Russian Federation
For analysis of the methodical security of educational process 3D model of learning tools fund is proposed. 3D model of learning tools fund is a comprehensive information model of the peda-gogical system, reflecting the content of training means that sets them a certain structure and displaying in a certain way the elements of the Foundation learning tools.
3D model, integrated approach, system approach, Federal state educational standard.
Для обеспечения учебного процесса в профессиональной образовательной организации формируется фонд обучающих средств. Такой фонд, представляющий собой систему описания обучающих средств, предназначенных для освоения ФГОС по специальности, включает нормативные и учебно-методические документы, педагогические технологии и средства обучения. Содержание фонда обучающих средств разрабатывается для всех видов учебной деятельности студентов и должно соответствовать основной профессиональной образовательной программе, вариативным образовательным программам. Фонд обучающих средств по специальности служит для планирования, разработки и создания оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения.
Качественный контент фонда обучающих средств – это эффективное дидактическое средство управления подготовкой специалистов. Обучающие средства, предназначенные для формирования компетенций будущих специалистов, должны отличаться разнообразием и носить комплексный характер.
Зададимся вопросом, существует ли алгоритм построения структуры методического обеспечения по специальности, отвечающей требованиям ФГОС? Система оценки содержания учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ стала рассматриваться исследователями лишь в последнее время. В работах В. И. Андреева, В.И. Байденко, A.A. Вербицкого, Г.И. Ибрагимова, H.A. Селезневой, А.И. Субетто и других раскрыты содержание и сущность понятий «качество», «качество образовательного процесса» и др. Однако вне поля зрения исследователей остались вопросы разработки и обоснования структурированного содержания фонда обучающих средств.
В профессиональном образовании учебно-методическим обеспечением основных профессиональных образовательных программ занимаются соответствующие структуры Рособрнадзора, а непосредственная разработка фонда обучающих средств является функцией предметно-цикловых комиссий и преподавателей. При этом нет ясных критериев и механизмов оценки разработанных учебно-методических материалов. Причина такого положения в отсутствии комплексного подхода и теоретическая неразработанность вопросов, связанных с технологией построения фонда обучающих средств основных профессиональных образовательных программ. Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной потребностью в научно обоснованной системе оценки контента фонда обучающих средств и недостаточной разработанностью прикладных средств и организационных условий анализа учебно-методического обеспечения.
Содержание фонда обучающих средств – это важная составляющая обеспечения качества образования. Анализ содержания фонда нужно рассматривать как один из инструментов повышения качества подготовки специалистов и элемент системы менеджмента профессиональной образовательной организации.
Философ П.В. Копнин указывает в числе итоговых для научного исследования понятий такое положение, как «наука, как прикладная логика» [2]. Используем это понятие для решения цели нашего исследования, решения проблемы выстраивания архитектоники средств обучения. Представим в статье собственный дискурсивный опыт прикладной логики по структурированию нормативного и учебно-методического материала, средств обучения.
Сравнение логико-педагогических оснований, имеющегося опыта и смысловой сущности существующих подходов к составлению содержания фонда обучающих средств, привело к формулировке авторской позиции по анализируемому вопросу. Для проведения анализа методической обеспеченности образовательного процесса предлагаем 3D модель фонда обучающих средств по специальности. В.А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений» [6]. В.В. Краевский определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования» [3].
3D модель фонда обучающих средств – это комплексная информационная модель педагогической системы, отражающая содержание обучающих средств, задающая им определенную структуру и отображающая определенным образом элементы фонда обучающих средств.
Основой создания трехмерной модели фонда обучающих средств послужили системный и комплексный подходы.
Комплексный подход к формированию 3D модели фонда обучающих средств требует, чтобы средства обучения обеспечивали и обучающую деятельность преподавателя, мастера, и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса.
Комплексный подход также отражается в том, что фонд обучающих средств по специальности представляется в виде учебно-методического комплекса, который должен отражать содержание подготовки по специальности, содержать обоснование уровня сформированности компетенций.
Системный подход, в свою очередь, отражает фонд обучающих средств как систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.
