Moscow, Russian Federation
Classroom leadership gives the teacher the opportunity to look at the student from the other side: as a like-minded person, as a capable pupil and as a decent, kind person - and you understand that the education of a person is under your direct guidance, and it is possible to adjust the child's behavior in society, class, school.
school, classroom management, work experience
Хочу поделиться опытом классного руководителя. Мои дети успешно окончили 9 класс, хорошо сдали аттестационные экзамены. Из выпускников класса кто-то решил продолжить учёбу в колледже, но большинство будет продолжать учёбу в нашей школе: дети поступили в 10 класс.
Как классный руководитель, я горжусь своими учениками и тем опытом, который я приобрела, работая в данном качестве. Классное руководство даёт возможность учителю посмотреть на ученика с другой стороны: как на единомышленника, как на способного ученика и как на порядочного, доброго человека, – и ты понимаешь, что воспитание личности проходит под твоим непосредственным руководством, и возможно корректировать поведение ребёнка в обществе, классе, школе. Когда понимаешь, что ученики берут с тебя пример, повторяют твои привычки, – это дисциплинирует, позволяет демонстрировать свои лучшие качества. При таком тесном общении душа наполняется молодостью и бодростью, потому что ученики помогают не стареть: ведь в их головах «носится» столько идей и проказ, столько доверия и искренности! Такое доверие они не всегда проявляют даже к своим родителям, боясь непонимания или упрёков.
В средней школе классное руководство начинается с пятого класса. Переход из младшего в среднее образовательное звено является для учеников большим стрессом: новые учителя, новые предметы, необходимость перемещаться по этажам и кабинетам, большое количество разновозрастных детей на переменах. Выстраивать общение и поведение нужно «во все стороны» сразу, а тут ещё и физиологическая перестройка организма, и желание оставаться или стать успешным учеником! В такой сложной ситуации адаптации оказывается ученик, и единственный человек, который может помочь пройти этот сложный период – классный руководитель. Много времени я провела в беседах с детьми, в общении на классных часах и разговорах «тет-а-тет» для того, чтобы дети поняли, что ошибаться не страшно и не стыдно, что прилежание в учёбе – залог будущего успеха. Много бесед проведено на родительских собраниях и при личном общении с родителями: убеждала, что не надо видеть в своих детях лентяев и разгильдяев, а только – любимых и любящих дочерей и сыновей.
Подростки растут, и их желание самоутвердиться растёт вместе с ними. Это неплохо, но важно, как это делается. Проще всего встать на путь бравады, грубости, экстравагантности в одежде и причёсках. Это дешёвый путь, который может привести только в тупик. Много времени понадобилось, чтобы дети не только услышали, поняли, но и взяли за правило повышать свой интеллектуальный потенциал, быть интересным собеседником, общение с которым доставляет истинное удовольствие. Для этого нужно работать над собой, узнавать много нового. Конечно, это непросто, но мой опыт подсказывает: становясь на такой путь развития, дети начинают лучше учиться, становятся более внимательными, более мотивированными на образовательную деятельность, целеустремлёнными, уверенными в своих знаниях и способностях.
Ещё одна важная проблема для педагога и родителей: в работающей семье ребёнок часто предоставлен самому себе, у него появляется чувство тоски, потерянности, своей ненужности и тревоги. Это создаёт трудности в общении, и ребёнок начинает живое общение предпочитать общению в социальных сетях. Но такое общение не принесёт дальнейшего развития и не послужит самоутверждению в обществе и классе!
Мне, как классному руководителю, было важно, чтобы все дети чувствовали себя в школе, классе нужными, важными. На мой взгляд, в нашем классе был создан дружный коллектив, в котором одноклассники могут прийти на помощь друг другу. Уверена, что общение детей продолжается и за стенами школы и будет продолжено после её окончания.
Классный руководитель совместно с родителями создаёт условия для развития и обогащения духовной жизни. Из года в год мы старались не просто посещать спектакли, музеи, выезжать на экскурсии: каждое такое событие затем обсуждали, дети делились впечатлениями, наблюдениями. Смелые мысли, острая полемика были интересна всем: детям, родителям, учителям, – это позволило детям серьёзно относиться к формированию собственных высказываний, умению ценить и уважать чужое мнение.
Я заметила, что такой способ общения способствовал обогащению жизни детей углубленным и систематическим чтением. Читая книги, они стали лучше запоминать сюжет, образы и проблемы, стали выписывать и даже заучивать наизусть наиболее удачные высказывания, мысли, фразы, афоризмы и парадоксы.
Выпуская своих детей во взрослую жизнь, не стала желать им лёгкой жизни без испытаний, потому что такой не бывает. Но очень хочу, чтобы их первый шаг был удачным, чтобы каждый прожитый день радовал моих учеников сбывшимися надеждами и положительными эмоциями.
Вот и закончилось моё классное руководство, а беспокойство за детей осталось: как они, где они, не нужна ли моя помощь?! Вероятно, классное руководство – это любовь навсегда. Работа трудная, но такая важная, нужная и любимая.
1. Bestuzhev-Lada I.V. Molodost' i zrelost'. - M., 2015.
2. Il'in E.N. Iskusstvo obscheniya. - M., 2012.
3. Kon I.S. Psihologiya podrostka. - M., 2010.
4. Sorokina I.N. Teoriya obucheniya i vospitaniya (FGOS). - M., 2016.
5. Kolesnikova N.L. Vospitanie kak gumanitarnyy proekt sotvoreniya chelovechnosti // Voprosy vospitaniya. - 2010. - №2.