Russian Federation
Russian Federation
Segodnya intellektual'nye i matematicheskie metody resheniya zadach ispol'zuyutsya dostatochno aktivno v lyuboy iz sfer chelovecheskoy zhiznedeyatel'nosti. Gosudarstvennye, korporativnye, upravlencheskie resheniya yavlyayutsya slozhnymi po svoey strukture, i chasto trebuyut avtomatizirovannoy podderzhki. Diplomaticheskie otnosheniya mezhdu gosudarstvami yavlyayutsya naibolee slozhnoy mnogourovnevoy sistemoy dlya primeneniya intellektual'nyh i matematicheskih metodov. Mirovym soobschestvom segodnya postavlena zadacha podderzhaniya mira, prilagaetsya mnozhestvo usiliy po sozdaniyu sistem kollektivnoy bezopasnosti i mirotvorchestva, no razlichie vzglyadov i gosudarstvennyh interesov stavyat pod vopros global'nuyu stabil'nost'. Uvelichenie kolichestva mezhdunarodnyh konfliktov yavlyaetsya neuteshitel'nym faktom. Mezhdunarodnye konflikty evolyucioniruyut, ih struktura i formy priobretayut novye vidy, uslozhnyayutsya. Eto yavlyaetsya faktorom nestabil'nosti mirovogo masshtaba, kotoryy stanovitsya slozhnee reshit' tradicionnymi politicheskimi metodami uregulirovaniya. V stat'e vyyavleny i opredeleny parametry, harakterizuyuschie mezhdunarodnyy konflikt kak ob'ekt issledovaniya, a takzhe vliyanie vneshnih ugroz na nego. Vydeleny etapy modelirovaniya i podderzhki prinyatiya resheniy v usloviyah mezhdunarodnyh konfliktov, razrabotany obschaya model' mezhdunarodnogo konflikta i sistemnaya model' ih likvidacii i regulirovaniya, v vide ob'edinennyh troichnyh grafov, ohvatyvayuschaya vse etapy upravlencheskih meropriyatiy i chelovecheskoy deyatel'nosti po likvidacii i regulirovaniyu konfliktnyh situaciy
modelirovanie, prognozirovanie, upravlenie, sistema, mezhdunarodnyy konflikt
Введение. Быстрая трансформация внешней и внутренней среды в условиях международных конфликтов (далее – МК) требует построения концептуальной модели процесса возникновения и развития МК, которая позволит спрогнозировать вероятность критический точек и последствий от принимаемых решений. Для выявления условий, процесса возникновения, этапов развития, механизмов ликвидации, прогнозирования направлений развития конфликтных ситуаций необходимо разработать системную модель ликвидации и регулирования МК, с целью принятия наиболее эффективных управленческих решений.
Методология. Методологическую основу исследования составляют методы системного анализа и математического моделирования, с использованием научных выводов, полученных в политологии и конфликтологии.
Основная часть. Для исследования МК как системы стоит произвести выявление параметров, которые характеризуют непосредственно объект, влияние внешних угроз на него.
Процесс моделирования МК необходимо начать с выявления источников возникновения МК. Факторы, потенциально являющиеся источниками МК, в модели МК представим как множество величин =
. Каждая величина описывается своей переменной
, выражающей ее состояние. Источниками возникновения МК могут стать такие факторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов [14, 16].
Далее представим риски возникновения МК в виде множества =
, элементы которого характеризуются переменными
.
Внешними рисками возникновения МК могут являться: различие национальных интересов; территориальные претензии сторон [1, 3]; социально-экономическое неравенство; вмешательство государства во внутренние дела другого государства; очаги вооруженных столкновений вблизи с государственными границами какой-либо страны; усиление военных блоков; враждебные информационные, технические, психологические действия; международный терроризм [9, 12, 13].
К внутренним рискам возникновения МК следует отнести политику и вопросы власти, как внутри государства, так и относительно мирового сообщества, организованную преступность, деятельность националистических и экстремистских групп, терроризм, которые влияют на дестабилизацию обстановки внутри государства [10, 11, 15].
При анализе рисков возникновения МК стоит учитывать то, что один риск может способствовать реализации другого. К примеру, проводимая политика может являться причиной возрастания деятельности организованных преступных групп, террористических актов и т.д. [6, 7, 8].
Важной особенностью МК является возникновение множества поражающих факторов в форме разрушения экономического, экологического, социального, демографического положений, массовое психолого-информационное влияние, нарушение систем жизнеобеспечения.
Стоит отметить, что ликвидация МК характеризуется применением управляющих действий, которые представим в виде множества величин . Величины
являются элементами воздействия связи
между величинами.
Разработка модели МК K = предполагает рассмотрение системы величин, где формирование величин
производится лицом, принимающим решения на основе собственных знаний, далее, полагаясь на экспертные заключения, определяются величины
.
На рисунке 1 представлены этапы моделирования и поддержки принятия решений в условиях международных конфликтов.
Рис. 1. Этапы моделирования и поддержки принятия решений в условиях МК
Для проведения системного анализа механизма управления МК построим системную модель МК, которая позволит выявить условия, процесс возникновения, этапы развития, механизмы ликвидации МК, а также спрогнозировать направление развития конфликтной ситуации для принятия наиболее эффективных управленческих решений [2, 4, 5].
