employee
Belgorod, Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Belgorod, Russian Federation
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
BBK 65 Экономика. Экономические науки
The article considers the importance of complex cadastral work. The objects, subjects of complex cadastral works and the purpose of their conducting are determined. The regulatory and legal documentation on this issue has been analyzed. The plan of complex cadastral works on the territory of Shebekinsky district, as well as their role in improving the management of the Shebekinsky district territory, is considered.
complex cadastral works, real estate object, cadastral quarter, local government bodies, management decisions, management efficiency
Комплексные кадастровые работы занимают важное положение в системе государственного управления территорией муниципального образования. Они охватывают такие функции управления как: изучение, обследование, съемка и картографирование земельных ресурсов, ведение единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), оперативные управленческие решения и
действия, информационное обеспечение платности землепользования, государственный надзор за использованием земель, разрешение земельных споров.
Главная цель проведения комплексных кадастровых работ – это наполнение ЕГРН сведениями об объектах недвижимости. Филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» поручается осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти по проведению комплексных кадастровых работ.
Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, выполняемые одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов объектов комплексных кадастровых работ [2].
Объектами комплексных кадастровых работ являются:
- земельные участки, кадастровые сведения о которых не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
- здания, сооружения, а также объекты незавершенного строительства, права на которыезаконом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [2].
Субъектами комплексных кадастровых работ выступают: заказчик – уполномоченный орган местного самоуправления; исполнитель – кадастровый инженер; орган кадастрового учета.
Комплексные кадастровые работы - это единственный действенный механизм уточнения границ земельных участков и закрепления их на местности. Однако выполнение комплексных кадастровых работ носит не обязательный характер и является инициативой органов местного самоуправления муниципальных образований.
На территории муниципальных образований Российской Федерации реализация мероприятия «Проведение комплексных кадастровых работ» запланирована за счет предоставления субсидий из федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2017 года [3]. В 2017 году Правительством РФ субсидии на выполнение комплексных кадастровых работ планируется предоставить трем пилотным регионам – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областям.
На реализацию мероприятий по выполнению комплексных кадастровых работ в Белгородской области выделено: из средств федерального бюджета – 7810 тыс. руб., из средств областного бюджета – 4023 тыс. руб.
План мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области на 2017 год утвержден распоряжением Правительства Белгородской области № 613-рп от 19.12.2016 года «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области». Проведение мероприятий в Белгородской области запланировано на территории: Алексеевского района – 7 кадастровых кварталов, Новооскольского района – 2 кадастровых квартала, Ивнянского района – 6 кадастровых кварталов, Белгородского района – 25 кадастровых кварталов, Губкинского городского округа – 5 кадастровых кварталов, Шебекинского района и города Шебекино – 20 кадастровых кварталов.
Для примера рассмотрим проведение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района.
Подход к установлению границ земельных участков путём выполнения комплексных кадастровых работ значительно снижает затраты (стоимость работ в расчете на один участок значительно нижев сравнении с ситуацией, когда участки межуются по одному), а также уменьшает вероятность кадастровых ошибок.
Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области утвержден перечень кадастровых кварталов, в границах которых планируется проведение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района (табл. 1) [6]. Выбраны 20 кадастровых кварталов, в границах которых расположены садоводческие товарищества (далее – СТ) с максимальным числом неиспользуемых земельных участков и земельных участков с неурегулированными границами.
Проведение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района позволит:
- получить актуальную, полноценную и юридически значимую информацию об объектах недвижимости на территории муниципального образования;
- выявить неиспользуемые, нерационально используемые или используемые не по целевому назначению и не в соответствии с видом разрешенного использования земельные участки;
- выявить самовольные постройки и факты самовольного захвата земель;
- устранить кадастровые ошибки, допущенные ранее при определении местоположения границ земельных участков;
- разрешить существующие земельные споры и предотвратить их возникновение в будущем;
- увеличить базу налогооблагаемых объектов недвижимости;
- вовлечь в оборот неиспользуемые ранее земельные участки [7].
