Vladimir, Vladimir, Russian Federation
The article gives the main conclusions of the monograph of N.V. Rodionova "Theory and methodology of the study of the interrelation of economic and social indicators in enterprise management systems", which is devoted to the search for ways to change the nature of economic development, reorienting it from quantitative strategies to qualitative, socially oriented ones. The method of solution based on the concept of interrelation of the efficiency and equity indicators in management systems that influences the quality of life is substantiated. For practical implementation of this concept, the structure of the ethical "economic man" model is proposed in the form of the task of optimizing the satisfaction of needs and a general methodical approach to the formation of the ethical context in the enterprise partnership systems, the distribution of its income and taxation.
justice, efficiency, ethical cooperation, legitimacy, consensus.
В настоящее время представляется актуальным поиск таких концепций и моделей управления, в которых сочетаются экономические, этические и правовые аспекты управления. Представляемая читателю монография посвящена исследованию этого одного из наиболее актуальных предметов не только экономической, но и юридической науки, – взаимосвязей экономических, этических и правовых аспектов управления. Основным конструктом этих взаимосвязей служит идея справедливости, которая положена в основу концепции монографического исследования.
Суть предлагаемой концепции справедливого управления представляется как наиболее полное удовлетворение обоснованных и согласованных потребностей всех социальных групп предприятия, чьи интересы прямо или косвенно затронуты его деятельностью, на основе достижения максимально возможного уровня этически оправданной ее эффективности, при котором качество жизни кого-либо не ухудшится ни в одном из его аспектов. Для оправдания этичности управленческих решений, обоснованных как эффективные, предлагается использовать принципы справедливости, которые воспринимаются как совокупность согласованных этических требований, зависящих от ситуации и меняющихся с изменением ситуации. Их основные задачи состоят в том, чтобы ослаблять возникающие отрицательные внешние эффекты хозяйствования, снижать необоснованно завышенные трансакционные издержки предприятий и укреплять доверие в деловых отношениях. Управленческая деятельность по идентификации этических проблем, разработке, согласованию, формализации и применению принципов справедливости представляется как институциональная функция этико-правовой фильтрации систем управления. Обосновывается, что с введением данной функции в системы управления предприятиями экономические отношения обретут чувствительность к справедливости.
Жизнь современных людей протекает в многомерном пространстве, измерения которого прилагаются и к хозяйственной деятельности. На ее результаты, наряду с экономическими, сильные влияния оказывают этические и правовые факторы. Взаимодействуя, они порождают синергетические взаимосвязи экономики со всеми сторонами общественной жизни.Эти взаимосвязи способствуют не только повышению эффективности хозяйственной деятельности, но и возникновению этико-правовых проблем. Причем эти проблемы порождаются самим процессом осуществления хозяйственной деятельности.
Так, власть рынка, денег, науки и техники приводит к материализации сознания людей и оскудению их духовно-нравственного потенциала. Попирание нравственных норм в экономике оборачивается обществу колоссальными потерями, размеры которых прогрессивно нарастают. Деформируются и системы управления, в которых обостряются противоречия между формальными и неформальными нормами и правилами. Главная трудность исправления такой ситуации заключается в том, что нарастающий конфликт между экономическими целями предприятий и предъявляемыми к ним этико-правовыми требованиями невозможно ослабить способами, предлагаемыми экономической наукой с ее традиционной моделью «экономического человека». Данный методологический подход нуждается в совершенствовании на основе глубокого понимания взаимосвязи этики, права и экономики. Поэтому с 90-х годов ХХ в. исследователи все чаще прибегают к метаэкономической методологии исследований.
В монографии предпринята попытка совершенствования модели «экономического человека» на основе идеи о взаимосвязи показателей эффективности, качества жизни и справедливости в системах управления предприятиями. Для практической реализации такого методологического подхода в практике управления предприятиями предлагается идея этико-правового рамочного порядка, формируемого в ходе сотрудничества заинтересованных сторон с помощью комплексного применения правового механизма и экономико-математических моделей управления.
Научная и прикладная новизна выводов и рекомендаций, сформулированных в монографии, заключается в разработке этико-правового аспекта теории и методологии управления современными предприятиями, что может представлять интерес для юридической науки.
