса инновационного развития экономики Белгородской области необходимо рассмотреть инновационные проекты, реализуемые в регионе, и инновационную инфраструктуру.
Разработка и действие региональной инновационной системы базируется, в первую очередь, на нормативно-правовой базе, регламентирующей инновационную деятельность. Начиная с 2009 года регулирование региональной инновационной системы осуществляется согласно положениям закона «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области», наблюдательным органом с функциями курирования является действующий Совет по инновационной политике при губернаторе Белгородской области. В документах социально-экономического плана отражена часть аспектов регулирования такой деятельности [2].
В 2010 году была создана Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, в которой определены целевые показатели, отражающие эффективность работы всех функций региональной инновационной системы по обеспечению устойчивого развития [3]. Региональная инновационная инфраструктура условно разделяется на четыре основные группы: производственно-технологическую, информационную и экспертно-консалтинговую, финансовую, а также кадровую инфраструктуру.
В Белгородской области, базируясь на платформе региональных вузов эффективно действуют технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования. В Белгородском регионе созданы 2 «упаковочные» компании: «Центр инновационного консалтинга» на платформе НИУ «БелГУ» и «Научно-инновационный образовательный центр в области наносистем в строительном материаловедении» на платформе БГТУ им. В. Г. Шухова.
На сегодняшний день в Белгородской области при крупнейших высших учебных заведениях действуют более 90 малых предприятия, занимающихся инновационной деятельностью. Из них около 60 предприятия функционируют согласно Федеральному закону от 2.08.2009 года № 217-ФЗ. Согласно упомянутому закону право пользования результатами интеллектуальной деятельности всех высших учебных заведений (секреты производства, патенты, свидетельства) вносятся в уставный капитал предприятий. Остальные малые предприятия — заключили с вузами соглашение о совместной деятельности с целью научно-технического сотрудничества.
По мнению О.Н. Владимировой, основополагающим элементом, который обеспечивает эффективность работы любой региональной инновационной системы, можно назвать присутствие полноценной инновационной инфраструктуры [6]. В Белгородской области имеется всего 13 организаций инновационной инфраструктуры. В составе которых 2 крупнейших вуза области, 3 инновационно-технологических центра, центр новых информационных технологий, агротехнопарк, технополис, центр научно-технической информации, 2 центра коллективного пользования научным оборудованием и т.д. (рис. 1)
Рис. 1. Инновационная инфраструктура Белгородской области
Говоря о составляющих инновационной структуры Белгородской области, необходимо более детально рассмотреть такую важнейшую ее часть как промышленный парк «Северный». Реализация данного проекта началась в конце 2008 года в северной части Белгорода.
Площадь проекта составляет более 24 га, на которых строятся здания промышленного типа общей площадью более 70 тыс. м2, в них будут располагаться не менее 30 предприятий, а также административный корпус площадью 10 тыс. м2. Промышленный парк предоставляет предприятиям в аренду помещения производственного, складского и административного типа, которые полностью обеспеченные самой мощной на сегодняшний день инженерной инфраструктурой и подъездными путями. У резидентов промышленного парка есть возможность участия в проектировании производственных помещений, с целью максимального учета специфики применяемых технологий производства.
С учетом основных приоритетов инновационного развития Белгородской области и технологической модернизации, на территории промышленного парка формируются два основных направления инновационной деятельность – это инновации в медицинских технологиях и инновации в сфере энергосбережения.
В рамках направления энергосберегающих технологий в будущем планируется формирование производственного бизнес-инкубатора энергосберегающих технологий межрегионального уровня. Производственный бизнес-инкубатор будет состоять из энергоэффективного дома, благодаря конструкции и инженерной системе которого практически в 6 раз будут снижены затраты на теплоснабжение, и производственные помещения, в которых будут размещены малые предприятия, производящие оборудование для энергосберегающих технологий.
24 марта 2017 года Правительством Российской Федерации было принято распоряжение, в содержании которого утверждается распределение субсидий, направленных на возмещение затрат на создание и обустройство инфраструктуры среди субъектов Российской Федерации индустриальных парков. Данный документ предусматривает, что Белгородская область в 2017 году получит из федерального бюджета компенсацию затрат на создание инженерной инфраструктуры промышленного парка «Северный» в объёме 100 млн. рублей. Ещё 100 млн. рублей область должна получить в 2018 году и 130 млн. – в 2019-м.
Инновационная структура Белгородской области имеет довольно представительный состав, но нельзя не отметить наличие дисбаланса структурного плана. В области очень слабо развиты некоторые субъекты инновационной структуры, а именно субъекты консалтингового и экспертного направлений, а также отсутствуют субъекты финансовой направленности и различные правовые институты. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что формирование региональной инновационной системы Белгородчины находится на первоначальных этапах развития и подвигается достаточно медленно по различным объективным и субъективным причинам.