Таблица 1
Перечень кадастровых кварталов, в границах которых планируется проведение
комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района
№ п/п |
Номер кадастрового квартала |
Местоположение кадастрового квартала |
Категория земель |
Хар-ка кадастрового квартала |
1 |
31:17:1911005 |
Шебекинский район, СТ «Лесное» |
Земли сельскохозяйственного назначения |
Садоводческие товарищества |
2 |
31:17:1911006 |
|||
3 |
31:17:1911007 |
|||
4 |
31:17:1912012 |
Шебекинский район, СТ «Лесок» |
||
5 |
31:17:1912010 |
Шебекинский район, СТ «Полесье» |
||
6 |
31:17:1912011 |
Шебекинский район, СТ «Изумруд» |
||
7 |
31:17:1912008 |
Шебекинский район, СТ «Виола» |
||
8 |
31:17:1912009 |
|||
9 |
31:17:1912006 |
Шебекинский район, СТ «Сирень» |
||
10 |
31:17:1912007 |
|||
11 |
31:17:1912005 |
Шебекинский район, СТ «Сельский строитель» |
||
12 |
31:17:1912014 |
|||
13 |
31:17:1912004 |
Шебекинский район, СТ «Пищевик» |
||
14 |
31:17:1912001 |
Шебекинский район, СТ «Изабелла» |
||
15 |
31:17:1912002 |
|||
16 |
31:17:1912003 |
|||
17 |
31:17:1911001 |
Шебекинский район, СТ «Кооператор» |
||
18 |
31:17:1911002 |
|||
19 |
31:17:1911003 |
|||
20 |
31:17:1911004 |
Шебекинский район, СТ «Салют-2» |
Комплексные кадастровые работы на территории Шебекинского района проводятся на основании итогов конкурса на выполнение комплексных кадастровых работ на территории муниципального образования по состоянию на 19.05.2017 г. (табл. 2).
Таблица 2
Информация о проведении конкурсов на выполнение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района
№ п/п |
Наименование товара (кадастровые кварталы) |
Начальная (макс.) цена контракта, руб. |
Дата заключения контракта |
Цена по итогам конкурса, руб. |
Сумма экономии бюджетных средств, руб. |
Срок исполнения работ |
Исполнитель работ |
1 |
31:17:1911001, 31:17:1911002, 31:17:1911003 – СТ«Кооператор», 31:17:1911004 – СТ «Салют-2» |
396317 |
11.05.2017 |
356685 |
39632 |
20.11.2017 |
БОГУП «РНПЦ» ОДНО ОКНО» |
2 |
31:17:1912006, 31:17:1912007 – СТ «Сирень», 31:17:1912011 – СТ «Изумруд» |
486388 |
10.05.2017 |
389110,4 |
97277,6 |
20.11.2017 |
ООО «Белгородземпроект» |
3 |
СТ «Изабелла»(31:17:1912001, 31:17:1912002, 31:17:1912003) |
468373 |
12.05.2017 |
468373 |
0 |
20.11.2017 |
БОГУП «РНПЦ» ОДНО ОКНО» |
4 |
СТ «Лесное» (31:17:1911005, 31:17:1911006, 31:17:1911007) |
525693 |
04.05.2017 |
499000 |
26693 |
20.11.2017 |
ООО «БРИЗ» |
5 |
31:17:1912008, 31:17:1912009 – СТ «Виола», 31:17:1912010 – СТ «Полесье», 31:17:1912012 – СТ «Лесок» |
379942 |
04.05.2017 |
360950 |
18992 |
20.11.2017 |
ООО «БРИЗ» |
6 |
31:17:1912004 – СТ «Пищевик», 31:17:1912005, 31:17:1912014 – СТ «Сельский строитель» |
473287 |
12.05.2017 |
449650 |
23637 |
20.11.2017 на сайте госзакупок Дата – 20.12.2017 |
ООО «БРИЗ» |
ИТОГО: |
2730000 |
|
2523768,4 |
206231,6 |
|
|
Комплексные кадастровые работы на территории Шебекинского района будут проводиться в период с 12 мая 2017 года по 20 ноября 2017 года [8]. Заказчик комплексных кадастровых работ – Комитет муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района.
