Tashkent, Uzbekistan
The article is devoted to the analysis of the legal foundations of formation and development ofnon-governmental non-profit organizations, reveals the main stages of formation of civil society in Uzbekistan, referring to political and legal documents.
non-governmental non-profit organization,public organization, institute of civil society, social partnership, public association, social fund,public control.
Известно, что изначально негосударственные некоммерческие организации возникли в качестве благотворительных организаций. После прихода ислама на нынешнюю территорию Узбекистана, благотворительность стала неотъемлемой частью жизни людей.
Во время советсткой власти стало широко распространяться понятие «добровольное общество», но они могли создаваться в разрешительном порядке и находились под контролем государственных органов.
В этот период деятельность негосударственных ассоциаций, союзов и обществ регулировалась рядом Постановлений ЦИК и СНК СССР, в частности, Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 г. «Об утверждении положения о добровольных обществах и союзах» [28].
После 30-х годов XX в. в юридической литературе стали применять термин «общественная организация». Позже, несмотря на установление в советском законодательстве нормы о недопущении вмешательства государства в деятельность общественных организаций, в действительности такие организации оставались под давлением господствующей партии.
Формирование в Узбекистане негосударственного сектора в основном связано с приобретением государственной независимости. В Узбекистане ведется большая работа по поддержке деятельности институтов гражданского общества.
Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своём Послании Олий Мажлису Республики Узбекистан отметил, что «в реформах, направленных на построение открытого гражданского общества, обеспечение защиты прав и свобод человека, важная роль принадлежит негосударственным некоммерческим организациям» [1].
Узбекистан активно участвует во Всемирной программе ООН в области образования в сфере прав человека. Все большую роль в обеспечении прав человека играют институты гражданского общества. Открытое сильное гражданское общество сегодня невозможно представить без развитой системы стабильных и эффективных, представляющих интересы различных социальных групп и широких слоев населения политических партий, негосударственных некоммерческих организаций (далее – ННО), свободных средств массовой информации и других институтов гражданского общества [29].
Ещё в 1991 г., в столь исторически трудный период, принятие закона «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» [3] подтверждает правильность избранного пути Узбекистаном строительства правового государства и гражданского общества.
Сегодня в Узбекистане создана, отвечающая общепризнанным нормам и принципам международного права, законодательная база, направленная на создание необходимых условий для эффективной деятельности ННО и других институтов гражданского общества. За последние четверть века было принято более двухсот актов законодательства, направленных на усиление роли и значения институтов гражданского общества в решении социально-экономических проблем. В развитии правовых основ ННО в Узбекистане можно выделить четыре этапа.
Первый этап с 1991 по 2000 г. – этап первоочередных реформ, формирования законодательных основ создания и деятельности ННО.
В первую очередь, это принятие в 1992 г. Конституции Республики Узбекистан [2]. Так, защита прав и законных интересов ННО закреплены на уровне Конституции страны. Например, ст. 58 Конституции гласит, что «Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни». Более того, гл. XIII Основного закона полностью посвящена общественным объединениям.
В этот период также был принят ряд законодательных актов, регулирующих порядок создания и функционирования институтов гражданского общества. В частности, это законы «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (1991 г.) [3], «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (1992 г.) [4], «О политических партиях» (1996 г.), «О негосударственных некоммерческих организациях» (1999 г.) [5] и др.
В этих актах закреплены права и обязанности ННО, а также правовые основы их деятельности. Например, согласно ст. 7 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях», ННО имеют право:
– представлять и защищать права и законные интересы своих членов и участников;
– выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и управления;
– участвовать в выработке решений органов государственной власти и управления;
– распространять информацию о своей деятельности;
– учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
– создавать предпринимательские структуры для выполнения уставных задач;
– учреждать свою символику;
– проводить собрания, конференции по вопросам своей деятельности;
– открывать представительства и создавать филиалы и др. [5].
Второй этап в период с 2000 по 2010 г. – характеризуется дальнейшим обеспечением гарантий деятельности ННО и укреплением их материально-технического потенциала.