Тип формирования региональной инновационной системы определяют показатели, характеризующие специфику конкретного региона, а именно размер сырьевой базы, геополитическое положение, демографическая ситуация и т.д. В Белгородской области имеется довольно значительный ресурсный потенциал, что двояко влияет на темпы экономического роста и развития: с одной стороны, это обеспечивает развитие сырьевых секторов экономики региона, с ориентацией на экспорт, но с другой стороны, это задерживает инновационное развитие.
К.В. Названова и П.Н. Захаров в своей работе пишут, что одним из основополагающих элементов, которые обеспечивали бы поддержку инновационной деятельности, можно назвать инвестиционный климат региона, состоящий из финансовых возможностей региона, инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности конкретной области и явных и неявных инвестиционных рисков, соответствующих этому региону [12]. В ходе написания данной работы мы обратились к данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным которого в 2016 году Белгородская область в соответствии со своим уровнем инвестиционной привлекательности заняла сектор 2В среди других регионов, имеющих средний уровень инвестиционного потенциала и умеренный риск инвестирования. По нашему мнению, такая позиция Белгородской области в рейтинговой шкале дает возможность инвестиций в инновационные проекты региона.
Белгородская область благоприятна для создания инновационной инфраструктуры, но имеют место некоторые факторы, которые противодействуют этому процессу. Конечно же, такие помехи особенно заметны на уровне бизнеса и выражаются либо в прямом неприятии инноваций, либо же в пассивном противодействии, заключающимся в стремлении ограничить инновации незаметными усовершенствованиями продукта или какого-либо процесса – то есть – псевдоинновациями.
Сами предприятия обладают рядом внутренних факторов такого пассивного противостояния коллектива предприятия и внедрению в работу хотя бы чего-то новоиспеченного. Л.В. Дорофеева в своей работе сделала вывод о том, что, чем сложнее инновация и чем обширнее изменения производственного, организационного, управленческого и иного характера происходят благодаря появлению этой инновации, тем больше сопротивление. И мы согласны с данным высказыванием. Особенно сильно это проявляется при внедрении комплексных инноваций, которые требуют изменения во всех подсистемах деятельности предприятия – технико-технологической, экономической, организационной, кадровой, социальной [9].
В Белгородской области 10,1 % предприятий используют в своей деятельности инновации, в среднем по Российской Федерации эта доля меньше и составляет 9,7 %. В Белгородском регионе 16 организаций, регулярно проводящих исследования и разработки. Из года в год на протяжении долгого времени научные проекты и разработки белгородских разработчиков получают престижные награды в России и на международных конкурсах, но после этого чаще всего остаются невоплощёнными [15].
В ходе проведенного нами исследования мы сделали вывод о том, что, Белгородская область имеет в будущем благоприятный прогноз экономического развития инновационного климата, но несмотря на это на сегодняшний день они реализованы на низком уровне. По оценкам различных экспертов, в регионах с развитой экономикой почти 70% ВВП обеспечивается за счет инноваций.
Если говорить об основных мерах по обеспечению развития инновационной структуры Белгородской области, то нельзя не сказать, что в рамках совместных проектов с Минэкономразвития России продолжается реализация мероприятий по развитию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования, источником которого служит федеральный и региональный бюджет.
Для того чтобы обеспечить условия ускоренного инновационного развития Белгородской области, а также сформировать на ее территории частей национальной нанотехнологической сети правительством Белгородской области было подписано и реализовано соглашение о взаимодейсвии с ОАО «РОСНАНО». Согласно данному соглашению реализуются мероприятия долгосрочного характера в рамках целевой программы «Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010–2014 годы. Они предусматривают поддержание высокого уровня спроса на инновационную и нанотехнологическую продукцию. Финансирование в рамках этой программы происходило за счет средств ОАО «РОСНАНО», а также бюджета Белгородской области и внебюджетных источников. Кроме того, на сегодняшний день при Губернаторе Белгородской области функционирование межведомственная комиссия по развитию наноиндустрии [15].
На сегодняшний день, ведущими вузами Белгородской области, а именно БГТУ им. В.Г. Шухова и НИУ БелГУ, в сотрудничестве с ОАО «РОСНАНО» разрабатывает и реализует различные образовательные проекты в сфере инноваций и нанотехнологий. Необходимо отметить, БГТУ им. В.Г. Шухова является единственным высшим учебным заведение страны, который осуществляет разработку эффективных образовательных программ и проектов по актуальному направлению «Нанотехнологии в строительном материаловедении». В области нанотехнологических программ воплощаются важнейшие инвестиционные проекты в сфере производства: протеинов нового поколения в Валуйском районе, наноцеллюлозы, производимой из свекловичного жома в г. Алексеевка, а также по росту объемов производства исскуственного сапфира до показателей 266 тонн в год в Шебекинском районе.