Основная цель представления фонда обучающих средств по специальности в виде трехмерной модели (3D модель) – гармонизация отдельных элементов организации образовательного процесса между собой, и как следствие, обеспечение высокого качества подготовки специалистов.
Цели второго уровня создания 3D модели:
1. Анализ имеющегося комплекта документации и методического обеспечения учебного процесса.
2. Выявление недостатков сложившегося комплекта нормативного обеспечения и средств обучения.
3. Разработка новой документации и привлечение новых средств обучения при введении педагогических новаций.
Задачи создания 3D модели фонда обучающих средств по специальности:
- обеспечить учебный процесс необходимыми средствами обучения;
- подготовить средства планирования учебного процесса;
- организовать выполнение этапов учебного процесса по освоению общих и профессиональных компетенций студентов;
- обеспечить мотивацию преподавателей и студентов к достижению намеченных целей по достижению качества образования;
- осуществить контроль за выполнением основной профессиональной образовательной программы и учебного плана.
3D модель фонда обучающих средств по специальности позволяет детально отразить существующее положение по обеспечению средствами обучения и свести их в логическую систему.
За основу трехмерной модели взяты 3 оси: «Элементы организация образовательного процесса», «Функции образовательного процесса», «Виды учебной нагрузки». 3D модель позволяет исследовать 100 элементарных модулей обеспеченности учебного процесса (рис. 1). Размерность модели 5х4х5=100.
Рис. 1. 3D модель фонда обучающих средств по специальности
Каждый объемный элемент модели (куб, модуль) имеет определенный смысл. Например, модуль 1.1–2.1–3.3 «Нормативная база планирования производственного обучения». Такой модуль может быть представлен следующими документами – ОПОП специальности, «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы профессионального образования», «Программа учебной практики» и т.д. Модуль 1.3–2.4–3.4 «Информационно-коммуникационные технологии, применяемые для контроля качества производственного обучения» может содержать программное обеспечение занятий по практике, включающее средства контроля – тесты, электронный дневник практики, КОС и КИМ с применением ИКТ для проверки освоенных в ходе практического обучения профессиональных компетенций. Таким образом, 3D модель позволяет проанализировать содержание главных элементов (модулей) учебного процесса. Педагогический коллектив должен постоянно пересматривать научное содержание учебных дисциплин в целях приведения его в соответствие с достижениями науки и практики.
В табл. 1 представлен пример анализа содержания 3D модели фонда обучающих средств по специальности.
Таблица 1
Пример анализа элементов 3D модели фонда обучающих средств
Координаты модуля |
Название |
Наличие + отсутствие - |
Содержание материалов фонда обучающих средств |
1.1-2.1-3.1
|
Нормативная база планирования аудиторной работы |
+ |
ОПОП Учебный план Рабочие программы Календарно-тематические планы |
1.4 -2.2-3.2 |
Методическое сопровождение организации внеаудиторной самостоятельной работы |
+ |
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов |
1.3-2.4-3.2 |
Информационно-коммуникационные технологии, применяемые для контроля внеаудиторной самостоятельной работы |
- |
Тесты в программе HyperTest для контроля знаний студентов |
Рассмотрим элементы организации образовательного процесса более подробно.
1.1. Нормативная база образовательного процесса – ФГОС, ОПОП, учебный план, рабочие программы, федеральные, региональные акты, локальные акты профессиональной образовательной организации.
1.2. К средствам обучения относятся:
– учебно-методическая литература: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы,
– учебно-наглядные пособия: изобразительные, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы,
– натуральные: приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, образцы.
– технические средства обучения: аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет); технические средства программированного обучения,
– средства контроля, которые могут быть представлены комплектами контрольно-оценочных средств и контрольно-измерительных материалов.
1.3. Информационно-коммуникационные технологии включают следующие средства: обучающие, тренажеры, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые.
1.4. Методическое сопровождение: методические указания по самостоятельной работе студентов, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки и указания, методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.
1.5. Педагогическая технология – построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Создание 3D модели фонда обучающих средств по специальности было вызвано следующими потребностями:
Во-первых, потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения наиболее полного и целостного представления о комплексном учебно-методическом обеспечении, потребностью визуализировать наличную информацию.
