DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The development of the system of secondary professional teacher education in the regions is realized in different models. Skillfully maintaining traditions, reasonable conservatism, the system of professional teacher education adapts, constantly and timely changes, involving more and more interested parties in cooperation, strives to involve in the training of personnel the resources of innovative educational organizations. Improving the quality of training of young professionals and their qualifications is the most important subjective factor in the context of actualization of their educational and labor potential.

Keywords:
model of training pedagogical staff of pre-school educational organizations, a teacher of preschool educational institutions, children of preschool age.
Text

Современная система дошкольного образования является стартовой площадкой успешного развития полноценной и здоровой личности. Повышение качества подготовки молодых специалистов и их квалификации является важнейшим субъективным фактором в контексте актуализации их образовательного и трудового потенциала. Будущему воспитателю важно чётко осознавать и глубоко понимать самоценную сущность и значение  педагогического феномена детства.

Система современного профессионального педагогического образования постоянно адаптируется и своевременно изменяется, при этом, умело сохраняя традиции и разумный консерватизм, привлекая к сотрудничеству все большее число заинтересованных участников и ресурсы инновационных образовательных организаций.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является самостоятельным уровнем общего образования, важность которого переоценить невозможно.  Главным содержанием развития ребенка-дошкольника является ориентация в отношениях между людьми. Оптимальные условия для овладения этим содержанием создаются в игровой деятельности.  Философ В.В. Зеньковский отмечает, что: «Игры являются … незаменимым средством проникновения в социальную жизнь; с помощью игр дитя  знакомится с различными социальными позициями» [1.с. 465]. Владение педагогом технологией организации игровой деятельности детей является необходимым условием реализации содержания современного дошкольного образования, и это необходимо учитывать в процессе подготовки педагогических кадров, обучать студентов технологии организации и развития игровой деятельности дошкольников.  Игра  является формой активности детей,  и в качестве формы организации и содержания в наибольшей степени соответствует специфике дошкольного образования. Важнейшим направлением работы современного воспитателя является  пробуждение в ребёнке инициативы, развитие в нём активности и самодеятельности.

Актуальность проблемы совершенствования подготовки студентов для работы в системе дошкольного образования, отвечающей запросам общества, семьи, государства  обусловлена: формированием поля активности молодёжи, направленной на  получение качественного образования, формирование профессиональных навыков; значимостью роли воспитателя в формировании личности дошкольника, с одной стороны,  а с другой – снижением качества подготовки специалистов для дошкольных образовательных организаций; усилением конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов в связи с разнообразием дошкольных образовательных организаций; потенциальными возможностями учебно-воспитательного процесса в формировании профессиональной компетентности выпускников в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и отсутствием четко выстроенной модели такой подготовки; необходимостью в качественно новой модели организации образовательного процесса с дошкольниками, которая позволит реализовать и новое содержание подготовки специалистов.

В настоящее время реализуются различные модели подготовки педагогических кадров дошкольных образовательных организаций в системе СПО:

–  модель интеграции с образовательными организациями высшего образования – колледж как структурное подразделение вуза;

– модель сетевого взаимодействия с образовательными организациями (социальными партнерами) – с общеобразовательными организациями, вузами, организациями дополнительного образования;

– модель многопрофильного образовательного центра, когда колледж реализует специальности разных укрупненных групп [3].

Приведём несколько примеров различных практик реализации обозначенных моделей.

В Борисоглебском техникуме промышленных и информационных технологий по специальности «Дошкольное образование» подготовка специалистов осуществляется  на основе сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями Борисоглебского городского округа [4].  Это позволило, во-первых, совместно  использовать производственные и образовательные ресурсы.  Во-вторых,  это  позволяет студентам, погружаясь в профессиональную среду, постепенно приобретать практико-ориентированные профессиональные знания, полноценно осваивать виды профессиональной деятельности с учетом потребностей и перспектив развития современного дошкольного образования и потребностей региона.

