Kyrgyzstan
Definition of sustainable development factors for agrarian sector is in need of specification and systematization in view of considerable quantity of expert approaches. Classification of these factors on responsibility levels of a state and a business make it possible to divide them into inside and outside ones for sectoral entrepreneurs, as well as distribute them among social, economic, and environmental spheres.
agrarian sector of economy, peasant (farmer) economy, state social procurement (SSP), triune conception of sustainable development, systematization
Устойчивое развитие аграрного сектора зависит от целого ряда факторов, которые определяют динамику его показателей в социальной, экономической и экологической сферах и, ввиду большого количества экспертных подходов, нуждаются в уточнении и систематизации.
При определении внутренних факторов устойчивого развития аграрного сектора зачастую возникает некоторая подмена секторальных аспектов производственными, когда аграрный сектор рассматривается в качестве совокупности только аграрных предприятий [1, с. 117-118]. Необходимо отметить, что аграрный сектор экономики представлен, как правило, не только аграрными предприятиями, но и другими организационными формами аграрного производства, которые зачастую обеспечивают основную долю объема аграрного ВВП. Поэтому рассмотрение факторов развития применительно только к одной (и не самой распространенной) из секторальных организационных форм снижает объективность такой факторной оценки устойчивого развития сектора.
Некоторые авторы, говоря о развитии сельскохозяйственного производства, отмечают, что современные агропромышленные компании недостаточно инвестируют средства в комплексное развитие сельских территорий [2, с. 46]. Данное требование фактически возлагает на хозяйствующие субъекты государственные и/или муниципальные функции комплексного развития территорий.
Другие авторы считают, что современные сельскохозяйственные предприятия не ориентируются на классический вариант максимизации прибыли [3, с. 22].
Принимая во внимание, что в базовой отрасли аграрного сектора – сельском хозяйстве – основной организационной формой производства является крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ), говорить о том, что сельхозпроизводители не ориентируются на максимизацию прибыли не совсем корректно. Специфика аграрного сектора экономики такова, что по мере развития экономики и научно-технического прогресса сельское хозяйство оказывается между двумя тенденциями. С одной стороны, с ростом предложения продукции сельского хозяйства суммарная выручка сектора имеет тенденцию к уменьшению. С другой стороны, расходы фермеров на приобретаемые товары и услуги обгоняют цены на фермерскую продукцию. В результате возникает относительное падение фермерских доходов, что выглядит как отсутствие у сельхозпроизводителей стремления к максимизации прибыли и объясняет невысокую инвестиционную активность КФХ, да и других сельскохозяйственных предприятий.
В целях устойчивого развития аграрного сектора появляются предложения по интегрированию села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции и кооперации в сельско-городские структуры [2, с. 47], то есть по созданию различных псевдорыночных хозяйственных структур с совмещенными функциями. При указанном подходе развитие села, сельских территорий, а с ними и агропромышленного производства, становится исключительной прерогативой государства, что не позволяет говорить об устойчивом развитии ни территории, ни её аграрного сектора.
Есть подходы, при которых государству предлагают непосредственно управлять агропромышленным производством на всех уровнях: госпредприятие, кооператив, акционерное общество, крестьянское (фермерское) хозяйство и др. [3, с. 25].
Некоторые эксперты предлагают создавать в составе АПК финансово-промышленные группы (ФПГ), которые должны представлять собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников [4, с. 8]. По нашему мнению, такая рекомендация невыполнима в условиях рыночной экономики даже при наличии политической воли, поскольку это – своеобразный механизм форсированного слияния и поглощения, который будет препятствовать развитию предпринимательства в агропромышленном секторе, ввиду того, что повысит уровень его монополизации и связанных с ним рынков сырья, продовольствия и факторов производства, что, соответственно, замедлит развитие соответствующих частных институтов.
Принимая во внимание, что одним из принципов устойчивого развития, согласно декларации Рио-1992, является развитие процессов демократии и становление открытого общества, включая правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество [5], любые меры воздействия и/или управления сектором, в том числе и в территориальном разрезе, не должны выходить за рамки рыночного механизма хозяйствования. Другими словами, государство в рыночной экономике не может брать на себя функции бизнеса, также как и возлагать на бизнес государственные функции развития социума, экономики и окружающей среды.