Комплексные кадастровые работы на территории Шебекинского района проводятся в местной системе координат – МСК-31. Также для проведения комплексных кадастровых работ имеется картографический материал Шебекинского района и г. Шебекино: цифровой навигационный план городов открытого пользования масштаба 1:10000 на территорию г. Шебекино, планово-топографическая основа масштаба 1:2000 на территорию г. Шебекино (1999 г.) на бумажных носителях в местной системе координат (табл. 3).
Таблица 3
Сведения о наличии картографического материала на территорию Шебекинского района и г. Шебекино
№ п/п |
Номер и наименование кадастрового района |
Территория, на которую создан картограф.материал |
Вид картографичес-кого материала |
Масштаб |
Формат |
Система координат |
Год создания |
1 |
31:17 Шебекинский |
Шебекинский район |
ЦТК ОП |
1:25000 |
цифровой |
МСК-31 (2-я зона) |
2016 |
п. Маслова Пристань |
планово-картографическая основа |
1:2000 |
аналогна бумажных носителях |
местная |
1999 |
||
2 |
31:18 г. Шебекино |
г. Шебекино |
планово-картографическая основа |
1:2000 |
аналог на бумажных носителях |
местная |
1999 |
ЦТК ОП |
1:25000 |
цифровой |
МСК-31 (2-я зона) |
2016 |
|||
ЦИПГ ОП |
1:10000 |
цифровой |
МСК-31 (2-я зона) |
2011 |
Как было указано выше, в Шебекинском районе планируется проведение комплексных кадастровых работ в 20 кадастровых кварталах общей площадью 254,3 га. Сведения ЕГРН содержат сведения о 1401 земельном участке в пределах этих кадастровых кварталов, из которых 1323 земельных участка требуют уточнения местоположения границ (табл. 4).
В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках в границах территории Шебекинского района [4].
Полученная информация о соответствующих объектах недвижимости является для муниципалитета важным условием для эффективного использования, оборота и налогообложения недвижимости, а также упорядоченности в земельно-имущественной сфере.
Комплексные кадастровые работы, как одна из составляющих бюджетного фактора экономического развития, оказывают влияние на налоговую сферу муниципального образования, основу которых составляет земельный налог. Земельные участки, сведения, о границах которых содержатся в ЕГРН, позволяют рассчитывать налоговую базу исходя из фактического землепользования [1]. Комплексные кадастровые работы позволят избежать неуплаты налогов, в случае если фактическое землепользование по площади больше, чем по документам. А в случае пользования меньшей площади – освободит собственников, землевладельцев и землепользователей от лишних необоснованных затрат.
Таким образом, комплексные кадастровые работы являются важнейшим инструментом, предложенным региональным властям для оптимального территориального планирования, наполнения бюджетов и повышения инвестиционной привлекательности.
Проведение комплексных кадастровых работ повышает эффективность управления территорией муниципального образования, а при массовом проведении обеспечивает восполнение, исправление и актуализацию ЕГРН и, как следствие, повышение уровня юридической защиты прав законных интересов правообладателей объектов недвижимости.