Во-вторых, потребностью в определении проблемных мест, которые в дальнейшем будут построены заново.
В-третьих, потребностью в предсказании того, какие новые документы и средства обучения потребуются при введении педагогических новаций.
Предлагаемая 3D модель носит ярко выраженный эмерджентный характер, в ней выявляются элементы обеспечения учебного процесса, которых не было раньше, но на которые необходимо обратить внимание. Приведем пример, в процессе обучения часто не рассматривается такой важный модуль, как 1.4–2.3–3.2 «Методическое сопровождение мотивации студентов к внеаудиторной самостоятельной работе». Он должен быть представлен разработкой «Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы», в которой отражаются следующие этапы:
1. Мотивационный этап. Создание учебно-проблемной ситуации, постановка перед студентами задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы, беседа преподавателя о теоретической и практической значимости изучаемой темы.
2. Этап формулировки основной учебной задачи.
3. Этап самоконтроля и самооценки возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы.
4. Операционально-познавательный этап.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Для формирования положительной устойчивой мотивации важно, чтобы главным образом в оценке работы студента был качественный анализ выполненной работы, продвижение в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков.
Выявленные в ходе анализа недостатки фонда обучающих средств потребуют разработки нормативного и методического обеспечения. Покажем на примере, как может осуществляться разработка содержания модуля 1.4–2.2–3.4 «Методическое сопровождение организации курсового проектирования» (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм разработки содержания модуля 1.4–2.2–3.4 «Методическое сопровождение организации курсового проектирования»
Фонд обучающих средств должен содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения и предоставлять преподавателю возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность.
Для внедрения ЗD модели фонда обучающих средств может быть применена проектная технология: разработана концептуальная модель проекта (табл. 2), построена матрица распределения ответственности (табл. 3), определена логика упорядочения следования работ, составлен календарный план проекта (табл. 4), построен график Гантта (рис. 3) с помощью программы MS Project, определены затраты на внедрение проекта.
Таблица 2
Концептуальная модель внедрения проекта
Проект «Внедрение ЗD модели фонда обучающих средств» |
|
1. Организационный этап |
1.1. Определение ответственных лиц за внедрение 3D модели |
1.2. Установление сроков внедрения 3D модели |
|
1.3. Установление критериев эффективности |
|
2. Анализ содержания фонда обучающих средств |
2.1. Определение названия модулей, отражающих содержание каждого элемента |
2.2. Выявление недостатков фонда нормативного, методического обеспечения, средств обучения и контроля |
|
3. Введение новой документации, средств обучения и контроля |
3.1. Разработка учебно-методических средств |
3.2. Приобретение натуральных средств |
|
3.3. Приобретение и внедрение технических средств |
|
4. Введение в 3D модель новых элементов для отражения новаций образовательного процесса |
|
5. Определение затрат на внедрение проекта |
|
6. Оценка эффективности реализации внедрения 3D модели |
Управление проектом предполагает распределение ответственности за работы по проекту (табл. 3), где «И» обозначает исполнение, «О» – ответственность, «К» – контроль.
Таблица 3
Матрица распределения ответственности
Работы по проекту «Внедрение ЗD модели фонда обучающих средств» |
Исполнители |
|||
Директор |
Зам. директора по учебной работе |
Руководители ПЦК |
Преподаватели |
|
1. Организационный этап |
К |
О |
- |
- |
1.1. Определение ответственных лиц за внедрение 3D модели |
К |
О |
И |
И |
1.2. Установление сроков внедрения 3D модели |
К |
О |
И |
- |
1.3. Установление критериев эффективности |
К |
О |
И |
- |
2. Анализ содержания фонда обучающих средств |
К |
О |
И |
И |
2.1. Определение названия модулей, отражающих содержание каждого элемента |
К |
О |
И |
И |
2.2. Выявление недостатков фонда нормативного обеспечения и средств обучения |
К |
О |
И |
- |
3. Введение новой документации, средств обучения и контроля |
К |
О |
И |
И |
3.1. Разработка учебно-методических средств |
К |
О |
- |
И |
3.2. Приобретение натуральных средств |
К, О |
И |
- |
- |
3.3. Приобретение и внедрение технических средств |
К, О |
И |
И |
И |
4. Введение в 3D модель новых элементов для отражения новаций образовательного процесса |
К |
О |
И |
- |
5. Определение затрат на внедрение проекта |
К, О |
И |
- |
- |
6. Оценка эффективности реализации внедрения 3D модели |
К |
О |
И |
- |
Расчет проекта осуществлялся в программе MS Project. Календарный план проекта, рассчитанный на 120 дней, приведен в табл. 4.