Поскольку аграрный сектор экономики можно рассматривать в различных аспектах и, соответственно, выделять очень большое количество факторов, отметим основные, на наш взгляд, подходы к систематизации факторов устойчивого развития аграрного сектора экономики.
Во-первых, их следует разделять по уровням воздействия: ответственность государства и ответственность секторального бизнеса (секторальные предприниматели, КФХ, коллективные хозяйства, кооперативы, агропредприятия и т.д.).
Во-вторых, факторы секторальной ответственности бизнеса необходимо приводить в соответствие с самой распространенной организационной формой хозяйствования – КФХ, в нашем случае.
В-третьих, каждый уровень ответственности должен охватывать все аспекты триединой концепции устойчивого развития, а именно: социум, экономика и окружающая среда.
Таблица 1 – Классификация основных факторов устойчивого развития аграрного сектора по уровням ответственности
|
Ответственность государства |
Ответственность секторальных предпринимателей |
Социальная сфера |
проведение стимулирующей политики социальной справедливости, развитие образования и здравоохранения, поддержка ГСЗ [6], борьба с бедностью, снижение смертности, повышение уровня, качества и безопасности жизни |
создание рабочих мест, обеспечение охраны труда и здоровья своих работников, отчисление платежей по каждому работнику в Социальный фонд, обучение и повышение квалификации работников |
Экономическая сфера |
проведение стимулирующей политики по развитию предпринимательства (налоговая, антимонопольная, финансовая, политика технического регулирования, политика землеустройства и др.), выполнение программы госинвестиций |
прибыльное ведение бизнеса, уплата налогов, повышение породности/продуктивности скота и птицы, производительности труда, соблюдение технологических норм выращивания растений, содержания и откорма скота и птицы |
Экологическая сфера |
проведение стимулирующей политики сохранения природной среды (восстановление лесов, снижение уровня карбонизации и выбросов углекислого газа и др.), снижение уровня стихийных бедствий, предотвращение климатических и экологических катастроф |
снижение вреда, который могут нанести экосистемам используемые технологии, снижение применения пестицидов, несертифицированных удобрений и средств борьбы с с/х вредителями, соблюдение требований по безопасности производимой продукции, повышение плодородия почвы |
Дополнительные аспекты воздействия факторов устойчивого развития аграрного сектора возникают при использовании кроссекторального аспекта, например, создание условий для развития организаций неправительственного сектора и/или мониторинг показателей устойчивого развития – это кроссекторальные требования, относящиеся к ответственности государства во всех сферах. Кроме того, ответственность секторальных предпринимателей и ответственность государства становятся для бизнеса, соответственно, внутренними и внешними факторами устойчивого развития аграрного сектора, то есть производными, от совместного воздействия которых зависят такие показатели как специализация, размещение и др.
Таким образом, введение уровня ответственности при систематизации факторов устойчивого развития аграрного сектора позволяет выявить факторы, приемлемые для наиболее распространенной организационной формы хозяйствования – КФХ, разделить их на внутренние и внешние для предпринимателей секторы, а также распределить по социальной, экономической и экологической сферам.
1. Ivanov V.A., Ponomareva A.S. Metodologicheskie osnovy ustoychivogo razvitiya agrarnogo sektora // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. Razdel Otraslevaya i regional'naya ekonomika. - 2011. - № 4 (16). - S. 109-120.
2. Bulgakova M.M, Social'no-ekonomicheskie aspekty ustoychivogo razvitiya agrarnogo sektora // Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - Vypusk №2 (102). - S. 44-48.
3. Gur'yanova L.I. Faktory ustoychivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. - 2007. - Vypusk № 2. - S. 21-26.
4. Mil'ner B.Z. Teoriya organizacii: Uchebnik. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Infra-M, 2001. - S. 480.
5. Deklaraciya po okruzhayuschey srede i razvitiyu. Prinyata Konferenciey OON po okruzhayuschey srede i razvitiyu, Rio-de-Zhaneyro, 3-14 iyunya 1992g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (data obrascheniya 25.03.2016g.).
6. Mukambaeva I.B. Problemy rynka social'nyh uslug v KR // Nauchno-metodicheskiy zhurnal «Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya». - 2017. - №8(90). - S. 45-48.