Yoshkar-Ola, Russian Federation
Kurs neobhodim i aktualen v svyazi s tem, chto dannyy material vostrebovan na ekzamenah v vypusknyh klassah. Voprosy, rassmatrivaemye v dannom kurse, tesno primykayut k obyazatel'nomu soderzhaniyu obrazovaniya po russkomu yazyku, poetomu dannaya programma budet sposobstvovat' sovershenstvovaniyu i razvitiyu vazhnyh znaniy i umeniy, pomozhet uchaschimsya ocenit' svoi vozmozhnosti po russkomu yazyku. Kurs sostavlyaet 34 chasa v god, sostoit iz treh chastey: 1 chast' – «Trudnye voprosy russkoy orfografii», 2 chast' – «Trudnye voprosy russkoy punktuacii», 3 chast' – «Itogovye zanyatiya».
srednyaya shkola, podgotovka k OGE, obuchenie russkomu yazyku, sovershenstvovanie i razvitie znaniy i umeniy, trudnye sluchai orfografii i punktuacii
Программа «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки. Курс необходим и актуален в связи с тем, что данный материал востребован на экзаменах в выпускных классах. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку, поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку. Курс составляет 34 часа в год, состоит из трёх частей: 1 часть – «Трудные вопросы русской орфографии», 2 часть – «Трудные вопросы русской пунктуации», 3 часть – «Итоговые занятия».
Образовательные цели курса: развитие интереса к русскому языку; углубление и закрепление орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации; формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи курса: углубление и закрепление знаний учащихся по наиболее трудным вопросам русской орфографии и пунктуации (использование комплексного метода изучения отдельных тем); закрепление умения учащихся на практике применять и использовать орфографические и пунктуационные правила; повышение грамотности учащихся; подготовка к экзамену по русскому языку.
Принципы организации обучения: открытость (для всех независимо от качества обученности); индивидуализация (индивидуальная практическая работа для каждого, основанная на технологии самообразования).
На нескольких лекционных занятиях учащимся даются схемы, таблицы обобщающего характера, которые помогут им вспомнить ранее изученный теоретический материал. Затем на практических занятиях учащиеся выполняют упражнения и задания, направленные на углубление и закрепление умений и навыков. Практические задания носят дифференцированный характер: от простых к сложным, от тренировочных заданий («вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание») до контрольных работ (написать диктант, тест). Упражнения ведут учащегося за собой: от подробных комментариев к все более самостоятельным решениям и выбору, в чём проявляется развивающий характер заданий. Упражнения выполняются каждым учащимся индивидуально, затем выполненное упражнение проверяется учителем. Учащиеся анализируют допущенные ошибки, выполняют работу над ошибками. Если учащиеся выполняют работу правильно, то им дается более сложное задание. Курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 9 класса.
Прогнозируемые результаты: умение на практике применять орфографические и пунктуационные знания; повышение грамотности письменной речи учащихся. Данный курс поможет развить у учащихся общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Базовые понятия: орфография, орфограмма, орфографическое правило, морфема, самостоятельные части речи, пунктуация, пунктуационное правило, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные слова и вводные предложения, прямая и косвенная речь.