Таблица 4
Календарный план проекта
Операция |
Длительность |
Начало |
Окончание |
Проект внедрения ЗD модели фонда обучающих средств |
120 дней |
Пн. 16.01.17 |
Пт. 30.06.17 |
1. Организационный этап |
8 дней |
Пн. 16.01.17 |
Ср. 25.01.17 |
1.1. Определение ответственных лиц за внедрение 3D модели |
2 дней |
Пн. 16.01.17 |
Вт. 17.01.17 |
1.2. Установление сроков внедрения 3D модели |
1 день |
Ср. 18.01.17 |
Ср. 18.01.17 |
1.3. Установление критериев эффективности |
5 дней |
Чт. 19.01.17 |
Ср. 25.01.17 |
2. Анализ содержания фонда обучающих средств |
30 дней |
Чт. 26.01.17 |
Ср. 08.03.17 |
2.1. Определение названия модулей, отражающих содержание каждого элемента |
15 дней |
Чт. 26.01.17 |
Ср. 15.02.17 |
2.2. Выявление недостатков фонда нормативного обеспечения и средств обучения |
15 дней |
Чт. 16.02.17 |
Ср. 08.03.17 |
3. Введение новой документации, средств обучения и контроля |
58 дней |
Чт. 09.03.17 |
Пн. 29.05.17 |
3.1. Разработка учебно-методических средств |
41 дней |
Чт. 09.03.17 |
Чт. 04.05.17 |
3.2. Приобретение натуральных средств |
7 дней |
Пт. 05.05.17 |
Пн. 15.05.17 |
3.3. Приобретение и внедрение технических средств |
10 дней |
Вт. 16.05.17 |
Пн. 29.05.17 |
4. Введение в 3D модель новых элементов для отражения новаций образовательного процесса |
10 дней |
Вт. 30.05.17 |
Пн. 12.06.17 |
5. Определение затрат на внедрение проекта |
7 дней |
Пн. 12.06.17 |
Вт. 20.06.17 |
6. Оценка эффективности реализации внедрения 3D модели |
8 дней |
Ср. 21.06.17 |
Пт. 30.06.17 |
На рис. 3 представлен график Гантта, на котором черным цветом отмечены те критические операции, на которые необходимо обратить наибольшее внимание: 1.5. Установление критериев эффективности; 2.2. Выявление недостатков фонда нормативного обеспечения и средств обучения; 3.1. Разработка учебно-методических средств; 6. Оценка эффективности внедрения 3D модели.
Рис. 3. График Гантта
Представленные в концептуальной модели мероприятия направлены на формирование наиболее полного фонда обучающих средств.
Анализ фонда обучающих средств с помощью 3D модели служит средством проверки того, насколько имеющиеся средства обучения позволяют:
– интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки модулей, обеспечивающих содержание обучающих средств, в полном и углубленном варианте;
– интенсифицировать учебный процесс;
– формировать познавательные и профессиональные мотивы обучения;
– максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.
Формирование фонда обучающих средств по специальности служит логически последовательным развитием миссии профессиональной образовательной организации: предоставление качественных образовательных услуг населению.
Критерием оценки содержания фонда обучающих средств является учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различные дидактические функции и возможности.
3D модель представляет системную базу для упорядочения содержания фонда обучающих средств. Анализ фонда обучающих средств по специальности должен проводиться ежегодно преподавателем дисциплины, методистом, заместителем директора по учебной работе.
Рассмотрим возможности применения 3D модели:
1. 3D модель может быть применима для анализа фонда обучающих средств ОПОП для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
2. Применима для анализа фонда обучающих средств профессионального обучения: профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.
