EXPERIENCE IN USING IN PSYCHOLOGICAL TRAINING MEDITATIONS-VISUALIZATIONS "INNER ANIMAL"
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the increasing demands on the professional actions of police officers and the importance of conducting training forms of psychological work in the mainstream of an integrative transmitting model of psychological assistance. The results of research of individual psychological traits and strategies for overcoming stress among participants in self-development trainings are presented. The study involved 108 people. According to the results of the meditation-visualization "Inner Animal" the participants were divided into three groups (experimental and two control). In order to find common in the individual-personality features, 16-factor personal questionnaire by R. Cattell (16 PF (A)) was used. Due to the fact that the archetypal image represents an actual psychological problem, for the overcoming of which the person does not have enough conscious ways, the respondents studied the features of the coping behavior using the SACS questionnaire - "Strategies to overcome the stressful situation", which reveals features of behavioral strategies and patterns of overcoming behavior. To compare the samples and determine the significant differences in scores, the t-test of the Student was used. For each factor and coping strategies, the experimental group and control groups were compared. During the training sessions on personal self-development using the meditation-visualization "The Inner Animal" its diagnostic capabilities were revealed.

Keywords:
integrative psychology, psychological training, meditation-visualization, archetypal images of animals, coping strategies; individual psychological characteristics.
Text

     Многочисленные публикации сегодня посвящены не простым условиям службы в полиции. Данные исследований [5, 18, 21, 22, 23 и др.] указывают не только на высокий уровень стрессовых воздействий, которым подвергаются сотрудники органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей, но и обо все более усложняющихся требованиях предъявляемых к сотруднику. Это требования к повышению его психофизической и психоэнергетической устойчивости к стрессам, умению действовать в различных нестандартных и чрезвычайных ситуациях, развитию волевых усилий. В целях подготовки курсантов и слушателей высших образовательных организаций МВД России к профессиональным стрессам, повышенной активности, многообразными сложным как физически, так и умственно действиям и другим неблагоприятным факторам, а также развитию навыков преодоления негативных эмоциональных состояний, овладения основами психофизической и психоэнергетической регуляции, в течение трех лет (2015-2017) проводились тренинговые занятия по личностному саморазвитию, в которых приняло участие 108 человек.

   Выбор тренинговой формы работы как метода развития личности и курсантов и слушателей был обусловлен эффективностью позитивно-развивающего воздействия на личность в целом групповых форм психологической работы вообще и тренингов в частности, которая показана во многих научных работах [1, 2, 4, 19 и др.]. Создание данных тренингов основывалось на разработанной интегративной трансметодической модели психологической помощи [11, 12, 13, 14], в основе которой лежит субъектно-соучаствующая методология [15, 16] и концептуальный синтез идей из разных теоретических систем психотерапии, психокоррекции и психоконсультирования, готовность быстро и гибко менять подход, стремление к органичному использованию методик из различных направлений психологической помощи, что позволяет использовать в работе такие средства, методы и приемы, которые приводят к наиболее эффективному результату, оптимально подходят для решения конкретных проблем в конкретной ситуации, соответствуют индивидуально-психологическим особенностям личности как клиента, так и специалиста-психолога, индивидуальным особенностям и профессиональным возможностям. Кроме того, при разработке концепции тренингов по личностному саморазвитию главным образом использовался спектр практик и методик трансперсональной психологии, который тоже основан на интегративной методологии, весьма широк и достаточно хорошо описан в научной литературе [7, 8, 10 и др.] и представляют собой систему методов целостного (холистического) преобразования. Это потенциальный резерв для духовного и личностного развития, расширения мировосприятия, развития креативности и внутренней целостности. Они работают как механизм, раскрывающий внутренние ресурсы организма на различных уровнях: физическом, психическом и духовном. Следует отметить, что трансперсональные практики имеют особенности, которые настораживают специалистов-психологов ведомственных вузов, но именно они являются мощным ресурсным средством. Особенности эти заключается в том, что трансперсональные практики работают, во-первых, с трансовым опытом, который сугубо индивидуален в каждом конкретном случае, во-вторых, имеют большое количество видов (так называемых модальностей) и форматов, в-третьих, базой для работы выступает измененное состояние сознания. Основа их эффективности заключается в использовании глубинных ресурсов психики для достижения необходимых изменений.