Калужский педагогический колледж в основу модели  подготовки специалистов  заложил опыт дуальной системы подготовки кадров, имеющийся в Калужской области [6]. Дуальная образовательная среда обеспечивает реальное включение работодателей в разработку нового содержания профессиональной подготовки специалистов на основе профессиональных стандартов и компетенциях, формирование инновационной структуры колледжа, участие в процедуре контроля качества профессионального образования. Практическое обучение осуществляется непосредственно в условиях профессиональной среды образовательных организаций г. Калуги.

В основе работы Центра интеграции молодых педагогов в профессию, организованного Санкт-Петербургским государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Педагогический колледж № 8»  – учет профессиональных и личностных запросов молодых педагогов, их интересов, потребностей, ожиданий [2].  Интеграция молодого педагога в профессию рассматривается как длительный целостный процесс, где каждая стадия дополняет и обогащает предыдущую. Специалисты Центра обеспечивают персонификацию сопровождения молодого специалиста в процессе интеграции в профессию, создают условия  включения молодого специалиста в различные виды профессионального сотрудничества, организуют вариативные форматы взаимодействия с профессиональным сообществом, поддерживают стремление начинающих педагогов создать собственную корпорацию.

Программой предусматривается реализация модулей: «Эффективная карьера», «Общение вне границ», «Правовой навигатор», «Мир профессии», «Цейтнот», «Респект». В рамках модуля «Эффективная карьера» организована работа имидж-лаборатории, в которой студенты обучаются навыкам создания своего индивидуального профессионального имиджа. Модуль «Общение вне границ» направлен на обеспечение возможности молодых специалистов принимать участие в обсуждении наиболее актуальных проблем профессиональной деятельности, осуществлять обмен новым опытом и идеями. Для этого планируется организация работы «Педагогического питомника», где будут в будущем взращиваться новые интересные проекты, предложенные молодыми педагогами. Уже сейчас для создания и обсуждения проектов проводятся ярмарки инновационных идей, где профессиональное сообщество региона выбирает самые интересные и перспективные проекты. Включение в данное направление позволяет молодым педагогам познакомиться с педагогами-новаторами, педагогами-экспертами, готовыми поделиться опытом решения педагогических задач.

Модуль «Правовой навигатор» позволяет повысить правовую компетентность молодого педагога, получить правовую помощь и поддержку со стороны юристов, обсудить варианты решения трудовых споров и разногласий с работодателем, обучающимися, родителями, коллегами по работе.

Модуль «Мир профессии» ориентирован на обогащение профессиональной компетентности начинающего специалиста. Молодые педагоги принимают участие в мастер-классах, которые проводят опытные педагоги, в стажировках, так же получают возможность организации профессионального досуга (тематические встречи, образовательный туризм).

Модуль «Цейтнот» создан специально для оказания экстренной помощи молодому педагогу, здесь наращивается опыт решения нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть в условиях реальной профессиональной деятельности. С этой целью создается банк ситуаций, с которыми уже столкнулись молодые педагоги и к решению которых не были подготовлены в условиях получения профессионального образования. Активное обсуждение вариантов решения ситуаций позволит подготовить молодого педагога к реальным условиям профессиональной деятельности. Основными формами сотрудничества молодых специалистов становится участие в дискуссионных площадках, работа в качестве члена фокус-группы, участие в имитационных и организационно-деловых играх, решение кейсов и практических задач.

Модуль «Респект» направлен на психологическое сопровождение молодого педагога, в том числе на основе коучинга. Учитывая высокий уровень затруднений, связанных с неготовностью молодых педагогов к конструктивному сотрудничеству со взрослыми субъектами образовательного процесса (родителями и коллегами по работе), начинающим специалистам предлагаются различные форматы профессионального сотрудничества, направленные на развитие коммуникативных умений, наращивается опыт применения различных стратегий выхода из конфликтных ситуаций.

Центр выступает как связующее звено между молодыми специалистами и педагогическим сообществом города, объединяя усилия различных сетевых партнёров для обеспечения качества интеграции молодых педагогов в процессию. В результате такой работы удалось организовать сетевое взаимодействие различных образовательных и социокультурных организаций Санкт-Петербурга, заинтересованных в оказании квалифицированной и разносторонней помощи начинающих педагогов города. Таким образом, Центр интеграции молодых педагогов в профессию становится ключевой структурной единицей сети, объединяющей вокруг себя потенциал и ресурсы различных образовательных и социокультурных организаций. 

