MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE UNIVERSITY OF ECONOMIC PROFILE
Abstract and keywords
Abstract (English):
"Calling cards" of the brand and the image of the universities, place of business meetings with domestic and foreign partners are innovative playgrounds. At universities of technical orientation,it istechnology transfercenter, and the universities of economic profile conduct active search of forms of intellectual property management in university. Finding solutions in this area revealed the efficiency of creation of resource centers that allow you to change the situation with the use of intellectual property at the university.

Keywords:
intellectual property, resource center, small innovative enterprise management model.
Text

Работа выполнена в рамках проекта РФФИ по теме «Влияние социокультурной среды на формирование научного потенциала современного ученого-исследователя в России и Монголии», номер проекта 17-23-03003.

Постановка проблемы.

Многие вузы экономического профиля[1] оказались неготовыми к реализации экономико-управленческих инноваций (ЭУО), что требует от менеджмента разрешения следующих противоречий:

•          недостаточная динамика включения НПР кафедр в решение непрерывно изменяющихся потребностей развития организаций-заказчиков, длительный период выполнения исследований в рамках собственных интересов, без учета востребованности результатов в экономике [4];

•          неоптимальное сочетание относительной свободы структур, занятых формированием и продвижением научных и образовательных продуктов и сохраняющимися жесткими вертикальными управленческими связями [5];

•          отсутствие системы маркетинга в условиях всестороннего учета динамично меняющегося спроса на научные и образовательные продукты, и одновременным перенасыщением рынка научных и образовательных продуктов бумажными отчетами и результатами интеллектуальной деятельности (РИД), не позволяющих заказчикам применять в своей деятельности [6];

•          усиление конкурентной борьбы среди вузов, консалтинговых компаний за деньги организаций-заказчиков в условиях нарастающего дефицита бюджетных доходов и резкого снижения престижа фундаментальных и прикладных научных исследований [7];

•          возросшие требования организаций-заказчиков к уровню научных и образовательных продуктов и неспособностью вуза удовлетворить эти требования, низкой оценкой качества НИР самим вузом и оценкой работодателя [2];

•          возможность организации методического сопровождения научных и образовательных продуктов непосредственно в организациях и неумением ею воспользоваться из-за отсутствия управленческих компетенций по выполнению менеджерских функций сотрудников вузов.

Основная часть.

Современным подходом к менеджменту, способным изменить ситуацию с использованием интеллектуальной собственности в вузе выступает создание ресурсных центров (РЦ). Они создаются либо как структурные подразделения ВУЗов, либо получают самостоятельный статус в рамках различных организационно-правовых форм [8], что для создания и продвижения научных и образовательных продуктов имеет ряд существенных недостатков.

РЦ выступают в вузе своего рода «системными интеграторами», осуществляющими информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение научных и образовательных продуктов в соответствии с потребностями заказчиков.

Возможности и перспективы развития РЦ приведены ниже (Рис. 1).

 

 

Рис. 1. Возможности и перспективы развития РЦ

 

 

           Основные аспекты создания и развития РЦ включают 5 направлений выбора решений:

  1. Организационно-правовые формы создания и функционирования РЦ.
  2. Модели финансирования и распределения результатов деятельности РЦ.
  3. Маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение научных разработок вуза, поиск и организацию совместных проектов с высокотехнологичными российскими международными компаниями.
  4. Мероприятия, направленные на внедрение и сопровождение разработок.
  5. Методы оценки результатов деятельности РЦ и способов проведения аудита.

Образование РЦ в качестве структурного подразделения. В этом случае РЦ – не является самостоятельным юридическим лицом, что влечет за собой ограничения видов его деятельности, форм партнерских отношений, самостоятельного распоряжения привлеченными финансовыми средствами и др. Существует опасность, что РЦ загрузят непрофильными задачами и цель продвижения научных и образовательных продуктов не будет достигнута [8].

Система управления РЦ в качестве самостоятельного структурного подразделения приведена (Рис. 2).

Образование РЦ на основе соучредительства вуза, представителей кафедр и организаций-партнеров – малое инновационное предприятие (МИП). В этом случае отсутствует бюджетное финансирование. Однако при этом РЦ изначально поставлен в такие условия, которые способствуют саморазвитию, гибкости, быстрой реакции на изменения тенденций в экономике.