     Одной из психотехник, используемой в тренинговом занятии была медитация-визуализация в которой предлагалось представить образ «внутреннего животного», «животных силы» [3, 8]. Считается, что данная психотехника восходит к культу тотемных животных и шаманским практикам, а научно базируется на диссертации Д. Стивенса «Звери силы, ментальные образы и самореализация». В ней он статистически доказал, что люди, активно использующие образы животных в своем воображении, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие, эти люди больше живут в настоящем, у них более отчетливые мотивации, у них положительное отношение к жизни [20].

   Обращаясь к К.Г. Юнгу, отметим, что животное, с его точки зрения, олицетворяет нечеловескую душу, мир дна человеческой психики, подсознательных инстинктов, глубинных областей бессознательного, чем примитивнее животное, тем более глубокие слои оно отражает. Поэтому, соотнесения себя с животным означаетвключение бессознательного и его ресурсов, прикосновение к источнику жизни. По характеру и содержанию психотехника является способом соприкосновения с коллективным бессознательным через направленную визуализацию в измененном состоянии сознания.

     В процессе проведения обсуждения после проведения данной психотехники выяснялось какие образы (каких животных) визуализировались. У 5,5% курсантов и слушателей медитация-визуализация проходила неуспешно (участникам не удавалось расслабится и визуализировать образ), еще 5,5% «назначали» себе «животное силы», т.е. образ животного визуализировался сознательно. 7,4% участников засыпали во время проведения психотехники. 19,4% участников тренинга либо отказывались от обсуждения, либо были неискренни в своих высказываниях. Еще одна немногочисленная группа визуализировала незооморфные образы (герои мультфильмов, люди и др.). В 59,5% случаев визуализированный образ был зооморфен.

     Данный факт нужно считать естественным, так как, активизируя бессознательные уровни психики, психотехника поднимала универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение, т.е. архетипические образы. Архетипические образы представляют собой часть содержания архетипов коллективного бессознательного – вечно существующих вневременных единиц воздействия, выступающих регуляторами первичной человеческой натуры, представляющих собой формирующий принцип человеческого существования [9].

     В 1919 году К.Г. Юнгом в статье «Инстинкт и бессознательное» предложил, ставшею традиционной позицию о сущности и характере архетипов: «… трансформированные в образы психические процессы или первичные модели поведения» [25, с. 429]. Напомним, К.Г. Юнг предполагал, что архетипы коллективного бессознательного – это универсальные модели поведения, характерные для всех народов, а коллективное бессознательное как врожденный, глубинный слой бессознательного, идентично у всех людей и является «всеобщим основанием душевной жизни каждого» [26]. Рассуждая о взаимосвязи инстинктов и архетипов, К.Г. Юнг писал: «инстинкт – это автоматический наружный образ действия, а архетип – это расклад для понимания внутреннего смысла» [26]. Таким образом, архитепический образ несет «врожденное, неосознанное знание квази-восприятие образов, которое является формирующим фактором для результатов спонтанной фантазии» [25], т.е. знание, присущее бессознательному и доступное через интуицию. С точки зрения К.Г. Юнга, животные, которых мы видим в сновидениях или во время активного воображения, как правило, являются образами наших инстинктов, транслирующие нам знание, закрытое для сознания, но связанное с инстинктивным паттерном поведения, смысл которого утрачен.

