Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Russian Federation
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
BBK 65 Экономика. Экономические науки
In this article, the authors note that Russia's transition to a market economy, de-monopolization and liberalization of foreign economic activity connected with these phenomena of ill-conceived economic policies of the state - these and a whole range of related political, economic and legal factors determined the explosive growth of crime in the sphere of foreign economic activity and led to the emergence of real threats to the economic security of the state. The article notes that drastically changed the qualitative characteristics of crime in this very important state sector of the economy. Currently, offences related to foreign trade activities, are the most intelligent, sophisticated, professional, highly organized and extremely profitable illegal activity. According to many scholars and practitioners, crimes in the sphere of foreign economic activities do the most harm to the interests of the state. Export-import operations in the context of legal business activities are a cover for them to conduct large-scale operations with the assignment of uncontrolled profit, much of which is deposited in foreign banks, contributes to the "laundering" criminally acquired capital
foreign trade, economic security, export and import operations, the crime
Товарная структура российской внешнеэкономической деятельности, (далее ВЭД), на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом структура экспорта включает в себя примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции, однако список товаров, на которые приходятся наибольшие по стоимости объемы, ограничивается только 10 позициями, включая, прежде всего, нефть, газ, цветные, драгоценные и редкоземельные металлы, алмазы, лесоматериалы, целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химической промышленности, оружие и, в последние годы сельхозпродукцию, – особенно зерновые культуры [1]. Экспорт продукции этих отраслей продолжает существенно расти, чего не скажешь об эффективности этого вида внешнеэкономической деятельности.
И проблема здесь очевидна и лежит на поверхности. Всему виной является въевшаяся в легальный внешнеэкономический оборот «гидра» в лице пресловутой, но всепоглощающей преступности.
Причиной криминогенности внешнеэкономических процессов в большой степени послужило то, что задачи государственного регулирования внешнеэкономической сферы исторически, после того, как пал «железный занавес», не всегда решались до конца продуманно и последовательно, было допущено явное «забегание вперед» по сравнению с другими отраслями экономики и, прежде всего, в части ослабления государственного контроля над развитием внешней торговли. Это привело к значительной утечке российских стратегических ресурсов за пределы страны. Идет процесс дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности, с устранением государственной монополии продолжается расширение круга субъектов внешнеэкономической деятельности -юридических и физических лиц.
В ходе реформ с принятием законодательных документов были существенно расширены права предприятий различных форм собственности и сняты многие из ранее существовавших ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности. Открытость границ, а также наличие крепких связей организованных преступных групп в бывших союзных республиках позволила преступному элементу занять прочные позиции на внешнем рынке в начале
90-ых годов, – и даже в настоящее время, несмотря на все усилия правоохранительных ведомств, ситуация во внешнеэкономической деятельности далека от внушающей разумный оптимизм.
Экспортно-импортные операции в рамках легальной предпринимательской деятельности служат прикрытием для совершения ими преступных крупномасштабных операций с присвоением неконтролируемой прибыли, большая часть которой оседает в отечественных «подставных» и иностранных банках, способствует «отмыванию» преступно нажитых капиталов.
Результаты правоохранительной деятельности таможенных органов свидетельствуют, что в 2016 году при экспорте было задержано 6,59 тыс. тонн цветных и редкоземельных металлов стоимостью 6 млрд. рублей. В процессе пресечения незаконных экспортных сделок правоохранительными органами изъято и передано государству
Легальный бизнес зачастую служит дельцам удобным прикрытием для совершения противоправных сделок, связанных с контрабандными перевозками различных товаров, с бестоварными экспортно-импортными операциями, а также для незаконного перевода денежных средств за границу, «отмывания» денег, нажитых преступным путем.
Значительная масса криминальных импортных сделок совершается преступниками с целью перемещения за рубеж валютных средств. Коммерсанты во избежание убытков стремятся минимизировать затраты на доставку этих товаров в Россию за счет уклонения от уплаты таможенных платежей путем недостоверного декларирования, сокрытия от таможенного досмотра, а также пересечения границы минуя таможенный досмотр.
