Russian Federation
The article presents the announcement of the actual textbook of A.A. Mikheeva, S.G. Kamolov, A.V. Pavlyuk "Institutional and legal foundations of public-private partnership". Such a manual is a novelty in the library of educational and methodological literature on economics and management. The purpose of this training manual is to disclose the role of property management in the economic and social development of the regions of the Russian Federation, the scientific rationale and the development of an integrated approach to the effective management of property relations in the region, ensuring the harmonious development of various forms of ownership, contributing to the growth of the economic and social functioning at the regional level.
property management, regional economy, privatization, public-private partnership.
Как мы писали в июле–августе 2017 г., в конце июля 2017 г. Конгрессом США был принят законопроект, ужесточающий односторонние экономические санкции против России [1]. На фоне различных, предложенных отечественными экономистами, вариантов экономической и управленческой политики в данной непростой ситуации вышло актуальное монографическое издание А.А. Михеева «Управление региональной собственностью и приватизация в России» [2]. В ней автор разработал концепцию государственно-частного партнерства в контексте приватизационной деятельности власти. Как мы отмечали ранее, вопросами управления собственностью и приватизацией в России Алексей Михеев занимается давно, имеет значительное количество научных работ по данной актуальной проблематике [3–22]. Данная сфера видится им целостно и комплексно, о чем говорит тематика его публикаций последних лет. Исследователь затрагивал различные аспекты вопроса управления собственностью и государственно-частного партнерства [см., например, 4–13 и др.]. Монография «Управление региональной собственностью и приватизация в России» предстает на фоне этих многочисленных статей некой систематизацией полученных в ходе практической работы (А.А. Михеев – член Экспертно-консультационного совета по приватизации в Росимуществе) и научной работы (как преподавателя МГМИМО).
Теперь же представляем читателю новый аспект работы Алексея Михеева в данном направлении: автор в соавторстве с С.Г. Камоловым и А.В. Павлюком представил на этот раз учебное пособие «Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства» [23]. Целью пособия обозначено «раскрытие роли управления собственностью в экономическом и социальном развитии регионов Российской Федерации, научное обоснование и разработка комплексного подхода к эффективному управлению отношениями собственности в регионе, обеспечивающему гармоничное развитие различных форм собственности, способствующее росту эффективности функционирования экономики и социальной сферы на региональном уровне» [23, c. 5]. Пособие раскрывает роль региона в регулировании отношений собственности в контексте современных представлений о ее природе, актуальных тенденциях в развитии отношений собственности, значения этих отношений и эффективности системы управления собственностью для социально-экономического развития страны и региона.
Для достижения этой общей цели авторам удалось решить следующие задачи: проанализировать понятия собственности, эволюции и современного статуса отношений собственности; выявить и систематизировать факторы, обуславливающие тенденции развития собственности на глобальном, национальном, региональном и отчасти местном уровнях; обосновать систему отношений собственности как многоуровневой иерархической структуры, каждый уровень которой имеет определенные правомочия в отношении экономических ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности; представить систему управления собственностью на региональном уровне как совокупности подсистем, выделяемых по признакам объекта собственности, характера и вектора воздействия на субъекты собственности; определить критерии эффективности управления собственностью в регионе.
Пособие имеет классическую структуру и состоит из введения, заключения и 7 глав. В каждой главе есть вопросы для самопроверки обучающихся.
Первая, теоретическая, посвящена основным вопросам собственности как социально-экономического явления. В главе показана эволюция развития понятия собственности и ее основных форм, рассмотрена собственность в институциональном разрезе [там же, с. 7–55]. Авторы отмечают, что если базовые черты явления собственности были заложены в античности, в дальнейшем они претерпевали изменения в процессе общественного развития и сами влияли на развитие экономики и общества [там же, с. 54]. «Появлялись новые формы, виды и разновидности собственности, – пишут авторы, – однако их развитие часто приводило не к отрицанию, не к смене одних другими, а к взаимному сосуществованию, изменению соотношения между ними и их постепенному переплетению. Это стало возможным, в частности, благодаря усложнению права собственности: вместо триединой совокупности базовых правомочий, слабо разделенных в давние исторические времена, пришло свыше десятка составляющих права собственности, которые стали распределяться среди разных субъектов, что привело к многократному увеличению их числа и усложнению отношений собственности. Важной задачей теории и практики развития собственности стало использование тенденций расщепления права собственности, диверсификации ее видов, с целью нахождение оптимального баланса интересов между отдельными субъектами экономики» [там же]. Михеев, Камолов и Павлюк считают, что такой баланс позволит максимизировать эффективность всего экономического «организма» в государственном, региональном, субрегиональном масштабах.
