Moskva, Moscow, Russian Federation
The article of the Italian researcher of A.S. Makarenko Emiliano Mettini reveals Anton Semenovich's approach to spiritual and moral education, aimed at values that contribute to the true development of the personality as an active member of society and citizen. International recognition of the heritage of A.S. Makarenko.
spiritual and moral education, educational system, personality and society, "spiritual life" and "spiritual being" of a person, event-based approach.
Проблема духовно-нравственного воспитания своей остротой все больше и больше занимает умы теоретиков и практиков социального воспитания не только в России, но и за рубежом. На наш взгляд, не стоит отожествлять духовно-нравственное воспитание с религиозным (или конфессиональным), которое относится к совершенно другим сторонам человеческой личности. Многие авторы справедливо отмечают, что духовность является «качественной характеристикой сознания и самосознания личности, отражающей целостность и гармонию ее внутреннего мира, способностью выходить за пределы себя и гармонизовать свои отношения с окружающим миром» [2]. Духовность определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, «стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания». Помимо того, можно считать, что духовность это особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание [7].
Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие «проявляет» духовность личности, а «духовность» выступает основой и результатом ее духовного бытия. Поэтому, светская традиция духовно-нравственного воспитания включает в себя всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовно–нравственное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.
Отметим, что еще Ильин И.И., Соловьев В.С. и Федотов Г.П. справедливо писали, что истинная духовность не существует без нравственности. Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может развиваться по-разному.
В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности. Духовно-нравственное воспитание, по мнению Т.И. Петраковой, есть процесс организованного, целенаправленного, как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей его внутреннего мира [7].
Сказанное выше является главным критерием понимания духовно-нравственных основ теории и практики воспитания А.С. Макаренко. На наш взгляд, к педагогу можно применить эти два понятия – «духовность» и «нравственность». Антону Семёновичу удалось создать воспитательную систему, где воспитание надо понимать в его первоначальном значении, а именно: «возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное». Другими словами, педагог направлял и ориентировал на развитие духовного мира личности. Педагогическая поддержка помогала «самоформированию» нравственного образа каждого воспитанника. Важно подчеркнуть ещё один момент, который нам дает основание считать, что нравственность и духовность является основой воспитательной системы А.С. Макаренко. Свидетельство тому – переплетение личного и общего (общественного) в учреждениях, руководимых Антоном Семёновичем Макаренко.
Когда говорим о переплетении личного и общего, коллективного, мы не имеем в виду, что они сливаются, подавляя друг друга, но создают нечто иное, поставляющее личное и коллективное в положение «исономии», т.е. в состоянии полного равновесия и равноправия. Понимание «другого», взаимодействие «с другими» рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания, где «постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего» [6; с. 8]. Конечно, не обязательно «понимать» понимание другого человека к абсолютному пониманию и абсолютной любви, сосредоточившимся в Боге. У А.С. Макаренко «понимание» другого человека – это и есть воспитание гражданских ценностей. У А.С. Макаренко «коллектив дает средства для всестороннего развития задатков личности и воспитания определенных качеств гражданина. В то же время в таком коллективе личность приобретает свободу» [10; с. 54].
По мнению украинского коллеги Н.Н. Окса [5; с.26], инновационность системы А.С. Макаренко состоит в том, что она строится не на основе предписаний и запретов, а на позитивных ценностях, которые предполагали активный процесс выбора ребенка. Данная система по-настоящему воспитательная потому, что с одной стороны, раскрывает и развивает человеческий потенциал, а с другой стороны, она динамична, поскольку способна изменяться в зависимости от уровня ценностного мировоззрения ребенка, которое постоянно совершенствуется [5; с.26]. Таким образом, ребенок не просто «воспитательный продукт», а творческая личность.
Основная педагогическая установка А.С. Макаренко – развитие всех сущностных сил ребенка, необходимых для жизнедеятельности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях. Социальное воспитание беспризорников, т.е. детей с поведением, отклоняющимся от социальных норм, и подчеркнем, социальное воспитание обычных детей осуществлялось двумя путями: общение и «самообозначение» «Я», т.е. самопонимание себя как единосущного обладателя психофизической определенности. Не раз Антон Семёнович говорил, что в человеке надо преодолеть стихийные и эгоистичные стороны человеческой природы потому, что культура в широком смысле (социальное воспитание, социализация, перевоспитание) является процессом бесконечного сопротивления между человеком и его внутренней сущностью. Это значит, что высшая духовность не может осуществляться без душевности, без эмоциональной чуткости, без отзывчивости и способности к эмоциональному отклику. Всё это находит своё выражение в таких чувствах, как жалость, сострадание, любовь к ближнему. Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.
Если уделить внимание таким понятиям, как ответственность, долг, уважение, требование, свобода, которые часто встречаются в трудах и выступлениях Антона Семёновича, то мы можем в них найти ответ на вопрос: в чём суть духовно-нравственного воспитания в его воспитательной системе? Основой духовно-нравственного воспитания является не столько авторитет воспитателя или авторитарная воспитательная система, подавляющая личность человека, а любовь и совесть. Данные понятия в мировоззрении Антона Семёновича, которое мы в нескольких своих работах назвали «ницшеанским», являются только светскими и общечеловеческими.
