Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the main theses of the presentation of the project leader Miroshkina M.R. at the meeting of the Academic Council of the Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education» 26.12. 2017, the author's interpretation of the results of the survey of various generations of participants in educational relations of the second decade of XXI in Russia, the rationale for the features of educational interactions of different generations is given.

Keywords:
Comprehensive interdisciplinary study Theory of Generations, Winners' Children, Generation of Perestroika, First Non-Soviet Generation, Digital Generation.
Text

Статья подготовлена в рамках проекта «Цифровое поколение. Портрет в контексте образования» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) №15-06-10018/17

В течение 2015–2017 гг. исследовательская группа в составе педагогов-исследователей М.Р. Мирошкиной (руководитель проекта), Е.Б. Евладовой, А.П. Фоминой, социологов С.Б. Цымбаленко, Д.А Лазаревой, психолога Е.Г. Артамоновой, программиста А.В. Куракина проводила комплексное междисциплинарное исследование по теме: «Цифровое поколение. Портрет в контексте образования», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) №15-06-10018/17, задачами  было изучение базовых характеристик постсоветских поколений участников образовательных отношений второго десятилетия XXI в. в образовательных организациях разного уровня образования; выявление противоречий, возникающих между участниками образовательных отношений – представителями разных поколений; выработка теоретических оснований и практических рекомендаций для их преодоления в педагогической практике. Точкой отсчета для разработки методологии и методики исследования стала «классическая» теория поколений Уильяма Штрауса (англ. William Strauss) и Нила Хоува (англ. Neil Howe), изложенная ими в книге «Поколения. История Американского будущего. 1584-2069», в которой они определяют категорию «поколение». Поколение (по У. Штраусу, Н. Хоуву) – совокупность всех людей, рожденных в промежуток времени или проживших в один исторический период как минимум одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст или старость. Эту группу можно считать поколением, если  она соответствует трем критериям: в конкретных жизненных фазах представители одного поколения разделяют одну историческую эпоху, сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями; имеют определенные общие убеждения и модели поведения; зная об опыте и особенностях своих ровесников, представители одного поколения испытывают чувство принадлежности к этому поколению [Howe, Strauss, 1991].

 Системные исследования по России и странам СНГ в рамках проекта «RuGenerations – Теория поколений в России» под руководством социальных психологов Е. Шамис и Е. Никонова были начаты в 2003 г. [Шамис, 2016]. Проблемное поле данного проекта – поколенческие характеристики в контексте теории управления. Некоторые позиции авторов являются продуктивными для нашего исследования, например, идея о том, что знание особенностей конкретного поколения позволяет руководителю организации находить максимально эффективный способ взаимодействия с представителями каждого из них.

Значительное влияние на формирование нашего исследовательского подхода имеют исследования основоположника новой сферы научного знания – «социологии детства», д-ра социологии С.Н. Майоровой - Щегловой. А именно – понимание детства, как «выраженной в действиях и языке совокупности объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей; эта совокупность формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, которые осваивают социальность и интегрируются в социум» [Щеглова, 2003: 109].

Результаты мониторинга московского и региональных информационного-образовательных пространств, проведенного (в 2013–2017 гг.), позволили группе социологов под руководством д-ра социологии С.Б. Цымбаленко сделать вывод о том, что сегодня «практически сформирована иная жизненная среда человечества, когда Интернет-сеть и в целом информационное пространство являются продолжением, усилением личностного и группового социального пространства. Дети и подростки не просто пользуются интернетом, они живут посредством него» (Цымбаленко, Макеев, 2015–2017 гг.).

Среди исследований советских и постсоветских поколений в СССР и России, наиболее продуктивными являются работы историка Д. Рейли (Рейли, 2015) и антрополога А. Юрчака, которые исследуют соответственно советских беби-бумеров (Рейли, 2015) и представителей «последнего советского поколения» (Юрчак, 2016).

Именно работа А. Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение» натолкнула на мысль, что классификация теории поколений в России может быть изменена.

Авторская идея заключается в том, что в российском контексте наиболее сильным фактором, характеризующим поколение, является не система разделяемых ценностей и взглядов, а именно переживаемые исторические события. Тогда классификация поколений в России будет иной (табл. 1).