     Из вышесказанного следует, что психотехника по визуализации в медитации образа «внутреннего животного», помогает обнаружить скрытую от сознания ресурсную проблему, бессознательное на «своем языке» показывает сознанию актуальную проблематику личности. Каждый архетипический образ помогает увидеть себя как в «зеркале», понять и выявить потенциальные психологические трудности, проработать их не входя в травматические эпизоды. Отметим также, что осознание «поднятого» материала через осознание архетипического образа представляется достаточно важным, поскольку слепое следование инстинкту оставляет нас в бессознательном, а понимание смысла наших действий позволяет действовать разумно. Для понимания того, какие инстинкты скрываются за обликом того или иного животного, полезно изучить архетипические образы этих животных, поскольку в юнгианской традиции между инстинктом и архетипом существует связь, которая была описана выше. Интерпретировать образы животных, «приходящих в наше сознание» необходимо для того, чтобы воспользоваться этой подсказкой бессознательного.

     Вернемся к результатам проведения тренинговых занятий. Из 59,6% случаев, с визуализированным зооморфным образом, 31,3% (20 человек из 64) курсантов и слушателей в медитации своим «внутренним животным» видели медведя. Частота этого архетипического образа в данной социальной группе обусловило дальнейшее исследование. В целях нахождения общего в индивидуально-личностных особенностях предполагалось изучить у данных курсантов и слушателей (экспериментальная группа (ЭГ)) индивидуально-психологический профиль личности на основе 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (16 PF (А)) [6]. В силу того, что архетипический образ представляет актуальную психологическую проблематику, для преодоления которой у личности не хватает осознаваемых способов, у данной выборки респондентов изучались особенности коппинг-поведения с помощью опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовой ситуации» [17], выявляющего особенностей поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения. В эмпирическом исследовании были выделены две контрольные группы. Контрольную группу №1 (КГ 1) составили курсанты и слушатели, у которых медитация-визуализация проходила неуспешно, либо образ животного визуализировался сознательно, либо засыпали во время проведения психотехники (20 человек). Контрольную группу №2 (КГ 2) составили курсанты и слушатели, у которых визуализировался зооморфный образ (20 человек). Результаты исследования индивидуально-психологический черт личности представлен в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Усредненные индивидуально-психологический профили личности на основе 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (16 PF (А))

     Для сопоставления выборок и определения значимых различий бал использован t-критерий Стьюдента. По каждому фактору сравнивались экспериментальная группа и контрольные группы.

Таблица 1.

Критические значения для данных выборок

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.02

2.71

 

     Так были обнаружены значимые различия по фактору С (слабое «я» сила «я») между экспериментальной и контрольной группой №1 получен результат: tЭмп = 4.6. Полученное эмпирическое значение t (4.6) находится в зоне значимости. Между экспериментальной и контрольной группой №2.            Полученное эмпирическое значение t находится в зоне неопределенности.

     По фактору G («Сверх-я» слабость / «сверх-я» сила) при сравнении экспериментальной и контрольных групп №1 и №2 получен результат: tЭмп = 3.1 и tЭмп = 4.5. Полученные эмпирические значения t (3.1) и t (4.5) находятся в зоне значимости.

     По фактору Q3 (импульсивность – контроль желаний) при сравнении экспериментальной и контрольных групп №1 и №2 получен результат: tЭмп =6.9 и tЭмп = 9.7. Полученные эмпирические значения t (6.9) и t (9.7) находятся в зоне значимости.

    По фактору Q4 (нефрустрированность – фрустрированность) при сравнении экспериментальной и контрольных групп №1 и №2 получен результат: tЭмп = 3.8 и tЭмп = 3.8. Полученные эмпирические значения t (3.8) и t (3.8) находятся в зоне значимости.

    Таким образом, экспериментальная группа, визуализирующая образ медведя, по индивидуально-психологическим характеристикам отличается от контрольных групп №1 и №2 эмоциональной устойчивостью, выдержанностью, спокойствием, работоспособностью, умением избегать трудности, высокой нормативностью, сильным характером, обязательностью, настойчивостью, ответственностью, наличием высокого чувство долга, развитым самоконтролем и волей, эффективными лидерскими качествами, в сочетании с расслабленностью, отсутствием фрустраций и излишней удовлетворенностью.

