Ekaterinburg, Russian Federation
The contents of the educational material correspond to the strategy of the state national policy of the Russian Federation until 2025 which focuses on formation of the Russian identity and nation’s strengthening in the multicultural world in the era of globalization. The teacher and student’s interaction is achieved through a free exchange of ideas for some debatable issues of modern Russian society. Tools for assessment of competences and teaching skills are creative tasks for independent work of students in preparation for the lesson.
national identity, national values, patriotism, ethnic identity, national identity
Дисциплина (вариативный блок ФГОС): «Этика и культура межнациональных отношений».
Раздел: «Человек в поликультурном мире».
Тема: «Российская национальная идентичность в условиях глобализации».
Тип занятия: интерактивный семинар; продолжительность – 90 минут.
Цели занятия
Образовательная: дать знания о национальной идентичности, национальных ценностях россиян, патриотизме, этническом самосознании, национальном самосознании. Развивающая: развитие критического мышления, способности вести дискуссию; расширение кругозора; аналитические способности. Воспитательная: помочь студентам в национальном самоопределении и осознании себя россиянами как представителями единой нации; воспитание патриотизма.
Формируемые компетенции
ОК 3 – принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 6 – работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (вне зависимости от их национальной принадлежности);
ОК 8 – самостоятельно определять задачи личностного развития;
ОК 10 – бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
ОК 11 – быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
Приемы активизации деятельности студентов: работа в малых группах для представления коллективного решения «своей» проблемы; использование справочного материала [1; 2]; ответы на вопросы.
Межпредметные связи: история, основы философии, основы политологии и социологии.
Технические средства обучения: интерактивный комплекс.
Учебно-наглядные пособия: презентации PowerPoint, подготовленные студентами до занятия как домашнее задание.
План занятия
№ п/п |
Этапы занятия и учебные вопросы |
Время, мин |
Содержание этапа занятия; формы и методы работы |
|
Организационный этап |
2 |
Приветствие; объявление темы и плана работы на занятии. Мотивация. |
|
Подготовительный этап |
10 |
Студенты делятся на малые группы по 3-5 человек; выбирают один вопрос; распределяют между собой функции по коллективному ответу |
|
Работа в малых группах над выбранным вопросом с использованием справочного материала. Вопросы для обсуждения:
|
33 |
Метод коллективной мыслительной деятельности – «Кейс-метод»; метод проблемного обучения; форма работы студентов – «малые группы. Справочный материал дается в учебно-методическом пособии «Российская национальная идентичность в условиях глобализации» |
|
Выступления выбранных студентами «ораторов» пяти малых групп |
4: 6 минут – выступление; 2 минуты – ответы на вопросы |
Дискуссия: студенты актуализируют свои «домашние заготовки» и демонстрируют мобильность мышления и речи, отвечая на вопросы |
|
Подведение итогов дискуссионного обсуждения учебных вопросов; выставление отметок. |
5 |
Преподаватель анализирует работу студентов, расставляя содержательные акценты в соответствии с государственной национальной политикой России. Благодарит студентов за работу на семинаре |
1. Gabdrafikov I. Rossiya - eto naciya naciy, 12 iyunya eto osoznaesh' esche otchetlivey [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.bashinform.ru/detalno/468792/ (data obrascheniya 26.10.2017.)
2. Rossiyskaya nacional'naya identichnost' v usloviyah globalizacii [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov / sost. L.V. Perceva. - Ekaterinburg: GBPOU «Sverdlovskiy oblastnoy medicinskiy kolledzh», 2015. - 28 s.