COACH-LEADERSHIP AS A TOOL FOR FORMING SOFT SKILLS OF MANAGERIAL PERSONNEL OF MODERN ORGANIZATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the concept of soft skills, its importance in the modern world, and examines the tools for developing soft skills competencies. Coaching is considered as an effective tool for the formation and development of leadership leadership.

Keywords:
soft skills, tools for the development of "soft" competencies, leadership, coaching leadership, skills formation.
Text

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день у людей нет понимания, почему так важны soft skills-компетенции, многие вообще не представляют, что это такое. Однако, совсем недавно, «Бостонская консалтинговая группа» создала целевую модель компетенций 2025, к которой относятся именно soft skills-компетенции, без которых в будущем трудоустроиться будет достаточно сложно. И поскольку современный мир изменяется и преображается достаточно быстро, то сейчас просто необходимо постоянно развивать мягкие навыки для того, чтобы быть достойным конкурентом на рынке труда и быстро адаптироваться к происходящим изменениям.

Под влиянием технологических трендов уже сегодня и тем более к 2025 г. конкурентоспособность кадров будет определяться не столько «твердыми» навыками, сколько развитием мягких навыков [3].

Мягкие компетенции (soft skills) определяются, как социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать,  ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, обладающих эмерджентностью, необходимых для успешного выполнения работы и соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации, это характеристика потенциального качества, позволяющего описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе [6, 7].

Без сомнений можно говорить о том, что в России начали обращать внимание на soft skills-компетенции, говорят об этом уже гораздо чаще, чем буквально год назад.

В 2017 г. в первый раз в истории России был запущен конкурс – Лидеры России для отбора квалифицированных управленцев с перспективой работы в государственных органах, министерствах, государственных корпорациях. В основном, все компетенции, которые проверялись на этом конкурсе, можно безоговорочно отнести к навыкам soft skills: лидерство, нацеленность на результат, стратегическое мышление, умение работать в команде, коммуникация и влияние, а также др. [2].

В масштабном исследовании «Форсайт Компетенций 2030» эксперты Сколково также использовали понятие «надпрофессиональные навыки», отметив, что данные навыки являются универсальными, и, безусловно, важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность.

Если в прошлом веке особенно ценилось умение человека выполнять строго определенную рабочую функцию и занимать своё место в системе разделения труда, то сегодня, как никогда ранее, от людей требуется умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах [4].

Для создания большинства товаров и услуг сегодня требуется кооперация профессионалов из разных областей. Такая кооперация возможна лишь на основе развитых soft skills.

Развить soft skills-компетенции достаточно сложно, но всё же такие методы существуют. Если не получается сразу развить какую-либо компетенцию, можно стремиться к её достижению «маленькими шагами», развивая элементы компетенции, которая в конечном итоге приведет к полному её развитию.

В табл. 1 представлены навыки soft skills и инструменты, благодаря которым человек может развивать в себе ту или иную компетенцию [1].

 

Таблица 1

Навыки soft skills и инструменты их развития

SOFT SKILLS

Инструменты развития

Умение находить компромиссы

 

  • Пример родителей (так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения)
  • Пользоваться методом естественных последствий

Сила воли

  • Организация плана дня и его выполнения
  • Спорт
  • Медитация
  • Избавление от вредных привычек
  • Правильное питание
  • Концентрация внимания в обучении, переговорах, в работе, в жизни

Работа в команде

  • Форсайт-сессии
  • Подготовка совместных проектов
  • Спортивные соревнования
  • Участие в различных конкурсах, в форумах
  • Тимбилдинг тренинги

Логическое мышление

  • Игра в шахматы или в шашки, кубик-рубик, нарды, «эрудит»
  • Решение математических задач и логических цепочек
  • Решение логических задач (головоломок)
  • Игры, комплекс упражнений на объективное мышление
  • Чтение научной и художественной литературы
  • Изучение иностранных языков

Критическое мышление

  • Ежедневный самоанализ – осмысление событий дня
  • Действие от противного – размышления на тему «что было бы, если бы я сделал это по-другому»
  • Регулярная постановка творческих и креативных задач
  • Занятие творчеством

Мышление

  • Планирование дел в моменты вынужденного бездействия
  • Чтение
  • Самомотивация
  • Сосредоточение на выполнении одного задания
  • Работа в группе
  • Делегирование полномочий
  • Написание эссе, рефератов, рецензий и докладов
  • Решение различных задач