Таблица 1

Поколения в России в ХХ–ХХI вв.

Основное название

в Теории поколений

 

Годы рождения

Альтернатива

 

Годы рождения

Победители

1903–1923

Поколение революции

1903–1923

Молчаливое

1923–1943

Поколение Победителей

1923–1943

Беби-бумеры (ВВ)

1944–1963

Дети победителей Поколение оттепели

1944–1957

X

1964–1984

Последнее советское поколение, поколение перестройки

1958–1978

Y

1985–2003

Первое несоветское поколение

1979–1999

Z

2004–2024

Цифровое поколение

2000–

 

Инструментарий исследования разработан социологом Д.А. Лазаревой и программистом А.В. Куракиным (на основе социологического инструментария С.Б. Цымбаленко и П. Макеева). Платформа для сетевого опроса – Куракин А.В.

В исследовании приняли участие 16 тыс. респондентов – учащихся, родителей и учителей из трех регионов России – Московской области, Самарской области и Забайкальского края. Исследование проведено во взаимодействии с Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (заместитель министра  – начальник управления общего образования и воспитания, канд. пед. наук Шибанова Н.М), МБОУ ОДПО «Центр развития образования городского округа Самара» (директор, д-р историч. наук, профессор Козловской Г.Е.), Управлением образования Администрации г.о. Орехово-Зуево Московской области (начальник Управления Лазарева И.Б.) и др. Основываясь на предложенной классификации, а также на актуальных характеристиках советских и постсоветских поколений, представленных в исследованиях социологов [Макеев, 2013; Майорова-Щеглова, 2013, 2016, Цымбаленко 2009–2016] антропологов [Рейли, 2015; Юрчак, 2016], психологов [Артамонова, 2015, 2016; Шамис, Никонов, 2016], педагогов [Евладова, 2015–2016; Мирошкина, 2014–2017; Цымбаленко 2009–2016] мы утверждаем, что в современном образовательном пространстве взаимодействуют субъекты, преимущественно принадлежащие к Поколению Детей Победителей, Поколению перестройки, Первому несоветскому поколению, цифровому поколению, или Поколению Путина.

Принимая, что каждое из этих поколений несет в образовательные отношения ценности, традиции, опыт и практики, приобретенные в детстве, присвоенные и укрепленные в прожитой социальной, частной и профессиональной жизни, рассмотрим характеристики каждого из этих поколений сквозь призму образования.

Первые послевоенные поколения (совпадает с беби-бумерами) в школе – старшее поколение учителей, бабушки и дедушки учащихся. Их родители выросли при Сталине, знали страх сталинской эпохи, перенесли испытания Великой Отечественной войны. Их ценности были порождены пережитыми трудностями, страданиями. Это было поколение «планового хозяйства». Они привыкли жить по распорядку, однако никогда не были уверены в будущем, считали, что «в доме всегда должен быть запас соли и спичек. А вдруг, на случай войны, например…».

Они росли в период эволюционных общественных изменений, которые в каком-то смысле оказались революционными. Их воспитывали как первое советское поколение, которое должно было жить при коммунизме.

Основным источником информации и основным средством обучения этого поколения являются печатные издания – книги, журналы, газеты. Они читают, делают заметки, выписывают цитаты. Поэтому, для учителя из поколения ВВ главное, чтобы обучающийся записался в библиотеку, взял и прочитал книгу, которую ему порекомендовал учитель, и по конспекту рассказал о прочитанном.

Сегодня это поколение охвачено ностальгией после развала СССР и экономической нестабильности. Рухнувшие мечты и разочарование, испытанное после распада советской системы во время переходного периода, вызвало у них тоску по их воображаемому прошлому, для которого были характерны стабильность и нормальность, по их школьному детству и перестроечной молодости.