    По итогам эмпирического исследования были отмечены и значимые различия у контрольной группы №2, визуализирующей различные зооморфные образы, по факторам: F, L, M. Это дает возможность охарактеризовать данную группу как более беззаботную, жизнерадостную, импульсивную, откровенную, доверчивую, внутренне расслабленную, неподозрительную, мечтательную, с богатым воображением, увлеченную внутренними иллюзиями, возможно менее уравновешенную.

   Проведем параллель между полученными результатами и архетипическим образом медведя. Как правило, в разных мифоэпическихсистемах он символизирует силу, смелость, стойкость, выносливость (факторы C, G, Q3), но и жестокость, ярость (в исследовании таких данных не получено), а также леность (фактор Q4). Кошкарова Ю.А., считает, что по сути, образ медведя воплощает архетип самости, отражающий личное зрелое самосознание человека и объективный взгляд на мир[9]. Таким образом, визуализация образа медведя, может свидетельствовать о гармоничном состоянии личности курсантов и слушателей в данный момент жизни, об ощущении в полной мере своих жизненных сил и возможностей, энергетических ресурсов, об удовлетворении самим собой.

    Рассмотрим результаты изучения у экспериментальной и контрольных групп особенностей коппинг-поведения с помощью опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовой ситуации». Усредненные результаты представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Усредненные результаты особенностей коппинг-поведения с помощью опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовой ситуации»

    Аналогично предыдущему анализу результатов для сопоставления выборок и определения значимых различий бал использован t-критерий Стьюдента. По каждой стратегии преодоления сравнивались экспериментальная группа и контрольные группы. Критические значения для данных выборок представлены в таблице 1.

   Были обнаружены значимые различия по более частому использованию активной стратегии «ассертивные действия» представителями экспериментальной группы при сравнении ее с контрольными группами №1 и №2 получен результат: tЭмп = 20.1 и tЭмп = 12.6. Полученные эмпирические значения t (20.1) и t (12.6) находятся в зоне значимости. Таким образом, группа, визуализирующая во время медитации образ медведя преимущественно пользуется активной и уверенной стратегией преодоления стресса, в достаточной мере у представителей этой группы развиты стратегии «вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки». Значимые значения по использованию стратегий преодоления также получены у контрольной группы №2 при сравнении с экспериментальной группой и контрольной группой №1 по стратегиям «вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки». Данные стратегии контрольной группой №2 используются чаще, что также является конструктивным при преодолении стресса. Существенные различия в использовании стратегий «осторожные действия», «импульсивные действия» и «избегание» наблюдаются у контрольной группы №1. При сопоставлении с другими группами по t-критерию Стьюдента полученные эмпирические значения находятся в зоне значимости, также как и по стратегиям «асоциальные действия» и «агрессивные действия».

     Для подтверждения выводов, рассчитаем общий индекс конструктивности стратегий преодолевающего поведения (ИК)[27]для каждой группы.

Таблица 2.

Усредненные результаты особенностей коппинг-поведения с помощью опросника SACS – «Стратегии преодоления стрессовой ситуации»

Стратегии преодоления

ЭГ

КГ №1

КГ №2

Ассертивные действия

24,05

9,48

15,43

Вступление в социальный контакт

22,38

9,57

28,00

Поиск социальной поддержки

21,81

9,71

28,57

Осторожные действия

8,52

24,33

9,48

Импульсивные действия

9,57

24,38

9,57

Избегание

9,33

23,00

9,71

Непрямые действия

10,19

10,29

10,19

Асоциальные действия

9,48

15,19

9,86

Агрессивные действия

8,90

15,10

9,57

 

     ИК рассчитывается по формуле, ИК=АП:ПА где АП – сумма показателей субшкал 1,2,3; ПА – сумма показателей субшкал 6,8,9.

     Конструктивная стратегия является «здоровым» и активным преодолением, а в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека. ИК оценивается в соответствии со следующими параметрами:ИК <  0,85 – низкая конструктивность;ИК = {0,86 – 1,1} – средняя конструктивность;ИК > 1,1 – высокая конструктивность.

