THE RELATIONSHIP OF AGGRESSIVENESS AND SELF-REGULATION IN CONVICTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of a study of the relationship between aggressiveness and self-regulation of convicts. The main objective of the study is to determine the characteristics of aggression and self-regulation of convicts serving sentences in places of deprivation of liberty. The subject of the study are the psychological characteristics of the convicts. The hypothesis of the study was that there is a connection between aggressive behavior and conflict and low level of volitional self-regulation. 422 respondents took part in the study. According to the results of the study, significant differences in the level and form of aggressiveness between groups with high and low aggressiveness are described, in addition, a correlation analysis was performed to identify the relationship between the level of aggression and personal characteristics, and also the types of personality of convicts based on factor analysis.

Keywords:
aggressiveness, self-regulation, volitional self-regulation, peculiarities of aggressiveness of convicts, convicts.
Text

В настоящее время активно развивается пенитенциарная психология. В исследованиях подчёркивается особая важность проблемы формирования комплексного представления о личности преступника, для правильного построения психокоррекционной, профилактической и воспитательной работы с различными категориями лиц. Большое количество исследований по данной проблеме посвящено изучению личностных особенностей осуждённых: Усачев А.Н (Личностные особенности осуждённых) [13], Майоров О.А. (Характерологические особенности личности осужденных)[8], Гришко Н.А. (Личностные особенности женщин, осужденных за совершение преступлений в семейно-бытовой сфере) [3], Стешич Е.С. (Личностные особенности осужденных, виновных в причинении смерти по неосторожности) [11], Ракитская.О.Н (Психологические особенности лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности) [10], Мариева И.Г., Сенько В.Г. (Акцентуации характера осужденных с особенностями профилактируемого статуса) [7], Ашин А.А (Значение психологических особенностей личности, в процессе исправления несовершеннолетних осужденных) и др.

В отечественной пенитенциарной науке данную проблему рассматривали А.Г. Абрамова, А.Р. Ратинов, А.А. Михлин, Е.Г. Самовичев, Э.Ф. Побегайло, В.Н. Кудрявцев, О.Ю. Михайлова, О.Д. Ситковская, Е.Н., С.Н. Ениколопов и др.

Особенно актуальны сейчас исследования агрессивности осуждённых. Исследованиям агрессивности посвящены работы: Дворянчикова Н.В., Зелениной М.М. (Психологические особенности агрессивных проявлений лиц, осужденных условно) [4], Фурманова И.А. (Агрессивность осужденных с различным составом совершенного преступления) [15], Печерского В.Г. (Агрессивность в структуре межличностного взаимодействия делинквентной личности) [9], Дроздова О.И. (Система психолого-воспитательных и социальных мероприятий, направленных на снижение агрессии среди несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях) [5], Токмакова Д.С. (Агрессия в структуре личности несовершеннолетнего насильственного преступника) [12], Фортова Л.К., Комарова Я.Б. (Профилактика гетероагрессии у несовершеннолетних осужденных) [14], Александрова Н.Ю., Велькова М.М., Снигирева С.В. ("Я-концепция" и агрессивное поведение осужденных), Калашникова А.С., Василенко Т.Г. (Сравнительный анализ личностных структур лиц, совершивших агрессивные и неагрессивные правонарушения).

Однако, на сегодняшний день специфика агрессивного поведения осужденных остаётся недостаточно изученным. Ещё меньше внимания уделяется взаимосвязи агрессивности и саморегуляции у осуждённых. Это обуславливает актуальность нашего исследования.

В обществе принято считать, что преступник – это опасная и агрессивная личность. Однако, по результатам нашего исследованиябольшая часть осуждённых имеет низкий уровень агрессивности. Известно, что места лишения свободы сами по себе являются катализатором негативных психических состояний, в том числе и агрессивности. Находясь в местах лишения свободы, на человека оказывают давление такие факторы какдепривация потребностей, изоляция, у осуждённых развиваются негативные эмоциональные состояния - вина, обида, стыд,страх. Агрессивность – это социально-психологический феномен, который рассматривается как совокупность факторов, которые обуславливают его возникновение. И если есть факторы, усиливающие агрессивность, то есть и те, которые её сдерживают. Таким образом, изучение проблемы агрессивности невозможно без учета факторов предупреждающих и подавляющих агрессию личности.

Цель нашего исследования - определить особенности агрессивности и саморегуляции осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, установить особенности связей между агрессивностью и личностными характеристиками осуждённых. Диагностика осуществлялась при помощи методик: «Опросник состояния агрессивности» Басса-Дарки, Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, Тест «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева. Нами были использованы U-критерий Манна-Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, факторный анализ.