Для понимания последнего советского поколения наиболее продуктивен подход антрополога А. Юрчака, который рассматривает это понятие, как чисто аналитическую категорию, поскольку сами его представители частью одного поколения себя не осознавали и термином «последнее советское поколение» не пользовались. С его точки зрения, последними истинно советскими людьми являются те, кто не просто успел родиться в той стране, а успел в ней повзрослеть и сформироваться как раз до начала ее неожиданного конца. Важнейшими идеями А. Юрчака для понимания особенностей последнего советского поколения в контексте педагогики является отказ от бинарной модели восприятия и действия субъекта любого официального высказывания.  «Нормальный» представитель последнего советского поколения не являлся ни активистом, ни диссидентом. Он создавал новые пространства свободного действия, которых система не ожидает, поскольку они не совпадают с ее дискурсом, но и не находятся в оппозиции к нему. Эти особые пространства свободы – автор называет их пространствами вненаходимости – могут появляться в самых разных контекстах – в школе, во Дворце пионеров, кабинете комитета комсомола, в пионерском лагере.

Поколение перестройки в своей жизни претерпело очень много изменений. Первое и главное, что определило отношение к жизни, образованию и работе – по окончании ВУЗов они попали на открытый, еще не сформировавшийся, рынок труда. Работы не было. Нужно было выживать, самим решать свою судьбу. Поэтому, класс российских предпринимателей – это представители именно этого поколения.

В школах – это учителя среднего и предпенсионного возраста, бабушки и дедушки учащихся начальной школы, родители старшеклассников и выпускников. Эти люди любят учиться сами. Представители этого поколения сами освоили Интернет, но чаще, чем «Google» они используют поисковую систему «SlideShear». Если им нужно что-то изучить, они заходят в «SlideShear», находят презентации по этой теме, а потом, последовательно проходя по ссылкам, находят информацию во всем Интернете. Эти особенности они переносят на стиль преподавания. Им важно, чтобы учащиеся сами могли добывать информацию. Они стремятся дать ребятам как можно больше литературы для прочтения, разнообразные файлы, библиотеки. Для них важно, чтобы эта информация была жестко структурирована.

Представители первого несоветского поколения – молодые учителя, родители дошкольников, старшеклассники. Это поколение практически идентично своим сверстникам во всем мире. Они все выросли на Шреке, Гарри Поттере, на компьютерных играх. Они общаются в социальных сетях и привычки у них крайне похожи. Они завязаны на одобрении, привыкли быть поощряемыми. Для педагогов это означает, что они постоянно должны давать обучающимся обратную связь, отвечая на вопросы: «А что я получу?», «А как у меня идет эта тема?», «А что будет дальше?».

Результаты мониторинга московского информационно-образовательного пространства, проведенные в 2013 г. [Цымбаленко и др., 2013], позволили сделать вывод о том, что современное интернет-поколение можно охарактеризовать как глобальных детей, у которых неограниченные возможности получения и переработки информации, знаний. При этом благодаря открытой и всеобъемлющей информации в Интернете дети стали практически независимы от взрослых в получении интересующих их сведений и знаний. Для этих ребят уже сегодня необходимо создавать привлекательную образовательную среду (реальную, виртуальную, дополненную).

Чтобы актуализировать проблемы межпоколенческого взаимодействия, представим некоторые социологические результаты.

1. Анализируя результаты ответа на вопрос: «Каковы основные функции

современной, легко увидеть, что представители практически всех поколений сошлись во мнении, что это репродуктивная функция – овладение предлагаемыми ЗУНами и компетенциями» (см. рис. 1) .

 

 

 

Рис.1. Ответы участников опроса на вопрос: «Каковы функции современной школы?»

Рис. 2. Ответы участников опроса на вопрос: «Каковы современные поколения?»

 

3. Ответ на вопрос: «Каких качеств не хватает современному учителю?» (рис. 3) содержит вызов не только педагогам, но и системе педагогического образования. Три пика на графике – это три крика сегодняшних учащихся своим учителям: «Мы вам не интересны!», «Вы с нами не общаетесь!», « Вы не владеете нашим языком и не научили нас своему. Мы Вас не понимаем!». Это вызов всему педагогическому сообществу.

Рис. 3. «Каких качеств не хватает современному учителю?»

 

Ответы на группу вопросов, посвященных патриотическому воспитанию, также пробуждают много вопросов о его идеологии и содержании (см. рис. 4-7).

Рис. 4.

 

Рис. 5.

 

 

Рис. 6.

 

Рис. 7.