В Новороссийском социально-педагогическом колледже разработана система профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных школ г. Новороссийска в условиях ресурсного центра педагогического образования «Призвание». Отличительной особенностью работы является ранняя профориентация посредством проведения экскурсий, организации  работы педагогического класса для учащихся 9–11-х классов школ г. Новороссийска по программе дополнительного образования «Введение в специальность», проведение летней профильной смены «Старт в будущее» [5].  

Анализ практики подготовки специалистов позволяет сделать вывод, что развитие системы среднего профессионального педагогического образования в регионах реализуется в разных моделях. Расширяя спектр образовательных программ, педагогические колледжи реорганизовались в профессионально-педагогические, многопрофильные, многофункциональные центры. Подготовка специалиста не может решаться в отрыве от реальной практики при всей значимости теоретических занятий. Поэтому при разработке учебных программ по предметам и дисциплинам профессионального и специального цикла с работодателями согласовывается более 50% технологической профессиональной практики. Всё большее значение приобретает, превращаясь в один из компонентов подготовки воспитателя детского сада, научно-исследовательская деятельность, которая вооружает студентов методикой научного поиска, формирует творческий подход к решению задач профессиональной деятельности, ориентирует на самообразование.

Таким образом, становление профессиональной деятельности воспитателя дошкольной организации – это многоуровневый, многоэтапный и постоянно усложняющийся процесс развёртывания, субъектность педагога в ходе его  образования на основе формирующихся  управленческих воздействий и управления собственным профессиональным развитием.

И в заключение отметим, что каждому педагогу, взрослому важно помнить: «Поэзия детства не повторяется, не повторяется и та свобода психического развития, которая даёт возможность  всякому найти свою индивидуальность, данную нам в детстве. Тем важнее поэтому дать возможность всем детям  пережить нормально своё детство,  – такова должна быть задача нашего времени, если оно хочет, в самом деле, быть «веком ребёнка» [1].

 

References

1. Zen'kovskiy V.V. Pedagogicheskie sochineniya [Tekst] / V.V. Zen'kovskiy. Sost.: E. G. Osovskiy; Obsch. Nauch. Red. I vstup. st. E.G. Osovskogo. - Saransk: Tip. «Krasnyy Oktyabr'», 2003.

2. Novickaya V.A. Centr integracii molodyh pedagogov v professiyu kak format setevogo vzaimodeystviya obrazovatel'nyh organizaciy Sankt-Peterburga [Tekst] / V.A. Novickaya // Sbornik statey (po materialam II Vserossiyskogo foruma pedagogicheskih kolledzhey). - M.: Izdatel'stvo «Pero». 2016. - S.41-46.

3. Sbornik statey (po materialam II Vserossiyskogo foruma pedagogicheskih kolledzhey) [Tekst]. - M.: Izdatel'stvo «Pero», 2016.- 259 s.

4. Strahova N.A. Setevoe vzaimodeystvie kak uslovie formirovaniya sovremennogo kachestva professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Tekst] / N.A. Strahova // Sbornik statey (po materialam II Vserossiyskogo foruma pedagogicheskih kolledzhey). - M.: Izd-vo «Pero». - 2016. - S.17-19.

5. Samarina E.V. Realizaciya psihologo-pedagogicheskoy predprofil'noy podgotovki s cel'yu rannego professional'nogo samoopredeleniya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Tekst] / E.V. Samarina // Sbornik statey (po materialam II Vserossiyskogo foruma pedagogicheskih kolledzhey). - M.: Izdatel'stvo «Pero». - 2016. - S. 27-31.

6. Saharova E.I., Gaydarevskaya A.E. Sozdanie usloviy dlya obespecheniya effektivnogo partnerstva po podgotovke pedagogicheskih kadrov v GBPOU KO «Kaluzhskiy pedagogicheskiy kolledzh» [Tekst] / E.I.Saharova, A.E. Gaydarevskaya. S. 54-56.

7. Elektronnyy zhurnal «Psihologicheskaya nauka i obrazovanie» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, № 3 2007-2013.

Login or Create
* Forgot password?