student
Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article is devoted to the analysis of the possibilities of operative (audial and visual) memory among cadets of military educational organizations. As a result of an empirical study of the mnemonic abilities of 56 cadets of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, it was found that the perception of information in a visual form has a greater impact on the volume and quality of the stored material than the presentation of information in an auditory form. A technique was used to present 10 words in various forms and memorize. The revealed originality of the representative mnemonic systems of operative memory of servicemen (military cadets) serves as a basis for improving the educational process, combat training and personnel management.
memory, mnemonic representational systems, visual perception, audio perception, training of cadets.
Профессиональная деятельность военнослужащих предъявляет повышенные требования к наличию и степени выраженности различных индивидуально-психологических особенностей. Ведущая роль отводится мнемическим способностям. Оценка оперативной обстановки, адекватное восприятие картины боя, запоминание и воспроизведение значимой информации – далеко не исчерпывающий перечень обстоятельств, требующих активного задействования памяти [3]. Актуальность мнемических способностей кратно возрастает в экстремальных ситуациях – при выполнении боевой задачи в военное время, охране общественного порядка и безопасности на определенных территориях.
Следует отметить, что проблема учета мнемических процессов в деятельности не нова. Так, проблеме операционных механизмов мнемических способностей были обращены работы А.Н. Леонтьева, в которых имеются сравнительные данные о фиксации бессмысленных слогов и осмысленных слов, запоминавшихся разными путями: непосредственно и при помощи картинок. Аналогичные данные были получены С.Л. Рубинштейном. Данные механизмы активно используются в развитии и тренировки памяти у военнослужащих сил специального назначения (операций), задачей которых является сбор разведданных, а также знание иностранных языков. Осмысленное запоминание изучалось с помощью разных методов исследования (Н.А. Рыбников, 1923; А. Балабан, 1910) и видов учебного материала (П.И. Зинченко, 1939, 1961; М.Н. Шардаков, 1940; А.И. Липкина, 1941, 1958; и др.). Развитие памяти представителей профессий особого риска считается одним из перспективных направлений совершенствования работы с личным составом [1, 2].
Современная психология указывает, что операционная сторона памяти разворачивается в трех основных направлениях: 1) исследование способов запоминания (видов операционных механизмов); 2) исследование условий проявления операционных механизмов; 3) исследование структуры мнемического действия (строения операционного механизма). Кроме того, память и мнемические способности определяются через необходимость сохранять прошлое, тем самым явно упрощается сущность мнемической функции и ее место в системе психического [5].
Следует отметить, что структура мнемических способностей практически не рассматривалась на солидном экспериментальном уровне. Объясняется это тем, что способности чаще всего изучаются в рамках дифференциально-психологических исследований, тяготеющих к сравнительно-эмпирической методологии [4].
В рамках исследовании проблемы мнемических способностей военнослужащих нами было обобщено влияние некоторых репрезентативных систем – визуальной и аудиальной.
1. Визуальная система. Военнослужащие, для которых основной является визуальная система, часто стоят или сидят с выпрямленной шеей и/или спиной и взглядом, направленным вверх. Их дыхание чаще всего неглубокое и особенно заметное в верхней части груди, когда они получают доступ к визуальному образу. Военнослужащим свойственны организованность и опрятность. Они учатся и запоминают, составляя образы и представляя картины. Поэтому, если, например, на лекции отсутствуют средства наглядности и визуализации учебного материала курсанты, как правило, скучают и запоминают очень мало информации. При обучении военнослужащие-визуалы, составляющие около 60 % популяции, любят и хотят иметь визуальную поддержку, а также требуют ее. Они проявляют больше интереса к внешнему виду продукта (например, форменному обмундированию), чем к тому, как он звучит или ощущается. Военнослужащие-визуалы организуют свой мир визуальным образом, они дают более легкий выход своим эмоциям. Быстро создавая новые образы, военнослужащие могут использовать их и сопровождающие их эмоции для запоминания незнакомой обстановки на территории врага, а также при изучении иностранных языков поскольку они склонны легко создавать новые картинки, изменять свои внутренние состояния.
2. Аудиальная система. Военнослужащие с ведущей аудиальной репрезентативной системой будут склонны перемещать свои глаза из стороны в сторону. Если попросить таких индивидов описать свои переживания, то они будут концентрироваться, прежде всего, на их звучании. При этом их дыхание будет приспосабливаться к выражению тех звуков, которые они слышат внутри себя. Они часто вздыхают. Обрабатывая информацию в терминах звуков, военнослужащие-аудиалы будут с удовольствием отвечать, используя свои собственные звуки и язык музыки. Они много говорят (с собой и окружающими). Они часто обладают высокой чувствительностью к звукам и легко отвлекаются, поэтому аудиалы пытаются изолировать себя от резких и неприятных звуков.