Так, для активизации деятельности политических партий, укрепления их материально-финансового положения, важное значение имело принятие в 2004 г. Закона «О финансировании политических партий» [6].
В этот период также были приняты законы «Об общественных фондах» (2003 г.) [7], «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» (2007 г.) [8], «О благотворительности» (2007 г.) [9] и др.
Закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» дал возможность широкого практического применения механизмов государственной поддержки в виде государственных субсидий, социальных заказов и грантов. Этим законом определены такие правовые гарантии ННО, как свобода деятельности, доступ к информации, права собственности, а также установлена защита деловой репутации, результатов интеллектуальной деятельности и защита от неправомерных решений государственных органов, действий (бездействий) их должностных лиц [8].
В целях практической реализации вышеуказанного закона в 2008 г. было принято совместное постановление Кенгашей палат Олий Мажлиса «О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества» [10].
В соответствии с данным постановлением при высшем законодательном органе создан Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, а также Парламентская комиссия по управлению средствами данного фонда, в состав которой вошли также представители ведущих ННО и других институтов гражданского общества [10].
Следует отметить, что в 2008–2017 гг. из государственного бюджета для реализации различных социально-значимых проектов институтов гражданского общества вышеуказанному Общественному фонду выделены средства в размере более 70 млрд сум. Указанные средства по решению Парламентской комиссии использованы для поддержания инициатив институтов гражданского общества путем проведения грантовых конкурсов, выделения субсидий и размещения социальных заказов. Таким образом, государство оказало финансовую поддержку для реализации более 2000 проектов ННО и других институтов гражданского общества.
Важным фактором обеспечения финансовой устойчивости ННО являются предусмотренные в законодательстве льготы по уплате налогов и других обязательных платежей. Так, в соответствии с Налоговым кодексом, ННО освобождаются от выплаты налога на прибыль юридических лиц (ст. 126); налога на добавленную стоимость (ст. 197); налога на имущество юридических лиц (ст. 265); земельного налога с юридических лиц (ст. 279); налога за пользование водными ресурсами (ст. 257) и др. [11].
Государство, как основной инициатор и гарант проведения социальных реформ, предприняло активные организационно-правовые меры по поддержке ННО, осуществляющих свою деятельность в сфере социальной защиты уязвимых слоев населения, поддержке молодежи, женщин, развития спорта и т.д. На сегодняшний день насчитывается более 60 ННО, при регистрации которых были приняты решения Правительства. В их числе Фонд социальной поддержки ветеранов «Нуроний», благотворительный общественный фонд «Махалла», фонды «Мехрнури», «Сен ёлгизэмассан», Комитет женщин Узбекистана и мн. др. Это свидетельствует о том, что ННО играют огромную роль в реформировании и модернизации страны и постоянно находятся в центре внимания государства.
Третий этап с 2010 по 2016 г. – является периодом дальнейшего развития институтов гражданского общества, создания правовых основ их равноправного партнерства с государственными органами. На фоне реализации системных мер в рамках Концепции, которая в ноябре 2010 г. была выдвинута первым Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым на совместном заседании палат Олий Мажлиса, принят ряд законов.
Так, в новой редакции приняты Законы «Об органах самоуправления граждан» [12] и «О выборах председателя схода граждан и его советников» [13].
Принят Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» [14]. Впервые в правоприменительной практике Узбекистана принятию данного закона предшествовало проведение правового эксперимента по апробации проекта данного закона на базе органов государственной власти. Вовлечение таких субъектов общественного контроля, как средства массовой информации, ННО и самих граждан
в процесс проведения правового эксперимента показало эффективность нового метода использования потенциала институтов гражданского общества.
Принят Закон «О социальном партнерстве» [15], который определяет правовой механизм взаимодействия государственных органов с ННО и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, а также нормативно-правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан. В соответствии с данным Законом при органах представительной власти на местах образованы общественные комиссии, ответственные за содействие углублению социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества. В состав данных комиссий вошли также представители «третьего сектора» [15].