Далее рассмотрим место Белгородской области в рейтинге инновационных регионов России в 2016 году. Упомянутый рейтинг представляет собой актуальные показатели инновационного развития всех субъектов России. Абсолютными лидерами являются г. Москва, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Эта список на протяжении всех лет формирования рейтинга не изменяется.
В рейтинге инновационных регионов 2016 года все регионы распределяются по группам следующим образом: в группу передовых регионов входят 27 субъектов Российской Федерации (сильные и средне-сильные инноваторы), 22 региона формируют группу средних инноваторов, и 36 регионов являются отстающими (средне-слабые и слабые инноваторы). Такая картина в целом соответствует картине распределения прошлого года: 29, 20 и 34 региона – соответственно, без учета г. Севастополя и Республики Крым
Белгородская область согласно данным рейтинга находится в группе средних новаторов, и имеет 29 ранг из 85 возможных. По сравнению с прошлым 2015 годом, Белгородская область поднялась в рейтинге на 5 позиций. Показатель инновационного развития области на 7,4% выше среднего уровня показателя в рейтинге инновационных регионов. То есть, мы может сделать вывод о том, что Белгородская область в сравнении с другими регионами находится примерно на среднем уровне и не является отстающим регионом. Далее проанализируем место Белгородской области в подрейтингах АИРР.
По уровню развития научных исследований и разработок Белгородская область находится на 19 месте в рейтинге. Удельный вес научных исследований и разработок области составляет
0,48 % в общей структуре всех разработок в стране, при среднем уровне данного показателя 0,43 %. Это хорошее значение показателя.
По результатам подрейтинга, отражающего уровень инновационной деятельности, а именно удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций области и число используемых изобретений в расчете на миллион населения, Белгородская область находится на 40 месте, при этом имея удельный вес по стране 0,39 %, при среднем 0,38 %.
В подрейтинге, отражающем социально-экономические условия инновационной деятельности, а именно коэффициент обновления основных фондов, ВРП в расчете на одного занятого в экономике региона и т.д., Белгородская область занимает 56 место, имея при этом удельный вес 0,35 %, при среднегосударственном уровне
0,38 %. То есть мы может сделать выводы о том, что в Белгородской области недостаточно развиты социально-экономические условия инновационной деятельности [18].
При рассмотрении подрейтинга, отражающего инновационную активность региона, учитывающего объем привлеченных инвестиций из федерального бюджета в инновационную сферу экономики региона в расчете на 1 млн. руб. ВРП, поддержку инновационных проектов федеральными институтами развития, Участие в конкурсах, проводимых ФОИВ и федеральными институтами развития и т.д., было выявлено, что Белгородская область занимает не самые высокие позиции. 56 место из 82 возможных, имея долю 0,35% в общей структуре, при среднем по стране уровне 0,38 %.
Итак, результаты рейтинга инновационного развития регионов за 2016 год показал, что Белгородская область находится на среднем уровне инновационного развития по сравнению с другими областями. В 2016 году область улучшила свои показатели. Белгородская область показала достойный результат в области развития научных исследований и разработок и уровень инновационной деятельности. К сожалению, рейтинг, отражающий инновационную активность региона и социально-экономические условия инновационной деятельности, показал, что эти области региональных инноваций в Белгородской области развиты на недостаточном уровне, который ниже среднего по стране.
Губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, в рамках ежегодного отчета об итогах социально-экономического развития региона уделил много внимания такой теме как инновации в регионе. При рассмотрении стратегических задач региона на ближайшие 10 лет, Евгений Степанович обозначил, что на первом месте по важности стоит задача развития инновационной среды. Губернатор подчеркнул, что, в конце концов, инновационное развитие региона должно обеспечить лидерство области на глобальном и локальном рынках, но самое главное поднять уровень и качество жизни населения Белгородской области на другой, более высокий уровень. Развитие инновационной среды создает творческую атмосферу и меняет образ мыслей и, соответственно, действий всех участников процесса.