3. Может быть использована для анализа фонда обучающих средств переподготовки рабочих и служащих и повышения квалификации.
4. 3D модель может быть применима для трех форм обучения – очной, очно-заочной и заочной.
5. Рекомендуется администрации для контроля за состоянием фонда обучающих средств.
6. Рекомендуется преподавателям для осуществления самоконтроля и самоорганизации деятельности.
При создании 3D модели фонда обучающих средств для конкретной специальности должен соблюдаться ряд условий:
- объективных:
1) понимание содержания фонда обучающих средств как интегрированной совокупности содержательно-целевого, технологического и контрольного компонентов процесса обучения;
2) наличие комплексного, синергетического, системного подхода к созданию фонда обучающих средств;
3) единая целевая ориентация компонентов обучающих средств;
4) функциональная направленность усилий администрации и преподавателей в создании структурированного содержания учебно-методического обеспечения по разным специальностям при разнообразии обучающих средств.
- субъективных:
1) мотивации администрации и преподавателей на создание наиболее полного учебно-методического обеспечения как показателя качества и творчества их профессиональной деятельности;
2) активная позиция методической службы в процессе освоения способов работы с учебно-методическим обеспечением;
3) творческое взаимодействие преподавателей, преподающих разные дисциплины, при наполнении содержания профессиональных модулей и междисциплинарных курсов.
Представленное описание 3D модели фонда обучающих средств и способов ее применения позволяет сделать следующие выводы:
1. 3D модель служит для анализа содержания существующих и поиска недостающих обучающих средств в аудиторной работе, курсовом проектировании, самостоятельной работе, производственном обучении и при проведении государственной итоговой аттестации.
2. 3D модель способствует структурированию методической деятельности, может быть использована для организации фонда обучающих средств на основе концептуального единства интересов администрации и преподавателей.
3. Предлагаемая 3D модель является универсальной. Её использование позволяет установить, какие обучающие средства необходимы в связи с изменениями и нововведениями. Так, 3D модель может быть дополнена по оси «Элементы образовательного процесса» элементом «Система оценки качества образования», по оси «Функции образовательного процесса» воспитательной функцией, для описания которой также будут нужны элементы образовательного процесса и виды работ; по оси «Виды учебной нагрузки» модель может быть дополнена элементом «Учебно-исследовательская деятельность студентов» и др.
4. Предлагаемая модель носит синергетический характер, образуемые модули по-новому раскрывают содержание обучающих средств, 3D модель способствует самоорганизации деятельности преподавателей.
5. В конечном итоге применение 3D модели сводится к созданию оптимальной нормативной базы и поиску наиболее эффективных средств обучения для освоения ОПОП.
6. Качественное содержание фонда обучающих средств позволит выполнить основную образовательную задачу – приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствие с Федеральными образовательными стандартами, обеспечить условия для профессионального образования.
Использование трёхмерной модели фонда обучающих средств позволит обеспечить повышение качества подготовки специалистов, будет способствовать улучшению качества педагогической деятельности.
1. Baydenko V.I. Standarty v nepreryvnom obrazovanii. Konceptual'no-teoreticheskie i metodologicheskie problemy / V.I. Baydenko. - M., 1999. -295 s.
2. Kopnin P.V. Dialektika kak logika i teoriya poznaniya - opyt logiko-gnoseologicheskogo issledovaniya, M.: Nauka, 1973. - 324 s.
3. Kraevskiy V.V. Metodologiya pedagogiki: Posobie dlya pedagogov-issledovateley. - Che-boksary: Izd-vo Chuvashskogo universiteta, 2001. - 244 s.
4. Selezneva H.A. Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ob'ekt sistemnogo issledovaniya: lekciya-doklad / H.A. Selezneva. 2-e izd., dop. - M.,2002. - S. 95.
5. Subetto A.I. Kachestvo obrazovaniya: problemy ocenki i monitoringa / A.I. Subetto // Standarty i kachestvo. 2000. - № 2. - S. 62-66.
6. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya M.:-L.: Nauka, 1966. - 302 s.