Предприняты попытки:
- совершенствования структуры модели «экономического человека» с тем, чтобы ограничивать несправедливые эгоистические устремления хозяйствующих субъектов [1, с. 61–64]. Предложена методологическая модель этичного «экономического человека», в которой предприятие рассматривается не только как рациональный субъект хозяйствования, но также и как корпоративный институт справедливости, предназначенный:
- для выявления потребностей всех социальных групп предприятия и их учета при разработке стратегии управления. Прежде чем учитывать выявленные потребности предлагается проводить их этическую фильтрацию на предмет оправдания с помощью принципов справедливости;
- для согласования и формализации принципов справедливости, учитываемых в оперативном управлении в формах ресурсных ограничений и параметров неизбежных обязательств предприятия перед участниками его деятельности. В экономических моделях принципы справедливости могут применяться для проведения этической фильтрации допустимых вариантов управленческих решений;
- систематизации современных концепций справедливого хозяйствования и определения областей их рационального применения [1, с. 75–79];
- раскрытия сущности категории «справедливость» в экономическом контексте [1, с. 79–81], которую предлагается рассматривать в двух аспектах:
- с позитивной точки зрения как выраженное совокупностью принципов требование предоставить всем субъектам хозяйственной деятельности равные права заявления о собственных потребностях и равные возможности их удовлетворения при условиях не причинения вреда кому-либо и обеспечения необходимого, согласованного уровня минимального равенства. Возникают потребности введения правовых процедур согласования этого уровня равенства, размеров санкций за причинение вреда, выработки принципов справедливости, регулирующих возможности реализации конкурирующих интересов, связанных с хозяйственной деятельностью;
- с нормативной – совокупность разделяемых всеми заинтересованными лицами норм и принципов, оправдывающих допустимый уровень неравенства возможностей в управлении. Для оценки этого уровня необходимо руководствоваться законодательством, определяющим условия получения компромиссного согласия тех, кого касаются принимаемые решения.
В отличие от известных современных концептуальных подходов, в которых сущность справедливости представляется сугубо этическим идеалом межличностных отношений [2–6 и др.], в предлагаемой интерпретации она предстает как совокупность этико-правовых требований, на применение которых получено согласие тех, чьи интересы затрагиваются;
- обоснования форм и видов справедливости в системах управления, а также соответствующих им ее функций и принципов [1, с. 93–102]; предложения показателей справедливости в экономическом контексте и областей их применения в экономике [1, с. 107–113];
- уточнения сущности эффективности как цели управления в этическом контексте и разработки ее частных показателей, учитывающих этичность хозяйствования (с. 143–157);
- разработки методического комплекса для реализации концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в системах управления на предприятиях [1, с. 247–280].
Основными разделами работы являются: введение, пять логически увязанных глав, заключение, библиографический список и приложения [1].
В главе I «Взаимосвязи экономических и социальных факторов хозяйствования» приведены основные характеристики проблемы рассогласования этих факторов; рассмотрены недостатки методов оценки качества жизни с точки зрения учета взаимосвязи этих факторов; выделена связующая роль духовных скреп; исследованы методологические подходы к решению этико-правовых проблем современного хозяйства и определены недостатки модели «экономического человека» при обеспечении исследуемой взаимосвязи факторов; предложена ее модификация – модель этичного «экономического человека»; обоснована целесообразность концептуализации экономических и социальных факторов хозяйствования к категориям «эффективность», «качество жизни» и «справедливость»; выявлены взаимосвязи этих категорий, на основе которых сформулирована концепция управления предприятиями с учетом принципов справедливости; для практической реализации данной системы предложена структура задачи оптимизации удовлетворения потребностей человека.
В главе II «Сущность и показатели справедливости» прослежена эволюция воззрений на содержание категории «справедливость» в периоде от античности до современности, выделены ее ключевые структурные элементы и содержательное основание; представлен критический обзор современных концепций справедливого хозяйствования и обозначены проблемы их реализации; уточнена сущность категории «справедливость» в экономическом контексте, определены ее формы и виды, функции и принципы, и намечено ее место в системе экономических отношений; особое внимание уделено методам оценки справедливости и выяснению возможности их практического применения в структуре задачи оптимизации удовлетворения потребностей человека; разработаны необходимые для ее формализации характеристики экономической справедливости; произведена классификация социальных показателей, которые могут применяться как показатели справедливости.
В главе III «Сущность и показатели эффективности» выявлены содержательные характеристики категории «эффективность» и основные тенденции их изменения в современном представлении, уточнена сущность эффективности в этическом контексте и установлены взаимосвязи ее принципов с принципами справедливости, освещены результаты сопоставительного анализа современных концепций оценки эффективности, рассмотрены ее традиционные показатели и отмечены их недостатки; предложены частные показатели эффективности, характеризующие этичность хозяйствования; указаны возможности практического применения показателей в задаче оптимизации удовлетворения потребностей человека.