С учетом сказанного предлагается поэтапное развитие РЦ: сначала в качестве структурного подразделения и позднее, по мере развития научных и образовательных продуктов – в формате МИП.

 

 

Рис. 2. Система управления Ресурсным центром вуза

 

 

Деятельность РЦ будет способствовать эффективному решению следующих задач:

1. Создание в ОНЦ «Менеджмент» условий для организации продвижения образовательных и научных продуктов, соответствующих современным стратегиям развития Университета и обеспечивающего успешный переход на взаимодействия с организациями-заказчиками на новых принципах.

Обеспечение коммерциализации образовательной и научной деятельности квалифицированными компетентными специалистами через создание механизмов повышения квалификации НПР в данной сфере.

2. Создание системы управления качеством НИР на основе удовлетворения запросов организаций-заказчиков.

3. Внедрение новых форм и технологий организации взаимодействия с организациями-заказчиками, обеспечивающих повышение собственной мотивации НПР, а также их готовности прогнозировать потребности практики в результатах научных и образовательных новшествах.

Исходя из этого, работу ресурсного центра предполагается организовать из четырех модулей:

Модуль 1. Модели и механизмы научно‐методического сопровождения развития новых научных и образовательных продуктов.

Модуль 2. Технологии обучения НПР новым формам и технологиям взаимодействия с организациями-заказчиками. Для этого потребуется учебный модуль по программам разработки и продвижения научных и образовательных продуктов.

Модуль 3. Система организации процесса работы виртуального портала с научными и образовательными продуктами (организационно‐управленческий, нормативно‐законодательный, методический компоненты). Ресурсный центр обеспечивает представление научных и образовательных продуктов в дистанционной форме [1, 2, 4].

Механизмы взаимодействия сети организаций-заказчиков и РЦ:

< >сформированный и нормативно закрепленный способы согласования заказов на научные и образовательные продукты;способы учета меняющихся требований организаций как главных заказчиков к качеству научных и образовательных продуктов;форматы участия организаций-заказчиков в деятельности кафедр ОНЦ в целях достижения соответствия спроса и предложения на научные и образовательные продукты (как в количественном, так и в качественном отношении). Модель «Договор НИР».Модель «Лицензионный договор».Модель «Продажа образовательного / научного продукта».

Модель «Договор НИР». В рамках этой модели выполняется НИР, предметами которого является выполнение заказа на создание образовательных и управленческих новшеств, связанных с образовательными или управленческими технологиями.

Модель «Лицензионный договор» предполагает продажу лицензии на использование образовательных и научных продуктов. В этом случае РЦ выступает своего рода «оператором», деятельность которого связана с передачей организации-заказчику на определенных коммерческих условиях прав использования образовательных и научных новшеств при сохранении за кафедрами прав на эти объекты.

Модель «Продажа образовательного / научного продукта». В перспективе возможно рассмотрение модели «совместное предприятие». Модель предусматривает формирование специального юридического лица –   малого предприятия университета со смешанным университетским и частным капиталом для развития приоритетных образовательных и научных продуктов с целью их последующей коммерциализации.

Эту модель целесообразно использовать в областях, где трудно разделить ответственность между партнерами. Суть модели –софинансирование учредителей малого предприятия на основе финансирования обладающих масштабным кумулятивным эффектом проектов создания образовательных и научных новшеств.

Управление деятельностью ресурсного центра. Руководство Центром осуществляет директор. Организационно-функциональная структура управления РЦ варьируется в зависимости от направлений деятельности и имеющихся ресурсов (Рис. 3).

Рис. 3. Организационно-функциональная структура управления РЦ

 

В РЦ могут быть организованы отделы:

– организации связи с общественностью;

– маркетинга;

– информации, статистики, анализа и прогнозов;

– диагностики и мониторинга.

РЦ использует проектный принцип деятельности, когда подбираются специалисты под решение определенной задачи и на необходимый срок. Это позволяет содержать небольшой штат универсальных профессионалов и привлекать внешних специалистов на основе договора возмездного оказания услуг, на выполнение целевых программ, оплата труда производится с учетом конечного результата.