Аккумулируем результаты. Все участники современных образовательных отношений – патриоты. Вершина патриотизма – быть военным и быть готовым умереть за Родину. При этом гордость у опрошенных вызывает только прошлое нашей страны, ее природные богатства и размеры. Ничего из современной реальности к патриотизму не побуждает.

Правда, оставляет надежду на будущее позиция, что родители, вырастившие достойных детей, тоже патриоты, но не такие, как солдаты.

Какие выводы можно сделать на основе лаконичного обзора некоторых результатов нашего исследования?

1. В соотношении результатов исследования и актуального контента политики и практики в области воспитания («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, практика создания и организация деятельности государственной детской организации "Российское движение школьников", организация и содержание деятельности милитаристской общественной организации "Юнармия"), необходима постановка вопроса о соответствии официальных векторов развития воспитания современному детству. Фиксируется вектор воспитания "к прошлому", а не "к будущему"».

2. Имеет место запрос на демилитаризацию патриотического воспитания, на воспитание Патриота как Россиянина с глобальными возможностями.

3. Развитие цифрового мира актуализирует проблему разработки теории и практики индивидуализации воспитания.

Приглашаем к дискуссии!

References

1. Miroshkina M.R. Kompleksnoe mezhdisciplinarnoe issledovanie, provo-divsheesya v ramkah realizacii proekta «Cifrovoe pokolenie. Portret v kontekste obra-zovaniya». Podhody, obosnovaniya, organizaciya proekta [Tekst]/ R.Miroshkina, E.B Evla-dova, A.V. Kurakin, D.A.Lazareva /V sb. «Cifrovoe pokolenie» i pedagogicheskie realii sovremennoy Rossii: nauchno-prakticheskaya internet-konferencii s mezhdunarodnym ucha-stiem (Moskva, noyabr'-dekabr' 2016 g.) // Pod red. M.R. Miroshkinoy, E.B. Evladovoy, S.V. Lobyncevoy. - M.: FGBNU «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO», 2017. - 273S. - s.7.

2. Proekt RuGenerations/ Elektronnyy resurs. - URL: http://rugenerations.su (Data obrascheniya: 22.10.2017)

3. Shamis E. Teoriya pokoleniy: neobyknovennyy Iks[Tekst]/ E.Shamis, E. Ni-konov. - M.: Universitet «Sinergiya». - 2016. -140s.

4. Reyli, D. Sovetskie beybi-bumery. Postsovetskoe pokolenie rasskazyvaet o sebe i o svoey strane/Donal'd Reyli; per. s angl. T. Eydel'man. -M.: Novoe literaturnoe obozrenie,2015. -544 s. il.- (Seriya HISTORIA ROSSICA).

5. Cymbalenko S.B. Monitoring i analiz moskovskogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva: Rezul'taty sociologicheskih inssledovaniy i program-mirovaniya [Tekst]/ S. Cymbalenko, A. Sharikov, I. Zhilavskaya i dr.. -M.:RIC MGGU im. M.A. Sholohova, 2013. - 108 S.

6. «Cifrovoe pokolenie» i pedagogicheskie realii sovremennoy Rossii: nauchno-prakticheskaya internet-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, noyabr'-dekabr' 2016 g.) / Pod red. M.R. Miroshkinoy, E.B. Evladovoy, S.V. Lobyncevoy. - M.: FGBNU «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO», 2017. - 273s.

7. Yurchak A. Eto bylo navsegda, poka ne konchilos'. Poslednee sovetskoe pokolenie/ Aleksey Yurchak; predisl. A Belyaeva; per. s angl.; 2-e izd. . -M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2016. - 664 s.: il.

8. Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations: The History of America’s Fu-ture, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company. ISBN 978-0-688-11912-6.//Elektronnyy resurs. - URL: https://archive.org/stream/GenerationsTheHistoryOfAmericasFuture1584To2069ByWilliamStraussNeil-Howe/Generations%20The%20History%20of%20America%27s%20Future%2C%201584%20to%202069%20by%20William%20Strauss%20%26%20Neil%20Howe#page/n3/mode/2up (Data obrascheniya: 24.10.2017)

Login or Create
* Forgot password?