Moscow, Russian Federation
UDK 15 Психология
GRNTI 14.09 История образования и педагогики. Персоналия
OKSO 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
BBK 74 Образование. Педагогическая наука
The article is about the formation and development of the process of training cadets of the Russian Interior Ministry institutions for pedagogical prevention of drug addiction. Historical and pedagogical analysis was carried out taking into account the accumulated domestic experience of working with personnel in the Russian military-pedagogical tradition. The author proposes a differentiated approach to the problem of training cadets of the Russian Interior Ministry institutions for pedagogical prevention of drug addiction. It is proposed to consider the monarchic stage of the formation and development of the process of training cadets of the Russian Interior Ministry institutions for pedagogical prevention of drug addiction.
process of training cadets, drug abuse prevention, narcotic and psychotropic drugs, pedagogical prevention, narcotic behavior, historical and pedagogical analysis
Историко-педагогический анализ становления и развития процесса подготовки курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике наркомании осуществлялся в интересах учёта накопленного отечественного опыта работы с личным составом в российской военно-педагогической традиции.
В основу авторского подхода к дифференциации основных этапов подготовки курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике наркомании положена идея о приоритетности влияния общественных отношений и характера существующих угроз криминогенного характера. При этом, сотрудники МВД постоянно находились на острие решения существующих проблем общества, а их подготовка отражала приоритетность государственного реагирования на возникающие криминальные угрозы.
Основными этапами являются:
- первый ‒ монархический этап ‒ 1802-1917 гг.;
- второй ‒советский этап‒ 1917-1991 гг.;
- третий ‒современный этап ‒с 1991 г. - по настоящее время.
Документальное подтверждение борьбы с употреблением наркотических средств и психотропных веществ в России начинается с XIX в. До этого времени наблюдалось лишь государственное давление представителей православного духовенства на славянских язычников, использовавших в своих обрядах различные психотропные вещества растительного происхождения. С введением христианства на Руси язычество ушло в подполье, православные священники осуществляли поимку лиц, занимавшихся зельничеством и ведомством. Изобличенных волхвов могли привлечь к штрафу в пользу церкви, а в некоторых случаях могли приговорить к сожжению на костре. Тем не менее мак и коноплю на Руси часто использовали в мирных целях: семена мака употребляли в пищу и даже давали детям, как седативное средство, а из конопли вили веревки.
В 1581 г. российский монарх и его окружение стали пользоваться услугами английского медика Джеймса Френча, который также открыл царскую аптеку в Москве. Из Англии Френч впервые привез опиум, добываемый англичанами в Индии. Позже Россия стала приобретать опиум оптом в странах Востока.
В XVII в. надзорные функции за медициной окончательно перешли от церкви к воеводам, подчиненному Разбойному и Земскому приказам. В следующем столетии Российская империя Российская империя уже вступила в активные дипломатические отношения с Китаем. В середине XIX в. когда границы России расширились и пришли в соприкосновение со странами Востока, при образовании Амурской и приморской областей правительство впервые столкнулось с проблемой курения опиума людьми и сразу издало Указ о его запрещении.
Присоединение к России Туркистана также привело к употреблению народом гашиша. Правительство также запретило его употребление. Специальных ведомств созданных в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с наркоманией в целом не существовало. Это объясняется тем, что данная проблема не стояла так остро, как например, на современном этапе развития России. Тем более не предусматривалась подготовка специальных кадров, которые бы занимались данной проблемой.
Первый исторический этап – Монархический (1802-1917 г.)
Первые шаги государства, сделанные в направлении зарождения служб, занимающихся проблемой борьбы с наркоманией были сделаны в 1802 г., когда на основании Манифеста Александра I от 8 (20 сентября по новому стилю) 1802 года «Об учреждении министерств» было создано Министерство внутренних дел впервые было создано в России. Александр 1 взамен коллегий создает восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Был учрежден также Комитет министров.
Управление страной было разделено на две большие сферы: внутреннюю и внешнюю. Внешнюю деятельность в основном осуществляло Министерство иностранных дел, а во время войн — также военное и морское ведомства.
Внутренние задачи решали остальные министерства, из них самый значительный объем работы приходился на Министерство внутренних дел.