Управление временем

  • Составление списка дел и расставление приоритетов
  • Использование времени вынужденного бездействия
  • Использование программы rescuetime
  • Чтение книг о тайм-менеджменте
  • Научиться использовать свободное время «с умом»
  • Тренинги по тайм-менеджменту

Креативность

  • Применение нестандартного мышления
  • Тренинги
  • Чтение обычных слов наоборот
  • Нахождение новых ассоциаций с различными предметами
  • Чтение книг
  • Фантазировать, придумывать что-нибудь новое
  • Сочинять истории, которые не дочитали до конца
  • Курсы по развитию креативного мышления

Коммуникабельность

  • Коуч-сессии по переговорам
  • Чтение различной литературы
  • Участие в спортивных секциях, кружках, проектах, конференциях
  • Форсайт-сессии
  • Волонтерская работа
  • Коммуникативные игры
  • Методы психологических тренингов
  • Ролевые игры
  • Групповая дискуссия
  • Психогимнастика
  • Различные упражнения и игры
  • Концентрация на собеседника
  • Изучение иностранных языков
  • Семинары
  • Упражнение «язык без слов»

Лидерство

  • Коучинг
  • Тренинги
  • Модульные программы обучения
  • Участие в проектах
  • Чтение профессиональной литературы
  • Использование в организациях «кружки качества»
  • Управленческий эксперимент
  • Ситуационное или кейс-интервью
  • Интервью с помощью проективных вопросов и метод «три плюса и три минуса»
  • Завести «дневник успеха»
  • Заниматься постоянным саморазвитием

Программы по формированию навыков soft skills в обязательном порядке строятся по принципу последовательной отработки навыков при помощи упражнений, заставляющих принимать самостоятельные решения. Только в этом случае они дадут стабильный результат. А иначе, малейшее отклонение от схемы, любой не рассмотренный в предложенной (готовой) модели вопрос, мгновенно приведет обучающегося в замешательство.

На рис. 1 наглядно представлены компетенции, которые легко или сложно поддаются развитию, а также те,  которые практически не поддаются развитию [5].

 

Рис. 1. Компетенции, по-разному поддающиеся развитию [5]

Лидерство можно отнести к числу «мягких» навыков, которые приобретают все большую значимость в современном мире. Как и любые soft skills, лидерство можно развить. Однако на это необходимо большое количество времени, а также четкое осознание руководителя того, что это ему действительно необходимо.

Коучинг – эффективный инструмент формирования и развития лидерства руководителя [9, 11].

Сначала необходимо оценить руководителя как лидера в настоящий момент, выявить какие у него есть проблемы с лидерством, а далее – составить план и проводить методику.

1 этап. Сбор необходимой информации и анализ ситуации.

На данном этапе участникам коучинга лидерства необходимо провести тестирование, опрос, анкетирование с целью выявления слабых и сильных зон руководителя.

На данном этапе коуч устанавливает контакт с клиентом, т.к. в дальнейшем предполагаются доверительные отношения, в которых клиент может без страха доверить коучу все свои сомнения и задать интересующие вопросы, то на этот момент нужно обратить внимание. Уже через одну или две встречи станет понятно, состоятся ли дальнейшие этапы коучинга или нет.

На первом этапе может возникнуть риск, связанный с личной неприязнью клиента к коучу или коуча к клиенту. Минимизировать его сложно, особенно если речь идет о неприязни к коучу со стороны руководителя, т.к. для этого потребуется развитое самосознание. Необходимо понять, в чем причина возникшей неприязни, и в какой момент возникло это чувство. Нужно попытаться взглянуть на человека максимально объективно и целостно, обращая внимание не только на его отрицательные черты, но и на положительные.

2 этап. Планирование.

На данном этапе на основе полученных данных составляется план действий по развитию слабых компонентов коучинга лидерства, ставятся цели для организации.

Клиент и коуч должны определить, сколько раз в неделю будут проводиться коуч-сессии. Оптимальный вариант – 2-3 раза в неделю.

На втором этапе программы коучинга лидерства руководителя коуч знакомит его с результатами исследования и предлагаемыми методами. Здесь может возникнуть риск, связанный с несогласием руководителя с оценкой и, как следствие, нежеланием проводить программу. Чтобы избежать этого, коуч может провести дополнительное исследование, подробно объясняя клиенту, каким образом он получил результаты. Вся процедура должна быть прозрачна и понятна руководителю.

3 этап. Реализация плана.

Этот этап представляет собой непосредственное развитие необходимых компонентов коучинга лидерства.

На третьем этапе программы коучинга лидерства может возникнуть риск, связанный с отсутствием результатов. На его минимизацию направлен промежуточный контроль результатов. Если он покажет отсутствие прогресса, то необходимо пересмотреть набор техник и методик, направленных на развитие тех или иных компонентов эмоциональной компетентности.

