Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article highlights the glorious path of creative work of the researcher Valentina Vasilievna Holmovskaya. In the works of Valentina Vasilievna, approaches to the development of methods for diagnosing the intellectual development of preschool children are disclosed, and psychological features of perception of the forms of objects and proportions in preschool childhood are revealed.
preschool psychology, preschool age, cognitive abilities of preschool children, mental development.
Удивительная юбилейная дата у удивительного человека. Даже мысли такой не было места, что будет возможность написать о Валентине Васильевне Холмовской. Невероятная ответственность не только за точность информации о ней, но и за то, чтобы приблизиться к стилю и языку, достойному этой замечательной женщины.
В 1950 г. Валентина Васильевна окончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. После в ее биографии было преподавание психологии в институте г. Галич Костромской области и работа воспитателем в московском детском саду. Завершением в 1967 г. учебы в аспирантуре стала защита кандидатской диссертации «Формирование зрительной оценки пропорций у детей дошкольного возраста», выполненной под руководством А.В. Запорожца и Л.А. Венгера.
С 1962 г. Валентина Васильевна в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, который возглавлял А.В.Запорожец, и которому она (несмотря на многочисленные переименования и реорганизации) оказалась верной до формального завершения своей профессиональной деятельности. За свою работу была награждена медалью К.Д. Ушинского. В.В. Холмовская долгое время являлась ученым секретарем диссертационного совета Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования (одно из названий Института дошкольного воспитания в 90-е годы).
Валентина Васильевна занимала в лаборатории особое место – она была одним из соратников и сподвижником Л.А. Венгера: с 1968 г. – с момента создания – была научным сотрудником лаборатории психологии детей дошкольного возраста, которой руководил Л.А. Венгер. За все время работы принимала участие во всех исследованиях, которые проводились научным коллективом лаборатории и были посвящены изучению проблем развития восприятия и мышления, диагностики умственного развития дошкольников, развития познавательных способностей. За разработку программы «Развитие» для дошкольных образовательных учреждений Валентина Васильевна была награждена в числе соавторов премией Правительства РФ в области образования (Постановление Правительства РФ от 24 октября
Первая моя встреча с Валентиной Васильевной была давно – лет сорок назад, когда я пришла в лабораторию сразу после школы. Внешне для меня она не изменилась: строгое изысканное платье или костюм на идеальной фигуре, брошь из камня – агата или опала, которые очень любит, строгая прическа. Ее внешний облик совпал с моими детскими представлениями о женщине-ученом, которую занимают научные проблемы. И это впечатление подтверждалось на заседаниях лаборатории, когда ею записывалось подробно (так мне казалось) все то, что говорил каждый выступающий, когда пыталась вникнуть в суть сообщения или исследования, когда поднимались и обсуждались научные вопросы и проблемы. Но сердце открывалось при взгляде на лицо Валентины Васильевны. Удивительное лицо: мягкая располагающая улыбка, серые внимательные глаза, высокий красивый лоб, тонкие правильные черты.
Стремление всех, всегда и все понять поражало в Валентине Васильевне. Позже, когда хватало храбрости (чтобы не «ударить в грязь лицом») на консультацию, я всегда была уверена, что она будет очень внимательна и обязательно постарается предложить какое-то решение или поможет разобраться в сложном вопросе, поправит деликатно или поддержит словом «интересно».
Человечность Валентины Васильевны проявлялась в том, что даже когда ее что-то сердило, она пыталась сдерживать свою реакцию. Обидчику бывало очень неловко за свои слова или поступок, а Валентина Васильевна, подбирая слова, корила обидчика так, что создавалось впечатление, что ей самой неловко, что она сердится, что вынуждена говорить кому-то неприятные слова.