В совершенствовании законодательства на данном этапе важное значение имеет принятое Постановление Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 г. №ПП–2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества» [16]. В целях практической реализации данного Постановления, 10 марта 2014 г. принято Постановление Кабинета Министров №57 «О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года№ПП-2085 "О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества"» [17].
В соответствии с вышеуказанными актами законодательства совершенствованы и значительно упрощены организационно-правовые вопросы деятельности ННО, в частности:
– во-первых, снижены в 5 раз ставки государственных пошлин за государственную регистрацию ННО и в 2,5 раза размеры сборов, взимаемых за государственную регистрацию их символик. Не взимается государственная пошлина за государственную регистрацию обособленных подразделений ННО, являющихся юридическими лицами;
– во-вторых, снижен с двух до одного месяца срок рассмотрения заявления о государственной регистрации ННО;
– в-третьих, упразднен институт принятия решения об оставлении без рассмотрения представленных заявлений о регистрации, что существенно облегчает право заявителей обжаловать решение регистрирующего органа в судебном порядке;
– в-четвертых, упрощена процедура оформления учредительных документов, в том числе исключено требование о нотариальном заверении. Учредительные документы теперь представляются не в трех, как это было раньше, а только в двух экземплярах и только на одном – государственном языке;
– в-пятых, упрощен порядок подачи документов на перерегистрацию ННО, исключены требования о предоставлении излишних документов;
– в-шестых, отменена практика ежеквартального предоставления в органы юстиции сведений о принятых решениях руководящих органов ННО;
– в-седьмых, на ННО не распространяется положение ст. 53 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, предусматривающее в качестве основания для ликвидации юридических лиц неосуществление ими финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести мес. [18].
Примечательным является то, что на Министерство юстиции, являющееся органом контроля за деятельностью ННО, возложена задача по обеспечению соблюдения прав и законных интересов ННО [16].
В этот период приняты законы по дальнейшему совершенствованию организации деятельности ННО.
Так, раньше от иностранных и международных ННО требовалось открывать свои представительства и филиалы в Республике Узбекистан только со статусом юридического лица. Однако в стране наряду с другими международными ННО также ведут деятельность и международные ННО, которые учреждены именно в Республике Узбекистан (например, международные фонды «Соглом авлод учун», «Экосан» и др.). В связи с этим, нет необходимости требовать от резидентов Республики Узбекистан открывать свои представительства и филиалы исключительно со статусом юридического лица.
Напротив, ранее общественные фонды в Республике Узбекистан имели право открывать свои представительства и филиалы без статуса юридического лица. Такая норма создавала неудобства и препятствия для свободного ведения общественными фондами своей деятельности.
В связи с этим, Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 25 апреля 2016 г. №ЗРУ-405 [19] были внесены изменения и дополнения в законы Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» и «Об общественных фондах». Согласно данному Закону:
– обязательное требование по отношению статуса юридического лица поставлено только перед представительствами и филиалами международных ННО, головная организация которых находится за пределами Республики Узбекистан, а также иностранных ННО;
– из законодательства исключена норма, запрещающая общественным фондам создавать представительства и филиалы со статусом юридического лица;
– законодательно закреплен механизм государственной регистрации ННО, создаваемых путем реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования [19].
Совершенствованием законодательства в сфере деятельности профессиональных союзов послужил Закон Республики Узбекистан от 28 ноября 2016 г. «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"» №ЗРУ-413 [20]. В соответствии с Законом:
- во-первых, используемые в Законе «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», термины приведены в соответствии с действующим законодательством. Понятие самого профессионального союза сформулировано в новой редакции, которое конкретизирует его организационно-правовую форму, как общественное объединение;
- во-вторых, исключена не свойственная професиональным союзам такая норма, как выдвижение кандидатов в депутаты;
- в-третьих, законодательно закреплено право на создание профессиональных союзов не только в предприятиях, учреждениях и организациях, но и на местах работы, на которых осуществляется индивидуальное предпринимательство и иная трудовая деятельность по инициативе не менее трех работников;
- в-четвертых, усилены меры, принимаемые профессиональными союзами по итогам осуществления общественного контроля. Так, сокращен от одного месяца до пятнадцати дней срок рассмотрения работодателем представления профессионального союза об устранении нарушений законодательства. Профессиональные союзы наделены правом на обращение в суд не только с исковым заявлением, но и с заявлением о вынесении судебного приказа в защиту трудовых прав работников [20].