В главе IV «Оценка влияния взаимосвязи показателей эффективности и справедливости хозяйствования на качество жизни в России» предпринята попытка с помощью статистической информации и фактов, полученных в ходе социально-экономического анализа и социологических исследований, установить характер, особенности, причины, остроту и тенденции этико-правовых проблем в экономике России. Приведены фактические доказательства рассогласования взаимосвязей показателей качества жизни, эффективности и справедливости. Показано, что при отсутствии этико-правовых рамок эти взаимосвязи действуют негативно, способствуя ухудшению качества жизни большинства людей и распространению неэтичных методов хозяйствования. Выявлены недостатки действующих систем управления и применяемых показателей.
В главе V «Методические разработки концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в системах управления предприятиями» изложена суть общего методического подхода к формированию этических контекстов в системах управления на предприятии, в основу которых положена модель этичного «экономического человека»; представлен разработанный методический комплекс, включающий методику оправдания этичности управленческих решений на основе согласованных принципов справедливости, методику обоснования удовлетворения потребностей работников предприятия с учетом их предпочтений и общую методику формализации принципов справедливости в задачах оптимизации управленческих решений; на основе этих методик выполнены разработки экономико-математических моделей формирования этических контекстов в системах коммерческого и социального партнерств, распределения чистого дохода предприятия и налогообложения доходов физических лиц. Данные модели представлены в виде структуры задачи оптимизации удовлетворения потребностей человека и рекомендованы как способ получения оправдания этичности управленческих решений, обоснованных как эффективные.
Предложенные в монографии теоретико-методологические разработки могут применяться в практике управления предприятиями. Они позволят расширить возможности для совершенствования функции контроля в управлении, его инструментов и методов, особенно применительно к этическим проблемам экономики. Практическая реализация концепции взаимосвязи показателей эффективности и справедливости в форме этико-правовой фильтрации систем управленияи управленческих решений позволит ограничивать посредством норм и правил несправедливые эгоистические интересы, обоснованно призывать бизнес к социальной ответственности, находить ресурсы и способы улучшения качества жизни всех.
Предложенные в монографии методические разработки могут использоваться в системах делового партнерства. Коллективное участие стейкхолдеров в разработке и согласовании принципов справедливости повысит прозрачность деловых отношений, а также правовое сознание и законопослушание людей.
- редложенные рекомендации могут быть интересны не только менеджерам предприятий, но также юрисконсультам, правовым медиумам, исследователям юридической науки.
В монографии раскрыт этико-правовой генезис социально-экономических систем, что расширяет ракурс междисциплинарных исследований с пользой для развития не только экономических теорий, но и юридических, таких как: процессуальная теория, теории правосудия, рамочных институтов, административного права, контрактов, партнерства.
Для практического решения проблемы, поставленной в монографии, необходимы юридические исследования, результатами которых будут: правовые скрепы и механизмы сотрудничества заинтересованных сторон в цепи «государство – бизнес – общество», способы установления рамок свободы действий и конструирования желаемых правил поведения в экономике; правовые основания системы мотивации социально ответственного поведения в экономике, процедуры переговорных процессов среди заинтересованных сообществ и правовой инструментарий коммуникационных процессов, юридические формы и статусы общественных договоров и соглашений, условия и способы правовой нормализации этических требований, системы контроля их выполнения и санкционирования их невыполнения и т.д.
1. Rodionova N.V. Teoriya i metodologiya issledovaniya vzaimosvyazi ekonomicheskih i social'nyh pokazateley v sistemah upravleniya predpriyatiyami [Tekst]: monografiya / N.V. Rodionova. - M.: INFRAM, 2017.
2. Glaz'ev S.Yu. K strategii social'noy spravedlivosti i razvitiya [Tekst] / S.Yu. Glaz'ev // Investicii v Rossii. - 2015. - №9. - S. 16-22.
3. Semigin G.Yu. Social'naya spravedlivost' i pravo. Osnovy vzaimodeystviya [Tekst] / G.Yu. Semigin // Sociologicheskie issledovaniya. - 2009. - № 3. - S. 72-81.
4. Solidarnost' i spravedlivost' (razvitie social'nogo strahovaniya i sud'ba ego fondov) [Tekst] // Chelovek i trud. - 1994. - №2. - S. 80-87.
5. Suhotin Yu.V. Ob effektivnosti i social'noy spravedlivosti social'no-ekonomicheskih processov [Tekst] / Yu.V. Suhotin // EKO. - 1997. - № 12. - S. 3-15.
6. Cvetkov A.N. Sootnoshenie social'noy spravedlivosti i social'noy priemlemosti pri opredelenii urovnya oplaty obschestvennyh blag Tekst / A.N. Cvetkov, D.A. Kalacheva // Vestnik Inzhekona. - 2003. - Vyp. 1. - S. 38-42.