Kamchatka, Russian Federation
The article reveals the variative organization model of students on the lesson. Used and applied methods and methodologies at the lesson stages are described in the article. They are: motivationally-oriented stage, stage of studying the new material or forming practical skills and the stage of reflection.
variative model, methods, motivation, scheme, mutual learning, reflection
Открывая дверь учебного кабинета, постоянно задумываемся, пройдет ли урок успешно или будут неудачи в процессе педагогической деятельности.
Во время учебного процесса хочется, чтобы студенты раскрывали свой личностный потенциал, находили смысл деятельности и жизни в целом, ставили значимые для собственного развития цели и выбирали оптимальные средства и методы для их достижения. Поэтому, готовясь к проведению учебных уроков, стараемся выстраивать и конструировать образовательный процесс в соответствии с личностными склонностями и интересами и индивидуальными особенностями студентов; стараемся проектировать диалог и взаимодействие и включать обучающихся в процесс занятия как активных субъектов познания, творчества, общения; стремимся к актуализации и проблематизации каждым студентом его собственного опыта, целеполагания.
Другими словами, стараемся создать вариативную развивающую модель проведения урока, отличную от традиционной.
Осуществляя выбор методов и методических приемов, способствующих развитию интеллектуально-познавательных способностей студентов, автор статьи исходит из особенностей развития когнитивных процессов и предполагает, что выбор методов будет наиболее эффективным, если использовать в постановке целей учебного занятия:
1. знания – репродуктивное воспроизведение предметного материала;
2. понимание – способность учащегося отделять мнения от субъективного мнения, формулировать собственный вывод, приводить пример;
3. применение – выполнение практических работ;
4. анализ – умение студента расчленить информацию, знания на составляющие части, выделить отдельные элементы и установить связи между ними;
5. синтез – способность комбинировать, соединять отдельные части, элементы целого, создавать конспекты образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;
6. оценку – формирование у учащегося способности оценивать предоставленную информацию, вырабатывать собственное аргументированное суждение.
Использование методов и методических приёмов, способствующих эффективному теоретическому анализу изучаемых проблем, соответствует трём основным этапам обучения:
1. подготовка студентов к изучению новой проблемы или освоению нового содержания учебного материала;
2. процесс обучения;
3. использование методов и приёмов для вовлечения студентов в совместную практико-ориентированную деятельность.
Необходимым условием успешного формирования умений студентов на занятии является стремление самого обучающегося к познанию. Созданию у них положительной мотивации к выполнению умственных и практических действий – задача, которую мы решаем в начале занятия. От умения преподавателя овладеть вниманием студентов будет зависеть их желание самостоятельно выполнять задания, стремление к приобретению новых знаний и умение управлять собственной познавательной деятельностью.
Чтобы завладеть вниманием группы в начале урока, мы используем следующие приёмы и варианты организации:
1. Приём «Информационная минутка» – рассказ преподавателя с показом фотографий или видеосюжета на тему занятия с влечением студентов в активное обсуждение.
2. Приём «Представьте, что вы воспитатель и вам нужно провести…. (вид детской деятельности)».
3. Решение загадки, подводящей к теме занятия и вызывающей интерес.
4. Приём «Разгадывание кроссворда»: студенты заполняют сетку кроссворда, вспоминая материал прошлого урока, и в результате выходят на «зашифрованное» в сетке новое слово, обсуждение которого и будет составлять цель занятия.
Следующим этапом является вхождение в тему, где формулируется тема урока, и сообщаются цели урока с привлечением студентов, что повышает их познавательную мотивацию и активность во время занятия, а, следовательно, возрастает результативность урока. С этой целью мы используем следующие приемы:
1. Приём «Список покупок»: студентам предлагается представить себя в роли покупателей и заполнить «потребительскую корзину», сформулировав задачи, которые необходимо решить в течение урока по предложенной теме.
2. Приём «Дерево ожиданий»: студенты записывают на подготовленных листочках свои ожидания от предстоящего знакомства с темой и вывешивают на общем плакате, изображающем дерево. В конце урока определяют, чьи ожидания оправдались в большой степени.
Изучая учебный материал с использованием учебной литературы на этапе проработки содержания темы, мы применяем графическую схему:
1. Что вам уже известно?
2. Какие аспекты содержания могут быть раскрыты с помощью данного текста? Обучающиеся прочитывают предложенный текст и выделяют наиболее важные смысловые части представленной темы.
3. Какие вопросы у вас возникли? Что вызвало интерес? Студенты формулируют вопросы, вызывающие интерес, или вопросы, ответы которые содержатся в данном разделе.
4. С помощью каких понятий может быть структурирована информация?
5. Объясните понятия.