Также есть риск, связанный с иллюзией огромного прогресса, которая может возникнуть у клиента. Руководителю может казаться, что он сделал многое и этого достаточно, а в коучинге он больше не нуждается, даже если не достиг намеченной итоговой цели. Минимизировать данный риск можно путем демонстрации реальных результатов и соотнесения их с конечной целью. Клиент должен осознать, что прогресс действительно есть, но если он остановится, то все результаты в скором времени могут исчезнуть.

4 этап. Оценка результатов.

На данном этапе необходимо соотнести составленный план с реальными результатами.

На четвертом этапе может возникнуть риск, связанный с отсутствием результатов. Чтобы избежать его, необходимо проводить промежуточный контроль и корректировать программу коучинга при необходимости.

Таким образом, коучинг лидерства руководителя представляет собой программу, составленную на основе результатов проведенных тестов, анкет и опросов и направленную на развитие слабых компонентов эмоциональной компетентности руководителя. При проведении коучинга решающее значение имеет осознание руководителем собственных несовершенств, касающихся данной компетентности, его понимание значимости уровня развития коучинга лидерства для организации, а также профессионализм коуча.

В результате можно сделать вывод, что коучинг­ – это один из самых мощных интструментов, который помогает успешно распознать истинный потенциал клиента. Он помогает человеку спланировать план необходимых мероприятий, посредством которых он может выйти на новый этап саморазвития для достижения поставленных целей.

Несомненным остается факт влияния сформированных «soft skills» и постоянного развития мягких компетенций  для успешного достижения поставленных целей, грамотного использования навыков, знаний и способностей в профессиональной деятельности и для достижения конкурентоспособности на рынке труда.

References

1. Bikkulova O. 20 softskills dlya buduschey kar'ery: kak i kogda razvivat'? URL: https://proforientator.ru/publications/articles/detail.php?ID=8922 (Data obrascheniya: 11.12.2017)

2. Blohina M. Lidery Rossii. URL: http://lideryrossii.rf/ (Data obrascheniya: 17.11.2017)

3. Butenko V., Polunin K., Kotov I., Sycheva E., Stepanenko A., Zanina E., Lomp S., Rudenko V., Topol'skaya E. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam. URL: http://image-src.bcg.com/Images/Skills_Outline_web_tcm27-175469.pdf (Data obrascheniya: 11.11.2017)

4. Vasil'ev V. Softskills: gibkost', a ne myagkost' 2017 URL: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost (Data obrascheniya: 11.12.2017)

5. Ivanova S. Liderskie kompetencii i ih opredelenie. Model' uspeha v konkretnoy organizacii URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=8620 (Data obrascheniya: 15.11.2017).

6. Chulanova O.L. Social'no-psihologicheskie aspekty upravleniya: emocional'naya kompetentnost' rukovoditelya v strukture softskills (znachenie, podhody, metody diagnostiki i razvitiya) // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN117.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl.

7. Chulanova O.L. Kompetencii upravlencheskogo personala organizacii kak faktor povysheniya ee effektivnosti v sootvetstvii so strategicheskimi celyami // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/37EVN616.pdf (dostup svobodnyy).Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl/

8. Chulanova, O.L. Sovremennye tehnologii kadrovogo menedzhmenta: aktualizaciya v rossiyskoy praktike, vozmozhnosti, riski : monografiya / O.L. Chulanova. - M. : INFRA-M, 2017. - 364 s. + Dop. materialy [Elektronnyy resurs; Rezhim dostupa http://www.znanium.com].

9. Chulanova O.L. Formirovanie, razvitie i kouching emocional'noy kompetentnosti v upravlenii personalom organizacii : monografiya / O. L. Chulanova ; Surgut.gos. un-t HMAO-Yugry. - Surgut : Defis, 2010. - 218 s.

10. Chulanova O.L., Ivonina A.I. Formirovanie softskills (myagkih kompetenciy): podhody k integracii rossiyskogo i zarubezhnogo opyta, klassifikaciya, operacionalizaciya // Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M». - 2017. - T. 6. - №. 1. - S. 53-58. DOI:https://doi.org/10.12737/24692

11. Chulanova O.L. Kouching emocional'noy kompetentnosti upravlencheskogo personala organizacii / O. L. Chulanova // Obschestvennye nauki. Vserossiyskiy nauchnyy zhurnal. - 2012. - №1. - S. 286-294.

Login or Create
* Forgot password?