К обязанностям МВД были отнесены забота о повсеместном благосостоянии народа, о гражданском порядке и благоустройстве империи; в его ведении находились все отрасли государственной промышленности, кроме горной, построение и содержание всех общественных зданий в государстве, «отвращение недостатка в жизненных припасах и необходимых надобностях общежития» — т.е. обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления.
МВД занималось торговлей (ярмарками), промыслами; наделением казенными землями; реализацией всех мер сначала по усилению крепостничества, а потом по освобождению крестьян от крепостной зависимости; переселением (в том числе иностранными выходцами); содержанием и обустройством дорог, а также судоходством; медициной и ветеринарией по всей стране; статистикой; почтой; цензурой; обустройством и управлением присоединяемых территорий; приказами общественного призрения; реализацией городских, земских, рекрутских повинностей; взиманием податей и недоимок. Особо выделялись дела евреев и цыган, управление духовными делами других вероисповеданий (протестантство, ислам, иудаизм).
И только потом уже ставились задачи чисто полицейские: установление и поддержание спокойствия, борьба с беглыми и дезертирами, взятие под стражу и т. д. По задачам, их характеру и объему МВД того времени существенно отличалось от современного.
Первым министром внутренних дел был назначен видный государственный деятель В.П. Кочубей. Ему довелось работать министром внутренних дел дважды: в 1802-1807 и 1819-1823 годах. Всего же в этой должности за два века служило 63 человека.
На первом этапе становления МВД в России не существовало специальных образовательных учреждений по подготовке профессиональных кадров. Как правило, на руководящие должности назначались люди, уже находившиеся на государственной службе в других ведомствах. Это были чиновники высшего сословия и представители дворянства. Рядовые должности стражников первоначально занимали сотники – выборные от крестьянства, которые несли вспомогательную полицейскую службу в порядке повинности под руководством урядников. В дальнейшем из-за их ненадежности, так как они регулярно принимали участие в сельских бунтах их должности были упразднены. Так согласно принятому 1 февраля 1899 г. Закону «Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений» были учреждены должности сельских стражников. Они являлись государственными служащими, низшими чинами полиции. Деньги на оплату их жалования поступали в казну за счет того, что натуральную полицейскую повинность для крестьян заменили специальным денежным сбором.
В случае необходимости из сельских стражников формировались отряды сельской стражи, составляющие вооруженный резерв в распоряжении уездных исправников.
Следует отметить, что задачи МВД всегда диктовались наиболее актуальными проблемами в обществе. Хотя МВД выполняло многие функции государства, в общественном сознании оно всегда было главным полицейским ведомством. Деятельностью всей полиции в Российской империи руководил Департамент полиции, контролируемый одним из заместителей министра внутренних дел. К 1902 г. Департамент полиции, контролируемый одним из заместителей министра внутренних дел. К 1902 г. Департамент полиции состоял из шести структурных подразделений, традиционно называвшихся «делопроизводствами», и Особого отдела.
1-е (распорядительное) делопроизводство ведало вопросами назначения, увольнения, награждения сотрудников полиции, 2-е (законодательное) занималось «организацией полицейских учреждений во всех местностях империи», а также мерами «по предупреждению и пресечению явного соблазна, разврата в поведении и по прекращению пьянства и нищенства». 3-е собирало негласным способом сведения о людях, изъявивших желание издавать газеты, журналы, открывать частные школы, выехать за границу, а также поступить на государственную службу, оно вело переписку по доносам и заявлениям частных лиц, по преступлениям общеуголовного характера, а также контролировало розыск преступников. 4-е делопроизводство организовывало работу Особого совещания при министре внутренних дел и контролировало проведение дознаний по делам о государственных преступлениях. 5-е делопроизводство наблюдало за исполнением решений по делам о государственных преступлениях.
В связи с введением в 1894 г. винной монополии, роста забастовочного движения, а также распространения и применения динамита был образован 6-е делопроизводство, которое отвечало за контроль изготовления и хранения взрывчатых веществ, соблюдение винной монополии, законодательства о евреях, а также занималось разрешением проблем во взаимоотношениях с владельцами предприятий и рабочими.
Можно заметить, что среди перечисленных делопроизводств ни у одного не было указано в задачах борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Это обусловлено прежде всего тем, что до начала ХХ в. в обществе не было запретов на употребление наркотиков и на производство веществ с наркотическим воздействием. Иногда предпринимались попытки сократить или запретить употребление каких-либо продуктов, как это случилось у европейцев с чаем, кофе и табаком, которые считались вредными для человека. Но такие законы, обычно, так и не были приняты или же были тут же отменены.