Таблица 4
Объекты, подлежащие комплексным кадастровым работам на территории
Шебекинского района
№ п/п |
Номер кадастрового квартала |
Площадь кадастро-вого квартала, га |
Кате-гориязе-мель |
Общее кол-во ЗУ, шт. |
Кол-во ЗУ без установ-ленных границ, шт. |
Общее кол-во ОКС, шт. |
Кол-во ЗУ с ошибками в местоположении границ, шт. |
Итого объектов, подлежащих включению в контракт, шт. |
1 |
31:17:1911005 |
21,0 |
Земли сельскохозяйственного назначения |
99 |
96 |
- |
2 |
98 |
2 |
31:17:1911006 |
8,3 |
33 |
32 |
- |
1 |
33 |
|
3 |
31:17:1911007 |
9,6 |
31 |
31 |
- |
- |
31 |
|
4 |
31:17:1912012 |
3,2 |
31 |
31 |
- |
- |
31 |
|
5 |
31:17:1912010 |
12,9 |
54 |
50 |
- |
4 |
54 |
|
6 |
31:17:1912011 |
10,7 |
112 |
103 |
- |
9 |
112 |
|
7 |
31:17:1912008 |
5,2 |
83 |
80 |
- |
3 |
83 |
|
8 |
31:17:1912009 |
8,0 |
54 |
53 |
- |
1 |
54 |
|
9 |
31:17:1912006 |
8,1 |
83 |
80 |
- |
3 |
83 |
|
10 |
31:17:1912007 |
11,5 |
87 |
84 |
- |
2 |
86 |
|
11 |
31:17:1912005 |
6,2 |
102 |
101 |
- |
1 |
102 |
|
12 |
31:17:1912014 |
10,4 |
54 |
52 |
- |
1 |
53 |
|
13 |
31:17:1912004 |
15,6 |
115 |
105 |
- |
6 |
111 |
|
14 |
31:17:1912001 |
23,8 |
97 |
93 |
- |
3 |
96 |
|
15 |
31:17:1912002 |
14,9 |
92 |
86 |
- |
3 |
89 |
|
16 |
31:17:1912003 |
5,2 |
71 |
71 |
- |
- |
71 |
|
17 |
31:17:1911001 |
5,7 |
49 |
47 |
- |
- |
47 |
|
18 |
31:17:1911002 |
6,8 |
38 |
37 |
- |
1 |
38 |
|
19 |
31:17:1911003 |
61,4 |
61 |
38 |
12 |
1 |
51 |
|
20 |
31:17:1911004 |
5,8 |
55 |
53 |
- |
2 |
55 |
|
ИТОГО: |
1401 |
1323 |
12 |
43 |
1378 |
1. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' vtoraya): FZ ot 05.08.2000 №117-FZ [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya: 14.06.2017)
2. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii: FZ ot 22.12.2014 № 447-FZ (red. ot 03.07.2016) Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya: 14.06.2017)
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.10.2013 № 903 (red. ot 22.12.2016) «O federal'noy celevoy programme «Razvitie edinoy gosudarstvennoy sistemy registracii prav i kadastrovogo ucheta nedvizhimosti (2014 - 2020 gody)» [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya: 14.06.2017)
4. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 21.11.2016 № 734 «Ob ustanovlenii formy karty-plana territorii i trebovaniy k ee podgotovke, formy akta soglasovaniya mestopolozheniya granic zemel'nyh uchastkov pri vypolnenii kompleksnyh kadastrovyh rabot i trebovaniy k ego podgotovke» [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya: 14.06.2017)
5. Rasporyazhenie Pravitel'stva Belgorodskoy oblasti ot 19.12.2016 № 613-rp «Ob organizacii provedeniya kompleksnyh kadastrovyh rabot na territorii Belgorodskoy oblasti» [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya: 14.06.2017)
6. Rasporyazhenie Departamenta imuschestvennyh i zemel'nyh otnosheniy Belgorodskoy oblasti ot 27.12.2016 № 483-r «Ob utverzhdenii perechnya kadastrovyh kvartalov, v granicah kotoryh planiruetsya provedenie kompleksnyh kadastrovyh rabot na territorii Belgorodskoy oblasti» [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya: 14.06.2017)
7. Danilenko E.P., Korobeynik V.A.Ocenka effektivnosti raboty organov mestnogo samoupravleniya pri upravlenii territoriey goroda Shebekino // Vestnik BGTU im. V.G. Shuhova. 2016. №10. S. 230-236.
8. Kara K.A., Shirina N.V. Napolnennost' gosudarstvennogo kadastra nedvizhimosti svedeniyami o granicah i zonah Belgorodskoy oblasti // Vestnik BGTU im. V.G. Shuhova. 2016. №12. S. 215-221.
9. Oficial'nyy sayt Administracii go-roda Shebekino. - [Elektronnyy resurs] // URL: http://gorod.shebekino.ru (data obrascheniya: 14.06.2017)