  • ИК (ЭГ)=24,05+22,38+21,81 / (9,33+9,48+8,90)=68,24 / 27,71=2,46 – высокая конструктивность;
  • ИК (КГ 1)=9,48+9,57+9,71 / 23,00+15,19+15,10=28,76 / 53,29=0,54 – низкая конструктивность;
  • ИК (КГ 2)=15,43+28,00+28,57 / 9,71+9,86+9,57=72 / 29,14=2,47 – высокая конструктивность.

     Подводя итог, следует отметить, что при проведении тренинговых занятий по личностному саморазвитию с использованием медитации-визуализации «Внутреннее животное» проявляются ее диагностические возможности. Так, например, курсанты и слушатели, у которых медитация-визуализация проходит неуспешно, либо образ животного визуализируется сознательно, либо они засыпают во время проведения психотехники, обладают низкой конструктивностью в преодолении стрессовых ситуаций, не стрессоустойчивы, не умеют использовать как свои внутренние ресурсы, так и социальные. Если же курсантам и слушателям удается визуализирующей различные зооморфные образы, то это дает возможность говорить о наличии внутреннего (психологического) благополучия в данный момент времени, отсутствия у них ярко выраженной внутренней проблематики, умения пользоваться конструктивными стратегиями преодоления стресса с положительным использованием социальных контактов. Визуализация образа медведя, может свидетельствовать о личностной зрелости и гармоничном состоянии личности в данный момент жизни, стрессоустойчивости и умению справляться со стрессами с помощью подключения внутренних и социальных ресурсов.

References

1. Aivi AE, Saimen-Downing L. Psihologicheskoe konsul'tirovanie i psihoterapiya. Metody, teorii i tehniki [Psychological counseling and psychotherapy. Methods, theories and techniques]: Pract. hand-in - M., 1999.

2. Bondarenko A.F. Psihologicheskaya pomosch': teoriya i praktika: Uchebnoe posobie [ Psychological help: theory and practice: Textbook]. - M., 2000.

3. Vachkov I.V. Metaforicheskiy trening [Metaphorical training]. - 2 nd ed. - Moscow: "Axis-89" Publ., 2006.

4. Gladding S. Psihologicheskoe konsul'tirovanie [Psychological counseling]. - St. Petersburg: Peter Publ., 2002.

5. Goltseva, T.P. Peculiarities of the professional activity of police officers affecting the emergence of negative mental states // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University] No. 6, 2012. pp. 221-227 (in Russia).

6. Eliseev, O.P. Praktikum po psihologii lichnosti [Workshop on the psychology of personality]. - SPB., 2003. p. 265.

7. Kozlov V.V. Maikov V.V. Osnovy transpersonal'noy psihologii. Istoki, istoriya, sovremennoe sostoyanie [Fundamentals of transpersonal psychology. Origins, history, current status]. - M., 2004.

8. Kozlov V.V. Psihotehnologii izmenennyh sostoyaniy soznaniya [Psychotechnologies of altered states of consciousness]. - Moscow: Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2005. - pp. 12-15.

9. Koshkarova Yu.A. Arhetipicheskiy obraz medvedya v duhovnoy kul'ture narodov Rossii [Archetypal image of a bear in the spiritual culture of the peoples of Russia]. - Moscow: Publishing House "Raritet-Info", 2012.

10. Labkovsky G.S. Intensivnye integrativnye psihotehnologii, transpersonal'naya psihologiya i duhovnoe celitel'stvo [Intensive integrative psychotechnologies, transpersonal psychology and spiritual healing] [Electronic resource]. - URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (date of circulation: January 25, 2018).

11. Maltseva T.V. Vnutrilichnostnye konflikty i puti ikh preodoleniya: Uchebnoe posobie [Intrapersonal conflicts and ways to overcome them. Training manual]. Ruza: OIF Mohs the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 2012.

