Moskva, Moscow, Russian Federation
In this article, an attempt is made to explain the nature of the emergence of problems in the field of training economists specializing in accounting and auditing. Th e author’s opinion on the fundamental impossibility of fulfilling the requirements of modern state educational standards is completely out of the ordinary and is based on the research of both domestic and foreign colleagues of psychologists, sociologists and economists.
standardization, competences, federal state educational standards of higher education, motives, psychophysiological features, knowledge, skills.
Интерес работодателей к выпускникам высших учебных заведений является закономерным и перманентным процессом, по результатам которого профессорско-преподавательский состав, занимавшийся непосредственной подготовкой специалистов определенного профиля, рекрутинговые агентства, практикующие представители профессионального сообщества имеют возможность ознакомиться с мнением конкретных организаций об уровне знаний выпускников. К сожалению, начало 2000-х гг. ознаменовалось нарастанием неудовлетворенности предприятий реального и финансового секторов экономики в этом вопросе. В 2011 г. исследовательским центром портала Superjob.ru был проведен опрос среди тысячи российских предприятий, который показал, что 57% респондентов считают уровень знаний выпускников (включая обладателей красных дипломов) крайне низким, не позволяющим осуществлять профессиональную деятельность. Эти же работодатели отмечают отсутствие у соискателей мотивации и низкий общеобразовательный уровень. Среди 22% удовлетворенных подготовкой выпускников респондентов часто присутствует оговорка об обязательном внутреннем переобучении. Оставшиеся организации (21%) затрудняются ответить на вопрос об уровне удовлетворенности молодыми специалистами, так как либо вообще предпочитают не принимать на работу выпускников вузов без соответствующего опыта, либо сетуют на их инфантильность, не позволяющую ответственно подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей.
1. Federal'nyy zakon ot 29 iyunya 2015 g. № 162-FZ «O standartizacii v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. URL: https://rg.ru/2015/07/03/standart-dok.html
2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.11.2015 № 1327 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.01 Ekonomika (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 30.11.2015 № 39906). [Elektronnyy resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 22 yanvarya 2013 g. N 23 g. Moskva «O Pravilah razrabotki, utverzhdeniya i primeneniya professional'nyh standartov». [Elektronnyy resurs]. URL: https://rg.ru/2013/01/28/profstandarty-site-dok.html
4. Spenser L.M., Spenser S.M. Kompetencii na rabote. Modeli maksimal'noy effektivnosti raboty. - M. : GIPPO, 2010. - 384 s.
5. Bakaev A.S. Sravnitel'nyy analiz professional'nyh standartov buhgalterskoy i auditorskoy professii // Buhgalterskiy uchet. - 2016. - № 1. - S. 82-86.
6. Borovskih A.V., Popov L.V., Rozov N.H. Chto takoe standart i chto takoe «ne standart»? // Pedagogika. - 2013. - № 2. - S. 45-57.
7. Polenova S.N. Trebovaniya k professional'nomu buhgalteru v rossiyskoy i predprinimatel'skoy srede // Buhgalterskiy uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah. - 2014. - № 3. - S. 21-25.