Moskva, Moscow, Russian Federation
In article definition of the concept «realization of financial precepts of law» is given, features of implementation of financial and legal instructions are revealed by the subjects having private and public financial legal personality.
financial precept of law, financial right, realization of the financial right, subjects of the financial right, financial legal personality.
Реализация финансово-правовых норм представляет собой процесс воплощения их в жизнь путем осуществления правомерного поведения субъектами финансового права.
В реализации финансово-правовых норм принимают участие все субъекты финансового права. Реализация финансового права является антиподом нарушения финансового права. Поэтому она всегда выражается в правомерном поведении субъектов финансовых правоотношений путем осуществления ими как действий, так и бездействия.
Реализация финансового права осуществляется в разнообразных формах, что обусловлено:
- спецификой финансовых отношений как предмета правового регулирования;
- многообразием способов воздействия на субъектов финансовых правоотношений;
- принципиальными различиями в финансово-правовом статусе субъектов, обладающих публичной и частной финансовой правосубъектностью.
Опираясь на общетеоретическое понимание форм реализации права, можно разграничить три формы реализации финансового права. В зависимости от способа правового воздействия выделяется:
- соблюдение норм финансового права;
- исполнение норм финансового права;
- использование норм финансового права.
Для финансового права преимущественной формой его реализации выступает исполнение финансово-правовых предписаний, что обусловлено особой ролью, особым значением финансово-правовой обязанности.
Исполнение – это форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению финансово-правового предписания обязывающего характера. Исполнение всегда предполагает осуществление активных действий (например, уплату налога, представление в установленные сроки финансовой отчетности).
Субъекты финансового права выполняют возложенные на них финансово-правовые обязанности.
Использование – это форма реализации, которая выражается в осуществлении меры возможного поведения лица. Складывающееся правомерное поведение в финансовой сфере вытекает из содержания финансово-правовых норм, закрепляющих определенные дозволения лица. Данная форма реализации также предполагает осуществление активных действий. Например, на основании Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе получить имущественный вычет в случае необходимости обратиться за защитой своих прав в уполномоченные органы, выбрать общий или специальный режим налогообложения.
Соблюдение – это форма реализации, которая предполагает соблюдение как общих, так и финансово-правовых запретов, содержащихся в правовых нормах. Соблюдение норм финансового права возможно только в форме пассивных действий – субъекты не совершают финансовых правонарушений.
Следует отметить, что все формы реализации финансового права тесно взаимосвязаны между собой. Процесс реализации финансового права представляет собой их органическую взаимосвязь.
Например, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. В процессе определения налоговой базы и исчисления налога у него могут возникнуть вопросы. Он имеет право подать запрос в финансовые органы, которые в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации обязаны дать разъяснения актов законодательства о налогах и сборах.
Если налогоплательщик считает, что ненормативным актом налогового органа ущемлены его права и законные интересы, он вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. При этом налогоплательщик должен выполнить все требования, предъявляемые к структуре жалобы и порядке ее подачи. В противном случае, его жалоба останется без рассмотрения.
Следует отметить, что четкое разграничение форм реализации финансового права возможно только в отношении субъектов, обладающих частной финансовой правосубъектностью.
Что же касается субъектов, имеющих публичную финансовую правосубъектность, складывающиеся правоотношения имеют более сложный характер, поскольку полномочие представляет собой единство права и обязанности. Например, Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает новый Федеральный закон, направленный на регулирование финансовых отношений. Она участвует в реализации права в форме использования (право принимать законы принадлежит органу законодательной власти). В то же время принятие Федеральных конституционных законов, Федеральных законов – это одновременно ее обязанность. В правотворческой деятельности Государственная дума реализует действующие правовые предписания, в частности, выполняет конституционно закрепленные требования к законодательному процессу в финансовой сфере [1].
Получается, что правотворческая деятельность невозможна без реализации права. Более того, можно сказать, что деятельность по реализации финансово-правовых норм создает условия для осуществления эффективной правотворческой деятельности.
Особой формой реализации финансового права выступает правоприменение. Для нее характерен особый субъектный состав, процессуальная форма существования, процессуальное средство реализации финансово-правовых предписаний.
Правоприменение – это деятельность уполномоченных субъектов, выражающаяся в анализе, юридической оценке сложившихся обстоятельств и принятии персонифицированного решения, влекущего за собой определенные юридические последствия для субъектов конкретного финансового правоотношения.
Правоприменительная деятельность может осуществляться не всеми субъектами финансового права, поскольку она носит властный характер, нацелена на претворение в жизнь воли правотворческих субъектов. В зависимости от наличия властных полномочий субъекты финансового права разделяются на субъектов:
- обладающих властными полномочиями;
- наделенных отдельными властными полномочиями;
- не обладающих властными полномочиями.
Первая группа субъектов финансового права – это органы государственной власти и местного самоуправления, призванные осуществлять функции публичной власти. Именно они обладают широким кругом государственно-властных полномочий, позволяющим принимать юридически значимые решения. Именно они являются основными субъектами правоприменительной деятельности.
В случаях, установленных действующим законодательством, в целях достижения целей правового регулирования отдельные властные полномочия могут осуществлять лица, являющиеся субъектами локального правотворчества (например, саморегулируемые организации аудиторов, Российский союз автостраховщиков).
Индивидуальные субъекты финансового права не могут выступать в качестве субъектов правоприменительной деятельности. Они выступают в другом качестве – индивидуальные субъекты в большинстве случаев инициируют правоприменительную деятельность, обращаясь с заявлениями, жалобами к уполномоченным субъектам.
