Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
This article sums up the results of the international scientific-practical conference «Teacher for the Future: Language, Culture, Personality», devoted to the 200th anniversary of F.I. Buslayev, an outstanding Russian scholar, linguist, academician and educationalist. Held in the MPSU, the conference brought together academics, scholars and researchers, university professors and school teachers, post-graduates, masters, bachelors and students to consider some topical issues of the Russian language teaching methods.
methodology of Russian language teaching, conference, professional preparation of school teachers, pedagogue F.I. Buslaev, actual problems.
Каким специалистом должен стать будущий учитель-словесник? Как должен быть организован учебный процесс для результативной подготовки студентов-филологов? Какие шаги необходимо предпринять для повышения профессиональной компетентности педагога-русиста? Эти и другие проблемы находились в фокусе внимания международной научно-практической конференции «Учитель для будущего: язык, культура, личность», посвященной 200-летию со дня рождения великого педагога Федора Ивановича Буслаева — основателя Московской методической школы. Этот представительный научный форум состоялся 23–24 марта 2018 г. в Московском педагогическом государственном университете по инициативе кафедры методики преподавания русского языка. Конференция «Учитель для будущего: язык, культура, личность» собрала около 100 участников из 26 регионов России, 5 стран ближнего и дальнего зарубежья (Таджикистан, Италия, Сербия, Китай, Таиланд), а с учетом заочного участия заявки в оргкомитет прислали свыше 170 человек. С приветственным словом к участникам конференции обратились проректор по межрегиональным и международным связям канд. филол. наук, проф. Л.В. Дудова, директор Института филологии д-р филол. наук, проф. Е.Г. Чернышева, заместитель директора Института филологии, д-р филол. наук,, проф. В.Н. Базылев, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка д-р пед. наук В.Д. Янченко. 23 марта 2018 г., в первый день конференции, состоялось расширенное пленарное заседание, на
котором с глубокими и содержательными докладами выступили академик РАО д-р пед. наук, проф. Н.Д. Никандров «Текст и воспитание», д-р пед. наук, проф. А.Д. Дейкина «Гуманистическая традиция Ф.И. Буслаева и современные профессиональные ценности учителя», д-р филол. наук, проф. В.Н. Базылев «Ф.И. Буслаев — о времени и о себе (русский филолог о становлении русской филологии XIX в.)», д-р пед. наук, проф. Л.А. Ходякова «Культуроориентированная методика развития речи — воплощение идеи Ф.И. Буслаева о соизучении языка и культуры», д-р пед. наук, доц. О.Е. Дроздова «Русский язык как «предмет предметов»: миссия учителя-словесника». Д-р пед. наук, зав. кафедрой методики преподавания русского языка МПГУ В.Д. Янченко познакомил участников конференции с редкими материалами, рассказывающими о раннем, пензенском периоде биографии Ф.И. Буслаева, а также по просьбе заслуженного деятеля науки РФ д-ра пед. наук, проф. Е.И. Пассова (г. Липецк) от имени автора прочитал его доклад «Духовный потенциал русской словесности. К проблеме создания системы профессиональной подготовки учителя». По окончании пленарного заседания прошла презентация новых книг, среди которых монография Н.Л. Мишатиной «Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы» (Санкт-Петербург, 2017), учебное пособие А.Д. Дейкиной и В.Д. Янченко «История методики преподавания русского языка в биографических очерках» (Москва, 2017), книга А.Д. Дейкиной, О.Н. Левушкиной, Н.А. Нефедовой
«Работа со словарями в системе школьного образования» (Москва, 2017), монография Л.А. Ходяковой «Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика» (Москва, 2018), пособие Е.С. Александровой «Тренажер по русскому языку. Орфография. Пунктуация. 5–9 класс (Москва, 2014–2018), монография О.В. Гордиенко «Креативно ориентированная методика как фактор развития профессионального мышления будущего учителя русского языка (Москва, 2017).