Вторая глава освещает вопросы трансформации собственности в современной России [там же, с. 55–167]. Особое внимание авторы уделили приватизации как инструмента создания основ для формирования эффективных отношений собственности [там же, с. 56–75]. Главную проблему в вопросах трансформации собственности в современной России авторы видят в необходимости преодоления противоречий между организацией национальной экономики на административно-командных началах и потребностями развития общества, и вызвали, в конечном счете, современную волну социально-экономических преобразований, базовый процесс которых составляет приватизация государственного и муниципального имущества [там же, с. 56].
В третьей главе представлена система управления собственностью в регионе и обоснованы пути ее формирования [там же, с. 167–243]. Одним из важных моментов формирования системы управления собственностью в регионе авторы предлагают внедрить систему мониторинга отношений собственности в регионе. По их мнению, мониторинговое исследование развития региональной собственности станет источником информации, которая предназначена как для непосредственного предоставления участникам отношений собственности, так и для анализа развития системы отношений собственности научными учреждениями и региональными органами власти и управления, в особенности с целью подготовки мер по регулированию этих процессов [там же, с. 242]. Внедрение системы мониторинга региональной собственности обеспечит и возможность усилить целый комплекс эффектов различного рода: методологические, аналитические, информационные и управленческие.
Четвертная глава «Власть и государственно-частное партнерство в фокусе российских приватизационных практик» конструирует институциональные модели интеграции государственно-частного партнерства и приватизационных практик [там же, с. 244–266]. Здесь авторы делают вывод о том, что, несмотря на попытки государства активизировать ГЧП, эта сфера еще ждет активного совершенствования: учитывая уже осуществленные изменения в этой сфере, а также актуальность корректировки планов разгосударствления, видится весьма своевременным дополнить процесс планирования распоряжения госимуществом сводным планированием государственно-частного партнерства. Составной частью этого процесса может стать разработка на федеральном уровне интегрированного плана разгосударствления, включающего взаимоувязанное планирование приватизации и важнейших проектов ГЧП [там же, с. 265]. Учебно-практический интерес представляет собой сравнение объектов соглашений, заключаемых в соответствии с законами РФ о ГЧП (табл. 5.2).
Главы 5–7 имеют практический характер. В главе 5 подробно рассмотрена отечественная практика и зарубежный опыт реализации ГЧП в социальной сфере [там же, с. 267–302]. В шестой главе представлен опыт реализации ГЧП в сфере дорожного строительства [там же, с. 303–348]. Седьмая посвящена анализу лучших практик государственно-частного партнерства в РФ [там же, с. 349–370]. В числе лучших актуальных и эффективных практик государственно-частного партнерства представлены: практика реализации проекта государственно-частного партнерства в социальной сфере (на примере проекта строительства и оснащения отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и трансклинической фузиологии на территории ГБУ «Самарская областная клиническая больница Им. В.Д. Сердавина»; практика реализации проекта государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства (на примере проекта строительства нового выхода на МКАД с федеральной автомагистрали М-1 «Беларусь Москва-Минск» в обход г. Одинцово. Подробный анализ данных проектов может стать неким образцом осуществления подобных практик. В пособии даны примеры подсчета эффективности проектов ГЧП [там же, с. 360–363]. В главе пошагово представлены этапы реализации проектов, а также показано, как могут распределяться риски в проектах государственно-частного партнерства. Также наглядно проиллюстрирована система возврата инвестиций частным партнером. Показана бюджетная эффективность от реализации проекта (в числовом выражении), в частности, объясняется, как реализация проектов увеличивает налоговые поступления в бюджет, создавая эффект мультипликатора. Социально-экономический эффект – один из важнейших показателей эффективности социального проекта предполагает предоставление высокотехнологичной медицинской помощи, расширение вместимости центра, увеличение объема оказываемых услуг, создание рабочих мест и т.д. [там же, с. 364]. Авторы утверждают, что механизм государственно-частного партнерства в данном конкретном случае показывает эффективность и оправдывает свое использование как инструмент развития инфраструктуры и реализации стратегий социально-экономического развития. Под социально-экономической эффективностью в пособии предлагают понимать повышение качества и объема предоставляемых услуг, создание рабочих мест и площадки для подготовки квалифицированных специалистов, а также создание экономического эффекта для бюджета Самарской области [24].