Наиболее часто применяемыми способами перемещения криминальных капиталов за рубеж являются:
-создание «подставных» малых предприятий, совместных предприятий, индивидуальных частных предприятий, различных хозяйственных товариществ и др., а также коммерческих банков, открытие предприятий (филиалов) за рубежом с последующим перемещением денежных средств, сырья, товаров за границу;
- получение банковских кредитов в российских банках и перевод их в зарубежные банки;
- создание трастовых компаний;
- совершение бартерных сделок;
-использование авансовых платежей по маркетинговым и иным услугам, когда практически невозможно проверить реальность их предоставления, в том числе и в качестве завуалированных взяток должностным лицам;
- заключение бестоварных контрактов с инофирмами на оказание различного рода услуг информационно-справочного характера;
- заключение заведомо фиктивных контрактов на поставку товаров;
- заключение с зарубежными партнерами «двойных» контрактов с последующим изменением цены товара и оставлением в иностранных банках части валютной выручки, полученной от экспорта и бартерных операций [3].
Одновременно, преступники прибегают к разнообразным ухищрениям для противоправного перемещения товаров за границу. Незаконный их вывоз совершается в основном тремя способами:
- через таможенные посты с сокрытием от таможенного контроля;
- через таможенные посты в особом режиме транспортировки;
- через таможенную границу минуя таможенные посты.
Сокрытие от таможенного контроля осуществляется с использованием фиктивных документов или документов, содержащих фиктивные сведения и реквизиты. Для этого способа характерно предъявление таможенным органам фиктивных документов (контрактов, товарно-транспортных накладных, деклараций и др., когда перевозимые в них товары указаны под другим наименованием, не требующим специального перевозчика-спецэкспортера и уплаты таможенных пошлин или она намного ниже той, которую надлежало заплатить. Признаки совершения преступлений, связанных с незаконным вывозом сырья и товаров через таможенные посты, характеризуются:
- превышение объема вывозимого товара в сравнении с продекларированным;
- наличие в грузовой таможенной декларации (ГДТ) подложных или фиктивных сведений о передвижении товара внутри таможенного транзита (ВТТ);
- наличие в ГТД фиктивных сведений, реквизитов или кода, не соответствующих вывозимому товару;
- наличие фиктивных сведений на предприятиях, якобы имеющих доли иностранных инвестиций и вывозящих продукцию собственного производства.
Способы сокрытия от таможенного контроля при перемещении товарных потоков через таможенные посты с использованием возможностей существующего с некоторыми странами СНГ единого таможенного пространства в особом режиме их транспортировки следующие:
- переоформление контракта на их территории и отправка товара в третьи страны;
- перемещение товаров и сырья под таможенным контролем в режиме ВТТ;
- использование режима временного ввоза- вывоза товаров и сырьевых ресурсов, оформленных под видом «давальческого» сырья;
- оформление перемещения сырьевого полуфабриката под видом «толлинговой» операции с последующим возвращением продукции переработки, содержащей неучтенные компоненты стратегически важного сырья («боковик»).
Грузы, проходящие транзитом по российской территории, не облагаются таможенными пошлинами. Для их перемещения на пропускном пункте границы лицом, перевозящим товар, оформляется таможенная декларация по процедуре ВТТ, которая впоследствии сдается им на границе при их вывозе. Этим и пользуются преступники. Подделав декларацию или получив ее за взятку через работников таможен, из страны беспрепятственно вывозятся стратегические и иные товары.
При перемещении товара через таможенные посты в особом режиме их транспортировки характерными признаками совершаемых преступлений являются: несоответствие экспортных поставок уставной деятельности предприятия-получателя; наличие укрытых от таможенных органов протоколов и приложений к контракту, предусматривающих конечным адресатом зарубежную фирму; наличие в перевозочных документах данных о несуществующих получателях и адресатах доставки.
Способы укрытия от таможенного контроля вывозимых грузовых потоков минуя таможенные посты совершаются, как правило:
- вне установленных мест и времени оформления таможенными органами;
- с использованием авиации, морского и трубопроводного транспорта с уклонением от первоначального утвержденного маршрута или незаконным превышением объемом экспортируемого сырья.