Мы предлагаем своим студентам опорные конспекты оформлять в виде рисунков, символов, знаков, условных обозначений, что способствует развитию их познавательных способностей. С этой целью мы используем методический приём «Инсерт», который включает несколько этапов:
1-й этап: обучающимся предлагается система условных обозначений и даётся задание прочитать текст и произвести с помощью условных обозначений его маркировку, с тем чтобы разбить его на части по определенным основаниям:
- (галочкой) отметить для них известные факты;
– (знаком «минус») пометить части текста, которые противоречат их представлениям;
+ (знаком «плюс») отметить то, что вызывает интерес;
? (вопросительным знаком) – вопросы, возникшие по прочитанному.
2-й этап: знакомясь с текстом, работая в группах, индивидуально, коллективно с комментированием преподавателя, учащиеся производят маркировку текста.
3-й этап: студенты структурируют полученную информацию в таблицу:
Таблица 1
|
– |
+ |
? |
|
|
|
|
4-й этап: организация коллективного обсуждения, разрешение при помощи преподавателя возникших противоречий. Отмеченное в тексте, как интересное, служит основанием для постановки познавательных целей. А возникающие вопросы – источник дискуссии по проблемам, которые предложил не педагог, а нашли для себя сами учащиеся.
Данный методический приём вырабатывает умение работать с текстами разной информативной направленности и сложности. Он развивает аналитическое и критическое мышление, является инструментарием, позволяющим преподавателю определить степень действительного понимания изученного.
Организация на уроке работы с применением данного приёма предполагает для нас выбор его реализации:
- выведение графической схемы на экран через проектор и организация индивидуальной работы с применением вариативных источников информации;
- работа в парах или микрогруппах;
- организация коллективной работы;
- использование индивидуальной и коллективной работы и работы в парах как отдельных этапов реализации метода;
- применение методики учебного сотрудничества, когда после завершения работы в группе группам предлагается поменяться графическими схемами и выполнять задания по рефлексии, ответив на вопросы: «Чем ваша работа отличается от работы другой группы? Какие дополнения вы считаете необходимым внести в свою работу? Что вы бы посоветовали изменить в работе другой группы?».
Интересной и активной формой групповой работы на практических занятиях является взаимобучение. Преподаватель определяет количество и состав групп, составляет задания для каждого члена группы, затем предлагает студентам разделить в каждой группе задания по количеству человек и взять материал для каждого. Затем каждому участнику группы даётся задание для ознакомления, после этого студенты объединяются в новые группы с теми, кто имеет аналогичное задание в другой группе. В составе новой группы учащиеся начинают работать над выполнением заданием, обсуждая различные варианты. Выполнив задания, каждый участник возвращается в свою группу и выступает консультантом по своему вопросу. Результатом совместной работы становится выполненный конспект образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
В завершении каждого урока с целью саморазвития и самореализации студента в образовательном процессе проводятся педагогические техники и приёмы, позволяющие решать задачи рефлексии.
С целью выявления ориентации в учебной информации, уровня осознания, запоминания и понимания содержания пройденного, структурирования сведений, установления логических связей между ними, оценки информации по степени значимости и практической направленности мы применяем такой приём как «Чемодан, корзина, мясорубка», в процессе которого каждый студент определяет для себя: «чемодан» – запомнить и не стоит расставаться в пути по получению профессии; «мусорная корзина» – сведения, которые не вызвали интерес и не могут впоследствии быть практически использованы; «мясорубка» – важная информация, но для применения она требует переработки, осмысления, дополнения.
Выявление оценки отношения, чувственного восприятия и настроения студентов, мы используем приёмы рефлексивной деятельности учащихся.
Одним из таких приёмов является «Барометр настроения»: каждый студент в конце учебного занятия подбирает цвет, который соответствует его настроению, при этом объясняя свой выбор.
Также мы используем технику «Незаконченное предложение». Педагог просит закончить следующие предложения: «Мне было интересно то, что…», «Я узнал, что…», «Мне было трудно…», «Мне не понравилось…», «Мне не удалось сегодня…», «В следующий раз хотелось бы больше узнать о …».
В течение урока проводятся разминки с целью снятия напряженности и усталости.
Целью применяемых методов и приёмов является задействование в усвоении знаний, умений, навыков всех психических процессов.
Перечисленные выше методы и приёмы позволяют сделать вывод об их значительной роли в формировании и освоении общих и профессиональных компетенций студентов, которые особенно актуальны в связи с введением федерального государственного стандарта среднего профессионального образования и играют ключевую роль как для формирования ощущения успешности студентов, так и для становления профессиональной деятельности.
1. Kolechenko A.K. Enciklopediya pedagogicheskih tehnologiy. - SPb.: KARO, 2005. - 368 s.
2. Mehanizmy i sekrety tehnologii moderacii: organizaciya interaktivnyh uchebnyh zanyatiy / avt.-sost. O.A. Uvarova. - Volgograd: Uchitel', 2014. - 254 s.
3. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: Aktivnoe obuchenie. - M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2013. - 192 s.
4. Sokolkov E.A. Problemno-modul'noe obuchenie. - M.: Vuzovskiy uchebnik: INFRA-M, 2015. - 392 s.
5. Fastova E.I. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. - Volgograd: Uchitel', 2015. - 79 s.