На рисунке 2 графически представим модель в виде взаимосвязанных подсистем – ориентированных троичных графов, где вершины отражают множество объектов, а ребра представляют взаимосвязь объектов. Троичные графы строились соответственно следующим условиям: вершины и ребра связаны определенными отношениями, зависят и отображаются друг на друга.
|
Рис. 2. Механизм ликвидации и регулирования МК
Троичный граф A представляет множество потребностей , связанные с ликвидацией множества конфликтов
, при этом
отображает варианты методов ликвидации
:
:
:
:
В вершине троичного графа B находится ,
образует множество целей по ликвидации МК,
– задачи, которые необходимо решить для достижения целей:
:
:
:
Стоит отметить, что троичные графы А и В формируется на основании экспертных знаний
Троичный граф С преобразует множество целей по ликвидации МК во множество функций
, выполнение которых послужит средством достижения целей. Для точного установления
необходимо отразить множество задач
, описывающих подцели.
характеризуется выполнением следующих действий: составление плана и прогноза, этапы управленческих воздействий, принятие решений, диагностические механизмы, анализ текущего состояния анализируемого объекта и т.д.
:
:
:
Троичный граф D отражает важность разработки некоторых подразделений и агентов для реализации , что осуществляется через формирование множества структур
, представляющих механизмы, позволяющие выполнять определенные функции в ракурсе соответствующего показателя. Стоит подчеркнуть, что функции могут выполняться в автоматическом, автоматизированном, механическом режимах.
:
:
:
Троичный граф Е описывает подразделения и агенты для реализации множества функций через организационные структуры , которые будут описаны как
варианты составляющих их элементов.
отображает кадровый состав, техническое и технологическое оснащение и т.д.
:
:
:
Троичный граф F отражает перечень работ и имеющиеся технологии
:
:
:
Согласно проделанным работам строится троичный граф G, где множество описывает новые возможные направления развития МК.
отражает расходуемые располагаемые ресурсы и определяется возможностью перехода МК в неконфликтное состояние или уменьшением угрозы зарождения МК. Таким образом, осуществляется управленческое воздействие на источник МК и механизм перехода МК в другое положение.
:
:
:
Троичный граф H характеризует множество возможных направлений развития МК путем введения множества L характеристик нового состояния, при помощи которых можно оценить эффективность управленческой работы по ликвидации и регулированию МК.
Представленная системная модель в виде объединенных троичных графов охватывает все этапы управленческих мероприятий и человеческой деятельности по ликвидации и регулированию МК, а также позволяет произвести системный анализ и оценку эффективности применяемых управленческих воздействий.
Выводы. В ходе проведения исследований выявлены и определены параметры, характеризующие МК как объект исследования и влияние внешних угроз на него. Определены этапы моделирования и поддержки принятия решений в условиях МК. Разработана общая модель международного конфликта, представленная в виде системы величин. Сформирована системная модель ликвидации и регулирования МК, в виде объединенных троичных графов, охватывающая все этапы управленческих мероприятий и человеческой деятельности по ликвидации и регулированию МК, а также позволяет произвести системный анализ и оценку эффективности применяемых управленческих воздействий.
1. Baranovskiy E.G., Vladislavleva N.N. Metody analiza mezhdunarodnyh konfliktov. M.: Nauchnaya kniga, 2002. 240 s.
2. Bestuzhev-Lada I.V. Rabochaya kniga po prognozirovaniyu. Izd-vo: M: Mysl', 1982. 430 s.
3. Germeyer Yu.B. Igry s neprotivopolozhnymi interesami. Nauka, 1976. 328 s.
4. Saati T.L., Kerns K.K. Analiticheskoe planirovanie: organizaciya sistem. M.: Radio i svyaz', 1991. 224 s.
5. Saati T.L. Prinyatie resheniy: metod analiza ierarhiy. M.: Radio i svyaz', 1993. 277 s.
6. Svetlov V. A. Vvedenie v edinuyu teoriyu analiza i razresheniya konfliktov. M.: Librokom, 2009. 304 s.
7. Lefevr V.A. Lekcii po teorii refleksivnyh igr. M.: Kogito Centr, 2009. 218 s.
8. Novikov D.A., Chhartishvili A. G. Refleksivnye igry. M.: SINTEG, 2003. 160 s.;
9. Bloomfield L. P., Moulton A.Managing International Conflict: From Theory to Policy: A Teaching Tool Using Cascon. New York: St. Martin’s Press, 1997. 230 p.
10. Lincoln P. Bloomfield and Allen Moulton Managing International Conflict: From Theory to Policy. New York: St. Martin's Press, 1997. 85 p.
11. Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y, 1967. R. 89.
12. Abaev L. Ch. Ob aktual'nyh podhodah k modelirovaniyu mezhdunarodnyh otnosheniy //Problemy nacional'noy strategii. 2011. № 2. S. 31-48.
13. Babincev V.S. Metodika slezheniya za razvitiem mezhdunarodnyh konfliktov i prognozirovanie ih razvitiya // Modelirovanie processov mirovogo razvitiya i sotrudnichestva. Moskva. 1991. S. 87.
14. Minaev V.A. Informacionno - analiticheskie sistemy obespecheniya bezopasnosti: problemy i resheniya // Sistemy bezopasnosti svyazi i telekommunikaciy. 2001. № 42(6). C.20.
15. Akimkin E.M., Kotov N.M. Ekspertnye sistemy ocenki konfliktnyh situaciy: problemy sozdaniya / Konfliktologiya v transformiruyuschemsya Rossiyskom obschestve: teoriya i praktika // Tezisy i materialy vserossiyskoy konferencii, M.: Izdatel'stvo Instituta sociologii RAN, 1998. S. 60-65.
16. Axelrod R. M. Psycho-Algebra: A mathematical Theory of cognition and Choice with an Application to the British Eastern Commitee in 1918 // Peace Research Society, Papers XVIII, The London Conference, 1971. P. 113-131.