Основными признаками способов перемещения товара через границу, минуя таможенные посты (вне установленных мест и времени оформления таможенными органами),
являются – наличие у водителя транспортного средства, находящегося вблизи таможенной границы, товарно-транспортной накладной несоответствующей выполняемому маршруту.
При использовании преступниками возможностей авиации и морского транспорта с целью отклонения от первоначального утвержденного маршрута или незаконным повышением объема экспортируемых ресурсов признаками могут являться – наличие в перевозочных документах данных, свидетельствующих об отклонении от маршрута, или превышение установленных перемещаемых объемом сырья.
Для осуществления внешнеэкономической деятельности и под предлогом стимулирования инвестиционной привлекательности в период реформирования экономики создаются различные коммерческие структуры [4]. На базе этих структур все чаще формируются устойчивые преступные группы, многие из которых ориентируются на использование международных криминальных связей. Обращают на себя внимание факты заведомо преступных намерений их учредителей.
Структура преступных формирований, прежде всего сообществ и организаций, создается таким образом, что позволяет им активно проникать в хозяйственную деятельность и финансовую деятельность предприятий по добыче, хранению и переработке указанной экспортной продукции с целью ее хищения. Получив права собственности на объекты сферы обращения стратегически важных сырьевых товаров, в том числе и право внешнеэкономической деятельности, организованные преступные группировки «наводят порядок» в производственной сфере, налаживают контроль и учет, после чего переключаются на другие виды преступной деятельности: незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ); уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) и т.д.
Следует отметить также и массовые кражи, и замаскированные хищения стратегически важных сырьевых товаров, большинство которых, в конечном итоге попадают в теневой внешнеэкономический оборот. Так, по данным исследования Н.С. Глобы такие хищения находятся в следующем примерном соотношении: добыча –
15 %, переработка – 28 %, хранение – 12 %, реализация стратегически важных товаров – 38 % [5].
Лица, совершающие хищения, в одних случаях используют естественные благоприятные условия для совершения преступлений, в других - искусственно их создают. Наибольшее распространение хищения и кражи получили в машиностроительной металлургической и оборонной промышленности, в том числе и на режимных предприятиях. Предметом преступных посягательств являются медь и изделия из нее, платина, алюминий, никель, латунь бронза, кобальт, вольфрам, серебро, золото, а также целая группа других стратегических, драгоценных и редкоземельных металлов. Разворовываются комплектующие изделия и узлы, кабельная продукция, измерительные и другие приборы, средства связи, сигнализации, в которых используются драгоценные и стратегические металлы. Практически
73 % краж сырья готовой продукции совершается из цехов, складских помещений и ангаров, 27 % – с открытых площадок, с охраняемых территорий [6].
Изучение уголовных дел показало, что кражи совершаются хорошо организованными группами, имеющими отлаженные каналы сбыта похищенного.
Хищения стратегических экспортируемых материалов совершается путем присвоения и растраты. Процесс хищения состоит из следующих этапов:
1. Создание излишков для хищения.
2. Изъятие и реализация похищенного.
Так же, проведенный анализ результатов расследования уголовных дел показывают преступную связь между руководителями и материально-ответственными лицами предприятий, в производстве которых применяются драгоценные металлы и стратегические материалы и новыми хозяйственными структурами, создаваемыми в большинстве своем при этих, как правило, крупных промышленных объединений.
С участием фирм, создаваемых руководителями предприятий, широкое распространение получило хищение нефтепродуктов путем завышения норм их выработки, неправомерного установления сверх нормативных показателей «безвозвратных потерь» [7]. Возросло количество фактов мошеннического завладения нефтью и продуктами ее переработки из предприятий нефтяной отрасли с использованием подложных документов и дальнейшей реализацией полученных нефтепродуктов через сеть посреднических фирм за пределы России.
Перевозка похищенного осуществляется в основном автомобильным реже железнодорожным и водным транспортом, иногда самолетами. При этом используются различные приемы сокрытия: его прячут в тайниках кузова; маскируют под какой-либо груз или забрасывают им; открыто перевозят по фиктивным товарно-транспортным документам или оформляют их с нарушением действующих нормативных актов; в качестве ручной клади перевозят также в багажных вагонах.
