Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article examines the features of using professional standards and benefits from it in practice. It is defined who develops the standards and for what positions employer will be required to use the professional standards.
professional standard, productivity of labour, qualification, HR-director.
Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, как многие считают, а сложившаяся мировая практика, берущая свое начало в Великобритании.
В России тема профстандартов возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации. Последующие десять лет менялись формулировки и раз за разом ставились руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта [4].
С 1 июля 2016 г. работодатели обязаны применять профстандарты в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в ТК РФ, иных нормативных правовых актах [2].
Сегодня работодатель, принимая человека на работу, запрашивает определенный законом (ст. 65 ТК РФ) пакет документов, к которому относятся и документы об образовании и (или) квалификации, либо наличии специальных знаний. Это необходимо в случае, если данная должность требует специальных знаний или специальной подготовки. До появления профессиональных стандартов только для отдельных категорий работников были установлены законодательные требования к наличию специального образования или квалификации, например для медицинских работников, педагогических, некоторых видов и должностей государственной службы. Для остальных категорий работников работодатели определяли такие требования к соискателям самостоятельно (здесь вступают в силу должностные инструкции). Применение таких мероприятий было исключительным правом организации, а вовсе не требованием.
Сейчас же, если по определенной профессиональной деятельности есть профессиональный стандарт, утвержденный в соответствии с требованиями действующего законодательства, то его требования и должны учитывать работодатели при приеме на работу. Поэтому, если в профессиональном стандарте есть требования об образовании, то норма ст. 65 ТК РФ обязывает требовать при приеме на работу документ об образовании [1].
Профстандарты обязательны не для всех, а лишь для компаний, сотрудники которых заняты на вредных и опасных производствах (например, металлургических и электротехнических) и получают льготы за вредность. Это касается всех госслужащих, а также отдельных профессий, квалификационные требования к которым описаны в Трудовом кодексе (ТК) и отраслевых законах, например специалистов, занимающихся подземными работами. Во всех остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер.
Профстандарты применяются при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при разработке должностных инструкций, при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Список специальностей, которые должны оцениваться на соответствие профстандартам, включает много позиций. Это учителя, воспитатели, водители, летчики, врачи, бухгалтеры, электрики, повара, кондитеры, животноводы, психологи, программисты и т.д., перечисляет руководитель практики трудового права компании «Хренов и партнеры» Татьяна Николаенко [3].
Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group, канд. юрид. наук о внедрении профстандартов высказался так: «С одной стороны, может показаться, что введение профстандартов – это позитивный шаг, направленный на повышение производительности и качества труда. Однако, с другой стороны, такой шаг достаточно дискуссионный. Согласитесь, ведь, не всегда стаж приносит более высокий уровень качества работы. К сожалению, за этой мерой больше всего просматривается интерес системы профессионального образования, которая в связи с общей экономической ситуацией пытается восстановить уровень спроса на свои услуги, в частности на переподготовку и повышение квалификации» [5].
Прошел почти год после введения профессиональных стандартов. По результатам исследования хэдхантинговой компании «Агентство Контакт» в марте 2017 г. 37% опрошенных HR-директора российских и международных компаний (102 респондента) сложилось четкое понимание, как привести функциональные обязанности и квалификационные уровни сотрудников своей компании в соответствие с требованиями закона, так и не сумели до конца разобраться в новых правилах.
Респонденты исследования в один голос заявляют: закон о профстандартах никак не повлиял на работу компании.
С начала этого года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который регулирует процедуру подтверждения квалификации работника согласно положениям профстандарта. Однако новый нормативный акт тоже не вызвал особого энтузиазма среди работодателей. Абсолютное большинство (84%) не отправляют сотрудников в центры оценки квалификации. Лишь 14% видят потребность в сдаче квалификационных экзаменов, а еще 2% предпринимают такие действия только для выборочных категорий должностей.
38% работодателей готовы оплатить обучение и повышение квалификации сотрудников, а 21% считают, что сотруднику следует повышать квалификацию за свой счет. 11% настроены категорично и собираются увольнять таких работников, а взамен нанимать профессионалов более высокого уровня. Еще 30% выбрали свой вариант ответа и среди них немало тех, кто пока не выработал четкий подход.
На сегодняшний день 43% работодателей не знают, насколько их персонал соответствует профстандартам, поскольку просто не измеряли эти показатели. Около четверти опрошенных HR-директоров указали, что основная часть сотрудников (до 75%) соответствует прописанным в официальном документе требованиям, 12% опрошенных HR-директоров уверены, что достаточный квалификационный уровень демонстрирует практически весь персонал компании (более 95%) [6].
По вышеизложенным данным можно утверждать, что практика применения профстандартов в России пока что малозначимая. Многие сопротивляются или вовсе не реагируют на нововведения. Однако, профстандарты нужны, чтобы сблизить рынок образовательных услуг и рынок труда, чтобы учили тому, что востребовано. Это введение может в целом повысить производительность и качество труда работников.
1. Stat'ya 65 Trudovogo kodeksa Rossiyskoy Federacii ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 18.06.2017) // http://www.consultant.ru.
2. Stat'ya 195.3 Trudovogo kodeksa Rossiyskoy Federacii ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 18.06.2017) // http://www.consultant.ru.
3. Goncharova O. Sotrudnikam predlagayut proverit'sya // Vedomosti. -2016. - № 4233. - ot 27.12.2016.
4. Mitrofanova V.V. Professional'nye standarty v voprosah i otvetah / V.V. Mitrofanova// Sekretar' referent. - 2015. - № 4. - S. 31-33.
5. Konovalenko A.N. Professional'nye standarty: «Hoteli kak luchshe, a poluchilos' kak vsegda» [Elektronnyy resurs]// http://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/
6. Spiridonova N.V. 11.04.2017 Profstandarty: zhizn' posle [Elektronnyy resurs]// http://hrdocs.ru/novosti/profstandartyi-zhizn-posle/