Критерии оценки результативности изучения курса: текущий контроль – проверка выполнения учащимися упражнений и заданий; проверочные работы; итоговый контроль – тестирование.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п |
Тема занятия |
Элементы содержания |
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам |
1 |
Введение. Что представляет собой экзаменационная работа по русскому языку? |
Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания |
Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания |
2 |
Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста |
Тема, проблема, идея, авторская позиция. Сжатое изложение, принципы трансформации исходного текста |
Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция. Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию. |
3 |
Изобразительно–выразительные средства языка |
Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса |
Знать: изобразительно–выразительные средства языка Уметь: определять в тексте тропы |
4 |
Орфограммы в приставках |
Приставка. Значения приставок. Единообразие написания приставок. Правописание приставок ПРЕ/ПРИ, приставок на З/С |
Знать: правила написания неизменяемых приставок, букв на з, с на конце приставок, приставок пре/пре. Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками на –з, –с, при-, пре-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой |
5 |
Орфограммы в корне |
Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением, проверяемые ударением, чередующиеся |
Знать: орографические правила написания корней слов. Уметь: применять правила написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися) |
6 |
Орфограммы в суффиксах |
Правописание суффиксов в различных частях речи |
Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи |
7 |
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах |
Простое и осложненное предложения. Однородные члены предложения. Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членах предложения |
Знать: понятия простое и сложное предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах предложения |
8 |
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях |
Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения |
Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения |
9 |
Сложносочиненное предложение |
Простое предложение. Сложносочиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения |
Знать: отличие простого предложения от сложного. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составить схемы сложных предложений |
10 |
Сложноподчиненное предложение |
Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения |
Знать: отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений |
11 |
Виды связи слов в словосочетании |
Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний |
Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания |
12 |
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого |
Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ |
Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении |
13 |
Виды односоставных предложений |
Односоставные предложения, их основные группы (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) |
Знать: структурные особенности односоставных предложений Уметь: различать дву- и односо-ставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения, определять тип односоставного предложения |
14 |
Бессоюзное сложное предложение (БСП) |
Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП |
Знать: понятие бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП, особенности интонации БСП. Уметь: находить БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями БСП и особенности интонации БСП; составлять БСП с различными значениями; расставлять знаки препинания в БСП |
15 |
Способы связи в сложной синтаксической конструкции |
Многочленные сложные предложения. Союзная сочинительная и подчинительная связи |
Знать: алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь: применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи |
16 |
Тестирование |
Тест в формате ГИА |
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках Уметь: выполнять тестовые задания в формате ГИА |
17 |
Структурные особенности сжатого изложения |
Тема текста, идея, ключевые слова, микротема |
Работа с текстом, определение темы, идеи ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения |
18 |
Основные приемы компрессии исходного текста |
Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение |
Работа с текстом. Знакомство с основными приемами компрессии исходного текста |
19 |
Написание сжатого изложения |
Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста |
Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы |
20 |
Написание сжатого изложения |
Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста |
Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы |
21 |
Редактирование изложений |
Тема текста, идея, ключевые слова, микро-тема. Основные способы компрессии текста |
Уметь: редактировать собственный текст |
22 |
Структура сочинения-рассуждения 15.3 |
Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод |
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий |
23 |
Принципы русской орфографии |
Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический |
Знать: принципы русской орфографии: морфологический, фонетический |
24 |
Принципы русской пунктуации |
Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный |
Знать: принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный Уметь: применять принципы русской пунктуации при создании собственного речевого произведения |
25 |
Написание сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 |
Структура сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 |
Знать: структуру сочинения-рассуждения. Уметь: писать сочинения-рассуждения |
26 |
Написание сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 |
Структура сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 |
Знать: структуру сочинения-рассуждения. Уметь: писать сочинения-рассуждения |
27 |
Редактирование и рецензирование сочинения |
|
|
28 |
Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста |
Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста |
Знать: структуру сочинения–рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста Уметь: писать сочинение–рассуждение на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста |
29 |
Лексические нормы |
Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы. |
Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики. Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения |
30 |
Виды речевых ошибок и недочетов |
Типология речевых ошибок и недочетов |
Знать: типологию речевых ошибок и недочетов Уметь: находить речевые ошибки и недочеты в тексте и уметь исправлять их |
31 |
Грамматические нормы |
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические и синтаксические |
Знать: типологию грамматических норм современного русского языка. Уметь: применять грамматические нормы при создании собственного речевого произведения |
32 |
Синтаксические нормы |
Синтаксические нормы: правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов |
Знать: синтаксические нормы современного литературного языка. Уметь: применять синтаксические нормы при создании собственного речевого произведения |
33 |
Повторение изученного материала (сочинения-рассуждения) |
Структура написания сочинений по предложенной модели |
Уметь: написать сочинение-рассуждение по предложенной модели |
34 |
Повторение изученного материала (сочинения-рассуждения) |
Сочинение-рассуждение по предложенной модели |
Уметь: редактировать и рецензировать сочинение-рассуждение по предложенной модели |
1. Kapinos V.I. Russkiy yazyk. 9 klass. - M.: «Drofa», 2011.
2. Cybul'ko I.P., Stepanova L.S. Gosudarstvennaya itogovaya attestaciya, 2017g. ekzamen v novoy forme. - M.: «Astrel'», 2017.
3. http://www.fipi.ru/ - Sayt Federal'nogo instituta pedagogicheskih izmereniy (FIPI).