В истории есть моменты, когда наркотики были не только не запрещены, но и торговля ими поощрялась. Примером этому может быть опиумная война между Китаем и Великобританией. И только в начале ХХ века общество развернуло борьбу, и наркотики было разрешено использовать только в медицине в экстренных случаях.
Открытие и освоение многих наркотиков принадлежит Америке. Именно Соединенные Штаты задавали тон в этой области, а затем уже они распространялись на другие континенты.
«Начиная с XVIII века, с развитием государственности в России начали развиваться межгосударственные торговые отношения. Оказывая позитивное влияние на экономику, эти торговые контакты приносили и культурное взаимопроникновение, не всегда, к сожалению, благотворное. Широкие торговые связи с Китайской Империей привели на территорию России и тысячи представителей азиатских народностей, а с ними и традиции употребления опиатов. Именно тогда началось первое серьезный рост заболеванием опийной и кокаиновой наркоманией в России, а с ним и постепенное осознание опасности широкого распространения этого явления.
Значительные функции по воспрепятствованию распространению наркотиков были возложены тогда монархической властью и Сенатом на таможенные органы, которым вменялось в обязанность пресекать поступление наркотических веществ на территорию России. Специализированных же ведомств или отделов полиции по борьбе с распространением наркотиков на территории Российской Империи тогда не существовало, и реализацию этих функций осуществляли Департамент Полиции и Медицинский Департамент МВД Российской империи, которые начали входить в состав МВД с 1819 г.
Примечательно, что общая полиция до 1918 г. не имела центрального учебного заведения, в отличии от жандармерии. Комплектованию отдельного корпуса жандармов уделялось особое внимание, предпосылками этого может быть обусловлено специфическими задачами возложенными на корпус, которые являлись наиболее актуальными для правительства того времени: обеспечение правопорядка и внутренней безопасности внутри Российской империи, военно-полицейская служба в армейских частях и специфическая охранная деятельность на железных дорогах.
На службу в жандармерию могли попасть люди, подходящие по множеству критериев, в частности: не принимались лица, когда-либо привлекавшиеся к судебной ответственности и имевшие денежные долги. Анкетные данные жандарма должны были быть безупречными. Отбор кандидатов осуществлял лично шеф жандармов. Приоритетом пользовались лица, окончившие военные училища по первому разряду, проходившие службу в кавалерии, положительно аттестуемые своим командованием, награжденные орденами за боевые отличия. Желающий поступить на службу в корпус жандармов подавал докладную записку с приложением кратких сведений о себе на имя начальника Штаба корпуса. Он также был обязан дать подписку о своей непринадлежности к тайным обществам. Офицеры соответствующие всем требованиям подвергались экзаменам при штабе корпуса. Сдавшие экзамены направлялись на специальные 4-6 месячные курсы при Штабе корпуса, программа преподавания на которых утверждалась товарищем министра внутренних дел.
После экзаменов, проходивших под председательством начальника Штаба корпуса, выпускники поочередно, в зависимости от успехов в учебе, выбирали места службы с учетом вакансий, имевшихся в жандармском корпусе. Те, кто не успел сдать экзамены, отправлялись к местам прежней службы.
Целостный историко - педагогический анализ становления и развития процесса подготовки курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике наркомании в рамках данного исторического этапа позволил выявить основные тенденции:
- обучение и подготовка кадров МВД носила не плановый, хаотичный характер за счет низкого уровня базового образования кадров низшего и среднего звена сотрудников МВД;
- влияние на подготовку кадров МВД большой «текучести» кадров, из-за отсутствия мер правового и социального обеспечения сотрудников МВД и их низкой мотивации к службе в МВД;
- влияние на подготовку кадров МВД отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей меры правового реагирования на оборот наркотических и психотропных веществ в государстве;
- отсутствие передового опыта, заключающегося в незнании форм, методов и средствах работы в сфере профилактики наркомании пагубно сказывалось на качестве оперативно-розыскных мероприятий в сфере незаконного оборота наркотиков, а также делало невозможным обучение кадров МВД на основе передового опыта;
- приоритетность военного образования в подготовке кадров порождало недостаточное внимание на обучение кадров МВД формам, методам и средствам оперативной работы.
1. Tekst