Исследование проводилось на базе одной из исправительных колоний Нижнего Новгорода. Выборку составили осуждённые мужчины общего режима.

Перед тем как приступить к анализу, мы поделили всех респондентов, используя для этого индекс агрессивности методики Басса-Дарки. В результате исследования агрессивности было выявлено: 60% респондентов имеют низкий уровень агрессивности, 31% осуждённых – средний и 9% (37 человек) – высокий. Для дальнейшего исследования мы взяли 37 человек с высоким индексом агрессивности, и случайным образом отобрали по 43 респондента из групп со средним и низким уровнем агрессивности. Далее, с помощью U-критерий Манна-Уитни мы доказали, что существуют значимые различия по каждой группе. В данной статье мы уделим особое внимание различиям  между осуждёнными с высоким и низким уровнем агрессивности (рис.1).

Рис.1 – Сравнение средних значений по шкалам методики «Опросник состояния агрессивности» у осуждённых с низким и высоким уровнем агрессивности

Из рисунка 1 видно, что у группы с высоким уровнем агрессивности имеются повышенные значения по всем шкалам, то есть все характеристики им присущи в той или иной степени. Но особенно ярко выражены шкалы вербальная агрессивность, враждебность, физическая агрессивность и раздражительность. Это говорит о том, что члены данной группы негативно настроены по отношению к другим людям, недоверчивы, в большей степени проявляют агрессию вербально (оскорбление, провокация, пререкания) и/или применяют физическую силу, нанося ущерб здоровью других. В группе с низким уровнем агрессивности преобладают показатели по шкалам враждебность, аутоагрессия и вербальная агрессивность. Данной группе свойственно выражать негативные чувства, используя вербальную форму агрессивности – крик и угрозы, но при этом они не переходят к их реализации на других. Вероятнее всего эта форма агрессивного поведения используетсяосуждёнными данной группы лишь как способ обозначить свою позицию «Не трогайте меня, я опасный» и как способ защитить себя от других. Хоть данной группе и свойственна враждебность, заключённые выражают негативные чувства, нанося вред не другим, а себе. Все негативные импульсы направляются на самого человека - самообвинение и самоунижение, вплоть до нанесения телесных повреждений. Не проявляют оппозиционного поведения.

Чтобы понять, с чем могут быть связанны эти особенности, мы проанализировали личностные характеристики осуждённых по методикам «Исследование волевой саморегуляции» (рис.2) и «Личностная агрессивность и конфликтность» (рис.3).

Рис.2 - Сравнение средних значений по шкалам методики «Исследование волевой саморегуляции»  у осуждённых с низким и высоким уровнем агрессивности

По результатам методики «Исследование волевой саморегуляции» (рис.2) видно, что группа с низким уровнем агрессивности отличается повышенными показателями по всем шкалам (саморегуляция, самообладание, настойчивость), это говорит о том, что по сравнению с осужденными, имеющими высокий уровень агрессивности, они эмоционально устойчивы, спокойны и хорошо владеют собой в различных ситуациях. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, может приводить к повышению утомляемости и внутренней напряженности (ожидания не оправдываются), отсюда и могут возникать аутоагрессивные тенденции, убеждённость в том, что он является плохим человеком. Осуждённые же с высоким уровнем агрессивности не ограничивают себя в выражении агрессивных тенденций, они могут себе позволить сбросить деструктивную энергию на другого человека.

Рис.3 - Сравнение средних значений по шкалам методики «Личностная агрессивность и конфликтность» у осуждённых с низким и высоким уровнем агрессивности

 

По результатам методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (рис.3) наибольшую выраженность получила шкал конфликтность и бескомпромиссность. То есть чаще всего возникновение конфликтов в данной группе осуждённых обусловленоупрямством и нежеланием идти на уступки.В группе же с высоким уровнем агрессивности наряду с выше указанными шкалами преобладает показатель позитивная агрессивность. Это поведениепроявляется в игнорировании чужого мнения, категоричности взглядов и авторитарности, в стремлении захватить инициативу.

Обобщив результаты трёх методик, мы получили следующие отличительные характеристики уровней осуждённые с высоким уровнем агрессивности: негативно настроены по отношению к другим людям, недоверчивы, в большей степени проявляют агрессию вербально (оскорбление, провокация, спор) и/или применяют физическую силу, нанося ущерб здоровью других. Имеют затруднения при налаживании отношений с другими людьми и умении адекватно реагировать на те или иные ситуации. Игнорируют интересдругих, авторитарны, категоричныво взглядах, стремятсяподчинять. Они импульсивны, легко возбудимы и имеют низкий уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

Осуждённые с низким уровнем агрессивности: по отношению к другим людям настроены враждебно, деструктивные чувства выражают, используя вербальную форму агрессивности – крик и угрозы, но при этом не переходят к их реализации на других. Все негативные импульсы направляются на самого себя, это проявляется в самообвинении и самоунижении, вплоть до нанесения телесных повреждений. Эмоционально устойчивы, спокойны и хорошо владеют собой в различных ситуациях. Конфликты в данной группе осуждённых обусловлены упрямством и нежеланием идти на уступки.