Четвертый этап, охватывающий период с 2017 г. по настоящее время, характеризуется становлением институтов гражданского общества как реальных субъектов общественного контроля.
На сегодняшний день институты гражданского общества являются не только равноправными партнерами государственных органов, но и осуществляют общественный контроль за их деятельностью. Такой контроль направлен на обеспечение конституционного права граждан участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов, повышение ответственности их должностных лиц перед обществом.
«Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг.» [21], принятая Главой государства в 2017 г., подняла на новый уровень роль и значение институтов гражданского общества в процессе демократизации и модернизации страны. Так, Стратегия действий в сфере совершенствования системы общественного управления предусматривает:
– внедрение эффективных механизмов диалога с народом;
– развитие современных форм осуществления общественного контроля, повышение эффективности социального партнерства;
– развитие институтов гражданского общества, повышение их общественной и политической активности;
– повышение значения и эффективности деятельности института махалли в общественном управлении;
– усиление роли средств массовой информации, защита профессиональной деятельности журналистов [21].
Вопросами организации общественного обсуждения, проработки и реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией действий, занимается Центр «Стратегия развития», являющийся ННО.
В соответствии со Стратегией действий разработаны и приняты восемь нормативно-правовых актов, направленных на повышение роли институтов гражданского общества в управлении делами общества и государства. Например, нижней палатой национального парламента принят Закон «Об общественном контроле», предусматривающий механизмы осуществления институтами гражданского общества общественного контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц.
В законотворческой деятельности практикуется внесение отдельных норм, направленных на установление прав институтов гражданского общества по осуществлению общественного контроля. Так, участие институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля предусмотрено в Законах Республики Узбекистан «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» [22], «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней» [23], «О противодействии коррупции» [24] и др.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев предложил активную политику открытого государства, заключающуюся в максимальной прозрачности деятельности государственных органов и даже силовых структур, отчётности должностных лиц перед населением.
В этой связи, органы самоуправления граждан заслушивают информацию и отчеты руководителей исполнительной власти на местах, инспекторов по профилактике правонарушений органов внутренних дел, руководителей образовательных и медицинских учреждений и др.
Совершенствовано законодательство и практика принятия и рассмотрения электронных обращений. Средства массовой информации начали формировать площадку для диалога между государством и обществом. Так, помимо виртуальных приемных, на телевидении транслируются различные телепрограммы общения с гражданами, где государственным служащим приходится публично отвечать на вопросы, поступающие в прямой эфир через телефоны «горячей линии».
Внедрение на практике общественного обсуждения не только проектов нормативно-правовых актов, но и действия (бездействия) должностных лиц, в том числе посредством широкого использования информационно-коммуникационных технологий, послужило реальному воздействию общественности на деятельность чиновников. Например, в 2017 г. по требованию общественности были сняты с должности руководители исполнительной власти Сайхунабадского района и г. Андижан, которые в своей деятельности допустили случаи унижения чести и достоинства личности.
Таким образом, законодательное регулирование деятельности институтов гражданского общества направлено на повышение общественно-политической активности «третьего сектора», усиление его устойчивости, роли и влияния на принятие важнейших государственных решений. Вместе с тем, в развитии законодательства о ННО имеются вопросы, ожидающие своего решения.
Так, несмотря на использование в более чем 50 нормативно-правовых актах Республики Узбекистан, само понятие «институты гражданского общества» законодательно не раскрыто.
Постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества» от 12 декабря 2013 г. №ПП–2085, Министерству юстиции Республики Узбекистан поручено принять меры по обеспечению эффективного контроля за соблюдением органами государственной власти и управления прав и законных интересов ННО [16]. Однако данная норма до сих пор не нашла своего отражения в положении о Министерстве юстиции Республики Узбекистан [25].