Важным для понимания воспитательной системы А.С. Макаренко является событийный подход [1; c. 67]. Согласно этому подходу, воспитательный процесс совершается в жизнедеятельности ребенка (в повседневности). Реализация событийного подхода предполагает наличие в жизни коллектива эмоционально и интеллектуально насыщенных дел, которые были бы как коллективно, так индивидуально значимы и привлекательны. Но заметим, что событие – это не мероприятие и случается только в рамках события ребенка со взрослыми, с другими детьми. Его основная функция – развивающая. Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно- ориентированная встреча взрослого и ребенка (их событие) [1; c. 68]. Если смотреть на данный подход с позиции Эриха Фромма, из этого следует, что «моё Я в принципе должно быть таким же объектом моей любви, как и Я другого человека. Утверждение моей собственной жизни, счастья, развития, свободы «коренится в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании (другого человека – примечание М.Э.)» [8; c.127]. Эти слова Э. Фромма (знаменитого американского психолога и философа) и особенно такое понятие, как «совесть», привлекают наше внимание. Как известно, слово «совесть» обозначает «весть о себе», а с точки зрения богословия – это «голос Бога в человеке». В данном контексте, совесть является «голосом о любовной заботе о самих себе» [8; c. 154]. Совесть – это наша «реакция на самих себя». «Это голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически, стать тем, чем мы потенциально являемся». Это страж нашей честности; это «способность ручаться за себя и с гордостью, стало быть, сметь также говорить "Да" самому себе». [3; c. 441]. Необходимо воспитывать «продуктивно ориентированного человека», потому что, как отметил и Э. Фромм, «человек может благодаря своей продуктивности создавать материальные предметы, художественные произведения и системы идей, но самым важным предметом продуктивности является сам человек» [12; с.76]. Поэтому у А.С. Макаренко, продуктивность тесно связана со счастьем, а счастье не мыслится без продуктивности, без активной реализации тех задач, в том числе моральных, которые общество нам ставит перед нами. А.С. Макаренко понимает продуктивность, как сознательную реализацию сил человека в интересах коллектива и общества. Личная удовлетворенность, счастье, в понимании А.С. Макаренко, – это «следствие осознания человеком полезности хорошо выполненного им дела» [4; с. 45]. Счастье не какой-то божий дар, а достижение, которого человек добивается своей внутренней продуктивностью. Счастье и радость – не в удовлетворении потребности, возникающей в результате физиологического или психологического дефицита; они являются не освобождением от напряжения, а спутниками всякой продуктивной активности, в смыслах, чувстве, поступке. Счастье – показатель того, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования а, значит, и единства с миром, и цельности своего Я.
В заключение следует отметить, что в монографическом исследовании С.С. Невской «Проблема самосознания личности в педагогике А.С. Макаренко. (Психологическое время личности)» актуально звучит мысль о том, что Макаренко своим опытом доказал, «что дети не только объекты воспитания. Это реальные жизни, жизни прекрасные и относиться к ним следует с уважением, признавая их права и обязанности (в том числе право на радость и обязанность ответственности). Нужно относиться к ним как к товарищам, как к гражданам. Его педагогическая система рождалась “в живых движениях людей, в традициях и реакциях коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины”» [9; 24].
Подход А.С. Макаренко к духовно–нравственному воспитанию, направленному на те ценности, которые способствуют подлинному развитию личности как активному члену общества и гражданину, может быть успешно использован в современных условиях социального воспитания. Такой подход позволяет преодолеть господствующий в нашем социуме взгляд на личность как на товар, связанный только с рыночными отношениями. Духовно-нравственные основы воспитательной системы А.С. Макаренко, как никогда ранее, актуальны в нашем современном тревожном мире.
1. Grigor'ev D.V. Lichnost' shkol'nika kak cel', ob'ekt, sub'ekt i rezul'tat obrazovaniya / D.V. Grigor'ev. - Moskva - Tver': Art, 2004. - 333 s.
2. Nikitina N.N. Duhovno-nravstvennoe vospitanie: suschnost' i problemy / N.N. Nikitina - Nauchno prosvetitel'skiy pedagogicheskiy zhurnal Pedagogika kul'tury. - 2008 - №7. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Nikinina_08_2.htm
3. Nicshe F. Genealogiya morali/ F. Nicshe // Polnoe sobranie sochineniy v 2-h tomah. - Moskva: Mysl', 1990. - 829 s.
4. Petrakova T.I. Cennostnyy potencial bazovogo obrazovaniya v duhovno-nravstvennom vospitanii uchaschihsya: Monografiya / T.I. Petrakova; Institut obschego obrazovaniya MO Rossii // Obrazovanie: issledovano v mire [Elektron. resurs]:- M.: OIMRU, 2000. - Rezhim dostupa: World Wide Web. URL:http://www.oim.ru.
5. Poltavskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. I.G. Korolenko - Materialy mezhdunarodnogo makarenkovskogo seminara… [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: hhtp:// 2002. / materi/materiali.htm
6. Filosofskiy slovar' / Pod red. I.T.Frolova. - 4-e izd. - M.: Politizdat, 1980. - 444 s.
7. Fromm E. Chelovek dlya sebya / E. Fromm - Minsk: Kollegium - 1992.- 275 s.
8. Shvarcova I. Sravnenie koncepciey lichnosti u A. S. Makarenko i E. Fromma / I. Shvarcova // Mezhdunarodnye makarenkovedcheskie issledovaniya Makarenko na Vostoke i na Zapade, 3ya chast', Nizhniy Novgorod, 1994. - 345 s.
9. Nevskaya S.S. Problema samosoznaniya lichnosti v pedagogike A.S. Makarenko. (Psihologicheskoe vremya lichnosti). - M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2017. - 64 s.
10. Vospitanie grazhdanina v pedagogike A.S. Makarenko: V 2 ch. / Avtor monografii, primech., red.-sost. S.S. Nevskaya. - M.: Akademicheskiy Proekt; Al'ma Mater, 2006. 976 s.