На следующем этапе нашего исследования мы провели корреляционный анализ.

Анализируя полученные данные, мы выявили общие корреляционные связи между группами (рис.4,5), а именно: группу связей между враждебностью, раздражительностью и подозрительностью, а также враждебностью и обидчивостью. Эти личностные особенности являются ключевыми факторами агрессивности. Чем сильнее у заключённоговыражены указанные выше личностные характеристики, тем ярче проявляется агрессивность личности.

В состав четвёртого фактора была выделена всего одна шкала – чувствительность (аутоагрессия). Это личность, которой свойственно направлять свою агрессию на себя, которая проявляется в аутоагрессивных, деструктивных тенденциях, самообвинении и самоунижении, самопожертвование ради тех, кто в этом не нуждается, членовредительстве (порезы, попытки проглотить/съесть непредназначенные для этого предметы). Имеют неустойчивую самооценку, чрезмерное социальное беспокойство, подавленное настроение, вызванное мыслями о своих несчастьях. Мы назвали этот фактор  «Депрессивный».

РАЗ – Раздражительность

ОБ – Обида

СО – Самообладание

ИВСР – Индекс волевой саморегуляции

ИВ – Индекс враждебности

ПОД – Подозрительность

Рис.6 Фрагмент корреляционной плеяды группы с низким уровнем агрессивности

Анализируя корреляционные плеяды (рис.6), мы обнаружили следующие особенности. В группе с низким уровнем агрессивности имеется сдерживающие факторы – это показатель волевой саморегуляции, который имеет обратную связь с обидчивостью, показатель самообладание, который имеет обратную связь с раздражительностью, подозрительностью и обидой. Примечательно, что в группе с высоким уровнем агрессивности эти связи отсутствуют. Это частично подтверждает нашу гипотезу о том, что саморегуляции является фактором сдерживающим агрессивные побуждения.

На заключительном этапе нашего исследования, мы провели факторный анализ(таблица 1). По результатам факторного анализа мы получили 4 группы факторов, которые характеризуют тип личности осуждённого данной выборки. Рассмотрим каждый из выявленных факторов более подробно.

Таблица 1 – Типы личности осуждённых, выявленные по результатам факторного анализа

 

Шкалы

Тип личности осуждённого

Вспыльчивый

Авторитарный

Эмоционально незрелый

Депрессивный

Самообладание

-,151

-,227

-,805

-,198

Настойчивость

-,022

,003

-,760

-,037

Наступательность

,290

,710

,098

,098

Неуступчивость

,197

,793

,054

-,006

Физическая агр.

,803

,206

,135

-,103

Вербальная агр.

,803

,141

,013

,032

Косвенная агр.

,718

,127

,131

,244

Раздражительность

,766

,211

,138

,352

Чувствительность

,315

-,061

,180

,775

 

Первый фактор включает в себя физическую, вербальную, косвенную агрессивность и раздражительность. Следовательно, такой тип личности находится в состоянии готовности к проявлению негативных чувств в любой форме -может позволить себе резкие высказывания, оклеветать, применить физическую силу и т.п. Мы назвали такой тип личности «Вспыльчивый».

Второй фактор состоит из показателей неуступчивость и наступательность (напористость). Такая личность настойчива, категорична, стремится захватить инициативу, не считается с чужим мнением, не идёт на уступки. Мы определили этот фактор как «Авторитарный».

Третий фактор был выделен на основе шкалы самообладание и настойчивость со знаком минус, это значит, что нам нужно перевернуть значение этого фактора. Следовательно, такой личность отличается импульсивностью, неустойчивостью намерений, чувствительностью и низким уровнем произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Мы назвали такой тип личности «Эмоционально незрелый или инфантильный».

Таким образом, нашим исследованием мы подтвердили, что существует взаимосвязь саморегуляции и агрессивности, и в связи с этим необходимость в дальнейшемизучение криминального агрессивного поведения и личности преступника в контексте особенностей саморегуляции. Результаты, полученные в нашем исследовании, помогут повысить эффективность ресоциализации осуждённых, необходимой для предупреждения рецидивов, а также повысить эффективность  коррекции ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе.