Не отнесены к категории ННО ряд общественных структур, для которых получение прибыли не является основной целью. Например, согласно ст. 3 Закона «О товариществах частных собственников жилья» такое товарищество создается по инициативе частных собственников жилых помещений, является некоммерческой организацией и действует на основе самоуправления в соответствии со своим уставом [26]. Также, согласно Закону Республики Узбекистан «О музеях», музеем является постоянно действующее некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Закон предусматривает создание, в том числе негосударственных музеев [27].
Однако товарищества частных собственников жилья и негосударственные музеи регистрируются в местных органах государственной власти, а не в органах юстиции, как это принято для ННО. В результате товарищества частных собственников жилья и негосударственные музеи не включаются в государственный Реестр негосударственных некоммерческих организаций, и на них не распространяются нормы законов, регулирующие деятельность ННО. Законы в сфере деятельности ННО не являются актом прямого действия, в результате чего общественные отношения в этой сфере в основном регулируются подзаконными актами. Исходя из вышеизложенного, видится целесообразным законодательное закрепление понятия «Институт гражданского общества». Данное определение можно закрепить в ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О социальном партнерстве» [15]. В положении о Министерстве юстиции Республики Узбекистан [25] необходимо определить задачу Министертсва по обеспечению эффективного контроля за соблюдением органами государственной власти и управления в центре и на местах прав и законных интересов ННО. В связи с тем, что на законодательном уровне разрешено создание профессионального союза по инициативе не менее трех работников, требуется внести соответствующие изменения и дополнения в ст. 8 Закона «Об общественных объединениях в Узбекистан» [3], где установлено создание общественого объединения по инициативе не менее десяти граждан.
Кроме того, необходимо унифицировать законодательство в сфере деятельности ННО в целях установления норм, конкретизирующих организационно-правовые формы всех видов ННО. Требуется сократить подзаконное регулирование правовых отношений в сфере деятельности ННО путем регламентации всех вопросов государственной регистрации и осуществления деятельности ННО на уровне закона.
1. Mirzieev Sh.M. Poslanie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Shavkata Mirzieeva Oliy Mazhlisu [Tekst] / Sh.M.Mirzieev. - T.: IPTD «UZBEKISTAN», 2018. - 38 s.
2. Konstituciya Respubliki Uzbekista¬n [Tekst]//Tashkent - «UZBEKISTAN» - 2017.
3. «Ob obschestvennyh ob'edineniyah v Respublike Uzbekistan» Zakon Respubliki Uzbekistan ot 15.02.1991 g. № 223-XII//Vedomosti Verhovnogo Soveta Respubliki Uzbekistan, 1991 g., № 4, st. 76; 1992 g., № 9, st.363.
4. «O professional'nyh soyuzah, pravah i garantiyah ih deyatel'nosti»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 02.07.1992 g. № 638-XII // Vedomosti Verhovnogo Soveta Respubliki Uzbekistan, 1992 g., № 9, st. 344.
5. «O negosudarstvennyh nekommercheskih organizaciyah» Zakon Respubliki Uzbekistan ot 4.04.1999 g. N 763-I // Vedomosti Oliy Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 1999 g., № 5, st.115.
6. «O finansirovanii politicheskih partiy»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 30.04.2004 g. № 617-II // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2004 g., № 21, st. 248.
7. «Ob obschestvennyh fondah» Zakon Respubliki Uzbekistan ot 29.08.2003 g. № 527-II //Vedomosti Oliy Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 2003 g., № 9-10, st.141.
8. «O garantiyah deyatel'nosti negosudarstvennyh nekommercheskih organizaciy»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 03.01.2007 g. № ZRU-76 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2007 g., № 1-2, st.2.
9. «O blagotvoritel'nosti»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 02.05.2007 g. № ZRU-96 //Narodnoe slovo ot 3 maya 2007 g. № 86.
10. «O merah po usileniyu podderzhki negosudarstvennyh nekommercheskih organizaciy i drugih institutov grazhdanskogo obschestva»sovmestnoe postanovlenie kengashey palat Oliy Mazhlisa ot 03.07.2008 g. № 842-I/513-I // Vedomosti palat Oliy Mazhlisa Respubliki Uzbekistan, 2008 g., № 7, st. 409.