Правоприменительная деятельность имеет властный характер. Это обусловлено действием ряда факторов, а именно:
- для регулирования финансовых отношений применяется метод государственно-властных предписаний, финансовые отношения имеют субординационный характер;
- правоприменение, как и правотворчество, являются методами государственного управления финансовой сферой;
- характер правоприменительной деятельности определяет содержание проводимой государством финансовой политики, поэтому правоприменительная деятельность защищается посредством применения мер убеждения и принуждения;
- результатом правоприменительной деятельности выступают акты применения финансового права, влекущие за собой определенные юридические последствия для субъектов конкретных финансовых правоотношений.
Правоприменительная деятельность осуществляется в определенной форме – ее процессуальная регламентация важна для обеспечения ее законности и справедливости.
В зависимости от субъектного состава различается правоприменительная деятельность судов, органов государственной власти и местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов. Анализ показывает, что правоприменительная деятельность – это прерогатива коллективных субъектов финансового права.
Среди них особо выделяются судебные органы:
- определяющие правомерность вынесенных уполномоченными субъектами актов применения норм финансового права;
- разрешающие финансово-правовые споры и в ряде случаев ставящие окончательную точку в спорных вопросах реализации финансово-правовых норм.
Особое место занимает правоприменительная деятельность судов по разрешению споров о признании нормативного правового акта недействительным. В этом случае правоприменительная деятельность сочетает в себе не только элементы реализации, но и создания новых финансово-правовых норм. Решение суда о признании нормативного правового акта недействительным содержит новую правовую норму, в соответствии с которой оспоренный нормативный акт больше не распространяет свое действие на финансовые правоотношения – он не порождает больше никакие юридические последствия, он не подлежит реализации.
В процессе правоприменительной деятельности одновременно осуществляется реализация финансового права в форме использования, соблюдения, исполнения. Например, налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации подает апелляционную жалобу на решение налогового органа о привлечении его к ответственности за нарушение актов законодательства о налогах и сборах. Он реализует свое субъективное право на защиту, на обжалование действий и решений налоговых органов и их должностных лиц.
Налоговый орган, получивший обращение, обязан в течение трех дней направить жалобу налогоплательщика вместе с материалами дела в вышестоящий налоговый орган. Имеет место реализация норм финансового права в виде исполнения и соблюдения.
Вышестоящий налоговый орган рассматривает обращение налогоплательщика, анализирует материалы налоговой проверки. Общий срок рассмотрения жалобы – один месяц. В исключительных случаях он может быть продлен – вышестоящий налоговый орган использует свое правомочие по продлению сроков разрешения жалобы – имеет место реализация в форме использования норм финансового права [2].
Правоприменительная деятельность складывается из ряда этапов. Каждый этап представляет собой определенные, взаимосвязанные между собой действия уполномоченного субъекта, направленные на достижение целей правового регулирования.
Процесс применения финансового права включает в себя следующие этапы:
- анализ фактических обстоятельств дела;
- выбор финансово-правовой нормы, регулирующей данное конкретное финансовое правоотношение;
- принятие решения – издание акта применения финансово-правовых норм;
- совершение фактических действий по реализации принятого решения.
Акты применения норм финансового права представляют собой принятые в установленном процессуальном порядке уполномоченными субъектами письменные официальные документы, содержащие властные веления, являющиеся основанием возникновения, изменения или прекращения конкретного финансового правоотношения.
Акты применения норм финансового права обладают следующими признаками:
- в отличие от форм выражения финансового права акт применения норм финансового права не содержит новой финансово-правовой нормы, его предназначение заключается в том, что абстрактное правовое регулирование трансформируется в индивидуальное;
- акт применения норм финансового права адресован конкретным субъектам, он имеет властный характер, его реализация обеспечивается возможностью применения мер убеждения и принуждения;
- имеет определенную нормативно установленную форму.
Акты применения норм финансового права можно классифицировать по различным основаниям.
Субъектный состав позволяет выделять акты применения норм финансового права, принятые органами публичной власти и субъектами локального правотворчества.
По содержанию акты применения норм финансового права могут быть разделены на акты, позволяющие реализовать субъективные права и юридические обязанности в финансовой сфере, и акты, направленные на предупреждение, пресечение финансовых правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности за нарушение финансового законодательства.
Последние могут принимать не только органы публичной власти, но и иные субъекты финансового права, наделенные отдельными властными полномочиями в финансовой сфере. Например, властными полномочиями обладают саморегулируемые организации аудиторов. В случае нарушения законодательства об аудиторской деятельности саморегулируемая организация аудиторов вправе принять решение об исключении аудитора или аудиторской организации из своего состава.
Правоприменительная деятельность объективно необходима в случаях, когда:
- лицо не исполнило финансово-правовую обязанность, совершило, таким образом, финансовое правонарушение и его поведение требует публично-правовой оценки, предполагающей применение мер финансово-правовой ответственности;
- имеются препятствия в реализации субъективного права или юридической обязанности (возможно обращение в вышестоящий налоговый орган с жалобой на решение нижестоящего налогового органа в случае отказа налоговым органом в предоставлении налогового вычета);
- для возникновения финансового правоотношения необходимо решение уполномоченного субъекта (например, аудиторская организация представила необходимые документы, и саморегулируемая организация принимает решение).
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii ot 12.12.1993 g. (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 №7-FKZ, ot 05.02.2014 №2-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 15. St. 1691.
2. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 19.02.2018)// Rossiyskaya gazeta. 1998. № 148-149; Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii http://www.pravo.gov.ru - 19.02.2018.