12. Maltseva T.V. Transpersonal psychology practices in training students as a part of transmethodology-based model // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti [Vestnik of economic security]. 2016. № 1. pp. 328-333 (in Russian).

13. Maltseva T.V. Psihologicheskoe konsul'tirovanie kursantov i slushatelej vysshih obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii v situacijah vnutrilichnostnyh konfliktov professional'nogo stanovlenija: monografija [Counselling cadets and students of higher educational institutions of the Russian Interior Ministry in situations of intrapersonal conflicts of professional formation: monograph]. M .: Moscow University of the MIA of Russia, Publ URAO 2005.

14. Maltseva T.V., Reutskaya I.E. Professional'noe psihologicheskoe konsul'tirovanie [Professional psychological counseling]. - Moscow: UNITY-DANA Publ., 2012.

15. Pozdnyakov V.M. Penitenciarnaya psihologiya v Rossii: genezis i perspektivy [Penitentiary psychology in Russia: genesis and perspective]: Dis. ... doctor of psychology. sciences. - M., 2000.

16. Pozdnyakov V.M., Reutskaya I.E. Problemy v professional'no-lichnostnom roste rukovoditeley organov vnutrennih del i psihologicheskaya pomosch' pri ih razreshenii: nauchno-prakticheskoe posobie [Problems in the professional-personal growth of heads of internal affairs agencies and psychological help in resolving them: a scientific and practical guide]. - M: Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005.

17. Praktikum po psihologii menedzhmenta i professional'noy deyatel'nosti [Workshop on the psychology of management and professional activity] / Ed. G.S. Nikiforova, M.A. Dmitrieva, V.M. Snetkova. - St. Petersburg Publ., 2001. pp. 313-316.

18. Pryakhina M.V., Kobozev I.Yu. Professional'nyy stress rukovoditeley organov vnutrennih del i ego psihoprofilaktika [Professional stress of heads of law enforcement bodies and its psycho-prophylaxis] - St. Petersburg Publ., 2011.

19. Rudestam K. Gruppovaya psihoterapiya [Group psychotherapy] - St. Petersburg: Peter Publ., 2006.

20. Stivens D., Sedletski-Stivens L. Sekrety shamanizma [Secrets of Shamanism] - Sofia, Kiev, 1996 - p. 4.

21. Stryapina N.V. The features of the formation of emotional stability in students who undergo initial training / / Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied psychology and pedagogy]. Limited Liability Company "Scientific and Publishing Center INFRA-M" Publ., 2016. T.1. №1. pp. 6-6. DOI: 10.12737 / 18802.

22. Urazaeva G.I. Moral education of employees of law enforcement agencies and psychological security of their person: Sovremennye problemy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: teoriya i praktika: Materialy «Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii.[Modern problems of life safety: theory and practice: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. - Part 1. - Kazan, 2012. - pp. 576-582 (in Russia).

23. Shikhova A.P. Professional'nyy stress v deyatel'nosti sotrudnikov specializirovannyh podrazdeleniy doznaniya organov vnutrennih del [Professional stress in the activities of employees of specialized units of inquiry of law enforcement bodies]. Author's abstract. dis. ... Ph.D. - St. Petersburg, 2009.

24. Jung, K.G. Ob arhetipah kollektivnogo bessoznatel'nogo [Tekst] [On archetypes of the collective unconscious [Text]] / K.G. Jung // Archetype and symbol. - Moscow: Renaissance Publ., 1991.

25. Jacobi, I.I. Psihologicheskoe uchenie K.G. Yunga [Tekst] [Psychological teaching of K.G. Jung [Text] ] / I.I. Jacobi // Jung K.G. Spirit and life. - Moscow: Practice Publ., 1996.

26. URL: https://royallib.com/book/yung_karl/instinkt_i_bessoznatelnoe.html (date of circulation: February 25, 2018).

27. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/08/18/strategii-preodoleniya-stressovyh-situatsiy-sacs-s (application date: January 25, 2013).


Login or Create
* Forgot password?