11. Nalogovyy kodeks Respubliki Uzbekistan, utverzhden Zakonom Respubliki Uzbekistan ot 25.12.2007 g. № ZRU-136 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2007 g., № 52 (II).
12. «Ob organah samoupravleniya grazhdan»(novaya redakciya) Zakon Respubliki Uzbekistan ot 22.04.2013 g. № ZRU-350 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2013 g., № 17, st.219.
13. «O vyborah predsedatelya shoda grazhdan i ego sovetnikov» (novaya redakciya) Zakon Respubliki Uzbekistan ot 22.04.2013 g. № ZRU-351//Narodnoe slovo ot 24 aprelya 2013 g. № 78.
14. «Ob otkrytosti deyatel'nosti organov gosudarstvennoy vlasti i upravleniya» Zakon Respubliki Uzbekistan ot 05.05.2014 g. № ZRU-369 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2014 g., № 12, st.209.
15. «O social'nom partnerstve»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 25.09.2014 g. № ZRU-376 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2014 g., № 39, st.488.
16. «O dopolnitel'nyh merah po okazaniyu sodeystviya razvitiyu institutov grazhdanskogo obschestva»Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 12.12.2013 g. № PP-2085 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2013 g., № 51, st.660.
17. «O merah po realizacii postanovleniya Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 12 dekabrya 2013 goda №PP-2085 «O dopolnitel'nyh merah po okazaniyu sodeystviya razvitiyu institutov grazhdanskogo obschestva»Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan ot 10.03.2014 g. № 57 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2014 g., № 11, st.126.
18. Grazhdanskiy kodeks Respubliki Uzbekistan, chast' pervayautverzhdena Zakonom Respubliki Uzbekistan ot 21.12.1995 g. № 163-I, //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2014 g., № 50, st.588.
19. «O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v nekotorye zakonodatel'nye akty Respubliki Uzbekistan»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 25.04.2016 g. № ZRU-405 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2 maya 2016 g., № 17, st.173.
20. «O vnesenii izmeneniy v Zakon Respubliki Uzbekistan «O professional'nyh soyuzah, pravah i garantiyah ih deyatel'nosti»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 28.11.2016 g. № ZRU-413 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 5 dekabrya 2016 g., № 48, st.546.
21. «O strategii deystviy po pyati prioritetnym napravleniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 2017-2021 godah»Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 7 fevralya 2017 g. №UP-4947//Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2017 g., № 6, st.70.
22. «O zaschite detey ot informacii, nanosyaschey vred ih zdorov'yu»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 08.09.2017 g. № ZRU-444 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2017 g., № 37, st.976.
23. «O rasprostranenii pravovoy informacii i obespechenii dostupa k ney»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 07.09.2017 g. № ZRU-443 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2017 g., № 36, st.944.
24. «O protivodeystvii korrupcii» Zakon Respubliki Uzbekistan ot 03.01.2017 g. № ZRU-419 // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2017 g., № 1, st.2.
25. «O merah po dal'neyshemu sovershenstvovaniyu deyatel'nosti Ministerstva yusticii Respubliki Uzbekistan» Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 23 avgusta 2011 g. №PP-1602// Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2012 g., №29, st.329.
26. «O tovarischestvah chastnyh sobstvennikov zhil'ya»Zakon Respubliki Uzbekistan ot 12.04.2006 g. № ZRU-32 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2006 g., № 15, st.122.
27. «O muzeyah» Zakon Respubliki Uzbekistan ot 12.09.2008 g. № ZRU-177 //Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2008 g., № 37-38, st.364.
28. Kameneva V.M. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti nekommercheskih organizaciy v Rossiyskoy Federacii (administrativnyy i finansovyy aspekty)[Tekst]:avtoref. diss. … kand. yurid. nauk/V.M. Kameneva.- M., 2007. - 11s.
29. Saidov A.H. Uzbekistan i OON: sotrudnichestvo v oblasti prav cheloveka [Elektronnyy resurs] / A.H.Saidovot26.05.2017 - URL:https://ddsmfa.uz/.