«Об этом авторе еще никто не написал» – прочитала я на одном из сайтов, когда были предприняты попытки найти хоть какую-нибудь официальную информацию о Валентине Васильевне. Увы… Но сколько раз её фамилия упоминается в ряду авторов многочисленных публикаций лаборатории Л.А. Венгера! «Формирование восприятия у дошкольника», «Диагностика умственного развития дошкольников», «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания», «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками» и многие другие важные работы по вопросам познавательного развития дошкольников. А сколько людей ей обязаны за безупречные тексты – будь то сборник, книга, статья или автореферат кандидатской диссертации. Трудно назвать точное число научных работ, которые Валентина Васильевна редактировала. При этом правки и предложения касались не только стиля, но и точности и научности изложения. Валентина Васильевна всегда пыталась внимательно и глубоко понять идеи автора, чтобы ее редактирование не противоречило им, а нередко и уточняло и корректировало их.
Подлинная интеллигентность, порядочность, жертвенность, бескорыстность, скромность, глубокая любовь и понимание литературы, искусства, умение ценить юмор и шутку, доверчивость и расположенность к людям – можно перечислять много качеств, которые характеризуют Валентину Васильевну. И это совсем не потому, что в этом году удивительный юбилей! Есть возможность рассказать о ней, какая она есть, какая она – замечательная!
В день юбилея Валентине Васильевне Холмовской было направлено поздравление от ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».
Дорогая и глубокоуважаемая Валентина Васильевна!
От всей души поздравляем Вас с Юбилеем!
Мы очень рады, что в нашем Институте, сменившем много названий и мест пребывания, но свято хранящем традиции, заложенные его основателями, много лет проработал такой чудесный человек и прекрасный сотрудник, как Вы.
Мы высоко ценим Ваш вклад в развитие Института и отечественной педагогики и психологии, в целом, Вашу преданность делу дошкольного образования.
Коллеги помнят Вас как творческого исследователя, активного участника научной и общественной жизни Института. По сию пору Вашу деятельность на посту секретаря Диссертационного совета ветераны Института ставят в пример новым поколениям научных сотрудников. Незабываемы Ваше ответственное отношение к делу, высочайшая добросовестность, внимательность к деталям, тонкая интеллигентность и подлинно доброжелательное, заинтересованное отношение к коллегам, не зависящее от возраста, степеней и должностей, опыта работы.
От всей души желаем Вам доброго здоровья, благополучия, внимания и заботы родных и близких людей, любви и уважения всех окружающих Вас людей и долгих лет жизни!
С уважением, директор Т.В. Волосовец
и коллектив ФГБНУ «ИИДСВ РАО»
1. Holmovskaya V.V. O vospriyatii proporciy v doshkol'nom detstve // Voprosy psihologii. - 1965. - № 2.
2. Holmovskaya V.V. Rol' etalonov form v razlichenii proporciy det'mi doshkol'nogo vozrasta // Novye issledovaniya v pedagogicheskih naukah. - M., 1965. - № 4.
3. Holmovskaya V.V. Formirovanie sposobnosti k zritel'noy ocenke proporciy u detey doshkol'nogo vozrasta // Obuchenie i razvitie: Sbornik materialov k simpoziumu. - M.: Prosveschenie, 1966.
4. Holmovskaya V.V. Formirovanie zritel'noy ocenki proporciy u doshkol'nikov // Formirovanie vospriyatiya u doshkol'nika / Pod red. A.V. Zaporozhca, L.A. Vengera. - 1967.
5. Holmovskaya V.V. K harakteristike diagnosticheskih metodik po vyyavleniyu urovnya ovladeniya perceptivnymi operaciyami v doshkol'nom detstve. V sb.: Materialy simpoziuma po voprosam razrabotki diagnosticheskih metodov opredeleniya urovnya umstvennogo razvitiya detey. Riga, 1970.
6. Holmovskaya V.V. O sootnoshenii kachestvennyh i kolichestvennyh pokazateley v diagnostike umstvennogo razvitiya rebenka. V sb.: Materialy 4 Vsesoyuznogo s'ezda Obschestva psihologov. Tb., 1971.
7. Diagnostika umstvennogo razvitiya doshkol'nikov /Pod red. L.A.Vengera i V.V. Holmovskoy. M., 1978.
8. Holmovskaya V.V. Formirovanie sposobnostey k naglyadnomu modelirovaniyu v konstruktivnoy deyatel'nosti // Razvitie poznavatel'nyh sposobnostey v processe doshkol'nogo vospitaniya / Pod red. L. A. Vengera. M., 1986.