 

 

Основные индикаторы успешной деятельности Ресурсного центра экономического вуза:

1) увеличение количества РИД и ценности коммерческих предложений по созданию продуктов, подготовленных к коммерциализации;

2) рост количества новых потребителей и инвесторов, с которыми проводились переговоры;

3) увеличение НИР, которые финансируются за счет средств, полученных от коммерциализации РИД;

4) увеличение количества и значимости совместных исследовательских контрактов с потенциальными заказчиками разработок;

5) рост числа и ценности стратегических контрактов НИР с точки зрения перспектив создания по их результатам продуктов, подготовленных к коммерциализации;

6) рост количества малых и средних предприятий, которые сотрудничают с Ресурсным центром;

7) повышение численности и важности привлеченных инвестиций;

8) рост числа продуктов, подготовленных к коммерциализации.

Ожидаемые эффекты и результаты деятельности РЦ, необходимые для мониторинга и аудита, приведены ниже (Табл. 1).

Заключение

На сегодняшний день изменение ситуации по коммерциализации интеллектуальной собственности можно усовершенствовать созданием ресурсных центров, выполняющих функцию продаж. Такие центры осуществляют взаимодействие с заказчиками благодаря информационному, маркетинговому и методическому обеспечению научных и образовательных продуктов.

Для успешного решения задач ресурсные центры нуждаются в системе управления, как самостоятельного структурного подразделения, а затем в формате МИП.

Таблица 1

Эффекты от реализации программы

 

№ п/п

Эффекты

Содержание

1.

Управленческие

1. Внедрение новой организационно-управленческой структуры продвижения образовательных и научных продуктов.

2. Внедрение проектного подхода в управление интеллектуальной собственностью.

3. Разработка инновационной системы оценки качества РИД.

4. Разработка целевой программы взаимодействия с организациями-заказчиками.

2.

Организационные

1. Разработка механизмов организации деятельности с привлечением организаций-заказчиков.

2. Механизм организации практического обучения НПР кафедр созданию и продвижению научных и образовательных продуктов.

3. Внедрение проектных механизмов взаимодействия при организации процесса создания и реализации научных и образовательных продуктов.

3.

Экономические

1. Формирование заказа на разработку образовательных и научных продуктов в соответствии с потребностями заказчиков.

2. Создание современной технологии создания и продвижения образовательных и научных продуктов.

3. Повышение доходов вуза.

 

 

[1]Далее – используется термин вузы, если иное не определено в тексте.

References

1. Kalinina I.A. Rol' innovaciy v obrazovanii, ekonomike i upravlenii v razvitii nauchnogo potenciala universiteta ekonomicheskogo profilya. // Perspektivy nauki. - 2016. - № 12 (87). - S. 71-74.

2. Maslennikov V.V., Kalinina I.A. Model' kommercializacii innovaciy po iniciative zakazchika. // Nauka i biznes: puti razvitiya. - 2016. - № 11. - S. 39-42.

3. Maslennikov V.V. Hozyaystvennyy mehanizm upravleniya ekonomikoy SSSR. - Moskva, - 1991.

4. Maslennikov V.V., Selyanskaya G.N. Kommercializaciya upravlencheskih «nou-hau» v ekonomicheskom vuze. // Nauka i praktika. - 2014. - № 1 (13). - S. 36-47.

5. Maslennikov V.V. Bakalavriat po special'nosti «Menedzhment» v kontekste perehoda k innovacionnoy ekonomike. // Upravlencheskie nauki. - 2013. - № 1. - S. 41-43.

6. Maslennikov V.V., Slobodnik V.I. Gosudarstvennyy zakaz: formirovanie i analiz. - Moskva, - 1990.

7. Maslennikov V.V. i dr. Mehanizmy setevogo upravleniya raspredelennym universitetom. - Moskva, - 2014.

8. Maslennikov V.V., Lyandau Yu.V., Kalinina I.A. Postroenie sistemy upravleniya organizaciyami sfery uslug. // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2017. - № 3-2 (80-2). - S. 562-564.

Login or Create
* Forgot password?