На основании проекта государственно-частного партнерства, проанализированного в данной главе, обучающимся можно сделать вывод о некоторых особенностях проектов создания инфраструктуры в социальной сфере и проектов государственно-частного партнерства в целом и использовать представленный механизм. Анализ данных проектов и методика расчета их эффективности являют собой несомненную практическую значимость пособия. Оно будет полезно как для студентов –будущих управленцев, так и членов Советов директоров различных российских компаний.
1. Litus S.N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak aktual'nyy mehanizm upravleniya na regional'nom urovne (anons o knige A.A. Miheeva «Upravlenie regional'noy sobstvennost'yu i privatizaciya v Rossii») Elektronnyy resurs // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. T.3. 2017. № 7. S.54-64.
2. Miheev A.A. Upravlenie regional'noy sobstvennost'yu i privatizaciya v Rossii [Tekst] / A.A. Miheev. - M.: INFRA-M, 2017.
3. Miheev A.A. Upravlenie regional'noy sobstvennost'yu v Rossii [Tekst] / A.A. Miheev. - M.: INFRA-M, 2017.
4. Miheev A.A. Vlast' i gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v fokuse rossiyskih privatizacionnyh praktik [Tekst] / A.A. Miheev // Vlast'. 2016. № 3. S. 110-124.
5. Miheev A.A., Vaganov D.A. Dolgosrochnye programmy razvitiya kompaniy s gosudarstvennym uchastiem: predvaritel'nye itogi razrabotki strategicheskih dokumentov s primeneniem klyuchevyh pokazateley effektivnosti [Tekst] / A.A. Miheev, D.A. Vaganov // Zhurnal novoy ekonomicheskoy associacii. 2015. № 1 (25). S. 190-197.
6. Miheev A.A. Korrektirovka podhodov k rasporyazheniyu gosimuschestvom kak odin iz rezervov modernizacii ekonomiki Rossii v usloviyah krizisa [Tekst] / A.A. Miheev // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2015. T. 16. № 9. S. 1229-1258.
7. Kuznecov M.E., Fedorov O.R., Miheev A.A. Dolgosrochnaya motivaciya chlenov organov upravleniya v kompaniyah s gosudarstvennym uchastiem [Tekst] / M.E. Kuznecov, O.R. Fedorov, A.A. Miheev // Akcionernoe obschestvo: Voprosy korporativnogo upravleniya. 2015. № 9. S. 60.
8. Miheev A.A. Kriterii opredeleniya sposoba privatizacii gosudarstvennoy sobstvennosti v kontekste specifiki sdelok po privatizacii krupneyshih kompaniy s gosudarstvennym uchastiem [Tekst] / A.A. Miheev // Zhurnal novoy ekonomicheskoy associacii. 2015. № 1 (25). S. 197-204.
9. Miheev A.A. Social'nye problemy urbanizacii i siti-menedzhment na etape postmoderna [Tekst] / A.A. Miheev // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2015. № 2 (35). S. 73-78.
10. Metkin N.P., Miheev A.A. Industrial'nyy klaster kak instrument strategicheskogo upravleniya otrasl'yu [Tekst] / N.P. Metkin, A.A. Miheev // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2014. № 1 (30). S. 34-40.
11. Miheev A.A. Razvitie klasterov v regional'nyh ekonomicheskih sistemah: premuestva, problemy, puti podderzhki [Tekst] / A.A. Miheev // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2014. № 3. S. 355.
12. Miheev A.A. Ekonomiko-pravovye osobennosti privatizacii municipal'nyh unitarnyh predpriyatiy [Tekst] / A.A. Miheev // Sovremennye tendencii razvitiya ekonomiki, upravleniya i prava: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. nauchnyy redaktor: E.V. Kolesnikova. 2013. S. 152-159.