Особую опасность при заключении и реализации внешнеэкономических сделок представляет взяточничество. В этом направлении правоохранительным органам все чаще приходится сталкиваться с фактами вымогательств взяток со стороны должностных лиц за выделение помещений под инофирмы, регистрацию фиктивных контрактов, освобождение от уплаты таможенных пошлин. Система злоупотреблений и взяточничества сложилась практически на всех этапах заключения внешнеэкономических сделок. В их совершении принимают участие как российские, так и зарубежные предприниматели.
Материалы изученных уголовных дел свидетельствует о том, что во многом распространенности преступлений при осуществлении внешнеэкономических операций способствуют факты коррупции в таможенных органах. Характерным способом, которым наиболее часто пользуются злоумышленники является занижение в таможенных декларациях и иных товарно-сопроводительных документах фактурной стоимости товара, проходящего по экспорту.
Наряду с противоправной деятельностью, связанной с предоставлением средств для транспортировки грузов, наиболее распространенным видом преступной деятельности чиновников транспортных ведомств, обладающих организованно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, стало получение взяток за создание условий для незаконных переадресовок вагонов с грузом. Это позволяет коммерческим структурам скрывать факты хищения грузов или незаконного вывоза стратегических ресурсов за пределы России [8].
Мы обозначили далеко не полный перечень преступных проявлений во внешнеэкономической деятельности, раскрыли далеко не все способы и методы совершения преступных посягательств, не подвергали детальному анализу криминальные схемы и махинации при совершении фиктивных внешнеэкономических сделок и обычных циничных хищений национальных природных богатств, сырья и готовой продукции лжепредпринимателями и банальными преступниками. Но, уже те обобщенные сведения и цифры, которые мы привели в настоящей статье, отражающие реалии нынешнего состояния «криминогенности» внешнеэкономического оборота страны, свидетельствуют о глубине и масштабах поднимаемой проблемы, а также ее прямой и явной угрозе экономической безопасности государства.
В данной связи, необходимость обеспечения национальной безопасности, охраны интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также высокий уровень латентности преступлений данной категории, ставит на первое место целесообразность их приоритетного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия.
1. Dergunov A.S. Problemy bor'by s ekonomicheskoy prestupnost'yu i korrupciey na sovremennom etape. dis... kand. yurid. nauk. N. Novgorod. 2016. 162 s.
2. Butenko A.I., Vakurin A.V., Kuvaldin V.P. Organizaciya i taktika vyyavleniya i razoblacheniya organizovannyh prestupnyh struktur v sfere vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti. Lekciya, M., 2016. 112 s.
3. Erohin A.A. Rassledovanie prestuple-niy v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti. Uchebnoe posobie, Karaganda, 2007, 62 s.
4. Doroshenko Yu.A., Bobova K.N. Aktual'nye problemy povysheniya investicionnoy privlekatel'nosti Rossii / Ekonomika. Obschestvo. Chelovek: mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov // Belgor. gos. tehnol. un-t. Belgor.region. otd-e RAEN. 2012, vyp. H10VIII. C.20-24.
5. Globa N.S. Organizaciya i taktika deya-tel'nosti apparatov BEP po bor'be s prestupnymi posyagatel'stvami v sfere obrascheniya strategicheski vazhnyh syr'evyh resursov: dis…kand. yurid. nauk. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii. 1999. 175 s.
6. Sokov I.F. O bor'be s krazhami cvetnyh metallov // Operativno-rozysknaya rabota № 2, 1995. S. 20-24.
7. Zhuk M.G. Slovar'-spravochnik po kri-minalisticheskomu obespecheniyu ekonomicheskoy bezopasnosti. Grodno: GrGU, 2006. 96 s.
8. Romahov A.V. Aktual'nye problemy bor'by s korrupciey na transporte. // Korrupciya v Rossii: sostoyanie i problemy. (Materialy nauchno-prakticheskoy konferencii). M.: MVD RF. 2008. S. 138-141.