Нами было экспериментально изучено влияние репрезентативной системы на мнемические способности военнослужащих – курсантов военного вуза. В исследовании, проведённом в 2017 году, приняло участие 56 курсантов 1 курса Военного университета Минобороны России (средний возраст 21,9 года). Изучение оперативной аудиальной памяти осуществлялось методом запоминания зачитываемых 10 разнохарактерных, не связанных между собой слов с интервалом 1-2 сек. Изучение оперативной визуальной памяти осуществлялось методом запоминания написанных на доске 10 разнохарактерных, не связанных между собой слов (время фиксации 15 сек). Применялись частотная обработка результатов, а также оценка различий репрезентативных мнемических систем (аудиальная и визуальная) с помощью t-критерия Стьюдента.
Оценено распределение полученных результирующих показателей (рис. 1). Оно оказалось близким к нормальному, что указывает на возможность применения параметрических критериев оценки различий в группах.
Рис. 1. Распределение результирующих показателей для различных типов восприятия
Достоверность различий в группах (запоминание при аудиальном и визуальном восприятии) определена с помощью t-критерия Стьюдента (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования оперативной (аудиальной и визуальной) памяти у курсантов
№ |
РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА |
|
Аудиальная |
Визуальная |
|
1 |
7 |
9 |
2 |
7 |
9 |
3 |
6 |
9 |
4 |
8 |
10 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
4 |
6 |
8 |
8 |
9 |
9 |
8 |
9 |
10 |
7 |
8 |
11 |
9 |
9 |
12 |
4 |
6 |
13 |
4 |
7 |
14 |
7 |
9 |
15 |
5 |
6 |
16 |
6 |
9 |
17 |
8 |
8 |
18 |
6 |
6 |
19 |
7 |
6 |
20 |
7 |
8 |
21 |
6 |
6 |
22 |
7 |
9 |
23 |
6 |
7 |
24 |
6 |
7 |
25 |
8 |
5 |
26 |
6 |
6 |
27 |
6 |
9 |
28 |
5 |
8 |
29 |
6 |
7 |
30 |
6 |
7 |
31 |
8 |
7 |
32 |
7 |
7 |
33 |
7 |
8 |
34 |
6 |
9 |
35 |
5 |
6 |
36 |
8 |
8 |
37 |
8 |
8 |
38 |
7 |
7 |
39 |
7 |
6 |
40 |
6 |
6 |
41 |
5 |
6 |
42 |
7 |
9 |
43 |
6 |
6 |
44 |
7 |
9 |
45 |
6 |
7 |
46 |
6 |
8 |
47 |
7 |
9 |
48 |
6 |
7 |
49 |
5 |
7 |
50 |
6 |
6 |
51 |
9 |
8 |
52 |
7 |
7 |
53 |
5 |
7 |
54 |
5 |
6 |
55 |
10 |
10 |
56 |
5 |
5 |
среднее значение |
6,4643 |
7,4286 |
стандартное отклонение |
1,2787 |
1,3192 |
Эмпирическое значение t-критерия Стьюдента оказалось равным 3,9277. Поскольку оно меньше критического значения – 3.39 (р=0.001; n=100), то можно сделать вывод о статистической значимости различий. Таким образом, восприятие информации в визуальной форме оказывает большее влияние на объем и качество запоминаемого материала, чем предъявление информации в аудиальной форме. Казалось бы очевидный тезис о доминанте визуального над аудиальным в восприятии и памяти, был эмпирическим проверен и доказан.
Результаты нашего научного исследования открывают широкие перспективы и возможности для повышения компетентности преподавательского состава образовательных организаций, предоставив доказательство того, что учебный материал необходимо предъявлять наглядно, поскольку визуальная память у курсантов развита лучше, чем аудиальная. Выявленное своеобразие репрезентативных мнемических систем оперативной памяти военнослужащих (курсантов военного вуза) служит основой совершенствования образовательного процесса, учебно-боевой подготовки и управления личным составом.
1. Maltseva T.V., Petrov V.E. Perspective directions of psychological work and psychological research in the field of improvement activities of the state traffic Inspectorate // Prikladnaya psikhologiya i pedagogika. [Applied psychology and pedagogy]. 2016. Vol. 1. No. 1. pp. 1-1. DOI:https://doi.org/10.12737/18717. [Electronic resource]. URL: http://naukaru.ru/journal/article/view/18717. (in Russian)
2. Petrov V.E., Maltseva T.V. The study of models of assessment and forecasting of the image of employees dorozhno-patrol service // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Vestnik of the Kazan law Institute MVD of Russia]. Kazan, 2016. No. 1 (23). pp. 70-74. (in Russian)
3. Psikhologiya sluzhebnoy deyatel'nosti: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Psikhologiya sluzhebnoy deyatel'nosti» [Psychology performance management: a textbook for students of high schools trained on a speciality "Psychology service"[ / V.L. Tsvetkov, A.G. Karani, V.E. Petrov, and others M.: YUNITI-DANA: Law and right, Publ., 2014. 367 p.
4. Solso R.L. Kognitivnaya psikhologiya. [Cognitive psychology]. M., 1996.
5. Cheremushkina L.V. Psikhologiya pamyati: Uchebnoe posobie [Psychology of memory: a tutorial]. M.: Publishing center "Academy", 2002. 368 p.