13. Miheev A.A. Privlechenie investiciy kak strategicheskaya funkciya razvitiya municipal'nyh obrazovaniy [Tekst] / A.A. Miheev // Gosudarstvo, vlast', upravlenie i pravo: istoriya i sovremennost': Materialy 4-oy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Nauchnyy redaktor: Omel'chenko N.A. Redaktor: Sokolov N.N. 2013. S. 104-110.
14. Miheev A.A. Razvitie klasterov v regional'nyh ekonomicheskih sistemah: preimuschestva, problemy, puti podderzhki [Tekst] / A.A. Miheev // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2010. № 3. S. 355.
15. Miheev A.A. Metodologiya upravleniya sobstvennost'yu v ekonomicheskoy sisteme regiona [Tekst]: avtoref. dis. d-ra ekon.nauk / A.A. Miheev. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvenno-ekonomicheskiy un-t , 2009.
16. Miheev A.A. Struktura i principy formirovaniya sistemy monitoringa regional'noy sobstvennosti [Tekst] / A.A. Miheev // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. 2009. № 1 (28). S. 312-315.
17. Miheev A.A. Funkcii sistemy upravleniya sobstvennost'yu v regione [Tekst] / A.A. Miheev // Sovremennyy menedzhment: problemy i perspektivy III nauchno-prakticheskaya konferenciya: tezisy dokladov. 2008. S. 368-373.
18. Miheev A.A. Effektivnoe upravlenie sobstvennost'yu kak faktor ekonomicheskogo rosta regiona [Tekst] / A.A. Miheev //Sovremennoe ekonomicheskoe i social'noe razvitie: problemy i perspektivy uchenye i specialisty Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti - Peterburgskomu ekonomicheskomu forumu 2008 goda : sb. nauchnyh statey. otv. za vyp. A. N. Asaul. Sankt-Peterburg, 2008. S. 23-27.
19. Miheev A.A. Ob ocenke effektivnosti upravleniya sobstvennost'yu v regione [Tekst] / A.A. Miheev // Stroitel'nyy kompleks: ekonomika, upravlenie, investicii mezhvuz. sb. nauch. tr.. Yuzh.-Ural. gos. un-t, S.-Peterb. gos. inzhener.-ekon. un-t, Ural. in-t ocenki i marketinga. Sankt-Peterburg, 2008. S. 301-304.
20. Miheev A.A., Maksimov S.N. Principy formirovaniya effektivnoy sistemy upravleniya v regione [Tekst] / A.A. Miheev, S.N. Maksimov // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. 2008. № 1 (20). S. 64-67.
21. Miheev A.A. O metodah upravleniya gosudarstvennym imuschestvom regiona [Tekst] / A.A. Miheev // Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: sb. nauchnyh trudov. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu. Sankt-Peterburg, 2007. S. 174-178.
22. Miheev A.A. Privatizaciya gosudarstvennyh municipal'nyh predpriyatiy ZhKH [Tekst] / A.A. Miheev // Social'no-ekonomicheskie problemy regional'nogo razvitiya: sb. nauchnyh trudov professorsko-prepodavatel'skogo sostava fakul'teta regional'noy ekonomiki i upravleniya. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Gosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy inzhenerno-ekonomicheskiy universitet». Sankt-Peterburg, 2006. S. 257-265.
23. Miheev A.A. Celi upravleniya gosudarstvennoy sobstvennost'yu [Tekst] /A.A. Miheev // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. 2006. № 4 (13). S. 386-390
24. Miheev A.A. Pryamye inostrannye investicii v SShA: regional'naya politika [Tekst]: dis. kand.ekon.nauk / A.A. Miheev. - M., 2003.
25. Miheev A.A., Kamolov S.G., Pavlyuk A.V. Institucional'no-pravovye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Tekst]: uchebnoe posobie / A.A. Miheev, S.G. Kamolov, A.V. Pavlyuk. - M.: INFRA-M, 2018.
26. Mayorov O.V., NavasardyanA.S. Litvishkov A.E. Stroitel'stvo i ekspluataciya otdel'nogo korpusa Centra ekstrakorporal'noy gemokorrekcii i klinicheskoy transfuziologii v Samare. Materialy doklada k infrastrukturnomu kongressu «Rossiyskaya nedelya GChP-2016»., 2016. [Elektronnaya versiya] URL: http://p3week.ru/images/presenatation/preze_31-02.pdfData obrascheniya: 15.02.2017