APPROACHES TO THE CONTENTS OF MULTICULTURAL EDUCATION IN RUSSIA AND IN THE USA: COMMUNICATIVE ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the approaches to the contents of multicultural education of the Russian and American scientists in the comparative way. The author underlines that multicultural education can serve as the efficient power of the dialogic co-creation of various nations in spite of their cultural peculiarities, ensuring constructive communication of different nations and cultures.

Keywords:
multicultural education; contents of multicultural education; national education; international education; bilingual education.
Text

Проблема поликультурного образования является сегодня одной из самых насущных не только для отечественной, но и мировой педагогической науки. Актуальность вопросов, которые рассматривает поликультурное образование, подтверждается тем фактом, что количество научных публикаций на эту тему ежегодно растет, а в темах диссертаций по педагогике все чаще встречается определение «поликультурный».

Поликультурное образование затрагивает вопросы, которые возникают всегда, когда дело касается человеческих взаимоотношений, а именно терпимость к иной идентичности (культурная, этническая, религиозная или др.), расизм, сегрегация, дискриминация любого вида, экономическое и социальное неравенство, психология отдельных этнических или профессиональных групп, взаимоотношения между полами и др. Сегодня некоторые из них осмысливаются иначе, выявились новые проблемы, которые вызваны обострением старых и появлением новых конфликтов на этнической, религиозной, политической, экономической, языковой, родовой и половой основе.

В нашей стране пока поликультурное образование не возведено в ранг национальной политики в области образования, но ежегодно проводятся национальные и международные форумы по проблемам культурного плюрализма; созданы научные лаборатории, а также на базе некоторых учебных заведений открыты экспериментальные площадки, где апробируются программы поликультурного образования, разрабатываемые в этих учебных заведениях.

Как справедливо отмечает А.Н. Джуринский, в современном мире возможны «две взаимоисключающие судьбы отдельных народов», т.е. ведущий этнос либо «…раздавит самобытную культуру и образованность малых этносов, либо возможен конструктивный межэтнический диалог, в котором заметную роль играет воспитание и образование» [5]. На наш взгляд, поликультурное образование призвано обеспечить этот конструктивный межэтнический диалог.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам [10, c. 3, 4].

Таким образом, в России поликультурное образование и воспитание явились демократическим ответом на потребности многонационального населения страны.

References

1. Atutov P.R., Budaeva M.M. Metodologicheskie problemy natsional'no-regional'nogo obrazovaniya // Pedagogika. - 2001. - № 2. - S. 22-29.

2. Bessarabova I.S. Mul'tikul'turnoe obrazovanie v SShA: kontseptsiya Dzheymsa Benksa // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. - (Ser. «Pedagogika»). - 2008. - № 2. - S. 25-32.

3. Dmitriev G.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. - M.: Nar. obrazovanie, 1999.

4. Lyasheko O.V. Problema sovershenstvovaniya obrazovatel'noy i vospitatel'noy deyatel'nosti s uchetom spetsifiki Severo-Kavkazskogo regiona: tekst doklada internet-konferentsii SGU 29 oktyabrya 2003 g. URL: http: // www. etnosfera. ru/ ecentr.php (data obrashcheniya: 20.01.2013).

5. Makaev V.V., Mal'kova Z.A., Suprunova L.L. Polikul'turnoe obrazovanie - aktual'naya problema sovremennoy shkoly // Pedagogika. - 1999. - № 4. - S. 3-10.

6. Polikul'turnoe obrazovanie: dialog kul'tur i bilingval'noe obuchenie. URL: http: //www. etnosfera. ru/ecentr.php (data obrashcheniya: 23.01.2013).

7. Tishkov V.A. Ponimanie i upravlenie etnokul'turnym mnogoobraziem. URL: http://www.etnosfera.ru/ecentr.php (data obrashcheniya: 23.01.2013).

8. Tolerantnost' / pod obshch. red. M.P. Mchedlova. - M.: Respublika, 2004.

9. Uvarov M.S. Polikul'turnyy sintez kak paradigma gumanitarnogo obrazovaniya. URL: http://www. etnosfera.ru / ecentr. php (data obrashcheniya: 25.01.2013).

10. Khayrullin R.Z. Sostoyanie i perspektivy razvitiya natsional'nykh sistem obrazovaniya v Rossii. URL: http://tatar-history.narod.ru/federal.htm (data obrashcheniya: 25.01.2013).

11. Tsybanev N.P. Povyshenie kvalifikatsii pedagogov gimnazii dlya realizatsii polikul'turnogo obrazovaniya: dis. …kand. ped. nauk. - Rostov-n/D, 2002.

12. Nieto S. Affirming diversity: The sociopolitical context of multicultural education (3rd ed.). - New York: Longman, 2000.

13. Valimaa J. Indigenous minorities in higher education. - Boston: Houghton Mifflin, 2000. - 467 p.

14. Bolotina T.V. Problema prav cheloveka v soderzhanii obrazovaniya // Pedagogika. - 1999. - № 2. - S. 3-9.

15. Gukalenko O.V. Natsional'naya shkola v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Polikul'turnoe obrazovanie i natsional'naya shkola: Mat-ly «kruglogo stola» nauch.-metod. zhurnala «Pedagogika» (Belogorsk, 18-19 noyabrya 2004 g.). - Simferopol', 2004. - S. 30-36.

16. Dzhurinskiy A.N. Polikul'turnoe vospitanie v sovremennom mire. - M.: Prometey, 2002.

17. Ershov V.A. Polikul'turnoe obrazovanie v sisteme obshcheobrazovatel'noy podgotovki uchashchikhsya sredney shkoly: avtoref. dis. …kand. ped. nauk. - M., 2000.

18. Krasnov I.L. Mnogokul'turnoe obrazovanie v uchebnykh zavedeniyakh SShA: dis. …kand. ped. nauk. - Petrozavodsk, 2004.

19. Polikul'turnoe obrazovanie: dialog kul'tur i bilingval'noe obuchenie. URL: http: //www. etnosfera. ru/ecentr.php (data obrashcheniya: 23.01.2013).

20. Crawford J. Bilingual education: history, politics, theory and practice. - Los Angeles: Bilingual Education Services, 1999.

21. Schechter S., Cummins J. Multilingual education in practice: using diversity as a resource. - Portsmouth, NH: Heinemann, 2003.

22. U.S. Department of Education. National Center for Education Statistics. The condition of education. - Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 2004.

Login or Create
* Forgot password?