Выводы В ходе работы нами было выделено несколько важнейших аспектов решения данной задачи. Во-первых, необходимость воплощения инноваций на базе собственной культуры и традиции; второе – надобность наращивания цены нематериальных активов; третье – формирование прогрессивной инфраструктуры науки и инноваций; четвертое – побуждение на сотворение негосударственной системы финансирования инноваций; пятое – создание упаковочно-внедренческой инфраструктуры; шестое – необходимость сотворения соответственной социальной инфраструктуры; седьмое – неувязка разработки системы кадрового обеспечения инновационного процесса. Для решения данной задачи в области в настоящее время проводятся активные мероприятия по созданию Белгородской интеллектуально-инновационной системы, которая будет согласовывать, и регулировать в соответствии с программой реализацию инновационных проектов (корпорация «Развитие», «Аврора-парк»).
1. Federal'nyy Zakon ot 02.08.2009 g. №217-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii po voprosam sozdaniya byudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami hozyaystvennyh obschestv v celyah prakticheskogo primeneniya (vnedreniya) rezul'tatov intellektual'noy deyatel'nosti»[Elektronnyy resurs]URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201/ (data obrascheniya 30.04.2017).
2. Zakon Belgorodskoy oblasti ot 01.10.2009 g. №296 «Ob innovacionnoy deya-tel'nosti i innovacionnoy politike na territorii Belgorodskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]URL:http://base.garant.ru/26332377 (data obrascheniya 02.05.2017).
3. Postanovlenie Pravitel'stva Belgorodskoy oblasti ot 20.01.2010 g. № 27-PP «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Belgorodskoy oblasti na period do 2025 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyy resurs]URL:http://base.garant.ru/26332812/ (data obrascheniya 01.05.2017).
4. Postanovlenie Pravitel'stva Belgorodskoy oblasti ot 18.01.2010 g. №9-PP «Ob utverzhdenii dolgosrochnoy celevoy programmy «Razvitie nanoindustrii Belgorodskoy oblasti na 2010-2014 gody» [Elektronnyy resurs]URL:http://www.garant.ru/hotlaw/belgorod/231057/ (data obrascheniya 03.05.2017).
5. Borisova E.V. Klasternyy podhod k innovacionnomu razvitiyu regionov // Ekonomik i sovremennyy menedzhment: teoriya i praktika. 2014. №37. S. 64-74.
6. Vladimirova O.N. Formirovanie regional'nyy innovacionnyh sistem kak faktor ustoychivogo razvitiya regiona // Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. 2016. №4. S. 51-64
7. Gurieva L.K. Novye podhody k innovacionnomu razvitiyu regionov // Gumanitarnye i social'nye nauki. 2013. №5. S. 35-42.
8. Dem'yanenko S.V., Naydenova R.I. Upravlenie innovacionnym razvitiem territoriy v central'no-chernozemnom regione // Politicheskie, ekonomicheskie i social'nye aspekty regional'nogo upravleniya. 2014. S. 118-122.
9. Dorofeeva L.V. Stanovlenie vzaimosvyazi mezhdu infrastrukturnym i innovacionnym razvitie regionov // Vestnik obrazovaniya i razvitiya nauki rossiyskoy akademii estestvennyh nauk. 2014. №3. S. 90-94.
10. Zharov V.S. Vybor sistemy pokazateley dlya upravleniya innovacionnym razvitiem ekonomiki regionov // Formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2014. №38. S. 18-21.
11. Zharov V.S. Problemy formirovaniya mehanizma upravleniya innovacionnym razvitiem ekonomiki regionov // Upravlenie innovaciyami 2013. 2013. S. 51-55.
12. Nazvanova K.V., Zaharov P.N. Mehanizmy upravleniya innovacionnym razvitiem ekonomiki na mezourovne: social'no-ekonomicheskaya sistema «region» kak ob'ekt strategicheskogo planirovaniya // Sovremennye tehnologii upravleniya. 2015. №9(57). S. 22-28.
13. Pohil'ko T.N. Formirovanie innovacionnoy sistemy kak uslovie social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona // Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015. №4. S. 24-36.
14. Shagieva I.T. Upravlenie innovacionnym razvitie regionov v usloviyah modernizacii nacional'noy ekonomiki Rossii // Europeansocialscience journal. 2013. №2(30). S. 365-374.
15. Sayt gubernatora Belgorodskoy oblasti [Elektronnyy re-surs]URL:https://belregion.ru/(data obrascheniya 28.04.2017).
16. AIRR (Associaciya innovacionnyh regionov Rossii) [Elektronnyy resurs]URL:http://www.i-regions.org/about/about-airr (data obrascheniya 11.05.2017).
17. Rol' innovaciy v trende rossiyskoy ekonomiki : monografiya / pod. red. prof. S.V. Kupriyanova .-Belgorod : Izd-vo BGTU, 2016. 314s.
18. Schetinina E.D., Ovcharova N.V. Instrumentariy kommercializacii innovaciy v sisteme regional'noy ekonomike // Vesnik BGTU im Shuhova. 2017.№4. S. 193-198.