References

1. Aleksandrova N. Yu., Vel'kov M. M., Snigirev S. V. «Ya-koncepciya» i agressivnoe povedenie osuzhdennyh // Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike [Scientific research: from theory to practice]. - 2015. - №. 1 (2) - pp. 145-148 (in Russia).

2. Ashin A. A. Znachenie psihologicheskih osobennostey lichnosti v processe ispravleniya nesovershennoletnih osuzhdennyh // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Vladimir law Institute]. - 2007. - №. 2. - pp. 40-43 (in Russia).

3. Grishko N.A. O nekotoryh lichnostnyh osobennostyah zhenschin, osuzhdennyh za sovershenie prestupleniy v semeyno-bytovoy sfere // III Mezhdunarodnyy penitenciarnyy forum "prestuplenie, nakazanie, ispravlenie" [the third international penitentiary forum "crime, penalty, correction"]. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2017. - pp. 145-148 (in Russia).

4. Dvoryanchikov N. V., Zelenina M. M. Psikhologicheskiye osobennosti agressivnykh proyavleniy lits, osuzhdennykh uslovno // Psikhologiya i pravo [Psychology and Law] - 2011. - № 2. - pp.99-109 (in Russia).

5. Drozdova O. I. Sistema psihologo-vospitatel'nyh i social'nyh meropriyatiy, napravlennyh na snizhenie agressii sredi nesovershennoletnih v penitenciarnyh uchrezhdeniyah (opyt raboty UFSIN Rossii po Arhangel'skoy oblasti) // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Vedomosti of the penal system]. - 2014. - №. 9 (148). - pp. 2-8 (in Russia).

6. Kalashnikova. A.S., Vasilenko. T.G Sravnitel'nyy analiz lichnostnyh struktur lic, sovershivshih agressivnye i neagressivnye pravonarusheniya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie www.psyedu.ru [Psychological science and education www.psyedu.ru ]. - 2014. - № 3. - pp. 94-105 (in Russia).

7. Marieva I. G., Sen'ko V. G. Akcentuacii haraktera osuzhdennyh s osobennostyami profilaktiruemogo statusa // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application]. - 2011. - №. 19-1. - pp. 105-109 (in Russia).

8. Mirovoy O.A Sistematizaciya harakterologicheskih osobennostey lichnosti osuzhdennyh kak osnova postroeniya kompleksnyh psihokorrekcionnyh programm.: avtoref. dis. …kand. psih. nauk [The systematization of the character peculiarities of the personality of convicts as a basis of construction of a complex of psycho-corrective programs.: autoref. dis. ... kand. phsych. sciences]. - Ryazan':Akademiya prava i upravleniya FSIN, 2009. - 26 p.

9. Pecherskiy V. G. Agressivnost' v strukture mezhlichnostnogo vzaimodeystviya delinkventnoy lichnosti // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Saratov state socio-economic University]. - 2005. - №. 11-1. - pp. 102-110 (in Russia).

10. Rakitskaya O. N. K voprosu o psihologicheskih osobennostyah lic, osuzhdennyh za prestupleniya ekstremistskoy napravlennosti // Ugolovno-ispolnitel'naya politika i voprosy ispolneniya ugolovnyh nakazaniy [Penal policy and issues of execution of criminal penalties]. - 2016. - pp. 898-901 (in Russia).

11. Steshich E. S. Ustanovlenie lichnostnyh osobennostey osuzhdennyh, vinovnyh v prichinenii smerti po neostorozhnosti // Yurist'-Pravoved' [Lawyer-Jurist] - 2014. - №. 2 (63).- pp. 67-70 (in Russia).

12. Tokmakov D. S. Agressiya v strukture lichnosti nesovershennoletnego nasil'stvennogo prestupnika // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta [Bulletin of the North Caucasus Federal University]. - 2010. - №. 3. - pp. 216-220 (in Russia).

13. Usachev A. N. Issledovanie lichnostnyh osobennostey osuzhdennyh // Perspektivy nauki [Prospects of science]. - 2011. - №. 6. - pp. 61-64 (in Russia).

14. Fortova L. K., Komarova Ya. B. Profilaktika geteroagressii u nesovershennoletnih osuzhdennyh // Psihologiya i pedagogika XXI veka: teoriya, praktika i perspektivy [Psychology and pedagogy of the XXI century: theory, practice and prospects]. - 2017. - pp. 81-84 (in Russia).

15. Furmanov I. A. Agressivnost' belorusskih osuzhdennyh s razlichnym sostavom sovershennogo prestupleniya // Psihologiya i pravo [Psychology and law]. - 2011. - №. 2. - pp. 88-98 (in Russia).


Login or Create
* Forgot password?